Колдунина - Конёк Горбунок
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел К
__________________________________________________________________________
Колдунина
Колдуниха
Колдуница
Колдуницы
Колдуньища
Колдунья
Колдуха
Коледник
Колесо
Коло
Коловертыши
Коловёрши
Колодезники
Колодезь
Колодка
Колодцы
Колокольный манн
Колокольный мертвец
Колокольный мужик
Колоксай
Колосья
Колтун
Коляда
Коляда-Христос
Комета
Комонебранец
Комоха
Компьютерный вирус
Комуха
Конёк Горбунок
__________________________________________________________________________

Колдунина. Волхв, кудесник, чародей; ведьмак. «Смотри, не наткнись, вон там какой-то колдунина залом у нас заломил» (Калуж.); «Пятница-Параскева, матушка!... Будь им заступница от колдуна и колдуницы» (Калуж.); «Там все колдунье живет» (Вятск.); «На рабе Божием... не бывать притчам, призерам, порчам, прикосам... виденству, колдунству» [из заговора] (Волог.); «Разин- колдун, по-нашему как Дьявол был» (Урал).

Колдуниха. Женщина, умеющая колдовать; ведьма, ведунья, чародейка; ворожея; знахарка; жена колдуна.

Колдуница. Женщина, умеющая колдовать; ведьма, ведунья, чародейка; ворожея; знахарка; жена колдуна. «Пятница-Параскева, матушка!... Будь им заступница от колдуна и колдуницы» [из заговора] (Калуж.);.

Колдуницы. Варятся в кипящей смоле в загробном мире.

Колдуньища. Женщина, умеющая колдовать; ведьма, ведунья, чародейка; ворожея; знахарка; жена колдуна.

Колдунья. Женщина, умеющая колдовать; ведьма, ведунья, чародейка; ворожея; знахарка; жена колдуна. Ведьм обычно смешивают с колдуньями и представляют себе не иначе как в виде старых, иногда толстых, как кадушки, баб с растрепанными седыми космами, костлявыми руками и с огромными синими носами. Волхвами (волхитами, волшебниками и т.п.) в русской фольклорной традиции именовали знахарей, иногда — колдунов и колдуний. Чтобы избывиться от посещений Огенного Змея, совестливая и стыдливая баба спохватится и обратится к колдуньям за советом, а уж те укажут, как узнать, кто по ночам приходит: настоящий ли муж или сам нечистый.

Колдуха. Женщина, умеющая колдовать; ведьма, ведунья, чародейка; ворожея; знахарка; жена колдуна. «Тут жила-была старуха, Емельяновна колдуха» (Костр.).

Коледник. См. Лёд.

Колесо. Душа Двоедушника ходит по свету в своем человеческом облике или оборачивается колесом.

Коло. Бог Всемирного обращения у русских. Кала – Бог прошлого, настоящего и будущего в Ведах. От него пошёл Календарь.

Коловертыши. Коловерши. Коргоруши. Коловертыши. Существа, помогающие ведьмам, колдунам; накапливающие в себе достаток и приносящие его в дом. В поверьях Тамбовщины коловертыш— фантастическое существо, помощник ведьмы. Он похож на зайца, но спереди у него большой мешкообразный зоб. В этот «мешок» коловертыш забирает добытые ведьмой молоко, масло, а дома изрыгает их в посуду, которую приготовила ведьма. В русской мифологии коловертыши - существа, помогающие ведьмам, колдунам; накапливающие в себе достаток и приносящие его в дом. «У Морозова Леньки ребятишки, коловерши, все домой тащат» (Куйб.). В поверьях Тамбовщины коловертыш — фантастическое существо, помощник ведьмы. Он похож на зайца, но спереди у него большой мешкообразный зоб. В этот «мешок» коловертыш забирает добытые ведьмой молоко, масло, а дома изрыгает их в посуду, которую приготовила ведьма. Коловертыша может иметь и облик черной кошки (тоже с зобом-мешком), обитать под полом или под печкой у наделенных колдовскими уменьями людей (Тамб.). «Коловертый» означает «быстрый», «верткий». В Поволжье коловершей именуют и кошку-оборотня, а также существо, похожее на человека, но, как и коловерша, помогающее хозяину дома.

