Межевой - Месяц
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел М
__________________________________________________________________________
Межевой
Меланья
Мельник
Мельница дьявольская
Мельничной
Мельничный мельник
Мелюзина
Мемозина
Менехуны
Менк
Мера
Меркурий Смоленский
Мертвень
Мертвец
Мертвец колокольный
Мертвецы ожившие
Мертвитель
Мертвяк
Мертвяки
Мертвяц
Мерцана
Мерциана
Месяц
__________________________________________________________________________

Межевой. Дух, обитающий на границе поля (на меже). Представления о межевом в поверьях русских крестьян часто смешиваются с представлениями о других «хозяевах» полей, которые также обитают на межах и охраняют их; это полевой, удельница, кудельница (кудильница), полудница. «Полевой пуще на межах проказит» (Даль, 1984). Иногда межевой соотносится с вредящим домовым, дворовым. В делах московских приказов XVIIв. упоминается нечистый дух, который объявился в построенном на меже доме и был изгнан ведуном: крестьянин, занимавшийся ведовством, говорил одному из своих клиентов: «Поперек де у тебя двора межа, а поселился де ты на новом месте, и ты де тое межу вели взорать до свету и пометать соломою, и животину велел пускать» (Черепнин, 1929). Межа— это и «надел», «граница», и «период времени меж чем-то», «рубеж, стык, раздел», поэтому многие из вышеперечисленных существ— обитатели не только пространственной, но и «временной» межи (времени полдня, сумерек); они властны и над земельным наделом, и над уделом, участью человека. В современных поверьях Новгородчины межевой отчасти отождествляется с полевым: «Раньше строились, женились, делились— межи были такие, и нельзя строиться на этой межине... Ни за что скот не будет жить: межевой не дает, сильно животных мучает. Так вот скот [у одних] не ладил во дворе, а потом вспомнилось, что двор построен на межине. Надо, чтобы скот мирно ходил, надо межевого-полевого уговаривать или к колдунам. Межевой-полевой есь— он за межи спорится. А полевой— тот уж всему полю хозяин». Упоминания собственно о межевом немногочисленны и отмечены в центре и на северо-западе России. Так, крестьяне Орловской губернии считали, что межевой— «хозяин полей, старик, борода у него из колосьев». Межевого старались задобрить— приносили ему кутью из зерен первого сжатого снопа.

Меланья. Молонья. Молния, жена Великого Грома Гремучего. От неё ум у человека произошёл.

Мельник. В народной культуре персонаж, который знается с нечистой силой, прежде всего с водяным. У восточных славян считалось, что для того, чтобы поставить мельницу, нужно было принести жертву водяному; о мельниках рассказывали. что они заманивали прохожих и толкали их в омут или под колесо мельницы — иначе утонет сам Мельник; Мельник продавал душу водяному и т.п. Мельники действительно приносили жертвы водяным, бросая в воду дохлых животных, хлебные крошки и т.п.; по праздникам лили в воду водку; в Белоруссии при заморозках опускали под мельничное колесо кусок сала, иначе водяной слижет смазку с колеса; под дверь мельницы закапывали живьем черного петуха, а в самой мельнице держали животных черного цвета (петуха и кошку). Хозяин ветряной мельницы бросал в воздух несколько пригоршней муки, чтобы подул ветер. В русских быличках Мельник ловит водяного, заскочившего к нему в лодку в виде рыбы, набросив на него крест, и отпускает, взяв обязательство не размывать мельницу. Мельник может гостить у водяных духов, водяные же —превращаться в парней и добиваться любви мельничих. В русской святочной игре в мельницу (“с мельницей ходить”, “жернов возить”) участвуют ряженые Мельник и черт, который портит “мельницу”. но его прогоняет заклинаниями Мельник. Святочная “мельница” по своей эротической символике близка “кузнице” (см. в ст. Кузнец): чтобы смазать “мельницу”, поддевают девкам палками подолы, “мельницу” изображает старик, на голый зад которого кладут решето, и т.п. Ряженый Мельник мог “перемолоть” старика в молодого (ср. “кузнеца”, который перековывал старых в молодых). Вода с мельничного колеса считалась у сербов целебной: на Юрьев день они купались в ней, чтобы все вредное “отпало” от тела так же, как вода отскакивает от мельничного колеса. В разрушенной мельнице обитают черти: в украинских быличках черт, прикинувшись Мельником зазывает мужиков на такую мельницу молоть; он мелет быстро и бесплатно, но мука оказывается перемешанной с песком. Мельница — обитель русалок, которые расчесывали волосы, сидя на мельничном колесе, вертелись вместе с ним, портили жернова и плотины. Мельник, связанный со стихией воды, как и кузнец, гончар (связанные соответственно с огнем и землей — глиной), относился к группе мифологизированных персонажей, обладающих особым умением, обитающих на границе освоенного людьми жилого пространства (за пределами села) и наделяемых сверхъестественными. в том числе колдовскими. способностями. Мельники обладают способностью к оборотничеству.

