Лихорадка - Луговой
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел Л
__________________________________________________________________________
Лихорадка
Лишачиха
Лобаста
Лобастый
Лобоста
Лович
Ловцы
Ловчанин Данила
Локальные духи-покровители
Ломея
Ломиха
Ломлея
Лопаста
Лопастик
Лопастый
Лопатница
Лосиха
Лоскотарка
Лоскотка
Лоскотница
Лоскотовка
Лоскотуха
Лось
Луговик
Луговичок
Луговой
__________________________________________________________________________

Лихорадка. Демон болезни. У русских демоны болезни в облике женщин. Представляется простоволосой женщиной дьявольского обличья. Упоминается в славянских апокрифах и в заговорах. Зачастую наши предки, дабы задобрить и не привлечь Лихорадку, называли её ласкательно-приветливыми словами: добруха, кумоха, сестрица, тётка, гостьюшка, гостейка. Образы болезней слабо выражены в славянской традиции, а потому не отражены в обрядах и ритуалах. В основе этой веры (в колдовство и самоколдовство) лежит старая антимистическая концепция болезни, сохранившаяся в неприкосновенности: болезнь есть «бес», которого надо уметь изгнать из больного надлежащим заговором. Лихорадка изображается в одном распространенном заговоре в таких красках: «бесица, имеюща разжени очи, а руци железные, а власы верблюжия», послал её из преисподней её отец сатана, «в человека злые пакости творити, и кости женские изсушити, млека изсякнути, а младенца уморити, и очи человекам онрачити, составы расслабити». Лихорадки бывают различными, и общее число их, как правило, 12. В русских заговорах часто перечисляются их имена: в записи 18 в.— тресея, отпея, гладея, аввареуша, храпуша, пухлея, желтея, анея, немея, глухея, каркуша и др. Наличие этих имен только в заговорах, так же как и весьма различный состав этих имен, среди которых немало греческих и с неясной этимологией, показывает, что Лихорадки относятся к книжно - апокрифическому слою славянской и русской демонологии и носят скорее медицинский характер. Само число 12 и резко отрицательная семантика “сестер-трясавиц” связаны с апокрифическим мотивом дочерей царя Ирода. Девы - Иродиады — простоволосые женщины дьявольского обличия. В некоторых заговорах их 7, 10, 40, 77, а в народных преданиях Лихорадка может ходить и в одиночку. При этом из табуистических соображений ее зовут ласкательно - приветливыми словами: добруха, кумоха, сестрица, тетка, гостьюшка, гостейка и др. Образ Лихорадки в отличие от образа чумы в славянской традиции слабо выражен и поэтому не отражен в быличках. обрядах и поверьях. Если рубить что-нибудь на Пороге или бить по нему, то тем самым пустишь в дом ведьму и жаб, а также отдашь себя во власть лихорадок, которые живут у Порога. По русским поверьям в горах живут проклятые люди, лихорадки. Чехи, считая, что лихорадки живут в Колодце, заговаривали у Колодца эту болезнь.

Лишачиха. Существуют представления о женских духах леса — лисунках, лишачихах, с длинными грудями, закинутыми за спину. Сходные лесные духи известны в западнославянских и других традициях.

