Лемба - Лесной хозяин
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел Л
__________________________________________________________________________
Лемба
Лембай
Лембей
Лембой
Лембуй
Лембый
Лемор
Лемурцы
Лес праведный
Лес честной
Лесавки
Лесак
Лесачиха
Лесиня
Лесман
Лесная девка
Лесная старуха волшебница
Лесник
Лесниха
Лесной
Лесной дедушка
Лесной дядя
Лесной херувим
Лесной хозяин
__________________________________________________________________________

Лемба. Нечистый дух; леший, черт. «Лемба в лесе живет» (Мурм.); Лембой, лемба, леман— табуированное наименование нечистой силы, которое в разных районах России относится к различным нечистым духам (само слово, по-видимому, заимствовано из финно-угорских языков— карельск. lemboi, lempo— «злой дух, черт, нечистый»; финское lembo или Lemmes— «лесное божество, отец земли, лесной черт»).

Лембай. Нечистый дух; леший, черт.

Лембей. Нечистый дух; леший, черт. «Ох лембей, совсем про рыбник забыла!» (Онеж.).

Лембой. Нечистый дух; леший, черт. «А ну тя к задаву, ну тя к лембою, ну тя к лешему, скажешь» (Лен.); Лембой, лемба, леман— табуированное наименование нечистой силы, которое в разных районах России относится к различным нечистым духам (само слово, по-видимому, заимствовано из финно-угорских языков— карельск. lemboi, lempo— «злой дух, черт, нечистый»; финское lembo или Lemmes— «лесное божество, отец земли, лесной черт»). Собирателями начала XXв. наиболее полно охарактеризованы олонецкие поверья о лембоях: лембои— «низшие из бесов» (Рыбников, 1864); «силы, посредствующие между духами воздушными и человеком. Воздушные пищи не принимают, а эти пьют и едят» (Барсов, 1874). Лембои, по поверьям, похищают детей, «давят людей и насылают на них болезни», причем могут «доступить к человеку» лишь две минуты в сутках, в полдень и на закате. Иногда они делают людям добро. Е.В.Барсов считает лембоев нечистыми духами, произошедшими из проклятых, заклятых детей, людей, которые похищены и выпестованы лешими. Лешие посылают лембоев «на доброе или злое делание». По мнению Е.В.Барсова, лембои вездесущи, могут быть не только лесными, но и водяными, банными и т.п., т.е. смешиваются и с лешими, и с водяными, и с банниками. П.Н.Рыбников толкует олонецкие поверья несколько по-иному, отличая лембоев от водяных и леших и отождествляя их с чертями: «Кроме лесовиков, водяников и их собратий есть особое сословие нечистой силы или чертей (лембоев): им подневольны заклятые и с ними водят дружбу клохтуны или ерестуны. Эта нечистая сила везде водится, но ее любимые жилища на Ишь-горах и Мянь-горах». На этих горах «живут целые полчища нечистой силы, у них там целые села с переселками и города с пригородками. Лембои женятся между собою, распложаются, а все им мало: дня не проходит, чтоб они не похищали людей, в особенности детей, которые закляты [прокляты] родителями». Проклятых, похищенных людей лембои посылают к людям (например, похищать неблагословленную еду, чего не могут сделать сами лембои). Представления об участи попавших к лембоям проклятых и пропавших традиционны и похожи на проклятых. И Е.В.Барсовым, и П.Н.Рыбниковым подчеркивается связь лембоев с проклятыми, их вездесущность, некоторая неуловимость, расплывчатость облика, характеристик. Также неоднозначно и само название лембои. «Точного определенного значения этого слова нет. Применяется оно в тех случаях, как и слово „черт“— но ясного представления чего-нибудь похожего на чёрта в этом слове нет» (Фомин-Светляк, 1930). Лембои— скорее всего обобщающее наименование нечистой силы, в северных и северо-западных районах России чаще всего относимое к лесным духам и проклятым.

Лембуй. Нечистый дух; леший, черт.

