Лешиха - Лихоменец
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел Л
__________________________________________________________________________
Лешиха
Лешой
Лешуха
Либуше
Лидерк
Лиетуонис
Лизун
Лилит
Лилич
Лилы
Липа
Липич
Лиса
Листвеврич
Листвич
Листин
Листотрясы
Лисун
Лисунка
Лисунки
Лих
Лихач
Лихо
Лихо одноглазое (одноглазенькое)
Лихой
Лихоман
Лихоманник
Лихоменец
__________________________________________________________________________

Лешиха. Лесной дух в облике женщины; жена лешего; русалка.

Лешой. Лесной дух, «хозяин» леса.

Лешуха. Лесной дух в облике женщины; жена лешего; русалка. «У всех нечистых духов есть жены, которые называются чертихой, лешухой, дьяволицей» (Арх.);.

Либуше. В чешских легендах генеалогическая героиня. Согласно “Хронике” Козьмы Пражского (12 в.), Либуше — одна из трех дочерей чешского героя Крока, основавшего, по преданию, один из древнейших городов (ср. польского Крака, основателя Кракова). Ее сестра Кази почиталась как искусная прорицательница и врачевательница, Тэтка — как учредительница культа духов (“горных, лесных и водяных нимф”). Либуше — мудрейшая из трех сестер — избирается вождем (“судьей”) племени после смерти отца, указывает народу князя — пахаря Пшемысла, предрекает основание Праги. Мифологический мотив трех сестер — культурных героев — соответствует восточнославянским и др. мотивам трех братьев — генеалогических героев: ср. Кия, Щека и Хорива и сестру их Лыбедь, Чеха, Ляха и Руса в поздней польской книжной традиции и т.п.

Лидерк. Венгерский злой дух главной особенностью которого является то что он сосет у людей кровь. Предстает в разных обличьях: женщины, мужчины, животного или яркого света (типа блуждающего огонька или затухающей свечи, иногда светящегося тела, очёртаниями похожего на человека.). В отличие от оборотня лидерк не может превращаться по своей воле в то или иное существо. Лидерк многолик, но благодаря магической силе его можно видеть каждый раз только в одном обличьё. Лидерк превращается в инкуба, имея дело с женщинами, и суккуба, имея дело с мужчинами. Сексуальные контакты с лидерком часто оканчиваются для партнера смертью от изнеможения. Чтобы спастись от него, нужно завязать подвязки вокруг дверной ручки и использовать против него стандартное в этих случаях снадобье - чеснок.

Лиетуонис. В латышской мифологии персонификация кошмара, удушья. По данным Эйнгорна и Стендера, Лиетуонис— дух, который по ночам гоняет лошадей до пота, он способен проникать в жилище даже сквозь замочную скважину. По некоторым предположениям, образ Лиетуонис заимствован из славянской мифологии.

Лизун. Дух, обитающий за печкой или в подполье дома, домовой. Лизун — одно из табуистических наименований домового духа, который, по поверьям, лижет, зализывает по ночам волосы людей, шерсть скота, вылизывает оставленную где попало посуду. Лизун может напоминать мохнатого зверька: «А то раз начал он [лизун] лизать меня по голове таким жестким языком. Что, думаю, за притчи? Схватил я его за шерсть. Кошка да и только! А кошки у нас в дому, надо сказать, давно не бывало. Вижу, дело неладно. Давай молитву читать да креститься. Благо руки не отнялись, насилу открестился». Таинственным мохнатым лизуном крестьяне стращали детей: «Лизун под печкой живет, там на кухне, в чулане. Не плачь, лизун тебя там съест. Лизун-то в подполье и живет». Лизуном, который обитает под печкой и выходит оттуда, когда никого нет (может появляться и в банях), пугали ребятишек на Смоленщине, а также в Ярославской, Тверской, Костромской губерниях. «Еще лизуны бывало. Говорят нам: „Не ходите поздно!" — Кто-то желтенький глядит в окошко в бане! Зверюшка такой, четыре ноги, желтенький. Ти нам просто давалось, так на самом деле было». На Смоленщине лизун — «детское пугало», но лизун — это и «сноп огня пламени».

