Купала - Кэпкуэны
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел К
__________________________________________________________________________
Купала
Купалка
Купало
Купало Дзевко
Купалочка
Купальница
Купальница Аграфена
Купальница Агриппина
Купидон
Куполка
Кураницы
Курдуши
Куреха
Курилка
Куриный Бог
Курица
Курица, которая поёт петухом
Куры
Кутинья
Кутиха
Кутной Бог
Кышек
Кэпкуэны
__________________________________________________________________________

Купала. Сын Семаргла и Купальницы. Кострома – сестра его. Купала - бог праздненств, любви, страсти и веселья. Бог-покровитель летнего солнцестояния, названного его именем. Бог земных плодов. Ему жертвовали перед сбором хлеба, 23 июня, в день св. Агриппины, которая и была прозвана в народе Купальницей. Когда с греками и василивсами воевали за Сурожь, то Купала много помогал Русичам. Когда грядёт к нам Купала, то говорит он нам, что мы должны стать воинами с чистыми телесами и душами нашими. Если пойти по стопам его, когда он к нам пришёл, то нас охраняя, поведёт он всех нас к суровой битве. Если мы погибнем на этой битве, то предстанем перед ликом Сварога. Так, идя к сече, мы хвалили богов наших перед бранью, как в мирные дни. И вот Купалич скажет нам, что мы достигли оное время, и будем теперь почитаемы за славу свою, и также с отцами нашими пребудем. День Купалы - 7 июля. Этот праздник замещен праздником Иоанна Крестителя. Содержание: празднование победы Перуна над Скипером. Купание - воспоминание о купании Живы, Марены и Лели. Также вспоминают в этот день (и всю "русальную" неделю до Купалы) купание Перуна в Днепре, встречу Перуна и Роси - рождение Дажьбога. Предполагают, что Купала (древнее - Кополло-Аполлон) - это одно из имён Дажьбога. В этот же день отмечают и свадьбу Хорса и Зари-Зареницы. Молодые люди украшались венками, раскладывали огонь, плясали вокруг него и воспевали Купалу. Игрища продолжались всю ночь. В самое Рождество Иоанна Предтечи, сплетая венки, вешали их на кровли домов и на хлевах, чтобы удалить злых духов от жилища. Этот красивый языческий праздник возрождается на Украине и в Белорусии.

Купалка. Русалка. Слово купалка, купалочка «весьма употребительно в белорусских купальских песнях» (Д.К. 3еленин, 1916).

Купало Дзевко. См. Дзевко-Купало.

Купало. Согласно "Влесовой книге", этот бог относится к русскому пантеону языческих богов.

Купалочка. Русалка. «Купалочка-русалочка, на дуб лезла, кору грызла» (Смол.). Слово купалка, купалочка «весьма употребительно в белорусских купальских песнях» (Д.К. 3еленин, 1916). В великорусских поверьях XIX–XXвв. это название не получило большого распространения.

Купальница Аграфена. См. Аграфена Купальница.

Купальница Агриппина. Купале жертвовали перед сбором хлеба, 23 июня, в день св. Агриппины, которая и была прозвана в народе Купальницей.

Купальница. Семаргл Сварожич ночью стоит в небесах на страже с огненным мечом. Он не пускает в мир зло. Он так отвечал богине ночи Купальнице, которая звала его к Ра-реке на русалии - любовные игры: Мне всю ночь до рассвета нужно не спать, В небесах мне на страже нужно стоять, Чтобы Черный Змей не приполз из тьмы, Жито в поле широком бы не потоптал, Молоко у коров бы не отобрал, а у матушек - малых детушек (Книга Коляды). Лишь раз в году в день Осеннего Равноденствия он сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы. И тогда Ночь становится длиннее дня и в мир черным облачком проникает зло. А в день Летнего Солнцестояния, через девять месяцев, у Семаргла и Купальницы рождаются дети - Кострома и Купала. В этот день начинаются Купальские праздники.

Купидон. В его свите былид небесные красавицы. Они пытались заставить Господа нарушить свои обеты. Но оставили своё занятие, увидев как из Него одна за одной выходят множество красавиц, подобных им.

Куполка. Древними нужно признать названия для русалок: чертовка, водяная и, быть может, куполка.

Кураницы. Куры. Характерны формулы отгона злых сил, болезней, нечистой силы (в составе заговоров) у белорусов - например. при лечении детского плача: "Куры - кураницы, возьмите Йванковы начницы, несите на мха, на болота": при изгнании болезней злаковых растений, называемых "ржа" и "бель": "... на моховом болоте перебывайте" и тому подобное.

Курдуши. Злые духи, помогающие колдунам и чародеям в их работе. После благополучного окончания обрядов посвящения в колдуны, к человеку, к посвящённым, к продавшим душу Сатане, на всю жизнь приставляются для услуг мелкие бойкие чертенята — курдуши, невидимые ни для кого более. На курдушах ведьмы и колдуны с сверхъестественной скоростью летают на свои шабаши на Лысую гору. Они относят в нужное место вещи, снятые с заразного больного, дабы другого намеченного испортить относом. И заклятый порошок бросают по ветру на обреченного. И щепотку следа со следа, и волосы с головы жертвы принесут колдуну — все прихоти его исполняют маленькие нечистики! Но ошибается тот, кто считает это большим благом: курдуши беспрерывно требуют от ведьм и колдунов нового и нового заделья, исполняя всякую работу с невообразимой быстротой. И горе тому хозяину, который не сможет их занять!.

Куреха. Курешня. Нечитый из домовых. Куряка, дымит безбожно. Упоминается у А.М. Ремезова «К Морю-Окиану».

