Лебединые девы - Леман
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел Л
__________________________________________________________________________
Лебединые Девы
Лебедь
Лебедь белая
Лебедь птица
Лебедян
Лев
Левиафан
Левкрота
Левополушарники
Лёд
Леда
Ледащий
Ледея
Ледич
Лелева
Лель
Лелюшка
Леля. Богиня
Леля. Божество нижнего ранга
Леман
__________________________________________________________________________

Лебединые Девы. В народных сказаниях существа особой красоты, обольстительности и вещей силы. По первоначальному своему значению они суть олицетворения весенних, дождевых облаков; вместе с низведением преданий о небесных источниках на землю лебединые девы становятся дочерьми Океан-моря и обитательницами земных вод (морей, рек, озер и криниц). Таким образом они роднятся с русалками. Лебединым девам придается вещий характер и мудрость; они исполняют трудные, сверхъестественные задачи и заставляют подчиняться себе самую природу. Имя "лебедь", употребляемое в народной речи большею частью в женском роде, означает, собственно: белая (светлая, блестящая); такое коренное его значение впоследствии подновлено постоянным эпитетом: белая лебедь. Одна из наиболее любопытных старинных былин содержит в себе рассказ о том, как богатырь Поток женился на вещей красавице, которая впервые явилась ему на тихих морских заводях в виде белой лебеди. Однако трудно простому человеку с умной женою, так и Поток не совладал с вещей женкой, упустил Лебедь Белую, Авдотью Лиховидьевну. Предание, записанное Нестором, упоминает о трех братьях Кие, Щеке и Хориве и сестре их Лыбеди; первый дал название Киеву, два других брата — горам Щековице и Хоривице; Лыбедь — старинное название реки, впадающей в Днепр возле Киева. (Конрад: По мнению О. Н. Трубачева, к которому склоняюсь и я, Лыбедь означает не «Лебедь», а «Улыба», то есть, веселая, смешливая.) Царевна-лебедь — наиболее прекрасный образ русских сказок. Более живые воспоминания о лебединых девах сохранились в народных сказках. Особенно интересною представляется нам сказка о Морском царе и его премудрой дочери: юный Иван- царевич отправляется в подводное царство, приходит к морю и прячется за кусты. На ту пору прилетели туда двенадцать голубок или уточек, сбросили свои крылышки (или перышки), обернулись красными девицами и стали купаться: это были водяные красавицы, дочери Морского царя. Иван-царевич подкрался потихоньку и взял крылышки Василисы Премудрой. Девицы испугались, похватали крылышки и улетели голубками или уточками; осталась одна Василиса Премудрая, начала упрашивать доброго молодца возвратить ей крылья, и царевич отдает их под условием, чтобы она согласилась быть его женою. По народному поверию, превращение в зверя совершается набрасыванием на себя его мохнатой шкуры: то же самое значение, какое в данном случае соединяется со звериною шкурою, при изменении человеческого образа в птичий, приписывается крыльям и перьям. По другим вариантам, вместо крылышек царевич похищает сорочку и кушак девы; эта замена основывается на поэтическом представлении облаков одеждами, покровами, что в слиянии с метафорою, сблизившею их с птицами, породило сказания о пернатых сорочках (орлиных, сокольих, лебединых). Девы-птицы встречаются во многих других сказках, и везде им равно придается вещее значение и необычайная мудрость; они исполняют трудные, свыше сил человеческих, задачи и заставляют себе подчиняться самую природу. В одной сказке эти мифические девы прилетают белыми лебедушками, а в других героиней выводится премудрая Лебедь-птица, красная девица, или Лебедь-королевна такой чудной красоты, что ни око не видело, ни ухо не слышало, и не сыскать подобной ей ни за лесами, ни за морями.

Лебедь белая. У русских воля наделяется зооморфными свойствами: ее запрягают, она бежит лисицею, куницею, имеет крылья, улетает от невесты птицей, садится утушкой на заводи, плавает рыбкой в озере, а жених ее вылавливает; во время мытья невесты в бане она принимает облик угля, огня, серой уточки, горностая, белой лебеди. Воля предстает также красной девушкой, рыдает, сердится, кланяется, молится в церкви, венчается. .

