Конь - Костробонька
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел К
__________________________________________________________________________
Конь
Копша
Коргоруши
Кореневые
Коризма
Коркуша
Кормилец
Корнилий
Корноухий
Корнохвостик
Коробка
Корова
Коровий бог
Корович
Коровка
Коровка Божьей Матери
Коровка Божья
Коровушка матушка
Коровья Смерть
Корогуши
Королёк Василиск
Корс
Корс. Хорс
Корша. Хорс
Коршун
Косари
Косматка
Космический Абсолют
Косой
Косорукий ветер
Косоручка
Костадим
Костоед
Костолом
Костробонька
__________________________________________________________________________

Конь. Звериное Божество. Рокита. Болотный дух. В западнославянской традиции Болото считалось местом обитания и некоторых других представителей нечистой силы: в Силезии и Великопольше болотным духом называли Рокиту, принимавшего облик коня, мужика или появлявшегося в виде блуждающего огонька и заманивавшего путников в трясину. Среди домашних животных славяне более других почитали Коня, ведь некогда предки большинства народов Евразии вели кочевой образ жизни, и в облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце. Позднее возник миф о боге солнца, едущем по небу на колеснице. Образ Солнца-коня сохранился в убранстве русской избы, увенчанной коньком — изображением одной или двух конских голов на стыке двух скатов кровли в сочетании со знаком солнца. Амулет с изображением конской головы или просто подкова, подобно другим солнечным символам, считались могучим оберегом. Конёк, венчающий крышу над фасадом дома, часто встречается в южнорусских областях. Конь, воплощающий в гаданиях связь с иным миром и будущим, оказывался демоническим существом: ср. вологодскую быличку о девках, во время гаданий призывавших «дьявола» показаться «прямо в лицо» — гадающих чуть не затоптали появившиеся неведомо откуда лошади. Душа Двоедушника ходит по свету в своем человеческом облике или оборачивается конем. Конь нередко выступает в роли Здухача. Конь — в славянской традиции одно из наиболее мифологизированных священных животных. Конь — атрибут высших языческих богов (и христианских святых) и одновременно хтоническое существо, связанное с культом плодородия и смертью, загробным миром, проводник на “тот свет”. Соответственно КОНЬ наделялся способностью предвещать судьбу, прежде всего — смерть: ср. смерть Олега Вещего от коня и распространенный фольклорный мотив— КОНЬ предвещает смерть в бою своему хозяину. При храме высшего бога балтийских славян Свентовита содержался белый Конь, которого при гаданиях подводили к трем рядам копий: если КОНЬ переступал левой ногой, это считалось дурным знаком, правой — добрым. Во время святочных гаданий у русских лошади завязывали глаза, садились на нее задом наперед и следили, куда она пойдет,— туда гадающая выйдет замуж. У восточных славян, помимо святого — всадника Георгия и Ильи - пророка, разъезжавшего по небу на колеснице, запряженной конями, святыми — покровителями лошадей были Никола и особенно “лошадники” Флор (Фрол) и Лавр. День памяти Флора и Лавра (18.VIII), как и Юрьев день, считался “конским праздником”, на лошадях в этот день запрещалось работать, их кормили досыта, подводили к церкви и кропили святой водой, купали, украшали лентами хвост и гриву, устраивали конские выставки и скачки (при этом лошадей запрещалось седлать). В Самарской губернии священник, стоя возле костра, зажженного от “живого огня”, кропил святой водой прогоняемые сквозь специальные туннели (“земляные ворота”) табуны. У южных славян покровителем коней считался св. Федор (Тодор) Тирон. Тодорова суббота — первая суббота Великого поста была конским праздником (конский Велик-день): ср. в ст. Тодорцы. Есть также мифологические “конные” персонажи, связанные с Новым годом,— Авсень у восточных славян, Божич у южных славян. Известен обряд в обычаях ряжения конем, “кобылой” на святки и др. праздники: о вождении “бесовской кобылки” и "Солнцевой Сестрички"Ю о чём сообщают русские источники 17 в. В купальских обрядах конский череп воплощал нечистую силу, русалку, ведьму, смерть, которую следовало уничтожить. В свадебном русском средневековом обряде КОНЯ давали в качестве выкупа за невесту; коней и кобылиц, согласно “Домострою”, привязывали у сенника (подклета), где молодые проводили первую брачную ночь. Коня хоронили (сжигали) вместе с хозяином в языческие времена, так как считали, что он жоставит своего земного хозяина на «тот свет». На Вологодчине известен был обычай хоронить павшего КОНЯ как человека, оставляя на могиле перевернутые сани. Роль проводника на “тот свет” (на вершину стеклянной горы и т.п.) выполняет волшебный Конь — помощник сказочного героя (Сивка-Бурка, Конек-Горбунок и т.п.). Украинцы Закарпатья верят, что душа умершего еврея переселяется в коня.