Лобаста. Лопаста. Албаста. Русалка, живущая в камышах. Дух в облике женщины огромного роста, «от неба до земли». Похожа на албасту. По довериям, это дети, умершие некрещеными или девушки-утопленницы. Подвижные, резвые, грациозные, в играх и шалостях проводят они свое время. Лобаста - страшная русалка. Эту русалку, которую во многих районах России отождествляли с водянихой, лешачихой, болотницей, в Тверской области описывали так: «лобаста — нагая женщина большого роста, весьма полная», «с громадными, приблизительно в аршин, отвислыми грудями, закинутыми иногда через плечи на спину, и с косами, достигающими до земли. Она живет в больших болотах, озерах и омутах. Своим видом она наводит страх на людей, и, кроме того, захватывает людей, проходящих мимо ее жилища, затаскивает в болото и щекочет сосками своих грудей, щекочет иногда до смерти». Щекотка — излюбленное «занятие» лесных и водяных духов. Тем не менее вышеописанный ее способ не характерен для севернорусских или великорусских поверий. В некоторых районах Средней и Нижней Волги (в Саратовской, Астраханской губерниях) лобосту описывали как женщину огромного роста — «величиной от неба до земли». «Глядь, ан за ериком-то девка — знать лобаста — нагишом, чешет голову, а волосы то длинные-предлинные, а тело-то лохматое-прелохматое; да как захохочет, да в ладоши ударит — они и пуще того испугались: как бы не защекотала» (Астр.). Тело её — серая масса, голова косматая, с оскаленными клыками, руки очень длинные, пальцы скрючены. Лобоста появляется в бурю. Она возникает из тучи, оглушительно смеется. Встреча с нею гибельна. «Страшная» албаста-лобоста скорее всего отголосок распространенного у многих народов образа богини плодородия и неуправляемой стихии природы; от нее зависят и жизнь и смерть человека. Лобоста Астраханской и Саратовской губерний отдельными чёртами своего облика напоминает албасты татар и киргизов. Но это не обязательно заимствование. Такие образы могли возникнуть у разных народов независимо друг от друга. Высокий рост, «руки до земли», гипертрофированные, иногда закидываемые за плечи груди — их повторяющиеся, характерные черты. На десятой неделе после святой Пасхи, сохранившей древнее народное название «русальной», ни одна девушка не решается пойти в лес без подружек из боязни, что лобасты и другие русалки затащат её в свой веселый бесконечный хоровод, закружат и уведут с собой. Лобасты живут по берегам рек, в камышах. Они опаснее обычных русалок, ибо старше, опытнее и сильнее. В отличие от обычных русалок лобасты предстают часто в виде нежити - ужасных полумертвых старух. Попадете к ней в болото, не спустит. Ростом Лобаста, как эта осина, тело белое, что заячий пух, а ручищи, словно крылье с красным когтем, словит да этим когтем, хоть и нежен он, что костяника, а защекочет до смерти.

Лобастый. Леший. По общераспространенным поверьям, леший нередко предстает стихийным духом, он может быть огромного роста, обычно появляется вместе с бурей и ветром. Властен он и над жизнью человека, откуда, возможно, и его общее с албастой-лобастой название, отмеченное в Вятской губернии. В некоторых районах Урала наименование «лопастики» (от «лопаста», «лопастый») распространилось на всю нечистую силу и, в частности, на чертей: «Не наше дело попов судить, на то лопастики есть». .

Лобоста. «Страшная» албаста-лобоста скорее всего отголосок распространенного у многих народов образа богини плодородия и неуправляемой стихии природы; от нее зависят и жизнь и смерть человека. Лобоста Астраханской и Саратовской губерний отдельными чёртами своего облика напоминает албасты татар и киргизов. Лобоста - русалка; дух в облике женщины огромного роста, «от неба до земли». Похожа на албасту.

Лович. Согласно "Влесовой книге", этот бог относится к русскому пантеону языческих богов.

Ловцы. Есть известный евангельский эпизод встречи Христа с братьями - рыболовами Симоном, называемым Петром, и Андреем, закидывавшими сеть в Галилейское озеро. Увидав братьев, Христос сказал: «Идите со мною, и я сделаю вас ловцами человеков». И они тотчас, оставивши сети, последовали за Христом (Мф IV, 18—20; Лк. V, 1—11).

Ловчанин Данила. См. Данила Ловчанин.

Локальные духи-покровители. Запрет браниться в определенных местах объясняется тем, что Брань оскорбляет локальных духов-покровителей: нельзя браниться в доме и в лесу (этого не любят домовой и леший), там, где висят иконы, стоит печь.

Ломея. Мифическое существо женского пола, персонифицирующее лихорадку. Из рода бесиц-трясавиц. Ломея— лихорадка в облике женщины, которая вызывает боль, ломоту в теле человека. Духи болезней. Вначале так надывали лихорадку, а затем и другие болезни. Кости и тело ломит. В заговорах болезни получают собственные имена, обычно в соответствии с тем, источником какой болезни они являются (Тресея, Огнея, Ледея, Гнетея, Глухея, Ломея и др.).

