Кощей - Крик
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел К
__________________________________________________________________________
Кощей
Кощун
Крада
Крак
Крапчик
Красич
Красна дева
Красная баба
Красная гора
Красная девушка
Красная Заря
Красный ветерок
Красный всадник
Красопань
Кресной
Креститель
Крестич
Крестной
Крестовой
Крестовый брат
Крещение
Крив
Кривда
Кривич
Кривой
Кривой вражонок
Кривой черт
Криворог
Кривохвостик
Кривый бес
Крик
Крикливец
__________________________________________________________________________

Кощей. Властелин иного мира. Кащей Бессмертный. Ипостась Чернобога в Нави. В сказках властелин иного мира предстаёт в разных обличьях, например в облике Кощея (имя происходит от слова «кость» и означает «скелет»). Кощей, подобно Змею, держит в плену царевну. Его называют Бессмертным хотя бы потому, что владыка мира смерти сам является мертвецом, неуязвимым для обычного оружия. Описание боя с Кощеем, тем более победы над ним, могло возникнуть только в эпоху, когда пошатнулась вера в древние мифы об ином мире и общение с его владыками стало представляться не благом, а бедой. Видимо, это произошло тогда, когда язычники стали покидать леса и начали селиться на равнинах, а охотничий образ жизни сменился земледельческим. Описание Кощеевой смерти принадлежит глубокой старине — его душа, как известно, хранится вне тела и представляет собой неодушевлённый предмет (иглу); её сторожит всё живое и неживое: вода (море, окружающее остров Кощея), земля (сам остров), дерево (дуб, на котором висит сундук), звери (заяц), птицы (утка); яйцо же, в котором хранится игла, в мифологии часто является символом всего мироздания — иными словами, Кошей некогда представлялся владыкой всего сущего.

Кощун. В “Слове от Св. Евангелия” упоминаются и астрология, и “еллинские кощуны”, и вера “в стрячю, и в кошь, и в сновидения”.

Крада. Жертвенный алтарь, горящий жертвенник, костер. На нем сжигали мертвых и приношения. Нестор называл их «крады и требища идольские». Вероятно, существовало и божество, охранявшее жертвенный алтарь. Рыба под его ногами означает подземное царство; чаша с плодами — обильную земную жизнь; колесо — солярный знак — символизирует вечное обновление жизни на земле, зиждящейся на прочной нерушимой основе (оси). Этот жертвенник четырехугольный, а возле храма Световида, по описанию очевидцев, было множество треугольных жертвенников, где одновременно каждый мог принести жертву Творцу — солнцу и небу; Матери-жизни, земле; предкам. .

Крак. В западнославянской мифологии генеалогический герой, основатель города Кракова. По польскому преданию, построил замок на горе Вавель и убил дракона, жившего на горе и пожиравшего людей и скот. Как и Кий, Крак может рассматриваться как вариант образа змееборца в т.н. основном мифе славянской мифологии. По свидетельству арабских средневековых географов, Карпаты назывались “краковскими горами”; ср. также Крока - генеалогического героя чешских средневековых преданий; он - отец трех дочерей-волшебниц, главная из которых Либуше выбирает первого чешского князя Пшемысла.

Крапчик. Пчелиный царек в русских повериях. автор "И приведоша к ножиям твоим крапчика и матку со всею силою пчелиною. Куда, Госпди, девать и сажать?" (из заговора) Крапчик - "с вершок длины, серого цвета: живет будто бы один на пчельнике" (Калужск).

Красич. Согласно "Влесовой книге", этот бог относится к русскому пантеону языческих богов.

Красна дева. Лесной или водяной дух в облике женщины, одетой в красное. В восточносибирском повествовании «женщина в красном» (персонаж, тождественный «предсказательнице в белом»)— предвестница несчастий: «Слышат: плачет кто-то, так уж плачет и плачет. Глядят: на опушке леса женщина в красном идет и тоскливо плачет. А ребята молодые соскочили и побежали, кричат, мол, поймаем. Видят: вот-вот, рядом, сейчас схватят— а она уходит все дальше и дальше и все плачет. Старики тогда говорили, что к большой это беде: вскоре болезнь страшная нашла. Люди мерли страшно». Одетыми в красные платья, сарафаны в ряде районов России представляют русалок, проклятых женщин, полувериц. По поверьям, русалка может иметь красные зубы (Беломор.) или даже вообще быть красной (Онеж.). В рассказе, записанном в Новгородской области, «девка в красном» (отождествляемая с проклятой) гонится за парнем: «Идет. И идет девка. Так недалеко от него. Во всем красном. Поет песню. „Я,— говорит,— бегом, и она бегом...“ Завидел ворота, пробежал в эти ворота и говорю: „Господи благослови!“ А она и говорит: „Догадался!“ Наверное, эта девка была проклёнута у кого-то раньше». Однако наряженные в красное мифологические персонажи, за редким исключением, не называются просто «красными». Красной девой на Печоре именуется лесной дух, заманивающий детей в лес: «Шишко ребенка омрацит, сделаетца уводна, приманиват, в красном сарафане, под красной шалью, красна дева называт. Людей приманиват и уводит» (Печ.).