Копша. В Белоруссии это маленький бог, охраняющий зарытые в землю сокровища и ценности. Его просят указать место кладов и помочь отрыть их, а при удаче благодарят, оставляя в его пользу известную часть добычи. .

Коргоруши. Коловерши. Помощники дворового в восточнославянской мифологии. Показываются в образе кошек, чаще всего чёрной масти. Согласно южнорусским поверьям, приносят своему хозяину припасы и деньги из других домов, воруя из-под носа нерадивого соседа-дворового. Из-за этого чаще всего и ссорятся дворовые. Во время этих ссор коргоруши колобродят, бьют посуду, переворачивают в доме всё вверх дном. Нередко домохозяева терпят от ссор, какие заводят между собой соседние дворовые, — несчастье, которое нельзя ни отвратить, ни предусмотреть. Помогают им в ссорах чёрные коилки.

Кореневые. Из домовых. Упоминается у А.М. Ремезова «К Морю-Океану».

Коризма. Верили также, что на Чердак прячется баба Коризма — олицетворение Великого поста.

Коркуша. Бесицы-трясавицы. Духи болезней. Вначале так надывали лихорадку, а затем и другие болезни. Насылает корчи.

Кормилец. Различались два вида Домовых — доможил (ср. упоминание беса-хороможителя в средневековом “Слове св. Василия”), живший в доме, обычно в углу за печью, куда надо было бросать мусор, чтобы “Домовой не перевёлся” (назывался также доброжилом, доброхотом, кормильцем, соседушкой, хозяином, дедушкой), и дворовой, часто мучивший животных (Домовой вообще нередко сближался с нечистой силой). Кормилец жил в доме, обычно в углу за печью, куда надо было бросать мусор, чтобы “домовой не перевёлся”.

Корнилий. Игумен Псково-Печерского монастыря. Ходил с собственной головой под мышкой.Согласно легендарно-апокрифическим сказаниям, известным в России с XVI в., некоторые русские святые носили в руках свою отрубленную голову.

Корноухий. Нечистый дух; черт. «Не ходи ночью в подпол: там корноухий» (Влад.). «Корноухость»— уши с какими-либо изъянами, очень маленькие, вплоть до отсутствия одного из них (чаще всего правого)— традиционная характеристика показывающихся в человеческом облике нечистых духов, которая отличает их от обычных людей. Соответственно, корнохвостик— нечистый дух с маленьким, куцым или ободранным хвостиком. .

Корнохвостик. Нечистый дух; черт.

Коробка. В названиях Божьей Коровки типа «коробка/ сундук/чан» (рус., чеш., словац., с.-х.), возможно, находит соответствие и один из атрибутов свадебного обряда — специальный сосуд, используемый в гаданиях об урожае и замужестве.

Корова. По поверьям, домовой мог превращаться в корову.

Коровий бог. В русской традиции его зовут Власий, а день его памяти — “коровьим праздником”.

Корович. Согласно "Влесовой книге", этот бог относится к русскому пантеону языческих богов.

Коровка Божьей Матери. Поляки Малопольши называют Божью Коровку «коровкой Божьей Матери» и считают большим грехом убивать ее.

Коровка Божья. Божья Коровка.

Коровка. В названиях типа «коровка» видится символическое обозначение невесты (ср. рус. коровка «невеста» и символику свадебного каравая).

Коровушка матушка. Названия, определяющие Божью Коровку как мать (например, рус. коровушка-матушка), соответствуют образу этого насекомого как матери детей в детских закличках (рус. «там твои детки кушают котлетки»). Связь между названиями типа «девица» и типа «мать» подкрепляется христианским осмыслением Божьей Коровки как девы Марии (в кашуб., макед. названиях) и одновременно Божьей Матери (в болг. названиях).

Коровья Смерть. Черная Немочь. Чума. У Славян дух смерти рогатого скота. У русских персонификация смерти рогатого скота. Появляется в виде коровы или кошки, чаще всего черной, или собаки, иногда в облике коровьего скелета (поздний символ, возникший по образцу популярного облика человечьёй смерти). С Коровьей Смертью борются различными обрядами: опахиванием селения, умерщвлением коровы, кошки, собаки или иного небольшого животного и петуха (чаще всего путем закапывания живьем), зажиганием «живого», т.е. добытого трением, огня (ср. Огонь), перегоном скота через ров или тоннель, вырытый в земле, тканьем «обыденного», т.е. вытканного в один день холста. При опахивании иногда поют, призывая Коровью Смерть выйти из села, т.к. в селе ходит св. Власий (покровитель скота). Когда на Курщине и Орловщине при опахивании попадалось навстречу какое-нибудь животное (кошка или собака), то его тотчас убивали как воплощение Смерти, спешащее укрыться в виде оборотня. В Нижегородской губ. для отвращения заразы крестьяне загоняли весь скот на один двор, запирали ворота и караулили до утра, а с рассветом разбирали коров; при этом лишняя, неизвестно кому принадлежащая корова принималась за Коровью Смерть, ее взваливали на поленницу и сжигали живьем. Во время чумы рогатого скота, прогоняя Коровью Смерть, бьют ее (то есть машут по воздуху) осиновыми поленьями. Считалось, что Коровья Смерть не сможет преодолеть границы опахивания. Остальные жители села не только не допускались к участию в обряде, но и не имели права присутствовать при нем. Если во время опахивания женщины встречали кого-нибудь постороннего, то путника обычно немилосердно избивали; встреченное животное (кошку, собаку) принимали за олицетворение Коровьей смерти и обычно убивали.