Лебедь птица. Обида. Вслед за Вороном стаей чёрною, мрачным видением, с криком громким и жалобой горестной поднялись птицы Навью рожденные: птица-лебедь Обида с печальным лицом, вслед Грифон и Могол - птицы грозные, а за ними сладкоголосая птица Сирин, что песней печальною одурманивает и манит в царство смерти.

Лебедь. Имя сестры мифических братьев, основателей Киева, Лыбедь, ясно указывает на мадьярское происхождение, поскольку оно, вероятнее всего, связано с именем мадьярского воеводы Лебедя. Примечательно то, что царевна Лебедь стала популярным персонажем русских былин и народных сказок. (Вернадский)

Лебедян. Славер. После Кия был Лебедян (Славер), и тот жил двадцать лет. Потом был Верен из Великограда. Он тоже был двадцать лет. А затем был Сержень, который был десять лет.

Лев. Для книжной апокрифическойтрадиции характерны представления о «вратах адовых», охраняемых стражниками - чертями, львом (западнославянское), собакой (южнорусское), змеей (рус. старообрядческое). Если на аметисте выгравирован лев и человек постоянно носит перстень с таким камнем, то будет обладать несказанной храбростью.

Левиафан. «Извивающийся зверь». Мифическое морское чудовище, образ которого перешел из Вавилона и Ханаана как персонификация всех сил зла. Бог создал Левиафана, чтобы «играть в нем»; у него было множество голов; он был уничтожен Богом в доисторические времена. Огромные глаза позволяют видеть сквозь тёмную толщу воды. в двойной ряд острейших зубов сверкает в огромной пасти. Длинная тонкая шея которую венчает огромная вытянутая голова.

Левкрота. В многотомной «Естественной истории» Плиния Старшего, жившего в Риме в I веке, о Левкроте рассказывается следующее. Она живет в Индии. Часто греки и римляне Индией называли места, остоящие на восток от Волги (Ра – река). Ростом Левкрота с осла. Задние ноги у нее оленьи. Грудь львиная, голова лошади. Рот — до ушей, а во рту вместо зубов одна сплошная костяная пластина. Левкрота издает звуки напоминающие человеческий голос, и чрезвычайно быстро бегает.

Левополушарники. Те, у кого работает левое полушарие мозга, отвечающее за логическое мышление. Евреи-псевдоязычники сожгли на кострах инквизиции 13 млн. левополушарников, лучших людей своего времени. Это ли не вид христианского жертвоприношения. Язычество не требует человеческих жертвоприношений. Христианам умные не нужны, нужны слабоумные и дебилы.

Лёд. Коледник. Этому божеству славяне молились об успехе в сражениях, он почитался правителем воинских действий и кровопролитий. Это свирепое божество изображалось в виде страшного воина, вооруженного в славянскую броню, или всеоружие. При бедре меч, копье и щит в руке. У него были свои храмы. Собираясь в поход против неприятелей, славяне молились ему, прося помощи и обещая в случае удачи в воинских действиях обильные жертвы. Вероятно, это божество больше, чем другие первостепенные боги, получало кровавых жертв. Божество это (Лёд) всегда сражалось с водяными. Сила к нему приходила с зимой, когда от одного его прикосновения все реки, ручьи, озера покрывались ледяной коркою, так что водяные и водяницы, омутники и омутницы, болотники и болотницы принуждены были сидеть в своих хороминах на самом дне до весны, не в силах не только высунуться на поверхность, но и поплавать вволю, ибо иные речки промерзают до дна. Вот сколь злобен и силен Лед... правда, только в зимнюю пору.

Леда. Это - греческая титанида Лето, вополотившаяся в возлюбленную Зевса - Леду. Русская Лада. Все три богини: Лето, Леда и Лада - были связаны с культом белого лебедя, священного животного Лады, имя которой означало, кроме прочего, «лебедушка». Зевс именно по этой причине явился к Леде в виде белого лебедя. А литовцы приносили в жертву Ладе белого петуха как замену лебедя (в самом деле, сложно было в те времена в Литве найти лебедей). Обе гречанки, Лето и Леда, родили божественных близнецов, а у Лады тоже была двойня — Лель и Полель.