Лилит. По Каббале — Лилит - духи-женщины, обольщающие мужчин и смущающие их сон. В средние века их стали связыватьс с Суккубами - демонами пьянства, обжорства, сладострастия и корыстолюбия, очень хитрые, свирепые и коварные, подстрекающие свою жертву к учинению ужасных злодеяний и ликующие при их исполнении». Вместе с инкубами, они представляют искусителей, бесов, упоминаемых в Священном Писании, но они совершенно пасуют перед честным и праведным духом и ничего не могут сделать человеку, если он не предался порокам. Лилит – человеческая стихия, некогда – супруга первоангела, первочеловека, создатель плоти человеческого рода и некоторых других существ. Ее собственное существо демонизировано задолго до ныне существующего человечества. В иудейском быту Лилит особенно известна как вредительница деторождения (ср. Ламашту). Считалось, что Лилит не только наводит порчу на младенцев и изводит их, но похищает (пьёт кровь новорожденных и высасывает мозг из костей) и подменяет их; ей также приписывались порча рожениц и бесплодие женщин. Согласно иудейским преданиям, Лилит была первой женой Адама: бог, сотворив Адама, сделал ему из глины жену и назвал её Лилит. У Адама с Лилит сразу же возник спор. Лилит утверждала, что они равны, так как оба сделаны из глины; не сумев убедить Адама, она улетела. В Красном море её настигли три ангела, посланные богом. Лилит отказалась вернуться и заявила, что создана, чтобы вредить новорожденным. Ангелы взяли с неё клятву в том, что она не войдёт в дом, в котором увидит их самих или их имена. Она приняла на себя наказание: отныне будут ежедневно умирать сто из её детей (Вар.: Попросив у Бога возможность рожать детей без помощи мужчины, получила копьё. Кусочек ее тела, отсеченный этим копьём, становился человеком. Взамен каждый день ангелы убивали 1000 её детей.). По другой версии того же мифа Лилит была змея, она была первой женой Адама и подарила ему "glittering sons and radiant daughters" ("сверкающих сыновей и сияющих дочерей"). Еву Бог создал потом; чтобы отомстить земной жене Адама, Лилит уговорила ее отведать запретный плод и зачать Каина, брата и убийцу Авеля. Лилит, в шумеро-аккадской мифологии ночная демоница вавилонского пантеона. Древние в Месопотамии считали, что Лилит по ночам выпивала кровь у детей, а также соблазняла и истязала спящих мужчин.

Лилич. Согласн о "Влесовой книге", этот бог относится к русскому пантеону языческих богов.

Лилы. Персонификация игры Лила - в индуистской и ведической мифологии понимание мира как божественной игры. Сербские «лилы» явно связаны с магией плодородия и со скотоводством — во время горения костра разбрасывали горящую бересту (лилу).

Липа. В качестве чудесного дерева — фигурирует также в севернорусской сказке (типа сказки о золотой рыбке): в ней говорится о том, как мужик, который пытался срубить в лесу Липу, был остановлен ее голосом; она просила не рубить ее, а взамен обещала выполнить любое его желание; по указу своей жены он вытребовал от нее богатство, но когда попросил сделать так, чтобы его с женой все боялись, Липа превратила их обоих в медведей. У восточных и западных славян Липа была тесно связана с православным культом и христианскими легендами. Именно она считалась деревом Богородицы; говорили, что на ней отдыхает Богородица, спускаясь с небес на землю.

Липич. Согласно "Влесовой книге", этот бог относится к русскому пантеону языческих богов.

Липоксай. Вместе со своими братьясми Артоксаем и Колоксаем считается родоначальником скифских племён, прапредков славян. Сын Геракла и Ехидны – девы змееголовой.

Лиры. Лиры поглотили кособоких, но сами были поглощены руссами, теперь их нет. Мало их осталось. Теперь они наречены ильмерцами, потому что поселились возле озера.