Мельница дьявольская. Белорусы называют Вихрь «ведьмина свадьба»; поляки — «дьявольская мельница».

Мельничной. Водяной, живущий в омуте у мельницы. «На мельнице не служат молебен, мельничный не любит» (Енис.). Одно из любимых мест обитания водяного— глубокие места на реках и озерах, омуты, особенно омуты у мельниц. В некоторых районах России водяного духа (нечистого, черта), живущего у мельницы, именуют мельничным (Волог., Лен.). По сибирским поверьям, мельничный живет под колесами мельницы, может принимать вид красивой женщины или собаки. Основные характеристики мельничного те же, что у водяного. Название мельничный отражает веру в необходимую связь водяных обитателей с мельниками, что выражено, например, в поговорке: «Со всякой новой мельницы водяной подать возьмет» (Даль, 1984). В Вятской губернии (как и во многих других) еретничество (опасные колдовские способности) приписывалось мельникам, «кои будто бы имеют знакомство с чертями, живущими в омутах и прудах» (Васнецов, 1908). Ср.также поговорку: «Из омута в ад как рукой подать» (Буслаев, 1861). .

Мельничный мельник. Водяной, живущий в омуте у мельницы. Повсеместно считалось, что мельник должен жить в дружбе с водяным; ежегодно и при постройке новых мельниц приносить ему жертвы. Есть рассказы и о том, как мельники гостят, ночуют у водяных духов. Обитатели мельничных омутов, в свою очередь, не прочь погостить у людей: «У одного мельника была очень красивая жена; мельничиха сильно приглянулась водяному, и он стал за ней ухаживать. Как только мельник уйдет куда, водяной преобразится в красивого парня и является к своей возлюбленной. Она было совсем отдалась ему; но, прежде чем совершить грех, она перекрестилась и проговорила: „Прости меня, Господи!“ Вдруг перед ней, вместо красавца парня, черная кошка. Она еще раз перекрестилась, и кошка превратилась в змею. Но мельничихе удалось достать святой воды из-под божницы и спрыснуть змею. Дух исчез» (Новг., Череп.).

Мелюзина. Вместе с фараонками входят в один ряд мифологических персонажей. «Фараонами», «фараонками» традиционно называются изображения полулюдей-полурыб в русской деревянной резьбе. .

Мемозина. Водяной дух в облике женщины. Упоминания о мемозинах, полу-рыбах полуженщинах, чаще всего встречается в поверьях юго - западных районов России. Мемозины (голова, руки и брюхо женские, а вместо ног - рыбий хвост) напоминают фараонок ; их считают произошедшими из людей, которые утонули во время преследования идущих через Чермное (красное) море евреев. "Мемозины эти замечательны так же пением, до такой степени прекрасны, что когда поют, море перестает волноваться и человек может заслушаться навеки. Надо полагать в этом мемозины сходны с сиренами, которые тоже обладали чарующим голосом.

