Морозка - Музыкант
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел М
__________________________________________________________________________
Морозка
Морозко
Мороз–Трескун–Студенец
Морок
Морока
Морская Пучина - Кругом Глаза
Морские девушки
Морские девы
Морской Царь
Моры
Морьски люди
Моряна
Московская зозуля
Мотовило
Мотылёк
Моховик
Моховой
Моховые
Мраченка
Мрёна
Мста. Месть
Муж Волкодлак
Мужик
Мужчина
Музыкант
__________________________________________________________________________

Морозка. Мороз. Бог зимы, холодов. Одет в тёплую шубу, ходит по лесам и укрывает деревья снегом. Зимой он полный хозяин, в его подчинении снегопады, вьюги да метели. Вечно воюет с Весной, сопротивляется её приходу, нападает по ночам, но всегда в конце концов отступает. Не всех путников встречает радушно в своих владениях. В зависимости от поведения человека, а порой, и от собственного настроения может наградить человека или наказать. Если уж рассердится — снегом запорошит, завьюжит, с дороги собьёт, под одежду заберётся. Может уши или руки отморозить, а то и совсем заморозит.

Морозко. Мороз. Персонаж сказочного и обрядового фольклора. Представление о Морозко в русском фольклоре отличается разнообразием вариантов. Иногда – это злой персонаж. В сказках это величественный старик, живущий в лесной избушке. Он может насылать непереносимый мороз, испытывать героев и одаривать их по заслугам. Так, в распространенном сказочном сюжете Морозко щедро награждает трудолюбивую падчерицу и жестоко наказывает ленивую и нерадивую дочь хозяйки. В народных быличках Мороз предстает в образе маленького старичка с длинной седой бородой. Он обегает поля и леса с колотушкой и наводит трескучие морозы. Вместе с тем, временами Морозко предстает и в образе богатыря или великана, который проходит по лесу и сковывает деревья и воду. У лесных народов с образом Мороза связан обряд его кормления (ублажения). Он производится накануне Рождества. Старший член семьи выходит на порог и предлагает Морозу чашку киселя или каши, вежливо приглашая отведать пищу: "Мороз, Мороз! Приходи кисель есть и не бей наш овес". С распространением христианства с преданиями и сказками о Морозе переплелись былички и поверья о новогоднем деде, широко распространенные у народов Западной Европы. В результате этого соединения сформировалось представление о том, что Дед Мороз живет на далеком Севере, где круглый год стоит зима. Каждый год он отправляется в кругосветное путешествие на оленьей или конной упряжке. В санях Мороз везет мешки с подарки для маленьких детей. Приезд Деда Мороза означает наступление Нового года.

Мороз–Трескун–Студенец. Триглав. В поисках украденной невесты герой славянских сказок должен совершить несколько трудных подвигов. Ему помогают достичь желанной цели несколько чудесных умельцев. Мороз - Трескун, или Студенец, вмиг замораживает чугунную баню, раскаленную докрасна.

Морок. Сон, в котором человек видит самого себя; по народным поверьям, является приметой скорой смерти (Костр.).

Морока. Призрак.

Морская Пучина - Кругом Глаза. Океан-море наделенное особыми, волшебными свойствами, душою. Жил на свете новгородский богатырь Василий Буслаев, который не знал, куда силушку свою богатырскую девать. Такова же дружина его была. Плыл как-то Василий Буслаевич "через море к зеленым лужкам". Видит - лежит впереди Морская Пучина - Кругом Глаза, Начал Василий вокруг Морской Пучины похаживать, сафьян-сапожком ее попинывать. Посмотрела на богатыря новгородского Морская Пучина - Кругом Глаза: "Не пинай меня, говорит, не то сам тут будешь!" Смешлива была дружина Буслаевича, начали дружинники Пучину перескакивать: все до единого перескочили. Прыгнул Василий - да не перескочил, задел за Пучину пальцем правой ноги... Тут ему и последний, смертный час пришел!.