Ломиха. Мифическое существо женского пола, персонифицирующее лихорадку.

Ломлея. Мифическое существо женского пола, персонифицирующее лихорадку.

Лопаста. Лобаста. Албаста. Лопасты живут по берегам рек, в камышах. Они опаснее обычных русалок, ибо старше, опытнее и сильнее. В отличие от обычных русалок лобасты предстают часто в виде нежити - ужасных полумертвых старух.

Лопастик. Леший. В некоторых районах Урала наименование «лопастики» (от «лопаста», «лопастый») распространилось на всю нечистую силу и, в частности, на чертей: «Не наше дело попов судить, на то лопастики есть». .

Лопастый. Леший. В некоторых районах Урала наименование «лопастики» (от «лопаста», «лопастый») распространилось на всю нечистую силу и, в частности, на чертей: «Не наше дело попов судить, на то лопастики есть». .

Лопатница. Болотнитца. Дева-утопленница, живущая на болоте.

Лосиха. Олениха. Богиня плодородия. Звериное Божество. Из травоядных животных в охотничью эпоху наиболее почиталась Олениха (Лосиха) — древнейшая славянская богиня плодородия, неба и солнечного света. В противоположность настоящим оленихам богиня мыслилась рогатой; её рога были символом солнечных лучей. Поэтому оленьи рога считались мощным оберегом от всякой ночной нечисти и прикреплялись либо над входом в избу, либо внутри жилища. По названию рогов — «соха» — оленей и лосей часто называли сохатыми. Русские женщины уподоблялись богиням, надевая головной убор с рогами, сделанными из ткани, — кичку. Отголоском мифов о небесных Лосихах служат народные названия созвездий Большой и Малой Медведицы — Лось и Лосёнок. Небесные богини-Оленихи посылали на землю новорождённых оленят, сыпавшихся, подобно дождю, из туч, Летописец XII в. писал: «Бывает... туча, и спадают оленьцы малы в ней, и возрастают, и расходятся по земле».

Лоскотарка. Русалка. Особняком стоят среди народных названий русалки: навка или мавка и лоскотуха или лоскотовка, лоскотница, лоскотарка. Это не синонимы слова русалка, а названия для особых разрядов русалок. Это название русалок означает собственно: лоскочущая, т. е. щекочущая, щекотунья. Лоскочут (щекотят) встречающихся мужчин не все русалки, а только молодые. Русалки постарше ведут себя много солиднее.

Лоскотка. Русалка. Особняком стоят среди народных названий русалки: навка или мавка и лоскотуха или лоскотовка, лоскотница, лоскотарка. Это не синонимы слова русалка, а названия для особых разрядов русалок. Это название русалок означает собственно: лоскочущая, т. е. щекочущая, щекотунья. Лоскочут (щекотят) встречающихся мужчин не все русалки, а только молодые. Русалки постарше ведут себя много солиднее.

Лоскотница. Русалка. Особняком стоят среди народных названий русалки: навка или мавка и лоскотуха или лоскотовка, лоскотница, лоскотарка. Это не синонимы слова русалка, а названия для особых разрядов русалок. Это название русалок означает собственно: лоскочущая, т. е. щекочущая, щекотунья. Лоскочут (щекотят) встречающихся мужчин не все русалки, а только молодые. Русалки постарше ведут себя много солиднее.

Лоскотовка. Русалка. (Литинский и Проскуровский уезды). Особняком стоят среди народных названий русалки: навка или мавка и лоскотуха или лоскотовка, лоскотница, лоскотарка. Это не синонимы слова русалка, а названия для особых разрядов русалок. Это название русалок означает собственно: лоскочущая, т. е. щекочущая, щекотунья. Лоскочут (щекотят) встречающихся мужчин не все русалки, а только молодые. Русалки постарше ведут себя много солиднее. Название лоскотовка или лоскотуха, как одно из наиболее распространенных, нужно будет признать одним из древнейших туземных названий для русалок, предшествовавших по времени заимствованию названия: русалка.

