Лукавый чёрт - Люцифер
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел Л
__________________________________________________________________________
Лукавый чёрт
Лукавый
Луканька
Луна
Лунатик
Лунная династия
Лусуты
Лыбедь
Лыско
Лысый
Лысый бес
Лыцарь бранный
Люб
Любак
Любостай
Людвики
Люди Дивия
Люди Журавли
Люди проклятые
Люди с песьими головами
Люди ящеры
Люди, умершие без исповеди
Людки
Людоедка птица
Людоеды
Люзона
Лют
Лютич
Люципер
Люцифер
__________________________________________________________________________

Лукавый чёрт. Нечистый дух, черт; Дьявол, Сатана; леший. «Лукавой силой» называют нечистую, дьявольскую силу: «Да что она есть за лукавая сила, за мать, что он, нечистый дух, за отец!» (Дон). Лукавый чёрт упоминается в одной рукописи Соловецкой библиотеки.

Лукавый. Нечистый дух, черт; Дьявол, Сатана; леший. «Лукавой силой» называют нечистую, дьявольскую силу: «Да что она есть за лукавая сила, за мать, что он, нечистый дух, за отец!» (Дон). «Потом приходят мужики, а он [умерший колдун] на лавке сидит, ноги поджал и руки сложил. А один мужик не растерялся и говорит: „Ложись, Васька, а то топором башку отрублю“. Это его лукавый и черт подняли» (Волог. «Лукавай и виде ие пряма чиряз реку; идуть па ваде, а ня топнуть» (Курск.); «Наоборот» читают молитву Господню, с целью снять зубную боль: «Лукавого от нас избавь!» (Смол.); «Вся неправда от лукавого» (Даль, 1881). В одной из версий популярного повествования о сотворении земли (содержащейся в рукописи Соловецкой библиотеки) лукавым именуется пытающийся обмануть Бога черт: «Стал Господи мир творить, где народу жить. Распустил он море-окиян: надо землю сеять. Прибежал лукавый черт да и говорит Господи: „Ты, Господи, все творишь: весь мир сотворил, окиян-море напустил; дай мне хоть землю насеять!“— „Сей!“— сказал Господи. Сеял, сеял лукавый— никакого толку!— „Опускайся ты, лукавый,— сказал Господи,— на самое дно моря, достань ты, лукавый, горсть земли“. Опустился лукавый на дно моря, захватил лукавый горсть земли; вынырнул: глядь— всю землю водою размыло. Опустился в другой раз— тоже: в горсти нет земли. Опустился лукавый в третий раз, и, по Божьему повеленью, осталась за ногтем песчиночка. Бог взял ту песчиночку и насеял всю землю, с травами, с лесами, со всякими для человека угодьями».

Луканька. Нечистый дух, черт; Дьявол, Сатана; леший. «Луканька, поиграй, да назад отдай!»; «Луканька хвостом накрыл» (Даль, 1881); «В нашем лесу луканька заводит» (Яросл.); «Куда тебя луканька занесла!» (Оренб.); Иносказательным луканька именуют принимающего различные облики нечистого духа, черта, который стремится слукавить, обмануть, заморочить человека: «Луканька, лукавый— соблазнитель, бес» (Даль, 1881). Луканька, возможно, не только лукавый, но и луковый, т.е. с головой, напоминающей луковицу (Мокиенко, 1986).

Луна. Месяц. В южнославянских легендах мудрый Ёж спас мир от испепеления солнцем. Встав на дороге, он остановил ослицу, верхом на которой Солнце ехало искать себе невесту. Солнце не женилось и не породило много других солнц (у македонцев). Солнце отправилось искать Ёжа, не явившегося на его свадьбу с Луной, и нашло его грызущим камень. Ёж объяснил, что от его брака родится много солнц, все сгорит и придется есть камни. Услышав это, Солнце раздумало жениться, а Луна со стыда скрылась от Солнца (у болгар). Представляя солнце в образе мужчины, а луну — женщины, жители Подольской губ. считали, что светила закрывают свои лица руками, чтобы не видеть людских грехов. Считалось, что солнце, луна, радуга способны наказать человека недугами за непочитание, оскорбление. Веды учат, что небесные светила Солнце и Луна находятся почти в самом центре вселенной и потому считаются грудью изначальной формы Господа. Их ещё называют райскими планетами. Те, кто ищет чувственные наслаждения, почитают Луну. Луна - небесное светило, устойчиво ассоциирующееся в народных представлениях с загробным миром, с областью смерти и противопоставленное солнцу как божеству дневного света, тепла и жизни. По болгарским верованиям, солнце и луна движутся в разных направлениях: луна — справа налево, т.е “против солнца”, так, как чертят круг в черной магии. В фольклоре, однако, эти два светила связываются отношением родства (то это родные братья, то брат и сестра, то муж и жена. Лунный свет считался у всех славян опасным и вредным, особенно для беременных женщин и новорожденных, отсюда запреты выходить и выносить ребенка из дома ночью когда светит луна, и даже класть его в доме так, чтобы на него падал лунный свет. Поляки верили, что если луна “перейдет” через спящего ребенка, то ребенок заболеет; в таком случае ребенка спасали тем, что ставили на окно сосуд с водой в котором луна должна была “утопиться”. У белорусов некоторые детские болезни объяснялись тем, что “месяц засветил ребенка”; их лечили следующим образом: брали валек для белья, пеленали его в детскую пеленку и на всю ночь выкидывали на двор, чтобы на него светил месяц,— тогда дитя поправится. Сербы и македонцы считали, что луна “пьет” жизнь человека. У славян, как и у многих других народов, известно верование, что умершие души отправляются на месяц. Сербы считают, что при свете луны из воды выходят души утопленников и сидят на вербах. Время молодого, растущего месяца обычно трактуется как благоприятное для начала любых работ, особенно для роста, для всего растущего, развивающегося. С полнолунием связано представление о добром времени для земледельческих работ, ибо полнота месяца сулит богатый урожай.