Лиса. Кумушкой зовет ее народ, Патрикеевною величает. "Лисой пройти" в его устах равносильно со словом схитрить ("спроворить"); есть даже особое словцо.— "лисить". Лиса — слабосильнее волка не в пример, да, благодаря своей хитрой повадке, куда, сытее его живет. "Лиса и во сне кур у мужика в хлеве считает!", "У лисы и во сне ушки — на макушке!", "Где я лисой пройдусь, там три года куры не несутся!", "Кто попал в чин лисой, будет в чине — волком!", "Когда ищешь лису впереди, она — позади!", "Лиса все хвостом покроет!" — перебивают одна другую старинные пословицы-поговорки. "У него лисий хвост!" — говорится о льстивых хитрецах. Бросая Зуб, обращались к лисице, чтоб дала котяной зуб. У русских воля наделяется зооморфными свойствами: ее запрягают, она бежит лисицею, куницею, имеет крылья. Чаще всего ведьмы подвергаются истязаниям за выдаивание чужих коров, что они делают, приняв облик лисицы.

Листвеврич. Согласно "Влесовой книге", этот бог относится к русскому пантеону языческих богов.

Листвич. Согласно "Влесовой книге", этот бог относится к русскому пантеону языческих богов.

Листин. Старый слепой дух, предводитель лесавок, его жена и помощница — баба Листина. Они не такие буйные и шустрые, как лесавки, сидят в куче листьев возле пня или в овраге и командуют — кому когда шелестеть. Осенью сначала легкий шепоток слышится — это листин с листиной советуются и назначают лесав-кам работу. А потом уже шелест да шум, хороводы опавшей листвы, знать, лесавки играются. Пройдет мимо дерева слепышка Листин, прошуршит листьями, не бойся: Листин не страшный, Листин только пугать любит. Слепышка Листин — в лесу живет, весь из листьев. Есть и Листина баба — игрушка: туловиш,е сделано из мха, а вместо рук еловые шишки, на ногах настоящие лапотки. Листин-слепышка и Листина-баба только и знают, бродят в лесу, шуршат.

Листотрясы. Домовые. Упоминаются у А.М. Ремезова в его книге «К Морю-Океану».

Лисун. Леший. В народной традиции св. Егорей часто именуется Лесным Хозяином, Лесовиком, Лисуном. Весьма интересна в данном случае и предание о Георгии, Лисуне, и двух братьях- богатом и бедном. Название лешего, «волчьего пастыря»— лисун— распространено в южных и юго-западных районах России. Лисун— «бог одних волков, которых он пасет и гоняет на войну. Он похож на человека, но не отбрасывает тени» (Ефименко, 1864).

Лисунка. Существуют представления о женских духах леса — лисунках, лишачихах, с длинными грудями, закинутыми за спину. Сходные лесные духи известны в западнославянских и других традициях.".

Лисунки. Лешачихи, дивожены. Лесные девы и жены, то же, что лешие, только в женском олицетворении (первоначально тождественны облачным женам). Народное воображение наделяет их такими огромными и длинными грудями, что они вынуждены закидывать их за плечи и только тогда могут свободно ходить и бегать. Это предание указывает в лисунках облачных нимф, которые постоянно изображаются полногрудыми, так как сами облака уподоблялись женским грудям, проливающим из своих сосцов обильное молоко-дождь. В Польше они отличаются диким и злобным нравом, тело их покрыто волосами, длинные распущенные косы развиваются по воздуху, груди так велики, что, стирая белье, они употребляют их вместо вальков, на голове носят красные шапочки.

Лих. Нечистая сила; злой дух; болезнь. Лих (как и лихо)— зло, беда. Лихие— иносказательное и обобщающее название опасной нечистой силы, которая может принести беды, болезни: «Лих вошел— злой дух вселился» (Перм.).

Лихач. Нечистая сила; злой дух; болезнь. «Лихая болезнь; полуночный лихач, болезнь от нечистого» (Смол.); На Смоленщине лихачом именовали эпилепсию, болезнь, вызываемую, по поверьям, нечистым духом.

Лихая. Нечистая сила; злой дух; болезнь.