Морские девушки. Морские девушки, имеющие распрострнение среди словенцев, входят в один ряд с такими персонажами, как укр. мелюзина, люзона, морьски люди, пол. «мелюзина», «водные люди», которые также имеют книжное происхождение (трансформация сюжета об античных сиренах). «Фараонами», «фараонками» традиционно называются изображения полулюдей-полурыб в русской деревянной резьбе.

Морские девы. Дочери Моря и Ящера.

Морской Царь. Верховный владыка всех вод, омывающих землю. Когда он веселится в своих пышных подводных чертогах, то разыгрывается непогода и бушующая стихия топит корабли. Дабы умилостивить царя, корабельщики опускают за борт хлеб-соль, а случалось, и людей по жребию, как в былине о Садко. По древним славянским преданиям, все моря и океаны - это кровь Морского царя, а реки - его дочери. Иногда в наших сказках Морской царь является в виде лютого жеребца, которого должен объездить сильномогучий богатырь. Позднейшие сказания рисуют Морского царя не только грозным властелином, но и отцом многочисленной семьи. Только нет у них с водяной царицею – «всем русалкам русалкой» - сыновей: одни дочери родятся - девы моря с рыбьим хвостом. Русские простонародные предания вещают из глубины стародавних лет о том, что все дочери Морского царя превратились в большие реки. Потому-то с ними и связаны во многих местах Руси суеверные представления, являющиеся отголосками древнего обожествления вод земных. Кое в чём Морскому Царю подобен был Поренута, поскольку последний держал трезубец и свиток карт, на которых рисовались причудливые очёртания берегов.

Моры. Нападают главным образом на детей (иногда только новорожденных, до крещения) и не дают им спать.

Морьски люди. Морские люди, имеющие распрострнение среди словенцев, входят в один ряд с такими персонажами, как укр. мелюзина, люзона, морские девушки, пол. «мелюзина», «водные люди», которые также имеют книжное происхождение (трансформация сюжета об античных сиренах). «Фараонами», «фараонками» традиционно называются изображения полулюдей-полурыб в русской деревянной резьбе.

Моряна. Дева морских вод, дочь морского царя. Большую часть времени плавает в глубинах моря, превратившись в рыбину, играет с дельфинами. Выходит на берег в тихие вечера, колышется на волнах, плещется, перебирает морские камешки-голыши. Когда поднимает шторм разгневанный царь морской, успокаивает его, унимает бурю. В русских сказках близкий Моряне образ Марьи Моревны. Легкий ветер уж веет. Там Моряна волны колышет. И, ровно колокол бьёт, Море — непокорное, необъятное Море-Океан.

Московская зозуля. Лишенные души евреи могут быть превращены в различных животных.

Мотовило. Мотив «свадьбы предметов» — ступы с пестом, печной трубы с хатой, мотовила с набилками — представлен в обрядовых действиях, преданиях, шуточных стихах и песнях, в бытовых действиях и фразеологии («женить горелку» — сливать водку в общую чашку на свадьбе, «женить квас, пиво» — разбавлять их водой, «женить серп» — обвязывать его колосьями). .

Мотылёк. Вештица могла принимать вид ночной бабочки, мотылька, черной чтицы, курицы, гуся, индюшки; могла также превратиться в жабу, кошку, собаку, волка. Чтобы распознать Вештиц, люди ловили вечером мотылька, прилетевшего на свет, опаляли ему крылышки, говоря: “Приходи завтра, я дам тебе соли”. Если утром в дом приходила какая-нибудь из соседок со следами ожога на теле и просила соли, то ее считали Вештицей.

