Кубера - Кук
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел К
__________________________________________________________________________
Кубера
Куд
Кудельница
Кудес
Кудесник
Кудесник шаман
Кудесники
Кудесница
Кудесья
Кудеяр
Кузельник
Кузнец
Кузнецы волхвы
Кузутик
Кузька
Кузьма
Кузьма Демьян
Кузьма и Демьян
Куйва
Кук
__________________________________________________________________________

Кубера. Древний бог Севера у индоариев. Cогласно представлениям индоариев, которые сформировали ядро своей идеологии на полярной прародине, владыкой Севера и хранителем традиций Золотого века является бог богатства Кубера. Одновременно он является и властелином подземного царства. Согласно Ведам Кувера - казначей полубогов. Один из восьми полубогов, управляющих сторонами света. Кувера правит в северной части вселенной. Первоначально Кубера никаким богом даже и не был. К сонму бессмертных небожителей его причислили за подвижническую жизнь и благочестие. С тех пор Кубера и стал стражем Севера. На отрогах Вселенской горы Меру Кубера владел райским садом, но предпочитал жить под землей, где скопил несметные богатства. Кстати, имя древнего бога Севера созвучно с именем саамского исполина Куйвы, чьё стометровое наскальное изображение вознеслось над священным Сейдозером в самом центре Русской Лапландии, где недавно были обнаружены материальные следы и памятники, восходящие к гиперборейским временам. (Дёмин). .

Куга. Чума Самодива. Моровая язва. У сербов у Куги — козьи ноги. Блуждая по вечерам, она останавливается под окнами и пускает внутрь жилья свой злочестивый дух, отчего и погибает все семейство.

Куд. Кудесник. Колдун, волхв; знахарь; ряженый. В некоторых районах России куд— нечистый дух. В. Даль приводит слово «куд» в значении «злой дух, бес, Сатана», определяя «кудеса, кудесничество, кудесы» как «чудеса посредством нечистой силы, чернокнижничество, чары, волхованье».

Кудельница. В славянской мифологии, женский дух, обитающий во ржи, в лесах и, возможно, в домах. Буквальное значение слова кудельница – «пряха» и «льняница» (от «кудель» - «лён, льняная пряжа»). Облик кудельницы в поверьях был весьма расплывчат. Так, кудельница северорусских поверий схожа с полудницей или удельницей, кадильницей: верили, что она появляется в цветущем ржаном поле и оберегает его; она опасна для детей и может преследовать их, если они находятся в поле одни. Кроме того, считалось, что кудельница может появляться на лугах или на межах: говорили, что «в поле кудельница есть… траву по своим межам рвешь, а как мала на чужую зайдешь, клещами захватит». В образе кудельницы слились представления о духе поля и о существе, оберегающем межу, земельный надел, удел («предел» поля); возможно, в народных поверьях она персонифицировала также и удел, судьбу человека. Вероятно, кудельница – это одно из обозначений русалки. Так, согласно поверьям, русалки появляются в поле во время цветения ржи, охраняют рожь и нередко пугают ребятишек, в одиночку бегающих по полю; они могут появляться в лесу и в доме; они связаны с пряжей (могут воровать пряжу, прясть в отсутствие хозяйки). Возможна также связь кудельницы с языческой богиней Макошью, связанно с полем (плодородием), а также с человеческой судьбой.

Кудес. Колдун, волхв; знахарь; ряженый. «Кудесить» означает заниматься волшебством, колдовством, «портить шептами, наговорами в воду или другое что; гадать, ворожить». В.Даль приводит слово «куд» в значении «злой дух, бес, Сатана», определяя «кудеса, кудесничество, кудесы» как «чудеса посредством нечистой силы, чернокнижничество, чары, волхованье». Кроме того, название кудес, кудесник может иметь и значение «чужой», «чудной», «чудик», «чудящий» («кудесный»— «волшебный», «чудесный») (В. Даль). Поэтому в некоторых поверьях кудесник, как название колдуна-иноземца, объединяет представления о «чужом» и «чудесном». В ряде районов России кудесами, кудесниками именовали ряженых, «окрутников», людей, надевающих личины, переодевающихся, переряживающихся на Святках: «В Череповце начинают ходить кудесами с 19декабря» (Волог.); «Кудеса также зовут Святки, когда переряжаются» (Даль, 1881).

Кудесник шаман. “Повесть временных лет” описывает “волхование” кудесника - шамана, которое видел некий новгородец, побывавший у чуди (финно - угорских племен севера Новгородчины). Кудесник стал созывать бесов в свою “храмину” и впал в транс (упал, оцепенев), но бесы побоялись явиться в “храмину”, т.к. на новгородце был крест (ср. позднейшие народные обычаи снимать крест при гаданиях, произнесении заговоров и т.п.