Лембый. Нечистый дух; леший, черт. «Такой урод страшный, чисто лембый» (Арх.).

Лемор. Нечистый дух; леший. Похож на лембоя.

Лемурцы. Лемурия - потерянный континент. Елена Блаватская предположила свою версию происхождения мифической Лемурии. Она предположила, что жители Лимурии были "коренной расой" человечества. А философ Рудольф Штайнер утверждал, что тайное хранилище истории вселенной - "Хроники Акашик" - так же называют жителей Лемурии предками людей. В 1870 г. полковник бенгальских улан Джеймс Черсворд заявил, что один индийский монах показал ему древние таблицы, в которых упоминался континент Му (Лемурия) простиравшийся на 96000 км. от северной оконечности Гавайев до южного острова Пасхи. Согласно Черчводу извержение вулканов, землетрясения и высокие волны уничтожили Лемурию примерно 12 000 лет назад. Мелкие острова были раскиданы по Тихому океану, а от выживших лемурцев произошли все народы.

Лес праведный. Олицетворение леса; лесной «хозяин» (обычно— старший над остальными лесовиками, лешими).

Лес честной. Олицетворение леса; лесной «хозяин» (обычно— старший над остальными лесовиками, лешими).

Лес. Олицетворение леса; лесной «хозяин» (обычно— старший над остальными лесовиками, лешими). «Лесовик или лес— хозяин леса» (Олон.); «Без причины он [лес] ни за что не тронет человека: он праведен, не то что черт» (Олон.); «Лес честной, царь богатый» (Смол.); «Лес с виду похож на человека, только синеобразен, то есть кровь у него синяя» (Олон.). .

Лесавки. Это лесные духи, дед и бабка лешего. Лесавки - родственники лесовика, старики и старушки (бабушки и дедушки лесовика). Дети лешего и кикиморы. Они любят шалить, сбивают с дороги путников, путают тропы, сыплют на голову труху и обматывают паутиной. Очень маленькие, серенькие, похожие на ежей. Живут в прошлогодней листве, бодрствуют с конца лета до середины осени. Всё это время веселятся, водят хороводы, листву поднимают, шелестят, шебуршат, копошатся маленькие лохматые клубочки, За короткое время натрудятся, умаются — долго спят. Старички и старушки — Лесавки в прошлогодних листьях сидят, схватятся за руки, скачут по лесу, свистят на весь лес, без головы, без хвоста, скачут, вот как свистят. Одну лесавку Леля звали. У неё предводителем считается Листин. Она же – его жена и помощница – Баба Листина. Осенью сначала легкий шепоток слышится: это Листин с Листиной советуются и дают лесавкам заделье. А потом уже раздается шелест да шум, кружатся хороводы опавшей листвы: то лесавки играют. .

Лесак. Лесной дух, «хозяин» леса.

Лесачиха. Лесной дух в облике женщины; жена лешего; русалка. «Ну, лесачиха ее и пожалела. Дала ей хлеба на дорогу, да домой выпустила» (Арх.); На Пинеге считали, что «лесачихи очень опасны для живущих в лесных избушках. Под видом жен они посещают дроворубов, и тогда „в них начинает сменяться кровь“». Они чахнут, тоскуют и скоро умирают. Избавиться от лесачихи можно, надев на нее крест и отстегав рябиновой вицей. По записанному на Пинеге рассказу, когда молодой охотник догадывается, что к нему приходит не жена, а лесачиха, он бьет ее вицей. Лесачиха исчезает, а в руках у парня оказывается его собака (Карнаухова, 1928) (в современных записях быличек Архангельской области того же района к оказывающимся в лесу людям «ходят» боровухи— «говорят, как сотворишь блуд с боровухой, дак и с ума сойдешь») (Черепанова, 1996). Несколько иначе развивается повествование, записанное на Мезени: проклятая девушка-лесачиха приходит к парню, который никак не может жениться, и, обратившись в обычного человека, становится его женой.

Лесиня. Богатырь-герой в славянской мифологии.