Мемозина. Кое-где в Малороссии знают еще особых морских русалок с рыбьим хвостом вместо ног. Эти русалки носят особые имена: фаляроны и мемозины.

Менехуны. Карлики. Выходцы из Гипербореи. По всей видимости, и там жили карлики. Хотя, менехуны могли воспользоваться технологическими изобретениями тулейцев, когда они ослабли. "Таинственный высокоразвитый народ, который, согласно многочисленным полинезийским мифам спустился с неба на "большом 3-ярусном острове Куаихелани". По легендам менехуны — безобразные существа, рост которых колеблется в пределах от 12 до 90 сантиметров; они лишь отдаленно напоминают людей. Взгляд менехуна, сосредоточенный и неподвижный, наводит ужас на окружающих. Вместе с тем, менехуны доброжелательны и нередко помогают людям. Менехуны появляются с заходом солнца: они не любят солнечного света потому, что под его действием превращаются в камень. Можно считать эту особенность менехунов доказательством того, что они пришли с севера, где было немного солнцы. Известная исследовательница мифов Океании приводит следующие слова полинезийцев о менехунах: "Любую работу они делают играючи, за одну ночь, и кончают до восхода солнца. Для них нет трудной работы". .

Менк. В мифологии обских угров антропоморфные великаны-людоеды и оборотни. Сотворены Нуми-Торумом из стволов лиственниц; скрылись в лесу после того, как бог вдул в них жизнь. В мифологических сказках их облик отличают густые брови, иногда - острая голова или многоголовость. Тела их неуязвимы, слабое место человек может обнаружить лишь при помощи сверхъестественных сил; победить великана можно только хитростью. Из частей тела погибших великанов образуются острова, холмы, реки. Менки владеют живой водой, способной воскресить умерших.

Мера. Царица гор, Золотая гора, у прапредков индийцев. Восемь полубогов, повелителей восьми сторон света: Кувера, Индра, Агни, Яма, Ниритти, Варуна, Ваю предаются развлечениям на склонах горы Меру, расположенной между Солнцем и Землёй.

Меркурий Смоленский. Согласно легендарно-апокрифическим сказаниям, известным в России с XVI в., некоторые русские святые носили в руках свою отрубленную Голову.

Мертвень. Мертвец. Умерший, покойник; «живой» покойник. Привидение.

Мертвец колокольный. См. Колокольный мертвец.

Мертвец. Мертвитель, Мертвель, Мертвень, Мертвяк, Мертвяц. Умерший, покойник; «живой» покойник. Привидение. Мертвецы в поверьях русских крестьян характеризуются тождественно покойникам: это скончавшиеся, но продолжающие «жить» люди. Как отмечает И.В. Карнаухова, крестьянские рассказы о мертвецах «тесно связывают с жизнью людей таинственное существование умерших». «Всякая связь, завязавшаяся при жизни, всякое обстоятельство, всякие отношения сохраняют силу и после смерти одной из сторон. Но, по большей части, все это бывает не в пользу живых. Мертвецы мстят живым из зависти за то, что те сохраняют еще дыхание и теплую кровь и пользуются всеми благами живой жизни. Они, а иногда их образы дьяволы-бесы приходят часто в семью, чтобы погубить остальных ее членов. Особенно часто они являются к тоскующим женам» (спасти от них может только пение петуха или вмешательство другого духа. Во многих контекстах название мертвец, мертвяк имеет зловещий (или пренебрежительно-уничижительный) оттенок. Могилы подозреваемых «в ночных хождениях» покойников раскапывали, оборачивая их ниц и пробивая спины осиновым колом. «Мертвец у ворот не стоит, а свое возьмет» В. Даль; «А хозяйки все их дожидаются. Ну, после и доведались, что те померли. Да и говорят: „Хотя бы мертвыми повидать“. — Ну, вот те мертвяки и пришли» (Онеж.); «Это самое привидение, иль бо этот самый мертвец, что собаку пожрал, был какой-нибудь злокозненный воржец» (Урал). Зуб бороны вбивают в голову мертвецу, если опасаются, что он станет вампиром. Чтобы мертвец, в котором подозревают злого колдуна, упыря или ведьму, не мог выходить из могилы, крестьяне вбивают ему в спину осиновый кол. Пата-Кабуся, прилетев в деревню, воскрешает мертвеца, а затем, поводив по окрестностям, уводит его на свое болото. Существует смутное поверье, что мертвецы нужны Пата-Кабусе для какой-то загадочной битвы с неким "врагом в конце Времен".