Ледащий. Лядащий. Дух соломы, весь запухший от сна, с соломой в голове. Его никто никогда не видел, только слышно, как он зевает. Многие нечистики зимою спят, но ледащий в этом деле заводила. Разбудить его никто не может, кроме матушки-весны. Просыпается он всегда недовольным и, бодрствуя в летнее время, с нетерпением ждет конца лета, чтобы опять крепко и сладко уснуть в куче свежей соломы. Если летом кто услышит вздохи да зевоту, а живого существа рядом нет, - это ледащий. Из прошлогодней соломы закурлыкал лядащий бес соломин, притрушенный тёплой соломой. И откликнулся луг, загудел, и весь берег защелкал и заахал и зааукал, застрекотал лес стрекозою.

Ледея. Бесицы-трясавицы. Духи болезней. Вначале так надывали лихорадку, а затем и другие болезни. Насылает озноб. В заговорах болезни получают собственные имена, обычно в соответствии с тем, источником какой болезни они являются (Тресея, Огнея, Ледея, Гнетея, Глухея, Ломея и др.).

Ледич. Согласно "Влесовой книге", этот бог относится к русскому пантеону языческих богов.

Лелева. Лелевой называли Ладу. Съела Лада щуку златопёрую, которая во сне её приснилась. То сам Род в море проплывал. Рoдила Лада шаловливую Лелю - Радость-Лелюшку златокудрую.

Лель. Юный бог любви, сын Лады. По молодости лет своих, Лель порой просто забавляется любовью, хотя делает это с добрых побуждений — для него это весёлая игра. Красивый юноша с курчавыми волосами влюбляет в себя девушек, наигрывая им на свирели и напевая. Когда же ему проходу нет от очередной избранницы, Лель находит ей парня и убеждает обоих, что они искали именно друг друга. Появляется Лель весной, живёт вместе со своим братом Полелем в лесу. Вместе они выходят утром встречать Ярило. Свирель Леля можно услышать в Купальскую ночь. К нему девицы ходят Красавицы, и по головке гладят, В глаза глядят, ласкают и целуют. И Лелюшком и Лелем называют, Пригоженьким и миленьким. Имя Лель созвучно слову «лелеять», то есть нежить, любить. Лель изображался в виде златовласого младенца: ведь любовь свободна и неуловима. Лель мечет из рук искры: ведь страсть - это пламенная, жаркая любовь! Лель то же, что греческий Эрос или древнеримский Амур, только те поражают сердца людей стрелами, а Лель возжигал их своим ярким пламенем. Существование богини Лели и бога Леля основано исключительно на припеве свадебных и других народных песен - и современные ученые вычеркнули Леля из числа славянских языческих богов.

Лелюшка. Доченька Лады. Ещё её звали Леля, Полелюшка и Доченька.