Лунатик. Двоедушники — лунатики, гуляющие во сне по крышам.

Лунная династия индийских и венедских царей. На Урале и русском Севере в древности жили чудь белоглазая и дивьи люди. Изначально они были одним родом, и имели одних прародителей, по всей видимости Чурилу Дыевича и Тарусу. Потом они дали начало многим арийским и финским родам. В частности, к ним относят Лунную династию индийских и венедских царей. Разделились они по религиозным мотивам. Дыевы люди стали служить Дыю и ушли в подземные города сразу после битвы Сварога и Дыя. Их приютили подземные жители паны, которые происходят от Пана Виевича. А чудь ушла в те пещеры незадолго до включения Урала в Московское царство.

Лусуты. В монгольской мифологии - незримые духи присутсвующие вокруг нас. Говорят, что русские все произошли от лусут. Первый лусут родился из змеиного яйца, и появился он в виде Лу .Не желая оставаться простым зверем, он просил Бурханов, чтобы они дали ему управлять всеми водами на земле. Бурханы согласились и сделали его лусутом. Впоследствии он стал старшим ханом лусутов, имя его Луван-Луин-Чжалбо. От него родились все остальные водяные духи: теперь их 77 царств, и 76 ханов подчиняются своему старшему. Лусуты верят в богов и поклоняются им, но есть и такие между ними, которые не имеют веры. Это дикие хара-лусуты. Водяные духи страшно богаты, так как владеют всеми морями и озерами. Есть межу ними добрые и злые. К русским они относятся хорошо, так как мы говорят, происходим от них. Живут они, как люди: умирают, женятся, рождаются, болеют и стареют. Людям они вообще не показываются, но бывали случаи, что они допускали людей к себе.Но если их не видно, это все же не значит, что их нет. Каждое озеро, каждая река, ручеек, ключ и колодец имеют своего лусута.

Лыбедь. В восточнославянской мифологии генеалогическая героиня, сестра трех братьев — родоначальников племени полян: Кия, Щека и Хорива. Древнерусское предание о происхождении полян (в “Повести временных лет”) родственно мифологическому сюжету, в котором участвуют три брата и сестра: в русской сказке — богатырка Белая лебедь, владелица живой воды и молодильных яблок, за которыми посланы братья; ее имя могло быть преобразовано из первоначального Лыбедь под влиянием мифологического мотива превращения богатырки в птицу. Ср. также Либуше — генеалогическую героиню чешских преданий. Имя сестры мифических братьев (Кий, Хорив и Щека), Лыбедь, ясно указывает на мадьярское происхождение, поскольку оно, вероятнее всего, связано с именем мадьярского воеводы Лебедя (840). Примечательно то, что царевна Лебедь стала популярным персонажем русских былин и народных сказок (Вернадский).

Лыбедь. Имя сестры мифических братьев, основателей Киева, Лыбедь, ясно указывает на мадьярское происхождение, поскольку оно, вероятнее всего, связано с именем мадьярского воеводы Лебедя. Примечательно то, что царевна Лебедь стала популярным персонажем русских былин и народных сказок. (Вернадский)

Лыско. Чёрт, бес; Дьявол.

Лысый бес. Чёрт, бес; Дьявол. «Корми дьявола лысого!» (Смол.); «Отвяжись, бес лысый!» (Вятск.); «Ни лысого беса нет тебе!» (Даль, 1881). Чаще нечистые мохнаты, волосаты, но могут представляться и совершенно лишенными волос, лысыми, с остроконечной головой. «Лысый бес— старый черт» (Даль, 1881).

Лысый. Чёрт, бес; Дьявол.

Лыцарь бранный. Покойник-воин, охраняющий закопанные им сокровища (Великолуцк.).