Мертвецы ожившие. Церкви, часовни, колокольни ночью служили прибежищем упырей, оживших мертвецов и чертей, исчезающих с первым криком петуха.

Мертвитель. Мертвец. Умерший, покойник; «живой» покойник. Привидение. .

Мертвяк. Мертвец. Умерший, покойник; «живой» покойник. Привидение. «А хозяйки все их дожидаются. Ну, после и доведались, что те померли. Да и говорят: „Хотя бы мертвыми повидать“. — Ну, вот те мертвяки и пришли» (Онеж.); Мертвяк — «мертвец, который оживает и бегает» (Вятск.) (Васнецов, 1908). Во многих контекстах название мертвец, мертвяк имеет зловещий (или пренебрежительно-уничижительный) оттенок.

Мертвяки. Заложные покойники.

Мертвяц. Мертвец. Умерший, покойник; «живой» покойник. Привидение.

Мерцана. Зимцерла, Зарница. Добрый дух, покровительница спелых хлебов. По ночам порхает над колосящимися нивами, оберегая зерно от порчи и сглаза. Прикасаясь к колоскам, вливает в них живительную силу. Мерцана - владычица начала дня, то есть богиня утренней зари у западных славян. Порою выходит она резвиться по ночам над лесами-полями, и тогда называют ее Зарницею. В народе верят, что Зарница помогает обильному и быстрому созреванию жатв, а потому она почиталась покровительницею урожая.

Мерциана. Летом в ее угасающих бликах над колосящимся хлебом можно увидеть Мерциану - легкокрылую зарницу.

Месяц. Украл у Хорса его жену Зарю. Перун за это его наказал, разрубив Месяц надвое. С тех пор ясный Месяц на небе тщетно ищет Зарю-Зареницу и не может найти молодую Зарю. Вырастает опять, но могучий Пеpун вновь его разрубает своим мечом. И теперь все Пеpуну славу поют, и Семарглу, и Хоpсу, и Велесу, и Стрибогу, и - ясному Месяцу! Когда греки напали на новояров, то все русские встали на защиту своих южных земель. Тогда и боги защищали русских воинов. Солнце и Месяц сражались за землю ту. И небо сражалось за поле битвы, чтобы земля та не попала в руки эллинские, а осталась русской. В славянских загадках месяц называют быком. Известны фольклорные сюжеты о свадьбе солнца с девушкой, сказки о браке сестёр с солнцем, месяцем и вороном, с ветром, градом и громом. Месяц - супруг Солнца. Впервые они встретились в середине апреля, оглашаемые торжественными весенними громами. С той поры они ниспосылают на землю потоки дождей - семя брачного союза. Сей союз достигает вершины в Купальскую ночь, затем чувства супругов несколько остывают, а по осени Солнце и Месяц разлучаются до следующей весны. Месяц пасёт небесное стадо – созвездие Волосынь (Плеяд). Представления о столкновении Солнца с Месяцем как причине Затмения известны украинцам и полякам: считается, что Месяц «влезает» на Солнце; ночное светило «дерется» с дневным; послужив некоторое время, солнце и луна «меняются», при этой «смене» они могут столкнуться и упасть на землю, отчего произойдет светопреставление. Месяц хочет, как и Солнце, совершить инцест, жениться на своей сестре Вечернице (Венере).

Hosted by uCoz