Кудесник. Колдун, волхв; знахарь; ряженый. В некоторых районах России куд— нечистый дух. В.Даль приводит слово «куд» в значении «злой дух, бес, Сатана», определяя «кудеса, кудесничество, кудесы» как «чудеса посредством нечистой силы, чернокнижничество, чары, волхованье». Кудесник— обладающий колдовскими силами, общающийся с нечистыми духами человек. Это одно из наиболее древних, засвидетельствованных в историко-литературных памятниках названий волхва, колдуна; в XIX–XXвв. оно имеет несколько «книжный» оттенок. Кроме того, название кудес, кудесник может иметь и значение «чужой», «чудной», «чудик», «чудящий» («кудесный»— «волшебный», «чудесный») (В. Даль). Поэтому в некоторых поверьях кудесник, как название колдуна-иноземца, объединяет представления о «чужом» и «чудесном»: «По всему финскому северо-востоку славились своим обаятельным владычеством над народными умами финские волшебники, кудесники, кебуны, арбуи...» (Щапов, 1906). В ряде районов России кудесами, кудесниками именовали ряженых, «окрутников», людей, надевающих личины, переодевающихся, переряживающихся на Святках.

Кудесники. Поздние средневековые источники (Стоглав 1551 г. и др.) обвиняют в бесовских действиях волхвов и кудесников, под каковыми подразумеваются уже чернокнижники, гадающие по “отреченным книгам” (“Волховник” и т.п.), иногда — врачи-иностранцы. Таковым по Псковской летописи (1570) считался врач Елисей Бромелий — “лютый волхв”, который был подослан немцами к Ивану Грозному и “на русских людей возложил царю свирепство, а к немцам на любовь преложи”.

Кудесница. Колдунья, ворожея.

Кудесья. Колдунья, ворожея.

Кудеяр. Разбойник. «По уездам Дмитровскому, Севскому и Трубчевскому жители показывают многие места, будто бы там в погребах зарыты сокровища Кудеяра и Рытика, некогда подвизавшихся там разбойников, укажут или назовут стариков, нечаянно нападавших под день Ивана Купалы на эти погреба, которые отворяются в помянутый день через несколько лет. Люди эти, будто бы, видели огромное количество золота, серебра, жемчуга и других драгоценностей, но взять ничего не могли, потому что стерегущий их старик не давал. Он обыкновенно приказывал принести с собою младенца, ибо, как известно, многие клады можно взять только при ангельской душе. Когда искатель возвращался с младенцем, погреба уже не находил...» (Орл.).

Кузельник. Колдун, чародей. .

Кузнец. Коваль. В славянской мифологии культурный герой. В мифах о пахоте на чудовищном змее (см. в ст. Пахарь) Кузнец (в украинских преданиях - “Божий Коваль”, символ Сварога) выковывает первый плуг и запрягает в нею змея, который пропахивает гигантские борозды - Змиевы валы (так назывались древние укрепления в Среднем Поднепровье). Вероятно, с мифом о герое-кузнеце связан образ легендарного основателя Киева - Кия: его имя восходит к обозначению палицы - кузнечного молота. В древнерусской “Повести временных лет” (начало 12 в.) с греческим богом-кузнецом Гефестом (Феостом) был отождествлен славянский Сварог: Гефест изображен в русской летописи (в соответствии с византийской традицией) земным царем, при котором с неба упали кузнечные клещи и стали ковать оружие. Гефест-Сварог ввел обычай единобрачия (моногамии). Это деяние Кузнеца - культурного героя получило отражение в народной традиции, в том числе в восточнославянском фольклоре: в свадебных песнях Кузнец кует свадьбу; во время святочных гаданий подблюдные песни о Кузнеце предвещали богатство и свадьбу - Кузнец кует свадебный венец, обручальный перстень и т.п. Эротическую символику имеют и святочные игры в Кузнеца: парни, ряженные кузнецами, “подковывали девок” - задирали им ноги клещами, били молотком по приставленной к ступне палочке и т.п. (ср. народный эвфемизм - “подковать девку” - вступить во внебрачную связь). Характерный фольклорный мотив - перековывание старого в молодого и т.п. В южнославянской традиции Кузнец выковывает амулеты, способствующие деторождению. Кузнечное ремесло в народной традиции считалось высшим умением, искусством, связанным со сверхъестественным знанием, колдовством, в том числе общением с нечистой силой, чертями и тому подобное: ср. родственные слова типа русского “козни” и другие обозначения чародейства, колдовства. В русских сказках Кузнецу помогает черт; Кузнец может перековывать голос - из грубого сделать тонкий и т.п. Сверхъестественными способностями и знаниями наделялись и представители других профессий - гончар, плотник, мельник и др. В восточнославянской традиции святыми покровителями кузнечного искусства считались Кузьма и Демьян (на основании сходства имени “Кузьма” со словом “кузнец”): иногда они сливались в народном сознании в единый образ Кузьмы-Демьяна, Божьего Коваля. Их день празднуется накануне зимы: отсюда поговорка “Кузьма - Демьян кузнец кует лед на земле и на водах”. Кузнецы обладают способностью к оборотничеству.