Курилка. Означает лучину, которая живет, пока горит, а погасая — умирает; «жил-был курилка, да-й помер!».

Куриный Бог. Куричий бог, курячий поп. В русской традиции Куриный бог - оберег в виде камня с естественным отверстием, который охраняет кур от порчи и нечистой силы, способствует их разведению и плодородию. Куриный Бог защищает кур от кикиморы, которая выщипывает им перья и клюет в голову. Иногда полагают, что благотворное воздействие Куриного Бога распространяется не только на кур, но и на скот и хозяйство в целом. Название куриный бог в русских верованиях связывается с тем, что куры по ночам молятся Богу, роль которого он и выполняет, хотя в действительности можно предположить аналогию с поверьями о скотьем боге, функциями которого был наделен св. Власий. Камень для Куриного Бога должен быть найден случайно в поле или на дороге. В качестве Куриного Бога могли использовать также черепок с дыркой, горлышко от разбитого кувшина или рукомойника, надетый на забор горшок, дырявый лапоть, в который иногда вкладывали сложенные крестом соломинки, или связки старых лаптей, медвежья лапа, полено с выдолбленным углублением для ладана, а иногда — каменные или деревянные идолы, которым приданы человеческие очёртания. Одна из функций Куриного Бога — способствовать плодородию домашней птицы. Чтобы защитить кур от сглаза, Куриного Бога обычно помещали наверху, на видном месте, чтобы он сразу бросался в глаза и взгляд пришедшего в первую очередь падал на него и не задерживался на курах. Его клали на насесте, вешали в курятнике под застрехой над насестом, над гнездом наседки или во дворе на колу или над тем местом, где гуляют куры. Куриного Бога иногда было принято вешать не на веревке, а на мочале. Куриный Бог в виде перевернутого горшка, надетого на забор, должен был символически закрывать кур от опасности.

Курица, которая поёт петухом. Из её яйца происходит Дух – обогатитель.

Курица. Вештица могла принимать вид ночной бабочки, мотылька, черной чтицы, курицы, гуся, индюшки; могла также превратиться в жабу, кошку, собаку, волка. Множество народных рассказов посвящено теме выслеживания и распознавания Вештиц. Одна из них в образе курицы повадилась навещать по ночам дом соседа, отчего у него начали умирать дети. Хозяин выследил ее, поймал и накрыл корытом, а утром обнаружил под корытом женщину. Она взмолилась, прося отпустить и давая обещание, что никакие напасти не будут грозить этому дому. Змей рождается из яйца, снесенного и высиженного курицей, которое не заметил человек. Курица нередко выступает в роли Здухача. Поверья, связывающие змею с петухом или курицей, в значительной степени восходят к образу василиска. Так, из петушиного яйца или яйца черной курицы появляется на свет змееныш - домовой. Петушиный или куриный гребень имеет на голове царь змей. Существуют поверья о гаде - курице. Рассказывают, например, что “гадина” (змея, гадюка) выглядит как курица с крыльями и красными, как огонь, перьями, что она летает, как курица. Вспорхнет — и за ней останется след от сожженной травы. Детенышей же она выводит из яиц, а укус ее смертелен.

Куры. Кураницы. Характерны формулы отгона злых сил, болезней, нечистой силы (в составе заговоров) у белорусов - например. при лечении детского плача: "Куры - кураницы, возьмите Йванковы начницы, несите на мха, на болота": при изгнании болезней злаковых растений, называемых "ржа" и "бель": "... на моховом болоте перебывайте" и тому подобное.

Кутинья. Дух в облике женщины, обитающий в углу (в куте) дома. Упоминания о кутинье, кутихе немногочисленны и ограничиваются пока севером России.

Кутиха. Дух в облике женщины, обитающий в углу (в куте) дома. Упоминания о кутинье, кутихе немногочисленны и ограничиваются пока севером России. В рассказе, записанном на Вологодчине, кутиха похожа на кикимору, доможириху: она невидимо ткет в подполье дома. Кутиха помещается, скорее всего, под печным углом (кутом) избы, поскольку именно в печном углу властвует хозяйка дома, а за печью или под печью, по поверьям, традиционно обитают духи дома, его невидимые «хозяева».

Кутной Бог. Скотник. Дворовый. Домовые. Домашние Божества. Доброжил. Овинник. Этот доброжил обитал в хлеву и приглядывал за скотиной; ему в жертву оставляли в углу хлева немного хлеба и творога.

Кышек. Кисек. Кышек был велик и мудр. После того, как он умер, были иные князья, и каждый творил что-нибудь хорошее.

Кэпкуэны. Волшебные существа, которые когда-то жили в землях, окружающих Балканский полуостров. О них можно подробно узнать из многочисленных легенд и сказаний восточно-романских народностей. Согласно поверьям, они вернутся на землю незадолго до конца света. В различных источниках внешность кэпкуэнов описывается неодинаково. Они могут быть мелкими карликами и огромными, как дом, великанами. По своему виду эти существа немного напоминают людей, однако у многих из них две головы – собачья, покрытая густой шерстью, и человеческая, с длинными волосами, причем вторая постоянно обращена назад. Собачьёй головой кэпкуэны способны перегрызать горло крупным псам и даже людям, человеческая же предназначается для выплёвывания костей. Самки способны, проголодавшись, убить и проглотить собственное потомство. У этих диковинных существ три зорких глаза; один из них, находящийся на затылке, никогда не закрывается, поэтому кэпкуэнов невозможно застать врасплох. В некоторых сказках содержатся сведения о том, что кэпкуэны, выбрав себе подходящую жертву, не сразу поедают её, а переносят в своё логово, где некоторое время откармливают её медом и грецкими орехами и поят волшебным вином.

Hosted by uCoz