Красная баба. Баба в красном казане. Лесной или водяной дух в облике женщины, одетой в красное. Весть несёт, по большей части недобрую.

Красная гора. Волхв. Первый святой волхв - Коляда, а другие - Яр и Красная гора, и Овсень великий и малый. И идут те святые, как муж от града до села огнищанского, и с этим на землю мир грядет от нас к иным и от других к нам.

Красная девушка. У русских воля наделяется зооморфными свойствами: ее запрягают, она бежит лисицею, куницею, имеет крылья, улетает от невесты птицей, садится утушкой на заводи, плавает рыбкой в озере, а жених ее вылавливает; во время мытья невесты в бане она принимает облик угля, огня, серой уточки, горностая, белой лебеди. Воля предстает также красной девушкой, рыдает, сердится, кланяется, молится в церкви, венчается. .

Красная Заря. Пришла к нам, как жена благая, и дала нам молоко, чтобы крепость и сила наша удвоилась. Ибо Заря возвещает Солнце. И также слышали мы, как скачет вестник на коне к солнечному закату, чтобы направить золотой челн к ночи, чтобы солнечный воз был смирными волами влеком по синей степи. И так же Солнце ляжет спать в ночи. И когда день приходит к вечеру, другой наездник появляется и так говорит Солнцу, что воз и волы готовы и ожидают его на отмеченном пути, и что Заря пролилась в степь, и позвала Мать, чтобы Сва поспешила.

Красный ветерок. Переносят различные болезни и небольшие, тихие ветерки: “красный”, “белый”, “голубой”, “желтый” и др.

Красный всадник. Утро. Утро, день и ночь. Служат повелительнице времени Бабе-Яге.

Красопань. Жива-Живич именуется в поздних польских источниках Великой (Дидилия) и прекрасной госпожой (Красопани), а также Милкой или Мильдой (Милой).

Кресной. Нечистый дух; нечистые, обитающие на перекрестках. Согласно некоторым поверьям, перекресток— область пребывания (появления) умерших неестественной смертью, «неуспокоенных мертвецов»: удавленников поминают раз в год, насыпая зерен на распутия (Нижегор.); «крестовые дороги»— перекресток, где иногда погребают детей, умерших без крещения, а затем ставят кресты (Зеленин, 1916). На Среднем Урале кресные— общее название нечистых духов. Не исключена и связь названия кресной, крестовой со словом «крестный» в значении «крестный отец», облик которого нередко принимает нечистый дух.

Креститель. Князь Владимир Святославович. Креститель. См. Владимир Красное Солнышко.

Крестич. Согласно "Влесовой книге", этот бог относится к русскому пантеону языческих богов.

Крестной. Нечистый дух; нечистые, обитающие на перекрестках. Не исключена и связь названия кресной, крестовой со словом «крестный» в значении «крестный отец», облик которого нередко принимает нечистый дух.

Крестовой. Нечистый дух; нечистые, обитающие на перекрестках. Обитающие на перекрестках нечистые, по имеющимся пока материалам, редко именуются собственно крестовыми. Название крестовый для обитающего на перекрестке нечистого духа отмечено на Смоленщине. Не исключена и связь названия кресной, крестовой со словом «крестный» в значении «крестный отец», облик которого нередко принимает нечистый дух.

Крестовый брат. Побратим. В русском фольклоре тема Побратимства особенно характерна для былин: былинные герои братаются с боевым противником или соперником, чтобы завершить миром поединок, в котором оба проявили доблесть и отвагу. «Крестовый брат» — надежный защитник и опора своего побратима; заповеди братства свято соблюдаются. .

Крещение. Рождество Христово. Васильев день. Три брата. Вот пример «авсеневого» ритуала: Авсень идет по дорожке, находит (или делает) топор, срубает сосну, мостит мост, по которому идут (или едут) три брата, также олицетворяющие годовые праздники (напр., Рождество Христово, Крещение, Васильев день).

Крив. В восточнославянской мифологии родоначальник племени кривичей. Название кривичей сходно с обозначением русских (krievisks, krievs) и России (Krievija) в латышском языке. Предполагается связь имени Крив с обозначением кривого, а также с литовским наименованием верховного жреца Криве; левое, кривое и т.п. характеризует земных персонажей, людей, в противоположность небесным богам (ср. Правду на небе и Кривду на земле); ср. также Радима и Вятко - родоначальников племен радимичей и вятичей в “Повести временных лет”.

Кривда. Богиня, олицетворение всех темных сил, противница Правды. Кривда и Правда в славянской мифологии явялется одним из выражений главного противопоставления типа: свет - тьма, доля - недоля. Вот что сказано в "Голубиной книге": Это не два зверя собиралися, Не два лютые сбегалися; Это Правда с Кривдой сходилися, Промежду собой они дрались-билися. Кривда Правду одолеть хочет. Правда Кривду переспорила, Правда пошла на небеса, А Кривда пошла у нас вся по земле.