Коловёрши. Корогуши. Существа, помогающие ведьмам, колдунам; накапливающие в себе достаток и приносящие его в дом. «У Морозова Леньки ребятишки, как коловерши, все домой тащат» (Куйб.). Коловерша может иметь и облик черной кошки (тоже с зобом-мешком), обитать под полом или под печкой у наделенных колдовскими уменьями людей (Тамб.). «Коловертый» означает «быстрый», «верткий». В Поволжье коловершей именуют и кошку-оборотня, а также существо, похожее на человека, но, как и коловерша, помогающее хозяину дома (Сарат., Самар.).

Колодезники. В народных верованиях эти мастера наделены особенными свойствами, ибо вырыть колодец в нужном месте — задача непростая. У восточных славян живущими в Колодцах духами назывались колодезник, водяной, русалка, жаба.

Колодезь. В Новгородской Кормчей 13 в. отмечено, что язычники "жроуть (приносят жертвы) бесом, и болотом, и колодязем".

Колодка. В украинском масленичном обряде изображалась жизнь персонажа “Колодки” (или “Колодия”): в понедельник женщины собирались в корчме, пеленали полено в холст, что означало, что Колодка родилась; во вторник Колодку крестили; в среду были “покрестбины”; в четверг Колодка умирала; в пятницу ее хоронили; в воскресенье “волочили”, т.е. привязывали деревянную колоду или полено к ноге парням и девушкам, не вступившим в брак.

Колодцы. В доисторические времена вместо храмов посвящали богам ручьи и колодцы. Милостивым заботам этих существ и поручались такие места. За нашими реками сохранились, в виде легенд, следы олицетворения их как живых существ богатырского склада. Ввиду такого повсеместно распространенного почитания воды первые просветители темных людей и последующие за ними основатели монастырей, святые отшельники, одною из главных забот ставили себе рытье колодцев. В народном представлении становились священными те колодцы, появление которых вызвано каким-либо чрезвычайным случаем, например, так называемые громовые (гремячие) ключи, бьющие из-под камня и происшедшие, по народному поверию, от удара грозы (огненных стрел Ильи-пророка или, по древнейшему поверию, из-под копыт богатырского коня Ильи Муромца, а еще прежде — Перуна).

Колокольный манн. Нечистый дух; покойник, появляющийся на колокольне. «Мерещущийся» ман, призрак, покойник, по распространенным представлениям, может обитать и на колокольне, и в церкви, и на кладбище. Церковь, кладбище, святые, насыщенные разнообразными силами и влияниями пространства, словно бы притягивают к себе существа, наделенные, по поверьям, сверхъестественными свойствами, способностями. В рассказе, записанном на Вологодчине, колокольный ман— призрак, появляющийся на колокольне ночью и заграждающий туда путь людям, а кто проходил, того утром мёртвым находили.

Колокольный мертвец. Нечистый дух, вселившийся в тело мертвого колдуна, из тех, кого не принимает земля после смерти. Если в полночь забраться на колокольню, можно увидеть его сидящим в углу, в белом колпаке. Сорвешь с него колпак — будешь маяться всю жизнь: каждую ночь колокольный мертвец будет ходить под окнами, прося надеть колпак, а станешь одевать — тут и придушит алой колдун. Также колокольным мужиком называется привидение, боящееся колокольного звона и падающее вниз во время первых трех ударов набата, — поэтому многие осеняют себя крёстным знамением только при четвертом ударе.

Колокольный мужик. Мертвец. Нечистый дух; покойник, появляющийся на колокольне. Сидящая, скрюченная фигура в белой шапке, остроконечном, белом или красном колпаке (Волог., Онеж., Тамб.), в золотой шапочке (Костр.) возникает на колокольне в полночь. На Тамбовщине подобное существо ассоциируется с еретиком — это «покойник из колдунов», греховный человек, которого не принимает земля, обитающий на колокольне.