Кузнецы волхвы. Волхвы изготавливали амулеты — женские и мужские украшения, покрытые заклинательными символами. Умение работать с металлом, ковать, по-старославянски называлось «коварство», это слово долгое время означало «мудрость», «искусность». В парадные уборы, изготовленные волхвами-кузнецами, язычники облачались для совершения ритуалов, действие которых благодаря этому должно было усиливаться.

Кузутик. Нечистый дух, чертик. По поверьям Пермского края, Урала, кузутики— маленькие нечистые духи, помощники колдунов, знахарей, почти как помощники.

Кузька. В русском осеннем обряде, исполнявшемся в день Кузьмы и Демьяна, хоронили соломенного Кузьку, но перед этим он должен был прожить целую жизнь: он рождался, его крестили, женили, он умирал.

Кузьма Демьян. См. Божий Коваль.

Кузьма и Демьян. Косьма и Дамиан. Христианские святые, день памяти которых отмечается 1/14.XI; покровители брака, ремесел и домашней птицы. Одно из первых упоминаний братьев-святых на Руси относится к последней четверти XI в. (новгородские берестяные грамоты). В восточнославянском фольклоре связаны главным образом с кузнечным делом и выступают в облике кузнецов- змееборцев. В белорусской сказке “Иван Попялов” герой - победитель змея - скрывается от змеихи в кузнице Кузьмы и Демьяна; кузнецы защемляют язык змеихи раскаленными щипцами и убивают ее (ср. Асилки). Согласно украинскому поверью. Божий Коваль - Кузьма-Демьян - сковал людям первый плуг; ухватил клещами за язык змея, истреблявшего людей, запряг змея в плуг и заставил его пропахать землю от моря и до моря. В русской традиции свв. Кузьма и Демьян “куют” свадьбу и брак, ср. мотивы свадебных песен, в которых к святым - покровителям обращаются с просьбой “сковать сватьбу крепкую” и “случить молодых”, а также восточнославянские заговоры, направленные на благополучие семьи: “Ты святы Лука-Дземян!.. раба Василя, рабу Матрону салучы в адно места”. В поговорках Кузьма и Демьян “куют” поздней осенью ледяные мосты на реках: “Закует Кузьма-Демьян - до весны не расковать”, “Не заковать реку зиме без Козьмодемьяна”. Восприятие Кузьмы и Демьяна как чудесных кузнецов, а также христианское предание, согласно которому они были врачами - бессребрениками, по-видимому, объясняют упоминание имен этих святых в восточнославянских заговорах, произносимых при разных болезнях. Ср. русский заговор от зубной боли: “Батюшка Козьма Демьян лежит в пещере, его белые зубы не болят, и у меня раба Божия (имярек) не боли...” и белорусский заговор от укуса гадюки: “Святы Мiхайла... цябе, змяя-змяiца, сваею меччу пасячэць i парубiць, i Кузьме-Дзям''яну у залатую кузьню аддаець. Кузьма свае жезла распякаець i табе зубы, губы i жала запякаець”. В России день Кузьмы и Демьяна относился к числу девичьих праздников. Девушки широко отмечали “кузьминки”. Снимали загодя избу, где собирались справлять кузьминскую вечеринку, ходили по домам, собирали продукты к ужину и сообща варили пиво. “Ссыпчины” эти устраивали преимущественно для себя, но к вечеру приглашали парней, и тогда начиналось веселье - совместные игры молодежи, ухаживания и “жениханье”. Одним из основных блюд кузьминских вечеринок была куриная лапша и другие блюда из курятины. Святых Кузьму и Демьяна называли “курятниками” и “куриными богами” (ср. Куриный бог), а день их памяти - “кочетятником”, “курячьим праздником” и “курячьими именинами”: в курятниках служили молебны, и священник кропил святой водой домашнюю птицу. В этот день резали кур (ср. рус. “Кузьма-Демьян - куриная смерть”)- приносили жертву святым покровителям: от этого в течение года в хозяйстве будет вестись птица. Трапезу начинали обычно молитвой: “Кузьма-Демьян-сребреница! Зароди, Господи, чтобы писклятки водились”. За обедом старались не ломать куриных костей, иначе на следующий год цыплята родились бы уродливыми.

Кузьма. Волк. Русские звали его уважительно "серый", "кузьма", "бирюк".

Куйва. Бог смерти. На Кольском полуострове в Луяврских горах на берегах Сейдозера в 1997 г. Дёминым было обнаружено два артефакта. На склоне горы Куйвчор (Куйвы) выделяется огромная фигура бога смерти Куйвы, похоже распятого. А.И. Асов делает вывод что это Кащей Чернобог, которого согласно легенде распяли где-то на Севере в царстве Велеса.

Кук. Огромная птица, которая съела Великанов во времена Потопа.

Hosted by uCoz