Люб. Составляет двоедушие с Люб-Нелюб. По славянской мифологии Люб — "дух-охранитель брачного ложа. Представлялся большеухим, мохнатым, златовласым котом со стеблем стрелолиста в зубах. Люба следовало всячески ублажать, чтобы он отгонял от спальни Нелюба — такого же кота, только черного и злобного, с веткой белены во рту. Можно предположить, что обряд, когда на утро после свадьбы родственники и свойственники показывали простыню новобрачных, был посвящен именно Любу. Кое-где до сих пор перед свадьбой пекут любки — овальные лепешки-ладьи из пышного теста. В центре такой лепешки, олицетворяющей девичье лоно, запекается, но уже из ржаного теста, подобие толстого, мясистого гриба-красноголовика (подосиновика), но головкой вниз. Такой любок ставится в укромное место близ постели новобрачных, дабы ими мог насыщаться Люб. Вообще, обряды, связанные с Любом, слишком потаенны и сокровенны, чтобы их описывать в подробностях.".

Любак. Нечистый дух или змей, посещающий тоскующих женщин. Любак означает «любовник»; «любастый»— «статный, красивый»; змей-любак— «огненный змей, рассыпающийся около дома, где живет любовница» (Калуж., Тамб.).

Любостай. Нечистый дух или змей, посещающий тоскующих женщин.

Людвики. Карлики, обитающие в горных пропастях, питаются яствами, приготовленными из чистой меди, серебра и золота. .

Люди Дивия. В древнерусских книжных легендах и раннеисторических описаниях монстры, обитатели далеких сказочных земель, прежде всего Индии. Среди них упоминаются многоглавые, люди с лицом на груди, со звериными (в частности, псоглавцы) или птичьими головами и ногами, с крыльями, люди, живущие в воде, и г. п. Рассказы о Людях дивиих связаны или с повестями о походах Александра Македонского. или со сказаниями о государстве индийского царя и попа Иоанна (“Сказание об Индийском царстве”, 15 в.). Люди дивия являлись образом неверных, “нечистых” народов. Наиболее опасные народы были, по преданию, “заклепаны” Александром Македонским в скалах, и им приписывалась важная роль в грядущих событиях накануне конца света, когда они выйдут на свободу,— ср. ветхозаветных Гога и Магога, князя Рош. Наряду с образами, восходящими к переводным источникам, в русской книжной традиции известны оригинальные, относимые к сибирским народам. См. также Див.

Люди Журавли. Впервые в европейской литературе человек-журавль появляется в XIII в. в "Римских деяниях" — сборнике новелл занимательного или даже анекдотического характера, сюжеты которых щедро черпались впоследствии такими авторами как Чосер, Бокаччо, Шекспир. Люди-журавли в "римских деяниях" — обитатели Европы. Это люди, однако они имеют журавлиную голову, шею и клюв. Сказано, что их судьи должны иметь длинные шею и клюв, с тем чтобы решение сердца долго шло к клюву. В таком милом иносказательном ключе говорится, что судьи должны принимать хорошо обдуманные решения. В качестве источника людей-журавлей в "Римских деяниях" обычно указываются турецкие сказки. .

Люди проклятые. По восточнославянским поверьям, вихрем прилетает домой душа умершего родственника, в нем крутятся проклятые люди, мертворожденные и дети некрещеные. По русским поверьям в горах живут проклятые люди, лихорадки.

Люди с песьими головами. Великаны обычно характеризуются как язычники, жившие в дохристианские времена, и в связи с этим им приписывали свойства, которыми обладали людоеды, люди с песьими головами и т.п.

Люди ящеры. Дракониды.

Люди, умершие без исповеди. Западные украинцы, поляки и южные славяне полагали, что Дух обогатитель происходит из людей, умерших без исповеди.

Людки. Пикулики. У лужичан карлики называются людками, т.е. маленькими людьми; это подземные духи, обитающие в горах, холмах и темных пещерах. Людки — искусные музыканты, любят танцы и являются на сельские празднества. У словаков их называют пикулики — мужички ростом с палец, но весьма сильные, поселяются на людских дворах — в какой-нибудь норе, приносят своему хозяину золото, деньги, хлеб и даруют его лошадям здоровье и сытость. .

Людоедка птица. Вещица, птица людоедка - воплощенная судьба и смерть однотвременно (представления о смерти как о похищении, поедании - одни из древнейших).

Людоеды. Великаны обычно характеризуются как язычники, жившие в дохристианские времена, и в связи с этим им приписывали свойства, которыми обладали людоеды, люди с песьими головами и т.п.

Люзона. Фараонки. Фараонками традиционно называются изображения полулюдей-полурыб в русской деревянной резьбе.

Лют. Бог войны, помощник Перуна. Также, лют - старинное название рыси.

Лютич. Согласно "Влесовой книге", этот бог относится к русскому пантеону языческих богов.

Люципер. Чёрт, Дьявол. Народная переделка имени Дьявола «Люцифер», однако люципером крестьяне могли назвать не только «старшего» адского духа, но и подвластного ему черта, нечистого.

Люцифер. Великим грехом считалось в Воскресенье точить ножи, т.к. это означает «перепиливать в аду цепь, на которой сидит Люцифер» (западная Белоруссия). .

Hosted by uCoz