Лесной царь - Летучая ладья
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел Л
__________________________________________________________________________
Лесной царь
Лесные Духи
Лесные и водяные духи
Лесные отцы
Лесные старики
Леснь Птица
Лесовая сила
Лесовик
Лесовиха
Лесовой бог
Лесовой дедушка
Лесовой хозяин
Лессовой
Лессовые
Лесунки
Летавец
Летавица
Летающие огни
Летающий змей
Летеница
Лето
Летун
Летун баба
Летучая ладья
__________________________________________________________________________

Лесной царь. Лесной дух, «хозяин» леса. Леший. Главный в лесу, властелин, лесной хозяин (Волог.); царь лесной (Новг., Олон., Костр.); он— старший и меж лесными обитателями, и меж людьми, т.е. «большак» (Новг., Олон.); «дедушка» (Новг.); «дедюшка» (Вятск.); «другая половина» (Олон.); «сам» (Яросл.). По поверьям Олонецкой губернии, лесной царь «со своей женой— лесной царицей— правит в своем царстве, и ему повинуются все остальные лесные духи— лесовики, боровики и моховики...». Обычно «старший лесовик» («лес честной— царь лесной») предстает величественным стариком— патриархом или высоким человеком в белых одеждах. Он справедлив и «праведен», без причины не тронет человека (Олон.); у него белая борода, высокий колпак, кнут, пощелкивая которым он может гнать стадо волков; он— «сивый старичок, окруженный волками» (Смол.). Некоторые черты в облике такого лесного властителя, лесного царя перекликаются с соответствующими же чёртами в облике святого Егория, «волчьего пастыря» и покровителя пастухов, охотников, он похож на белого дедушку. Подчиненные старшему лесному цпрю лесные духи не столь благообразны, и их отношение к человеку двойственно. Подчиненными лесному царю считались звери и птицы, особенно медведи, волки: «Медведь у лесного царя любимый зверь. По поверьям Смоленщины, волки находятся под властью честного леса или лесного царя (иногда в облике белого волка) и святого Егория. Сходные представления обнаруживаются и в поверьях других районов России.

Лесной. Лесной дух, «хозяин» леса. «Лесной водит, идет человек по дороге, идет и не знает где» (Арх.); «Понеси тебя лесной!» (Свердл.); «Лесной тоже своей площадью заведует» (Онеж.); «Глянул я в окно, да так и обмер от ужаса. Идет артель лесных, все в шляпах, а ростом выше избы» (Олон.).

Лесные Духи. Среди лесных божеств главенствует добрый дед Лесовик. Руки и ноги у него покрыты дубовой корой, в волосах и бороде вьется плющ, а на голове — птичьё гнездо. Если заблудишься в лесу, скажи только: "Дед Лесовик, ты к лесу, а я к дому привык", — и вскорости отыщешь верный путь. Помощников у Деда немало: Кущаник (Кустин), Деревяник, Листовик (Листич), Травяник (Травник), Корневик, Стебловик, Орешич, Ягодник, Грибник. Они ухаживают за растениями, блюдут порядок в лесу, не дают буйствовать Лешему. В озере лесном обитает благодушный Водяник с Езерицами, озерными русалками. Их подружки, живущие на суше, называются Дубравицами, Сенявами, Русявами, Зеленицами. Клады в лесу охраняют крохотные Щекотуны и Полуверицы, под кустами прячутся Подкустовники, во мху копошится Моховик. В стародавние времена пастухи в начале лета заключали с Лешим договор: молоко из коров не высасывать, скотину в болото не загонять и т. д. Если договор нарушался, писали на обидчика жалобу на широкой доске и подвешивали к дуплистому дереву в чащобе — пусть Дед Лесовик сам разберется. Детей и доныне пугают Манилой и Уводилой — они закладывают людям путь к родному дому, заставляют подолгу плутать. А тем молодицам, которые по каким-то причинам пробудут в лесу в одиночестве (допустим, в охотничьёй избе) две-три недели, грозит беда: могут стать "лесными девками" -— колдуньями — и смешаться с тамошними божками. На Русском Севере принято было оставлять на Ольхе жертву полевому или лесному духам — обычно в виде хлеба с солью. На Западной Украине известны мифологические рассказы о лесных духах, обитающих в зарослях Бузины, о превращении упыря в куст бузины. По карпатоукраинским поверьям женские лесные духи пасут Оленей как свой скот.