Колокольный мужик. Привидение, боящееся колокольного звона и падающее вниз во время первых трех ударов набата, — поэтому многие осеняют себя крёстным знамением только при четвертом ударе.

Колоксай. Вместе со своими братьясми Липоксаем и Артоксаем считается родоначальником скифских племён, прапредков славян. Сын Геракла и Ехидны – девы змееголовой.

Колосья. Мотив «свадьбы предметов» — ступы с пестом, печной трубы с хатой, мотовила с набилками — представлен в обрядовых действиях, преданиях, шуточных стихах и песнях, в бытовых действиях и фразеологии («женить горелку» — сливать водку в общую чашку на свадьбе, «женить квас, пиво» — разбавлять их водой, «женить серп» — обвязывать его колосьями). .

Колтун. По представлениям поляков и украинцев, Колтун сидит, притаившись в зарослях бузины, и может пристать к человеку, который проходит мимо; он появится у того, кто срубит бузину или отломит от нее ветку в недобрый час. Колтун могла наслать ведьма, злой человек, злой дух, черти, бродяги, евреи, существа из чужого мира.

Коляда. Бог или богиня праздненств, календарного цикла и веселья. Бог-покровитель Зимнего Солнцестояния, названного его именем. Коляда — бог торжеств и мира, которого древние славяне чествовали 24 декабря. Коляда — весёлое, желанное божество. Волхв. Первый святой волхв - Коляда, а другие - Яр и Красная гора, и Овсень великий и малый. Коляда - солнце-младенец, в славянской мифологии — воплощение новогоднего цикла, а также персонаж праздников, сходный с Авсенем. Коляда праздновался в зимние святки с 25 декабря (поворот солнца на весну) по 6 января. «Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавалась славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи» (А. Стрижев. «Народный календарь»). По древним русским представлениям идут те святые (и Коляда с ними), как муж от града до села огнищанского, и с этим на землю мир грядет от нас к иным и от других к нам. Согласно "Влесовой книге", этот бог относится к русскому пантеону языческих богов. В русских песнях-колядках упоминается персонаж по имени Коляда, который «рождается накануне Рождества», «приезжает на конях», «ходит по дворам» и т.п. В южнорусских поверьях Коляда — мифическая баба, которая в ночь перед Рождеством ходит по домам и проверяет, кто сколько напрял пряжи. В Рязанской обл. «колядой» назывался один из персонажей святочных ряженых, одетый в вывороченную шубу. День Коляды - зимнее солнцестояние - замещён Рождеством Христовым. Содержание праздника: свадьба Дажьбога и Марены. Святочные игры. Крещенские морозы.

Коляда-Христос. Мифологический персонаж, почитаемый среди южных славян, но особенно у болгар-помонов.

