Набилки - Народное божество
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел Н
__________________________________________________________________________
Набилки
Наброжие
Нави
Навка
Навной
Навое
Навпа
Навь
Навьи
Нагай
Названный брат
Налёт
Намной
Наречницы
Народное божество
__________________________________________________________________________

Набилки. Мотив «свадьбы предметов» — ступы с пестом, печной трубы с хатой, мотовила с набилками — представлен в обрядовых действиях, преданиях, шуточных стихах и песнях, в бытовых действиях и фразеологии («женить горелку» — сливать водку в общую чашку на свадьбе, «женить квас, пиво» — разбавлять их водой, «женить серп» — обвязывать его колосьями). .

Наброжие. Домовые или лешие. Наводят снег и дождь. Наводят зверьё на скот. Нагуливают аппетит, настроение (как хорошее, так и плохое), вес.

Набсур. Навуходоносор. Когда князем был Набсур-царь, который нас под себя взял, то мы отдавали ему своих юношей для войны, и тогда мы претерпевали побои палками по половым органам, и чреслам, и щекам, и не могли это стерпеть. Но потом случилось великое землетрясение, и земля вертелась, и многие возносились к Сварге. Многих наших русских праотцов забрали и угнали люди Набсура. Многие сильные враги на Русь напали с трёх сторон. Пошли мы тогда пошли под Набсура- царя. А затем ушли в солнечный Египет. И долго в те годы давали мы дань. Но прошли дни, и русы убежали от Набсура! Ибо мы праотцы не потекли за ним, а пошли к краям нашим. И там мы сложили песни наши об Индре и Валу. По преданию после исхода из Семиречья попали русы в Египет под Набсура-Навуходоносора, но смогли и от туда убежать.

Нави. Южнославянские, украинско-карпатские и украинские мифологические персонажи — души некрещеных младенцев, мертворожденных детей (иногда — души женщин, умерших в родах). Названия типа «нави» восходят к древнерусским словам навь, навье и др., обозначающим мертвых и их мир: «из навии въскрьсе», «навьмь мъвь творять», «приходили к намь навья мытся». «Нави» упоминаются в «Повести временных лет» (под 1092 г.) в рассказе о происшествии в Полоцке, который подвергся ночному нападению «навий» (названных здесь «бесами»), избивающих жителей и оставляющих на их телах смертоносные язвы. Южнославянские «нави» чаще всего имеют орнитоморфный облик (птенцы, Цыплята, большие черные птицы и др.), выдают свое присутствие характерны» писком или свистом, ведут себя агрессивно по отношению к людям; главная их злокозненная функция — нападать на свою мать и на рожениц, мучить их в течение 40 дней после родов, высасывать У них молоко, лишать сна, насылать болезни, душить детей, выпивать кровь у новорожденных и их матерей; нападать на пастухов и конюхов по ночам, выпивать молоко у овец и коров и т.п. В украинских Карпатах, а также спорадически в других регионах Украины за этими именами закреплены два основных персонажа: в детском и женском обличьях. Гуцульские нявки — души некрещеных младенцев (см. Дети некрещеные), мертворожденных детей, а также детей, убитых своими матерями непосредственно после рождения; они нападают на детей и женщин, сосут у них кровь, душат женщин. Украинские мавки — некрещеные младенцы или дети, уворованные вскоре после рождения дьяволом; они живут в лесах, а на Пасху собираются на крестный ход к церкви и просят себе креста. В отличие от южнославянских навий и гуцульских нявок у украинских мавок «вампирские» функции не выражены. В украинских Карпатах и на Украине теми же именами могут обозначаться женские персонажи, приближающиеся как к восточнославянским и карпатским русалкам, так и к болгарским русалиям. Они появляются чаще всего на троицкой неделе или в Петров пост; танцуют и вытаптывают траву; приглашают к себе на игрище овчара, который играет для них на сопелке; они обитают в воде и могут затащить туда человека, решившего в это время купаться; насылают засуху, вихри, болезни. На восточнославянской территории область распространения мифонимов типа «нави» непосредственно примыкает к обширной зоне бытования хрононимов Навский (Намский) четверг, Навская Паска. На Украине и в Белоруссии этот хрононим относится к Страстному четвергу (редко), а обычно — к четвергу пасхальной недели и обозначает поминальный день, когда люди совершают характерные поминальные действия на могилах (убирают, чистят, оставляют там еду, угощают нищих и т.п.). Иногда Страстной и пасхальный четверги, у восточных славян называемые «Навскими», посвящались непосредственно «мавкам» и «нявкам». Мавки — души умерших некрещеными детей — выходили в четверг пасхальной недели из воды и оставались на земле до Преполовения или до Троицы. В этот день устраивали семейные поминки по умершим детям. В «глухое время» некрещеные младенцы, превратившиеся в птенцов (нави), нападают на людей (особенно рожениц) и скот; в это время по земле ходят и другие покойники.

Навка. Мавка. Русалка. У русских уже давно принято объединять слово мавка с древне русским „навь“— „мертвец“. Души некрещеных детей становятся навками.

Навной. Есть неясная персонификация в сторону Бога обновления. Существует таинство связи между Святовитом и Навным, где Навной понимается как выдающийся Бог одного из Миров, скорее Тёмного. Тогда Навной является представителем рода Чернобогов. Упоминается вместе с богом русских середины 9 века Святовитом, но как понятие, «Навная Ипостась» Бога Святовита.

Навое. Есть упоминание о навое в одном месте у А.М. Ремезова в его книге «К Морю-Океану». Водяные Бродницы, плавая, тихо волновали синие воды и, чаруя глубокие недра, призывали навое из тёмных могил.