Лесные и водяные духи. После утраты ясного понимания старинных представлений об очищении, обряд этот получил характер жертвенного приношения лесным и водяным духам.

Лесные отцы. Лесные духи, похищающие детей. «Кроме леших в лесу есть еще лесные старики или отцы; людям они причиняют неприятности тем, что заманивают в лес детей, неизвестно для чего держат их у себя, неизвестно чем кормят» (Олон.).

Лесные старики. Лесные духи, похищающие детей. «Кроме леших в лесу есть еще лесные старики или отцы; людям они причиняют неприятности тем, что заманивают в лес детей, неизвестно для чего держат их у себя, неизвестно чем кормят» (Олон.).

Леснь Птица. Мифическая птица, живет в лесу, там и гнездо вьет, а если уж начинает петь, так поет без просыпу. В заговоре от зубной боли «от зуб денной» говорится: «Леснь-птица умолкает, умолкни у раба твоего зубы ночные, полуночные, денные, полуденные...» Леснь-птица — птица лесная, как леснь-добыча — лесная добыча. «...Там в синем лесе... там на гиблом болоте в красном ивняке Леснь-птица гнездо вьет» (А.М. Ремизов. «Сказки»).

Лесовая сила. Нечистая сила, обитающая (появляющаяся) в лесу.

Лесовик. В народной традиции св. Егорей часто именуется Лесным Хозяином, Лесовиком, Лисуном. Весьма интересна в данном случае и предание о Георгии, Лисуне, и двух братьях- богатом и бедном.

Лесовик. Лесной дух, «хозяин» леса. «Лесовик, или дедушко лесной, сивый весь, и борода сивая, и балахон носит, высокий, ён скотину убирает, да кормит травой и народ блудит» (Новг.); Лесовик может не только «показаться елью», но «разлечься белым мхом» (Арх.). «Леший, лесовик представляется в образе старика с большою бородою; на голове у него большая шляпа, одет он в широкий кафтан, причем левая пола всегда наверху, обут в лапти. Опасаясь быть «уведенными» лесным хозяином, крестьяне старались соблюдать определенные правила: избегали произносить проклятья, особенно «Веди, леший!»; входили в лес, благословясь, иногда— испросив разрешения у лесовика; старались не шуметь, не оставаться в лесу в сумерки, не ходить туда в праздники ит.п. Лесовик ценит доброе отношение. Откупиться от лесовика, смягчить его гнев можно подношениями, оставляемыми на пне, на лесном перекрестке. Крестьяне многих районов России считали, что в подарок лешему нужно обязательно положить яйцо. Подчиненными лесовику, лесному царю считались звери и птицы, особенно медведи, волки: «Медведь у лешего любимый зверь. Дружный с охотником лесовик мог выгнать зверя под выстрел охотника, направить его руку, сделать метким стрелком. Нередко лесовик, как и другие духи, «озорничает бессмысленно и зло», вредит без видимых причин или губит охотящихся в пределах его владений.

Лесовиха. Лесной дух в облике женщины; жена лешего; русалка. На Смоленщине рассказывали, что лесовиха (за заботу о ее детях) может одарить человека нескончаемым полотном. На Смоленщине рассказывали, что лесовиха (за заботу о ее детях) может одарить человека нескончаемым полотном: «Хадила жэнщина в лес, в ягоды и слухаить, что детычьки маханькии плачуть.

Лесовой бог. У него была скотинка, бычок у украинцев.