Лесман. Нечистый дух; леший. Похож на лембоя.

Лесная девка. Девушка, блуждавшая по лесам; жившая у лешего и научившаяся знахарству. «Стал народ приходить дивитца ляснэй девки; стала варажить и сказывать всим всю щирую правду» (Смол.). Согласно поверьям (особенно северных, лесных районов России), леший порою не только растит украденных в детстве девушек (реже— парней), но и устраивает их судьбу: подбирает жениха, помогает сыграть свадьбу. Бытовали представления о том, что девушка, жившая у лешего, может не только возвратиться домой, но приобретает у него особые знания, умения. На седьмой год странствий с лесовым девка возвращается к родным, но становится «дуже серьезной» и начинает ворожить. «Лесные девки, настрадавшиеся в плену у лесового,— считали на Смоленщине,— научаются ворожить и сказывать всем сущую правду. Отпечаток серьезности лежит на лице их. По выходе замуж они утрачивают свое знание» (Добровольский, 1891). Возможно, что в таких поверьях отразились воспоминания о существовавшем некогда обычае возрастной (перед браком?) изоляции девочек, девушек, словно бы исчезавших на время в лесах. Появление лесной девки не всегда прямо связывается с лешим. В еще одной смоленской быличке «девушка из леса» (в белом, с распущенными волосами), благодаря за заботу о своем ребенке, наделяет крестьянина знахарскими способностями, знаниями (Добровольский, 1891). На Пинеге лесные девки со светящимися телами и зелеными волосами— существа, сходные с русалками.

Лесная старуха волшебница. Баба-Яга.

Лесник. Лесной дух, «хозяин» леса.

Лесниха. Лесной дух в облике женщины; жена лешего; русалка. «К нему пришла лесниха, баба лесного» (Свердл.);.

Лесной дедушка. Лесной дух, «хозяин» леса. «Лесовик, или дедушко лесной, сивый весь, и борода сивая, и балахон носит, высокий, ён скотину убирает, да кормит травой и народ блудит» (Новг.);.

Лесной дядя. Лесной дух, «хозяин» леса.

Лесной херувим. Лесной дух, «хозяин» леса.