Кривич. Нечистый дух, черт; чертенок. Кривич— «лукавый, лживый» (как полагали некоторые из крестьян, галичан, жителей Костромской губернии, прозвали кривичами «по их хитрости и изворотливости в торговых делах»).

Кривой вражонок. Нечистый дух, чёрт, чертенок, бесенок, чей облик «крив»; подобен облику человека, но и не похож на человеческий, неполон (черти, бесы часто кривы — одноглазы, хромы, а также беспалы, беспяты). Кроме того, кривой — не только «искривленный», «отличающийся от обычного», но и «обманчивый, лукавый, криводушный» (Черепанова), что вполне соответствует образу и занятиям сбивающего человека с толку вражонка. «Кривой вражонок как схватит лозину, да как вскрикнет и повалил скот на дороге» (Новг.). Часто его представляли одноглазым. И вот одна рассказывала— как вечер придет, в лесу дрова зарубят. Все сразу ставни закрывали. А по деревне в это время бочку покатят— высокий, во лбу один глаз. По всей деревне прокатит бочку, а утром встанут— ни бочки, ни следа, ни г...» (Мурм.).

Кривой черт. Нечистый дух, черт; чертенок. В одной из местностей Орловской губернии про огонек над кладом говорили, что это, пугая путников, смотрит кривой черт одним глазом. Образ кривого чудища в представлении крестьян сложился, по всей вероятности, в результате взаимовлияний народных поверий и апокрифических сказаний, где, согласно фантастической этнографии, существовавшей у многих народов, фигурируют «дивьи люди» (одноглазые, с собачьими головами ит.п.

Кривой. Нечистый дух, черт; чертенок. Кривой— это и «одноглазый», «хромой» и «обманщик», «лжец»; кривдить— «кривить душой, обманывать». Соответственно «кривы» (отличны от обычных людей, опасны) и лукавые, неправедные обитатели иного мира, типа «вражок». Крестьяне Вологодчины (и других губерний России) могли считать подозрительными людей прихрамывающих, «потому что черт, как известно, прихрамывает» (Иваницкий, 1890). Уроды (кривые, хромые, слепые ипр.)— опасные люди (Орл.) (подчеркнем, однако, что восприятие уродства— как признака отмеченности— двойственно). Образ кривого чудища в представлении крестьян сложился, по всей вероятности, в результате взаимовлияний народных поверий и апокрифических сказаний, где, согласно фантастической этнографии, существовавшей у многих народов, фигурируют «дивьи люди» (одноглазые, с собачьими головами ит.п. У русских как плохое предзнаменование расценивалась встреча с кривым, калекой.

Криворог. Из белояров. Белояр Криворог был в то время русским князем и белого голубя выпускал. Куда тот летит, туда идти. А полетел он к грекам. Криворог напал на них и разбил их. Тут греки, как лисы, стали вертеть хвостом, давая Криворогу золотое руно и коней серебряных. Криворог остался в Сурожи. Греки же были в Голуни. Криворог же не догадался, что Русь открыта там. И тогда греки напустили на нас воинов в железных бронях и побили нас. Много было пролито крови русичей вниз на землю, и не было числа стенаниям русским. .

Кривохвостик. Нечистый дух; водяной. «Рыба в воду, чёрт на уду, кривохвостик на крючок» (пожелание рыболову) (Перм.).

Кривый бес. Нечистый дух, черт; чертенок. В народных рассказах, сказках действуют кривые бесы, черти, кривой вражонок, Лихо Одноглазое, чудовищные существа, напоминающие циклопов: «В Лумбовке раньше жили... были погосты. И вот одна рассказывала— как вечер придет, в лесу дрова зарубят. Все сразу ставни закрывали. А по деревне в это время бочку покатят— высокий, во лбу один глаз. По всей деревне прокатит бочку, а утром встанут— ни бочки, ни следа, ни г...» (Мурм.). Образ кривого чудища в представлении крестьян сложился, по всей вероятности, в результате взаимовлияний народных поверий и апокрифических сказаний, где, согласно фантастической этнографии, существовавшей у многих народов, фигурируют «дивьи люди» (одноглазые, с собачьими головами ит.п.

Крик. Детская болезнь, сопровождающаяся раздражительностью и плаксивостью; существо; вызывающее плач ребенка; фантастическое страшилище, бука, которым пугают детей. «Крик живет на детях» (Пенз.); «Чтобы маленькие дети не кричали и не плакали, „показывают“ их в трубу или выносят за ворота, говоря: „Ворота скрыл, а ты возьми младенца крик!“» (Терек.). В Пензенской губернии (и в некоторых других) пытались избавиться от «живущего на детях» крика, вешая их рубашки и крестики на дерево, растущее у почитающегося целебным родника. В травниках как средство от беспокойства и крика малышей упоминается «трава Земляница», которая «растет по прелям кустиками, что снег бела. Та трава добра в молоке хлебать, которые малые дети не спят— поможет». Беспокойных детей поили настоем травы сон Пресвятой Богородицы (Dianthus deltoidsL.).

Hosted by uCoz