Лесовой дедушка. Лесной дух, «хозяин» леса. «Подумал да отдал его дедушку лесовому в науку» [из сказки] (Новг.);.

Лесовой хозяин. Лесной дух, «хозяин» леса.

Лессовой. Лесной дух, «хозяин» леса.

Лессовые. Лешие и прочая нечистая сила, пребывающая в лесах (Смол.). В Смоленской губернии (как и в некоторых других) лесовые отождествляются с проклятыми или умершими без крещения людьми; с неокрещенными язычниками, которые «отосланы» Христом— кто в лес, кто на воду, кто на гумно (это представление напоминает поверье об Адамовых детях).

Лесунки. Жена лешего - страховидная, лохматая и, в отличие от самого лешего, особенно падка на падаль. Свадьбу лешие с лесунками играют раз в год, в июне. Образине или уродине говорят, пойди, мол, поищи себе леснку, может она согласится.

Летавец. Змей или нечистый в облике змея, посещающий женщин (в том числе— превращаясь в умерших или отсутствующих мужей).

Летавица. Летавица - у русинов: злой дух в виде летящей звезды, принимающей на Земле образ человека, который чарует волшебными прелестями. Летавицы бывают женского и мужского пола. В Малороссии их называют перелистниками. Русины, верят, что эти существа являются девушкам и юношам в уединении. Когда падает звезда, говорят «Баран голову сломал, да и ты!» Кроме того, от них носят при себе лук. Заболев от чар летавицы, лечатся соком трав: трояда, деляна и трояна. В Малороссии девушка, которую полюбил перелестник, носит при себе зелье терлыч и тую. Тогда перелистник не пристанет, а только скажет: «Когда б не терлыч, был бы я твой панич; когда б не туя, была бы ты моя!» Летавица считается - Духом рассвета. Ночью летает или сидит где-нибудь на ветвях, приближает день. Чарует полуночников своей девичьёй красой. Обута в красные сапоги, с помощью которых летает; они для неё, что крылья лёгкие, в них вся сила летавицы. Только тот, кто сможет заставить себя не смотреть на её сапоги или снимет их, не поддастся чарам летавицы. Если этот дух рассвета останется без сапог — управляй им как хочешь. Исчезает летавица с восходом солнца. Слышали Вы о Летавице? Красота её еще краше всех, лицо ее девичьё, вольные волосы золотые до самой земли. Всякую ночь приходит она: или ложится в ногах, или станет и смотрит всю ночь и, лишь ветер поцует под утро, исчезнет. Слышали Вы о Летавице? Я оставил мой дом, бросил всё и пошёл. И, как лист в непогоду, скитаюсь по белому свету — только б её из сердца прочь. ... Шли мы горохом — порх — и наткнулись: лежит такая кра-са-вая! Золотые волосы всю с головой опутали, глаза, словно колодцы, а сапоги па ней красные... На западной Украине существует поверье, что летавицы — это духи, которые слетают на землю падучей звездою и принимают на себя человеческий образ — мужской (перелистник) или женский, но всегда новый, прекрасный, с длинными желтыми волосами. Летавица (Дикая баба-летун) является во сне или наяву молодым мужчинам златокудрою красавицею. Очаровывает она и женатых, так что они уходят от своих жен, и, пока летавица сама не оставит мужчину, никакая сила не вернет его жене. (см. Огненный Змей) Летает с помощью сапог-скороходов, если же их снять, теряет сверхъестественную силу, послушно идет за человеком, укравшим ее сапоги, и верно ему служит.

Летающие огни. См. Пата-Кабуся.

Летающий змей. Гады тесно связаны с демоническими персонажами. Так, любая змея, уж, полоз, лягушка или карп по истечении определенного времени и при определенных условиях становятся летающим змеем. Из убитого летающего змея или развеянного пепла сожженного змея, по поверьям, зародились змеи, ящерицы и мыши. Нередко считается, что Затмение происходит оттого, что мифологические персонажи закрывают, заслоняют собой небесные светила. По польскому поверью, Затмение возникает тогда, когда летающий змей прикрывает собой солнце. Мотив змея-дракона, готового заслонить (или поглотить) солнце встречается в изобразительном искусстве — на болгарских церковных фресках и др.