Лоскотуха. Русалка. Лоскотка, особый вид русалок. «Лоскотать» означает и «болтать», «трещать», и «щекотать». Лоскотуха «означает собственно: лоскочущая, т.е. щекочущая, щекотунья. В источниках, относящихся в основном к районам Украины и Белоруссии, нельзя не заметить стремления выделить лоскотух в особый разряд русалок, которые замучивают щекотаньем встречающихся им людей». Лоскотухи - русалки, души девушек, умерших зимою, весною или летом. В полях они «залоскачивают» (защекочивают) насмерть парней и девушек. Согласно поверьям многих губерний России (редко — Сибири и севера) русалки стараются заманить к себе человека, а затем могут защекотать, замучить его до смерти. Лоскочут (щекотят) встречающихся мужчин не все русалки, а только молодые. Русалки постарше ведут себя много солиднее. Симбирская молодая вдова Марина, утопившись из любви к Ивану Курчавому и сделавшись русалкою, только охала и вздыхала, смотрела на дом своего милого, а на встречных рыбаков и не глядела, только пугала их. Название лоскотовка или лоскотуха, как одно из наиболее распространенных, нужно будет признать одним из древнейших туземных названий для русалок, предшествовавших по времени заимствованию названия: русалка. В севернорусских и великорусских поверьяж такие действия чаще приписываются лешему. Чтобы уберечься от русалок-щекотух, в период приблизительно с Троицы до начала Петровского поста старались не ходить в одиночку в лес или к воде а также в засеянное рожью поле, особенно после захода солнца; носили с со отпугивающие русалок травы (чеснок, полынь и т.д.). Наиболее опасными считались недели до и после Троицы. Хотя представления о русалках-щекотуньях общераспространенны, названием лоскотуха более характерно для южных, юго-западных районов России.

Лось. Лось – древнерусское название Большой Медведицы.

Луговик. Луговой, полевой дух. Название полевого духа луговик встречается редко, преимущественно на северо-западе России. В Тульской губернии полагали, что мохнатые луговики (вместе с полевиками и колодезниками) обитают под землей, в норах, но выходят оттуда в полдень и перед заходом солнца. В это время они опасны, могут «навести» на человека болезнь, лихорадку.

Луговичок. Дух лугов, маленький зеленый человечек в одежде из травы. Он исподтишка помогает людям во время сенокоса и считается дитятею полевика. Бегает по Лугам и ловит птиц в пищу твоему родителю. Луговичок бывает очень сердитым, когда люди покос прозевают: гонит траву в буйный рост и так заплетает ее, что ни срезать, ни разорвать; а то и сушит траву на корню. Если придут косари не в пору, может косу не только враз затупить, но и совсем сломать. У Луговичка был брат Межевик.

Луговой. Луговичок, луговик. Дух лугов. Маленький зелёный человечек в одежде из травы, помогает косить травы во время сенокоса. Считается дитём полевика (полевого). В народных поверьях славян один из луговых духов, ребёнок полевика. Луговой – не злой дух, он даже помогает людям во время сенокоса. Крестьяне некоторых мест верили, что он в виде маленького зелёного человечка в одежде из травы бегает по лугам и ловит птиц (по некоторым поверьям, в пищу своему родителю – полевику) в пищу своему родителю. Бывает очень сердитым, когда косари покос прозевают — гонит траву в буйный рост и так заплетает её, что не срезать, не разорвать; а то и сушит траву на корню. Если же придут косари на такой покос — тупит и ломает косы у косарей, делая так, чтобы коса наткнулась на невидимый в траве камень, и т.д. Он также может вредить людям, заснувшим в поле, особенно на меже: наваливается им на грудь и душит до смерти или насылает на них лихорадку. Иногда считалось также, что луговик – маленький и мохнатый дух, который обитает под землёй в норах и выходит оттуда только в полдень и перед заходом солнца.

Hosted by uCoz