Лихо одноглазое (одноглазенькое). Зло, беда; персонификация злой доли, горя; нечистая сила. Лихо может быть одноглазым («кривым, неправедным»); предстает огромным великаном; худой женщиной с одним глазом. Живёт лихо на старой мельнице или в лесе на человеческих костях. Лихо на дороге валит деревья, засыпает реки и озёра, хватает зверьё и людей, разрывает их на части и съедает. На Смоленщине лихо одноглазое представляли существом огромного роста, пожирающим людей. .

Лихо. Зло, беда; персонификация злой доли, горя; нечистая сила. Облик «зла-лиха» (появляющегося чаще всего в сказочных повествованиях) очерчен не вполне определенно. Как и многие обитатели иного мира, лихо и похоже на человека, и отличается от него. В восточнославянской мифологии персонифицированное воплощение злой доли (см. Доля), горя. Символизирует злую судьбу. В сказках Лихо предстает в облике худой женщины без одного глаза, иногда — великанши, пожирающей людей, встреча с ней может привести к потере парных частей тела – руки, ноги или гибели человека (ср. одноглазого Полифема, подобно которому ослепленное Лихо выпускает по одной овце, чтобы найти героя). Связь Лиха с мифологическим противопоставлением „чёт — нечет" следует как и из мифологических сюжетов, так и из этимологии (ср. рус. “лишний” и т.п.). Одноглазка - один из вариантов мифологического образа Лиха. Живёт Лихо на старой мельнице, спит на кровати из человеческих костей. Идёт Лихо — деревья валит, горы рушит, реки-озёра засыпает. Ни жалости, ни участия, живое встретит — зверя ли, человека ли — затопчет, разорвет и съест. Неуклюжая, кровожадная, свирепая — само воплощение зла. Имя Лихо стало именем нарицательным и занимает место в синонимическом ряду со словами «беда», «горе», «несчастье». ... Стал было уже засыпать кузнец, как дверь отворилась, и вошло в избу целое стадо баранов, а за ними Лихо — баба огромная, страшная, об одном глазе. Понюхало Лихо по сторонам и говорит: — Э, да y меня, никак, гости; будет мне, Лиху, что позавтракать: давненько я человеческого мяса не едала. Вздуло Лихо лучину и стащило кузнеца с печи, словно ребенка малого. Внешность Лиха устрашающая – чаще всего это худощавая, кривая, одноокая женщина огромного роста или же одноглазый великан. Живёт в большой избе, что стоит в густом и тёмном лесу. Часто также поселяется на старой заброшенной мельнице. Вместо кровати у него большая груда человеческих костей: по некоторым сведениям, это создание не брезгует людоедством и способно сожрать любое живое существо, подвернувшееся ему под руку. Иногда Лихо изображается совершенно слепым, но этот вариант встречается в сказках редко. Обладает небольшим волшебством. Ближайшими родственниками Лиха в русских преданиях называют Горе-Злосчастье, а также Долю и Недолю. Не следует искать встречи с Лихом из простого любопытства. В отличие от других недобрых созданий, которые иногда проявляют расположение к человеку и могут наградить его, от Лиха можно ждать только неприятностей. В одной из сказок про Лихо почти полностью повторяются приключения Одиссея на острове Циклопов. Также немного сходны с ними и приключения разбойника в немецкой народной сказке «Разбойник и его сыновья», записанной братьями Гримм, и третье приключение Синдбада в «Стране мохнатых». Во всех четырёх случаях герои ослепляют людоедов, протыкая глаза или обливая их кипящим маслом. Как будто специально для того, чтобы героям было легче, людоеды одноглазы и лишь великаны Синдбада и братьев Гримм двуглазы. В первых трёх случаях даже способ ухода героев от ослеплённых чудищ одинаков – прикинуться овцой и выйти вместе со стадом.

Лихой. Нечистая сила; злой дух; болезнь. «Лихой бросило» (Вятск). «Лихие их ведают!» (Калуж.); «Лихой тебя возьми!» (Орл.); «Весной жеребенку на шею навешивается связанный из палочек крестик на обрывочке, чтобы лихой не повредил» (Ряз.). Лихие— иносказательное и обобщающее название опасной нечистой силы, которая может принести беды, болезни: «Лих вошел— злой дух вселился» (Перм.). Лихой— нарыв на пальце (Орл.).

Лихоман. Нечи

Hosted by uCoz