Мунт - Мясопуст
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел М
__________________________________________________________________________
Мунт
Муравей
Муравьиный лев
Мусайла лес
Мухи
Мшанки
Мынгузцы
Мыслич
Мышка
Мышь
Мышь летучая
Мяндаш
Мясопуст и Карнавал
__________________________________________________________________________

Мунт. По средневековым представлениям русских ученых книжников, зафиксированным еще в одном популярном апокрифе, кратко именуемом “Откровение Мефодия Патарского” [один из Отцов церкви. - В.Д.], первым астрономом и космологом - носителем “острономейной мудрости” был Мунт, четвертый сын Ноя (Библия такого не знает, зато о нем говорится в сочинениях Иосифа Флавия), который после потопа поселился в северных полуночных странах, на территории нынешней России: “Мунт живяше на полуношной стране, и прият дар много и милость от Бога и мудрость острономейную обретете”. Составил же “сию книгу острономию” Мунт вопреки предостережениям Архангела Михаила, бросив вызов божьему посланцу и самим небесам (точно так же, как когда-то поступил Прометей), уравняв тем самым силу человеческого разума с неизведанными силами Вселенной. Конечно, все это легенда, но она вполне поддается смысловой реконструкции. Тем более, что здесь речь идет о вехах становления русского космизма.

Муравей. Обладает некоторыми свойствами домашнего домового. Насекомое, символика которого определяется в основном признаком множественности. Муравей наделен и хтонической символикой. Арабский автор ал-Масуди ( ум. 956) описывает славянского идола в виде старца с посохом, которым тот извлекает из могил останки умерших. Под правой ногой его помещены изображения муравьев, под левой — воронов и других черных птиц. Атрибуты мертвеца в качестве источника, порождающего Муравьев, фигурируют в магическом способе насылания порчи у поляков (волосы с бороды покойника, добытые из могилы, и каменную крошку с надгробия бросают на очаг, чтобы расплодились Муравьи). Известны славянам и представления о Муравье как облике души. Роль домашнего покровителя выражена у Муравьев слабее, чем у многих «гадов» и некоторых домашних насекомых, в основном в виде примет. Так, у русских Муравей в доме — к счастью, у болгар и македонцев — к богатству. Нередко плохим предзнаменованием считалось появление в доме лишь черных Муравьев: черные предвещали смерть, а рыжие — счастье. Появление Муравьев в доме связывалось у поляков с нарушением запрета есть в Великую пятницу после полудня или после захода солнца освященную в этот день еду. У болгар женщины соблюдают запрет на все виды работ в день св. Афанасия («Черный день», 5. VII), чтобы Муравьи и другие насекомые не поели посевов. Муравьям посвящен также день св. Мавры — по созвучию имени этой святой с названием Муравьев (болг. «мрава» — муравей). Характерный для Муравьев признак множественности по разному используется в гаданиях и магических действиях, связанных со скотом, в практике рыболовов, в обрядах вызывания дождя, в приметах, толкованиях снов и фольклорных текстах (приговорах, загадках). Муравьи символически соотносятся со скотом. В польских колядках хозяевам желают столько овец и телушек, сколько в лесу Муравьев. Символика капель проявляется у Муравьев и в русском толковании сна: много Муравьев — к слезам. По-иному признак множественности выступает в другом русском снотолковании: Муравьи снятся к богатству. В девичьих гаданиях Муравьи символизируют множество сватов. В Сараеве девушка накануне Юрьева дня бросает горсти Муравьев из муравейника на свой дом со словами: «Муравейник на дом, а сваты в дом!». Муравьев используют для распознавания ведьмы. В Белоруссии в Юрьев день рассыпают муравьиные кучи по улице. Считается, что ведьма через такую улицу пойдет в обход и таким образом можно будет ее определить. На Украине дорогу обливают отваром муравейника, и когда выгонят стадо, корова ведьмы не пойдет по дороге, а встанет, заревет и станет лизать облитое место — так станет известно, кто в селе ведьма. В народной медицине с помощью Муравьев лечатся от ревматизма, от ударов и ломоты в костях, от лихорадки и бешенства. На Украине и в Белоруссии лечатся муравьиным маслом. Считается, что Муравьи «бьют масло» на Ивана Купалу или в ночь на 1 августа, когда оно выходит на поверхность муравейника в виде комка, а с восходом солнца тает. На заходе или после захода солнца нельзя заглядывать в птичьи гнезда, так как муравьи поедят яйца или птенцов, птенцы не выживут или птица покинет гнездо.