Моховик. Дух мшистых болот, является людям в образе свиньи или барана. . Лесной дух, обитающий среди мха; дух, обитающий в моховом болоте. Питается растениями, но иногда заедает детей. Это самый маленький из лесных духов по сравнению с боровиком и лешим. Подчиняется лесному царю, делает то же, что все лесовые: заводит в глубь своих владений, чтобы там погубить человека. Средства спасения от моховиков те же, что и от леших. «Собрались все бесы до кучки: водяной, лесовой, полевой, моховой» (Смол.). Сведения о моховиках немногочисленны. В Олонецком крае говорят, что моховик— самый маленький из лесовиков, подчиненных старшему лесовику— великану, лесному царю. На Вологодчине считали, что моховики— «маленькие, в четверть аршина, старички, так что они могут прятаться во мху, им и питаются» (Черепанова, 1983). По поверьям Смоленской губернии, моховой— дух, обитающий в моховом болоте. «Хозяин» мха (не именуемый, правда, моховиком) упоминается в быличке Новгородской области: «Хозяин грибов, мха есть. Хозяин везде должно быть. Он вроде бы выйдет, такой старичок старенький выйдет с-под корня или с земли, окрикнет мальчишек: „Зачем так делаете неладно!“, если они грибы неправильно собирают. Это лесовой хозяин, он бережет, сторожит лес» (Черепанова, 1996).

Моховой. Крошечный дух зелёного или бурого цвета, живёт во мху, наказывает тех, кто собирает ягоды в неурочное время. Самый обычный прием заключается в том, что моховой обходит всякого, углубившегося в чащу. Он либо заведёт в такое место, из которого трудно выбраться, либо заставит кружить по лесу на одном и том же месте. Обычно моховой не ведёт людей на погибель, а лишь вымучит, да и отпустит. И кого только не было там: домовые, домихи, гуменные, банные, лесунки, лесовые, лешие, листотрясы, кореневые, дупляные, моховые, полевые, водяные, хлевники, чужаки, наброжие и облом, костолом, кожедер, тяжкун, шатун, хитник, лядаш,ик, голохвост, ярун, долгоносик, шпыня, куреха и шептун со своею шептухой.

Моховые. Домовые. Упоминаются у А.М. Ремезова в его книге «К Морю-Океану».

Мраченка. Облачная дева, олицетворение черной тучи. В летнее время Мраченка выходит из колодцев и возносится к облакам, неся с собой воду, которою потом орошают землю, и тем самым даруют урожай.

Мрёна. Мир или Смерть. Есть храм в г. Мрене. Он построен около 610 г. Имеет много изображений князей. Мрёна считется хранительницей элизиума. У современных русских, работающих в Интернете – «мрена» - ругательство.

Мста. Месть. Богиня справедливой мести.

Мудрые девы. Активные оборотнические свойства проявляют царевны «мудрые девы», которые с легкостью меняют свою ипостась и помогают герою менять облик в разных ситуациях. В виде птиц прилетают на озеро заколдованные девушки, в виде лягушки достается крестьянскому сыну его суженая (ср. мотивы сказок о чудесном супруге). Целая серия превращений представлена в сказочных эпизодах бегства героя и преследования его антагонистом. Спасаясь от Водяного царя, Василиса Премудрая оборотила своих коней колодцем, себя — ковшиком, а царевича — старым старичком; во второй раз она сделалась ветхой церковью, а Царевича превратила в попа; в третий раз сделала коней рекою медовою, Царевича — селезнем, себя — серой утицей.

Муж Волкодлак. В урочный час превращается в волка и нападает на свою жену, которая позже опознает его, увидев у него в зубах клочок своего платья.

Мужик. Рокита. Болотный дух. В западнославянской традиции Болото считалось местом обитания и некоторых других представителей нечистой силы: в Силезии и Великопольше болотным духом называли Рокиту, принимавшего облик коня, мужика или появлявшегося в виде блуждающего огонька и заманивавшего путников в трясину.