Комета. У руссских Комета - хвостатая звезда, у сербов репата звезда, у укранцев зирка с метлою или мiтла. Соотносится с судьбами людей и оказывающие влияние на земные события. В поверьях русских крестьян XIX–XX вв. комета, метеорит далеко не всегда «огненный змей» или знамение Бога. Это и «нечистая сила», «работа нечистой силы», «таинственных злых, редко добрых духов» (Волог., Новг.); свергнутый с неба Дьявол; явление необычного, сверхъестественного происхождения: «В 1855 г. у нас в течение нескольких дней была видима комета. Старожилы говорят, что „это крест в Ерусалиме так ярко светил, от креста исходили большие луци, а один из луцей и мы видели. Это бывает только перед войнами...“» (Волог.). Комета - летящая, падающая звезда — одушевленное существо, появляющееся и исчезающее, похищаемое, временно покидающее небо. По распространенным повсеместно представлениям, звезда — небесный двойник человека, возникающий на небе при его рождении. Комета, которая предвещает бедствия, гибель, кончину мира — все же не столько звезда летящая, угасающая, сколько нарушающая установленное течение жизни и потому — знамение последующих внезапных и угрожающих событий: каждая новая (временная) звезда, всякая комета, странная своим видом, «должна предвещать что-то особенное». В XIX–XX вв. повсеместно в России крестьяне верили, что комета — «весть о бедствии» — «ее нашлет Бог либо перед большой войной, либо перед голодом, либо перед мором» (Новг.). «Комета посылается Богом для предупреждения людей... и потому при ее появлении народ обыкновенно молит Бога об избавлении от наступающих бедствий» (Твер.). Слово комета производят от слов „ком это“, то есть ком хлеба. Комета, грозившая нашему миру разрушением, состояла из хлеба. «Когда она двигалась в нашу сторону, то ей попадали навстречу птицы небесные, улетавшие от нас в теплые страны. Летит одно огромное стадо птиц, сядет на комету и поклюет, другое сядет и поклюет, и расклевали всю, даже нашим сорокам и воробьям не оставили». Американцы лили ядра пушечные и обстреливали приближающуюся комету. Русские поступали проще, сообразно своей национальной традиции: в Архангельске, один солдат пишет, что там целая волость мужиков была согнана с длинными шестами караулить планету, чтобы оттолкнуть ее, когда она будет приближаться к Земле. Оттолкнуть-то ее удалось, но мужики пропали: их притянуло к планете и унесло в море. Теперь снаряжаются три корабля, чтобы по весне ехать разыскивать мужиков».

Комонебранец. Когда пошли к горе (Карпаты), то избрали себе князя, воеводу над людьми, чтобы он воевал с врагами во имя славы Перуна. С тех пор было, как стали на вече избирать князей наших мы сами, семьдесят князей было наших, таких как Мезислав, Боруслав, Комонебранец и Горислав. И тогда иных избирали на вече, а других отлучали, если люди не хотели их. Кязья тогда много трудились. Во время же готов, или когда являлись варяги, избирался князь в вожди. И этот вождь вёл юношей к суровой сече.

Комоха. Лихорадка; лихо; черт. «Чтобы не накликать и не рассердить лихорадку, называют ее, в противоположность ее настоящему имени, добруха, тетка, кума, кумаха, комуха, комоха, камаха. Комоха в Дмировском уезде похожа на кикимору: «Кроме домового в избу могли врываться различные духи, ведающие всякой работой». Комоха «тогда является в избу, когда по окончании работы не перекрестят инструмент. Тогда комоха и будет всю ночь работать на машинах— прясть, резать ножом, точить или что-нибудь другое делать» (Соловьев, 1930).

Компьютерный вирус. Электронная зараза, виртуальная лихорадка. А производят её злыдни.

Комуха. Лихорадка; лихо; черт. «Чтобы не накликать и не рассердить лихорадку, называют ее, в противоположность ее настоящему имени, добруха, тетка, кума, кумаха, комуха, комоха, камаха. В Костромском уезде в с.Присконове лихорадку называют кумой, комухой. «Ее представляют в виде женщины; всех таких женщин 12сестер, а по другим вариантам 23сестры» (Костр.).

Конёк Горбунок. Волшебный конёк. В последнее время – волщебник, достающий всё, что угодно. Авторство приписывается П. Ершову. Конёк-Горбунок помогает доброму и благородному крестьянскому сыну Ивану. Он его верный друг. С помощью друга - Конька Иван освобождает пленного Кита, попадает на небо к Месяцу Месяцовичу, ныряет в кипящие котлы, откуда выходит красавцем, добывает для старого царя невесту - прекрасную Царь-девицу, которая в результате, по праву и по справедливости, достается ему. Со временем образ Конька-Горбунка влился в народное словесное творчество. Сейчас Конёк-Горбунок – тот, кто может достать всё, что угодно. Его именем называются магазины, системы продаж.

Hosted by uCoz