Муравьиный лев. Невообразимое чудовище, описанное еще Флобером следующими строками: "Спереди лев, сзади муравей с половыми органами навыворот." История этого чудища весьма странна и трагична. "Физиолог гласит: у него морда (или передняя часть) льва и задняя часть - муравья. Его отец питается мясом, но мать ест зерно. И когда они рождают муравьиного льва, это существо двуприродное: он не может есть мясо, ибо это противно природе его матери, не может есть и зерно, ибо это противно природе его отца. Посему он погибает из-за отсутствия пищи".

Мусайла лес. Олицетворение леса; лесной «хозяин». По сообщению П.Н.Рыбникова, «глава леших», к которому можно было обратиться с жалобой на прочих лесных духов, в Олонецкой губернии именовался Мусайла лес. Ему жаловались на лесовика, который сделал имяреку лихо, не ведая за что, и просили царя лесовиков имярека от лиха избавить, а не то будет послана грамотка царю в Москву, и царское величество сошлет два приказа московских стрельцов да две сотни донских казаков, и вырубят лес в пень. В подтверждение полагается около рябины грамотка» (Рыбников, 1864).

Мухи. В некоторых местах Русского Севера на Воздвижение исполняется очистительный обряд “похорон мух”. Причиной болезни часто считалось проникновение в тело человека (во время сна, питья, еды) некоторых видов пресмыкающихся, земноводных и насекомых (жаб, змей, ящериц, гадов, черепах, червей, мух и т.п.), которые могли осознаваться как воплощение духов болезни.

Мшанки. Это фейри, живущие в германских и галльских землях. Ростом эти удивительные существа немного меньше метра. Их одежда целиком сделана из мягкого зелёного мха – скорее всего, именно поэтому мшанки получили от людей такое прозвище. Нередко этих фейри, если они стоят неподвижно, путают с деревьями. Лица у мшанок маленькие и морщинистые, всё тело покрыто густыми волосами, кожа имеет серый оттенок. Глава этих фейри – древняя старуха с длинными седыми волосами, её обычно называют «бабушка». Следует знать, что мшанки свято чтят старинные традиции и обычаи. Они считают, что люди не должны забывать, как жили их предки. По мнению этих фейри, нельзя сдирать кору с живых деревьев, не следует печь хлеб с подмешанными в муку зернышками тмина и, главное, не рекомендуется рассказывать свои сны даже самым близким людям. Если следовать этим правилам, можно заслужить расположение мшанок и всегда рассчитывать на их помощь. Чтобы эти фейри не забыли о своих обязанностях, нужно периодически оставлять для них еду на нижней ступеньке крыльца. Мшанкам известны все целебные лесные растения. Они могут излечить даже смертельно больного человека, если он им понравится. Кроме того, эти необычные существа иногда превращают листья деревьев в золотые монеты и дарят хорошим людям бесконечные мотки шерсти.

Мынгузцы. В Средней Азии, Казахстане и на северо-западе Китая живут дунгане. А в дунганских легендах и сказаниях обитает чудовище Мынгуцзы. Мынгуцзы — это почти то же самое, что монгольский мангус, многоголовый человекообразный великан, но у дун-ганского чудовища одна из голов — лошадиная. Много бед мог принести Мынгуцзы, если бы не было у дунган таких героев, как богатырь Понжыр; о его победе над многоголовым великаном-кровопийцей и рассказывает старинная сказка. То, о чём в ней говорится, случилось, конечно, много лет тому назад, давным-давно.

Мыслич. Согласно "Влесовой книге", этот бог относится к русскому пантеону языческих богов.

Мышка. Бросая Зуб, произносили: «Мышка, мышка, на тебе репный зубок, а дай мне костяной». С подобной просьбой обращались к собаке, вороне, сороке, галке, лисице, к бабе-яге, виле.

Мышь летучая. Душа Двоедушника ходит по свету в своем человеческом облике или оборачивается летучей мышью.