Леля. Богиня. Ещё её звали Дива, Додола, Летеница, Лелюшка, Полелюшка и Доченька, Рожаницей, Весной-кормилицей, Лялей. Богиня весны. лета и молодости. Младшая из Рожаниц. Жена Перуна, спасенная из плена Велеса, и мать Деваны. Леля, согласно "Влесовой книге", относится к русскому пантеону языческих богов. Богиню представляли себе юной, красивой, стройной и высокой девушкой. В фольклоре Лада часто упоминается рядом с Лелей. Эту пару: мать-дочь часто сопоставляют с Латоной и Артемидой и со славянскими роженицами. Двух всадниц на русских вышивках, за спиной которых иногда изображена соха, расположенных по обе стороны от Макоши, Рыбаков соотносит с Ладой и Лелей (Лялей). Существование богини Лели и бога Леля основано исключительно на припеве свадебных и других народных песен - и современные ученые вычеркнули Леля из числа славянских языческих богов. У великой Лады, у матери-Лады была юная дочь. Звали ее просто Доченька - Леля, Лелюшка, Полелюшка. Недаром любимое детище до сих пор не просто растят - лелеют, колыбель зовут люлькой, а само дитя нет-нет да покличут нежно лялечкой. Подросла Леля и стала гулять по лугам, по густым тенистым лесам, и шелковая мурава сама льнула ей под ноги, чтобы распрямиться еще зеленее и гуще. А минуло время - начала Леля вместе с матерью обходить и объезжать поля, тянуть за зеленые ушки едва проклюнувшиеся всходы, и Люди увидели, что никогда прежде не было на Земле таких урожаев. Стали они славить Лелю наравне с матерью и чтить как Рожаницу, называть Весной-кормилицей. У Лады стали просить разрешения закликать-зазывать в гости Весну, а когда Мать позволяла - готовили Дочери дерновую скамью, проросшую травами, ставили подношения: хлеб, сыр, молоко. Это был девичий праздник, мужчин, любопытных парней близко не подпускали. Особо почитали Лелю молодые девушки, справляя в её честь весенний праздник Ляльник: выбирали самую красивую из подруг, надевали на её голову венок, усаживали на дерновую скамью (символ прорастающей молодой зелени), водили вокруг неё хороводы и пели песни, прославляющие Лелю, затем девушка «Леля» одаривала подруг заранее приготовленными венками. Леля - богиня лета как времени года и лета человеческой жизни - молодости. Леля — богиня и покровительница неза мужних девушек, богиня весны и первой зелени. Отсюда происходит название цветка «лилия», индийский «лотос», «лола» - тюльпан по ирански (и по таджикски, и по осетински). Матерью Лелевой называли Ладу. Съела Лада щуку златопёрую, которая во сне её приснилась. То сам Род в море проплывал. Рoдила Лада шаловливую Лелю - Радость-Лелюшку златокудрую. Как рождалися боги вечные, колебалася Мать Сыра Земля, с мест сходили горы высокие, бури пенили море синее, расстилалась трава, приклонялись леса и дубы вылетали с кореньями. Особенно культивировалась Леля в земледельческую эпоху. Женскими божествами плодородия, благополучия, весеннего расцвета жизни были Лада и Леля. Они подобны безымянным Рожаницам — спутницам Рода; сопоставление с мифологией других народов позволяет утверждать, что богини были матерью и дочерью. Её имя встречается в словах, связанных с детством: «ляля», «лялька» — кукла и обращение к девочке; «люлька»; «лелеко» — аист, приносящий детей; «лелеять» — заботиться о маленьком ребёнке. С Лелей некоторые исследователи древнейшей истории русских связывают ближайшую к Земле планету. Когда-то в древности вокруг Земли вращались три Малые планеты: Месяц; Фата (древнегреческое — Фаэтон) 13 дней; Леля, ближайшей к Земле и самой малой из Лун — 7 дней (Россия в кривых зеркалах). Фата была разрушена и её осколки упали на Землю в ходе войны между метрополией — Великой Рассенией и вышедшей из под «родительской опеки» провинцией — Антланией — Атлантидой (Россия в кривых зеркалах).

Леля. Божество нижнего ранга. Похожа на лесавку. Баба Листина. У неё предводителем считается Листин. Леля – его жена и помощница – Баба Листина. Листин — слепыш весь из листьев, Баба его (Листина, Леля) — с туловом из мха, вместо рук — еловые шишки, на ногах настоящие лапотки. Леля и Листин не такие буйные и шустрые, как лесавки, — сидят в куче листьев подле пня или оврага и командуют — кому когда шелестеть. Осенью сначала легкий шепоток слышится: это листин с листиной своей (Лелей) советуются и дают лесавкам заделье. А потом уже раздается шелест да шум, кружатся хороводы опавшей листвы: то лесавки прибегают и играют, а среди их Леля с Листиным.

Леман. Нечистый дух; леший, черт. Лембой, лемба, леман— табуированное наименование нечистой силы, которое в разных районах России относится к различным нечистым духам (само слово, по-видимому, заимствовано из финно-угорских языков— карельск. lemboi, lempo— «злой дух, черт, нечистый»; финское lembo или Lemmes— «лесное божество, отец земли, лесной черт»). «Леман тебя возьми!»; «Леман с ним!» (Волог.). Похож на лембоя.

Hosted by uCoz