Корогуши. Коловёрши. В восто чнославянской мифологии помощники домового; видом похожи на кошек. Согласно южнорусским поверьям, приносят своему хозяину припасы и деньги из других домов.

Королёк Василиск. Ведьмак. "Чудовище с головой петуха, глазами жабы, крыльями летучей мыши и телом дракона. От его взгляда каменеет все живое. Королёк Василиск рождается из яйца, снесеного семигодовалым черным петухом (в некоторых источниках из яйца высиженного жабой) в теплую навозную кучу. По преданию, если Королёк Василиск увидит свое отражение в зеркале, он умрет." .

Корс. Корша. Покровитель питья и еды, бог пиров, русский Вакх или Бахус. Корс — большой охотник до пива и меда. Изображали его в виде нагого юноши, увенчанного венком из хмелевых плетей и едва прикрытого листьями хмеля. Он выглядел полусонным, словно спьяну, в руке держал ковш, ибо всегда был не прочь к нему приложиться. Корс сидел на утлой, вверх дном опрокинутой бочке, а вокруг валялись пустые кувшины и черепки от разбитых чаш. Славяне поклонялись ему своим участием в пьянственных поединках, ибо в те далекие времена среди всех народов немалым богатырем считался тот, кто мог остальных перепить. Там, где начиналась пирушка, и был храм Корса.

Корс. Хорс. Немец Вундерер, путешествовавший по Руси позже 1581 года описал изображение Хорса близ Пскова: "Корс (т.е. Хорс), который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в другой - огненный луч".

Корша. Корс.

Коршун. Каня у русских.Согласно легендам, Коршун (иногда канюк или каня) наказан Богом за то, что в незапамятные времена не рыл или не чистил с другими птицами море, озеро, пруд и т.п. (у восточных славян, поляков), замутил воду Божьей Матери, стиравшей рубашки младенцу Христу (у поляков). С тех пор он имеет право пить лишь дождевую воду и, томясь от жажды, жалобно просит: «Пить, пить!» О крике Коршуна во время засухи русские говорят: «Каня плачет, у Бога пить просит».

Косари. Голово Млечного Пути называют Косари; голова эта состоит из четырех косарей, которые секут и рубят всякого встречногона пути.

Косматка. Лешего представляют и семейным, и одиноким. По ряду поверий, у него есть жена лешевица, лешачиха («косматка»), которая «некрасива и необрядна» (Мурм., Арх.).

Космический Абсолют. Всевышний. Космический Абсолют, объединяющий всех Богов и весь космос в единое целое. Имя Всевышнего - Оум.

Косой. Нечистый дух, черт; дьявол. «Косой те возьми!» (Новг.) Облик косого нечистого духа (как и «кривого») отличен от человеческого, «неполон», принадлежит к иному миру (черт нередко крив, одноглаз, хром). Косой Дьявол не только необычен, уродлив, но и лжив, неправеден, неистинен, «перекошен» и внешне, и внутренне.

Косорукий ветер. В Новгородской губернии ветер называли «косоруким».

Косоручка. В русских, украинских и белорусских сказках широко представлен сюжет «Безручка» или «Косоручка»: брат изгоняет из дома свою оклеветанную сестру и отрубает ей руки; она выходит замуж, но вновь оклеветана и изгнана вместе с ребенком; наконец происходит чудесное исцеление: руки отрастают, когда Безручка пытается достать уроненного в воду ребенка.

Костадим. Южные славяне в отгонных формулах против дыма обращаются к нему как к живому существу: называют его по имени, задабривают и изгоняют из дома, предлагая ему за дверью яйца, хлеб, вино и пр.

Костоед. Дух болезни. Волосень.

Костолом. Нечистая сила из разряда домовых. Упоминается А.М. Ремизовым «К Морю-Океану».

Костробонька. Кострома. Коструб. См. Кострома. В традиционной культуре русских и украинцев персонажи календарного обряда и хороводной игры, приуроченных к весенне-летнему времени.

Hosted by uCoz