Мышь. Нечистое животное, считающееся созданием дьявола. Мышей и крыс народная традиция относит к “гадам”: их называют “гадом”, “гадиной”, “поганью” и т.п. Близость птиц и гадов проявляется и в поверьях: ласточки и лягушки, воробьи и мыши или жаворонки и мыши могут взаимно превращаться друг в друга. Из убитого летающего змея или развеянного пепла сожженного змея, по поверьям, зародились змеи, ящерицы и мыши. Мыши относятся к гадам — животные, выделяемые в традиционной народной культуре в особый класс хтонических животных. “Гадом”, “гадиной” или же “поганью”, “поганкой” и т.п. называют мышей или собирательно мышей, крыс и лягушек. Душа Двоедушника ходит по свету в своем человеческом облике или оборачивается мышью. Иногда Душу представляют себе в облике мыши, ящерицы и других хтонических животных. Говорят, что на всякую тварь Бог дает хлебушка, лишь на такую нечистую, как Мышь не дает. Согласно легенде, во время всемирного потопа Мышь прогрызла дыру в ковчеге, которую заткнула кошка своим хвостом. Мышь, оказавшаяся в выкопанной могиле, означает, что покойник был колдуном и что злой дух в облике Мыши вышел навстречу умершему колдуну, чтобы забрать его душу. В образе Мышей представляют души умерших. По поверью, если оставить на ночь недоеденный хлеб, ночью в виде Мышей придут им питаться души умерших. Если кошка поймает такую Мышь, то это грозит неисчислимыми бедствиями всем домашним за гибель предка. Сербы считают, что, если будешь играть ночью на музыкальном инструменте, приманишь мышей в дом. В сказке польского Поморья герой получает от Мыши волшебную дудочку, исполняющую все его желания. С МышьЮ связаны различные приметы. Так. если Мыши покидают дом, быть пожару. Мышь, попавшая за пазуху,— предвестье большой беды. Тот, кому Мыши погрызут одежду или обувь, вскоре умрет. Если Мышь прогрызет верхнюю корку у каравая, будет высокая цена на хлеб. если нижнюю — хлеб будет дешевым. Мыши одолевают — к голоду. Мышиные гнезда на поле близко к колосу предвещают сырую осень. Считается, что мышей больше в сырой год, а зайцев — в сухой. Если приобретенный купцом товар будет попорчен Мышами., то продать его можно будет скорее и выгоднее. Женщинам нельзя брать Мышь в руки или убивать ее, иначе хлеб не будет удаваться. Беременной женщине нельзя отказывать в том, что она попросит, иначе у того. кто откажет, Мыши погрызут одежду. Невеста должна ехать к венчанию натощак, чтобы Мыши ничего не погрызли у нее в доме. Известны различные способы изгнания. изведения Мышей и обереги от них. Для избавления от Мышей обходили вокруг дома с освященной пасхальной едой, разбрасывали скорлупки пасхальных яиц по углам дома. Чтобы Мыши не наносили ущерба в хозяйстве, на Рождество запрещалось вынимать одежду из сундуков. От Мышей помещали в овине палку, с помощью которой до этого удалось разнять ужа и гадюку. В некоторых местах под снопы стелили ольховые ветки, а на дно сусеков клали ветки бузины. У южных славян оберегам от Мышей посвящены специальные “мыщьи дни”. Судя по поверьям и народным приметам, существует определенная связь между Мышами и зубами человека. Считается, например, что если Мыши поедят неубранные остатки ужина. то у хозяина будут болеть зубы. От зубной боли едят хлеб или сыр, объеденный мышами. Первый выпавший у ребенка молочный зуб бросали за печь со словами: “Мышка, мышка, на тебе репный зубок, а дай мне костяной”, «Мышка, мышка поиграй и отдай. Мыши, Гады, змеи, лягушки, насекомые, нечистая сила появляются на благовещение. .

Мяндаш. На территории Удмуртии, в районе Перми, археологи издавна находят бронзовые бляшки, самые ранние из которых датируются 1—II веками нашей эры. На маленьких этих медальонах изображено странное существо: человек с головой лося или оленя, с крыльями и птичьими трехпалыми лапами. Это — Мяндаш. Когда-то Мяндаш научил саамов охотиться, устраивать засады, ставить ловушки. Но не велел убивать вожака и спящего оленя. Саамы считают, что весь их род произошел от Мяндаша. И это, говорят старики, не сказка, а ловта — истинная правда! Пока жив Мяндаш — живы и земля и люди. А как догонит его бог-громовержец Тьермес, тогда мир кончится. «Когда первой стрелой Тьермес ударит — все реки потекут назад, из гор забьет огонь, море иссякнет. Когда вторая стрела вопьется в черный лоб меж золотых рогов — огонь охватит землю, лед вскипит. А когда Тьермес вонзит нож в сердце Мяндаша — упадут все звезды, потухнет луна, утонет солнце, и земля обратится в прах». Будем надеяться, что бог-громовержец никогда не догонит Мяндаша. О происхождении самого Мяндаша однозначных данных нет. Некоторые рассказывают, что он родился от женщины и дикого оленя. Другие считают, что он спустился с неба. У саамов есть поверье, что бабочки — это небесные оленята.

Мясопуст и Карнавал. К периоду ранней весны (примерно до Пасхи) приурочены ритуалы изгнания (уничтожения) Мясопуста и Карнавала (у католиков), русские “проводы масленицы”.

Hosted by uCoz