Лесной хозяин. Древний старик, бог лесов. Лесной дух, «хозяин» леса. Волос. Медведь. Волк. У волков есть свой хозяин- в большинстве случаев это Лесной Хозяин, леший. В Вологодской области известен такой древний обычай: местные пастухи, чьи стада часто подвергаются нападением диких, лесных зверей заключают договор с Лесным Хозяином, что налагает на них некоторые ограничения- к примеру такой пастух не имеет права иметь женщину. Однозначно, Лесной Хозяин это Волос. Лесной Хозяин- древний старик, бог лесов. Очень часто не отождествляется со зверями, а выступает как покровитель. Возможно в одном из этих образов можно увидеть бога Волоса, а можно и воспринять их в единстве. В народной традиции св. Егорей часто именуется Лесным Хозяином, Лесовиком, Лисуном. Весьма интересна в данном случае и предание о Георгии, Лисуне, и двух братьях- богатом и бедном. Лесной хозяин, по поверьям, может быть очень высок, его называют «дядя большой», «долгий дядюшка» (Вятск.); он «волосатик», оброс длинными волосами; «гаркун», т.е. любит кричать. Обычно лесной хозяин— древний старик или человек огромного (или большого) роста, в белом одеянии (балахоне, зипуне) (облик, объединяющий в себе представления о лешем— патриархе, предке и о лешем— «лесе») (Арх., Олон., Вятск., В.Сиб., Сургут.). Леший— главный в лесу, властелин, лесной хозяин (Волог.); царь лесной (Новг., Олон., Костр.); он— старший и меж лесными обитателями, и меж людьми, т.е. «большак» (Новг., Олон.); «дедушка» (Новг.); «дедюшка» (Вятск.); «другая половина» (Олон.); «сам» (Яросл.). У волков есть свой хозяин- в большинстве случаев это Лесной Хозяин, леший. В Вологодской области известен такой древний обычай: местные пастухи, чьи стада часто подвергаются нападением диких, лесных зверей заключают договор с Лесным Хозяином, что налагает на них некоторые ограничения- к примеру такой пастух не имеет права иметь женщину. Как и многие другие духи, лесной хозяин чаще невидим, а лишь слышен. Отличает лесного хозяина и особенно зычный голос, а также любовь к повторениям («эхом») последних слов собеседника (Арх., Волог.); если присутствие человека в лесу неприятно лесному хозяину— он застращивает его страшным хохотом, свистом, криком ит.п. (Орл.). По поверьям, лесного хозяина можно увидеть в канун Иванова дня (6 июля) и заключить с ним договор (Арх.). Опасаясь быть «уведенными» лесным хозяином, крестьяне старались соблюдать определенные правила: избегали произносить проклятья; входили в лес, благословясь; старались не шуметь, не оставаться в лесу в сумерки, не ходить туда в праздники ит.п. Проклятых (случайно или намеренно посланных к лесному хозяину и заблудившихся, не сумевших найти дорогу домой или не «отведенных», не спасенных родными лесной хозяин забирает себе «в присягу». Среди русских крестьян XIX–XXвв. популярны рассказы о том, как лесной хозяин не просто забирает к себе проклятую девушку, но и заботливо растит ее, выдавая затем замуж и возвращая людям. Лесные хозяева под предводительством своего атамана любят забавляться, подвешиваясь на деревьях (Тульск.); они не прочь выпить и посещают «царевы кабаки» (Самар., Олон.). В Вологодской губернии записан рассказ о крестьянке, неосторожно пожелавшей видеть на месте пьяного мужа лесного хозяина. После этого лесной хозяин начинает каждый вечер ходить к ней через трубу. Измученная женщина избавляется от него лишь с помощью святого угодника. По повествованию из Мурманской области, лесной хозяин в благодарность за уважительное отношение возвращает матери забытого на сенокосе и заменённого младенца и становится ее «кумом», помогает пасти коров (этот сюжет был, по-видимому, популярен на Русском Севере и записан здесь в нескольких вариантах). Иногда лесной хозяин даже участвует в полевых работах. В некоторых повествованиях (приближающихся по своему характеру к сказкам) лесной хозяин— простофиля, которого на удивление легко обмануть, обморочить, сыграть с ним шутку, нередко жестокую. Когда проходящий по лесу человек снимает с дерева подвешенного на нем лешего, то лесной хозяин в благодарность помогает ему разбогатеть (Волог.). Лесной дух вездесущ, разнолик, но наиболее важной для крестьян остается его роль «хозяина леса и зверей», от которого особенно зависит удача охотников, благополучие пастухов. Лесной хозяин следит за поведением людей в своих владениях; он не переносит шума, хищнического сбора грибов и ягод, ночной работы в лесу, да и вообще «не любит, когда часто поминают его из пустого или ругаются им» (Вятск.). Обычно когда стадо первый раз по весне выходило в поле, то его поручали невидимому надзору святого Егория, но при этом пастух нередко заключал (или «подновлял») договор с лесным хозяином, лешим. Помогая пастуху, лесной хозяин может наделить его магическими предметами. Завести добрые отношения с лесным хозяином старались и охотники, также подносившие ему дары, чаще всего— блины, «христовские» (пасхальные) яички. Дружный с охотником лесовик мог выгнать зверя под выстрел охотника, направить его руку, сделать метким стрелком. По некоторым поверьям, человек мог заключить и особый договор с лесным хозяином, отрекшись от Бога и близких (в частности, сняв крест, «заделав св.Дары в березу» и выстрелив в них через левое плечо) (Тульск.). Решившийся на это становился «сильным» колдуном. Многоликий лесной хозяин, вызывающий к себе двойственное отношение, в поверьях большинства районов России все же не представляется злокозненным существом, противным Богу и людям.

Hosted by uCoz