Мужчина. Восточные славяне представляют Водяного в виде древнего старика, западные — в виде взрослого мужчины, чехи — в виде маленького мальчика, а поляки и словаки часто считают, что Водяной невидим. Встреча с мужчиной сулит успех всем, кто отправляется по делу, Встреча с женщиной наоборот,— невезение. Белорусы и поляки после Встречи с женщиной не начинают никакой работы, весь день считается испорченным. Охотники и рыбаки стараются с ней не разговаривать и даже возвращаются домой. Особенно опасной у многих славянских народов считалась Встреча со старой женщиной; ей приписывали способность “сглазить”, испортить предстоящее дело.

Музыкант. Наряду с другими «знающими» (пастухом, мельником, охотником, кузнецом и т.п.), лицо, которому приписываются колдовские способности. Связь с музыкой, которая в народных представлениях обладает магическим свойством и имеет демоническое происхождение, придает Музыканту статус человека, находящегося в постоянном контакте с потусторонним миром. В календарных и свадебном обрядах Музыкант — один из обязательных участников, получающий за свою игру вознаграждение. При раздаче каравая ему выделялась нижняя корка, в которую запекались монеты. Музыканты с волынкой сопровождали группы волочебников — исполнителей пасхальных волочебных песен. Представления о магических способностях Музыкантов особенно сильны на Карпатах. У восточных славян, особенно у украинцев и белорусов, Музыкантами часто были профессиональные нищие — лирники. В Древней Руси Музыкантами обычно были скоморохи, чья деятельность осуждалась и преследовалась церковью как бесовская. Согласно церковным канонам, игра на музыкальных инструментах (как и любое увеселение) была запрещена во время поста — с них на это время снимали струны, а у западных славян в канун Великого поста существовал обычай «похорон контрабаса». Согласно поверьям карпатских украинцев, чтобы овладеть музыкальным мастерством, нужно прибегнуть к помощи нечистой силы. Человек, желающий стать Музыкантом, должен до восхода солнца пойти на перекресток и, раздевшись донага, заиграть на скрипке. Для этой же цели нужно ночью закопать на перекрестке свирель, наполненную водкой. Через семь дней музыкальный инструмент нужно откопать. Если черт принял подношение, водки окажется половина. Еще через семь дней свирель выкапывают окончательно. Если там совсем не окажется водки, человек будет в совершенстве играть на свирели даже во сне. На Карпатах считалось, что некоторые мелодии Музыкант подслушивает у лесного демона чугайстера или у чёрта, но не может воспроизвести из них одну ноту; полагали также, что играть эти мелодии может только тот, кто их услышал, другие Музыканты не способны их перенять. Музыка привлекает к Музыкантам нечистую силу. Во многих быличках рассказывается, как черти под видом подгулявшей компании встречают Музыканта, возвращающегося со свадьбы или вечеринки, и просят поиграть им на скрипке за хорошую плату. Музыканту кажется, что он находится в красивом доме, а под его музыку пляшут дамы и кавалеры. Он играет несколько суток подряд, но ему представляется, что прошло всего несколько часов. Лишь случайно (перекрестившись или упомянув имя Божье) Музыкант обнаруживает, что сидит в чаще леса на пне, а вокруг пляшут черти. Согласно карпатским поверьям, женские демоны витреницы любят танцевать на горных полянах, поэтому они часто крадут того, кто хорошо играет на свирели или гуслях, и держат его у себя до старости, заставляя непрерывно играть. В другом карпатском сюжете в качестве Музыкантом, играющего танцующим витреницам на волынке, выступает сам черт. На Русском Севере, Карпатах и у западных славян функции Музыканта частично совмещались с функциями пастуха, обязательным атрибутом которого являлись рожок, иногда барабан, а на Карпатах — флейта и трембита. Игре пастуха на музыкальном инструменте приписывались защитные свойства. К примеру, у словаков накануне Нового года и дня св. Лю ции пастухи обязаны были как можно громче играть на своих инструментах, чтобы отогнать нечистую силу.

Hosted by uCoz