Навпа. Водяной. По общерусским поверьям, водяной может быть человеком с рыбьим хвостом вместо ног. Водяной-полурыба имеет особое название — «навпа» (Смол.) или «павпа» (Костр., Смол., Нижегор., Том., Якут.) (Черепанова). .

Навь. Навьё, навы. Навь - Тёмная сила, управляющая миром, одновременно - загробный мир, "тот свет". Также - философское понятие, аналогичное понятию Инь в китайской философии, тамас в индийской философии(пассивные силы, пытающиеся сохранить мир неизмененным). Противостоит Яви. Духи мёртвых, враждебные человеку; воплощение смерти, существа без плоти, которые движутся при движении мысли об умерших. Древние славяне считали, что причиной смерти является навья косточка, которая сохраняется в разлагающемся трупе. Навь появляется после полуночи; облако — видоизмененная в худшую сторону фигура человека, его лицо. Избежать встречи с навью можно, если чтить память умерших родственников. В «Навий день», на Радуницу, справляли здесь «оклички» покойников. (Радуница — день поминовения умерших, приуроченный к последнему четвергу великого поста). Навь - нематериальный мир. Также, собирательное, образное название темных богов. Повелитель Нави – Чернобог (сатана). На синей реке, где время не вечно, там княжит Правь истинная, а Навь совлечена ниже Яви. Навь же - после Прави, и до Прави есть Навь. А в Прави есть Явь. Навь - мнимая, ложная ипостась бытия. Пространство обманных форм, лживых идей и порочных соблазнов. Навь борется с Правью. Навью в этой борьбе правит Чернобог, а через него – Сатана. Триглав объединяет в единое целое три нравственных ипостаси бытия: Явь, Навь и Правь. От Нави и уточки из яйца родился Ворон. После смерти человека, если он нарушал объективные законы Бытия, его тонкоматериальные тела, отягощенные кармическим последствием (грузом души) опускаются в инфракрасный спектр бытия - мир Нави, т.е. в нематериальный, потусторонний мир. .

Навьи. Навьи вполне сравнимы с чукотскими «келетами». Навьи (навии) - от древнерусского навь - духи смерти, духи умерших иноплеменников. Злые души тех, кто умер насильственной смертью. Из непогребенного же или умершего ранней смертью (самоубийство) тела дух вылететь не может, и истлевает вместе с ним, превращаясь из любви в ненависть. Так появляются навьи (см. заложные покойники). Навьи представлялись в виде огромных чёрных птиц без оперения, летающих по ночам, в бурю и дождь, «на злых ветрах» или в образе некий существ, обросших густыми волосами и с хвостом. Эти птицы кричали, как голодные ястребы; их крик предвещал смерть. Подобные представления о навьях сохранялись в сознании людей до ХХ века. Навьи нападали на женщин, детей, сосали их кровь. Считалось, что они могли насылать болезни на людей и домашний скот, а так же стихийные бедствия. По ночам навиьи носятся по улицам, поражая всех, кто выходит из дома. Люди умирали от ран. Потом навьи стали и денем появляться на конях, но были невидимы. Для спасения от навий надо было не выходить из дома. Чтобы защитить жилища, необходимы были обереги, заговоренные предметы и т.п. С собой всегда носили головку чеснока, иголку без ушка или серебряный амулет. Эти обереги защищали от любой нечисти, в частности от колдовства. Одежда людей включала специальную вышивку с охранительными знаками от навий. Навий можно было и умилостивить. Их приглашали помыться в баню, под навесом которой или на крыше оставляли для них пищу(чёрную курицу, веник, мыло). Южные и западные славяне полагали, что навии могут определить судьбу ребенка. Считали. что невидимые навии собираются у постели роженицы и решают, будет ребенок жить или же умрет. Обреченному на смерть навии ставили невидимый "навий знак".

Нагай. Ногуй, Игон. Древнерусское название грифона.

Названный брат. Горыня обещал Велесу стать ему братом названным, когда конь у него стал спотыкаться.

Налёт. Мечта. Летает по ночам к людям, тоскующим по покойникам, чтобы извести их. Мечта, или налет, могут быть видимы только для тех, кого они посещают, остальные замечают лишь сияние. Сделать налет видимым способны лишь колдуны. Для этого колдун берется рукой за пятку и держит ее "со словом", с заговором. Летящая мечта, налет тогда остановится, закружится, пока не рассыплется и не предстанет снова человеком. Бросит колдун пятку - налет снова окажется невидимкой или рассыплется. Чтобы налет не пугал спящего, его обкладывали крестиками из липы, ставили такие крестики на окнах, дверях, в заслоне, в трубе. При появлении налета колдуны его увещевают: "Куда ты идешь? Мертвые к живым не ходят. Аминь! Мое место свято!" Другие спасаются тем, что кладут на ночь под голову списанную молитву ангелу-хранителю, курят в доме ладаном, корнем чародейной плакун-травы.

Намной. Вредоносный дух, подобно навьям, наваливающийся на спящего человека и терзающий его так, что утром обнаруживаются на теле синяки и кровоподтеки. Горе такому бедолаге - вскорости он непременно захворает, а то и окочурится. Зеркалица не любит нечистой силы и нипочем не желает принимать ее облик, оттого домовые, кикиморы, вострухи, намные и прочие нечистики, а также привидения в зеркале не отражаются. Если это все-таки происходит, значит, Зеркалица порчена злым колдуном, попала в его полную власть и сделалась враждебна людям.

Наречницы. Орисницы, рожделницы, Лаймы. Женские мифологические персонажи славян, посещавшие ребенка вскоре после его рождения (чаще всего на 3 день) и предсказывающие ему судьбу.

Народное божество. Боровин.

Hosted by uCoz