Летеница. Согласно "Влесовой книге", этот бог относится к русскому пантеону языческих богов.

Лето. Греческая титанида. Римляне звали её Латоной. Русская Лада. Лето - мать Аполлона и Артемиды. Лето и её дети оказывали помощь троянцам (родственному предкам русов народу) против ахейцев. Затем она же воплотилась в возлюбленную Зевса — Леду, родившую близнецов Диоскуров. Все три богини: Лето, Леда и Лада - были связаны с культом белого лебедя, священного животного Лады, имя которой означало, кроме прочего, «лебедушка». Зевс именно по этой причине явился к Леде в виде белого лебедя. А литовцы приносили в жертву Ладе белого петуха как замену лебедя (в самом деле, сложно было в те времена в Литве найти лебедей). Обе гречанки, Лето и Леда, родили божественных близнецов, а у Лады тоже была двойня — Лель и Полель.

Лето. Цеца. Цёця. Тётя. Дородная красивая женщина; в летнюю пору она показывается на полях, убранная зрелыми колосьями, и держит в руках сочные плоды. Поэтические олицетворения времен года шли из глубокой древности и принадлежали славянам наравне со всеми другими родственными племенами. Более наглядные олицетворения времен года встречаем у белорусов. Весну они называют Ляля, лето — Цеця, осень — Жыцень, зиму — Зюзя. Времена года представлялись нашим предкам не отвлеченными понятиями, но живыми воплощениями стихийных богов и богинь, которые поочередно нисходят с небесных высот на землю и устраивают на ней свое владычество. Лето же нарецается муж тих, богат и красен, питая многи человеки и смотря о своем дому, и любя дело прилежно, и без лености возстая заутра до вечера и делая без покоя.

Летун баба. Летавица. Дикая баба-летун является во сне или наяву молодым мужчинам златокудрою красавицею. Очаровывает она и женатых, так что они уходят от своих жен, и, пока летавица сама не оставит мужчину, никакая сила не вернет его жене. (см. Огненный Змей) Летает с помощью сапог-скороходов, если же их снять, теряет сверхъестественную силу, послушно идет за человеком, укравшим ее сапоги, и верно ему служит.

Летун. Змей или нечистый в облике змея у древних славян, посещающий женщин (в том числе — превращаясь в умерших или отсутствующих мужей «Летун летел-летал да рассыпался над трубой» (Влад.) «Я как-то говор „Я сроду ни летунов, ничего, никакой нечисти не видела". А у нас сзади мельница была. Сторож говорит: „Ты не видела, так иди погляди". Я пот и вижу: летит на Вареж как пенёк, сзади искры, искры, искры» (Влад.). По сообщению из Нижегородской губернии, «летуны будто бы являются тоскующим об умерших или о находящихся в отлучке, принимая вид и тех, других. Летучие неодинаковой величины, бывают с гуся и менее; полет а медленный и подобен колыханию, цветом они красные, подобно раскаленное углю; над тем местом, куда они летают, рассыпаются яркими звездами, а потому иначе называются рассыпучими». В 1709 г. в Каменецком магистрате разбиралось судебное дело по обвинению мещанки Клецкой «в связи с лятавцем»: «На суде Клейкая старалась оправдаться, отрицая распущенные ею же слухи: „О лятавце я ничего не говорила и ничего об этом предмете не знаю"». Приводящий это свидетельство 3. Антонович замечает, что «лятавец — летучий злой дух -- одно из суеверных объяснений падающих звезд».

Летучая ладья. Выезд русских богов с разного рода птицами лыбедями. Сама летучая ладья представлялась сказителям в виде лебеди, на спине которой выезжал дежурный по времени выезда Бог.

Hosted by uCoz