Колдун
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел К
.
.
Колдун. Чародей, ведун, чернокнижник, ведьмак, знахарь — в мифологических представлениях славян человек, наделённый сверхъестественными способностями влиять на жизнь людей и явления природы. Считалось, что колдуны наводят порчу на людей и скот, сеют раздоры между людьми, насылают непогоду, мор, губят урожай и т.п. По преданиям, колдуны были большей частью люди старые, безродные и холостые. Днём они спали, а ночью выходили в одном и том же овчинном полушубке, подпоясанном кушаком. Сверхъестественными способностями колдунов наделяет нечистая сила, с которой они подписывают договор кровью. Колдун - лицо, способное творить добро и зло с помощью магических действий и средств, влиять на атмосферные явления, урожай, здоровье людей, брак, плодовитость скота и др. (ср. Ведьма). Чтобы стать Колдуном, нужно отречься oт Бога и заключить договор с нечистой силой ночью на перекрестке или в бане, отречься от родителей, стоя на иконе, положенной на перекрестке вниз ликом; залезть ночью на придорожный крест и сесть на него задом. Колдун мог получить «знание» по наследству от умирающего Колдуна или ведьмы, которые перед смертью передают свою власть над подчиненной им нечистой силой другому лицу, чаще всего родственнику. Восточные славяне и сербы считали, что способность к колдовству приобретается от рождения. Колдунами становятся те, кто родился под определенной планетой или, как считают сербы, — в рубашке, а по русским верованиям, — люди, проклятые матерью во чреве. Сербы полагали, что человек будет уметь колдовать, если при его крещении священник уронит из рук какую-либо вещь. Колдун действует зачастую по вдохновению: разрешает себе выдумку своих приемов и средств, лишь бы они казались внушительными и даже устрашали. Он выжидает и ищет случаев показать себя в возможно импонирующей обстановке. хотя бы и с растрепанными волосами и со всклоченной бородой. На свадьбы и за праздничные столы он является незваным и старается придти неожиданно, словно из-под земли вырасти и т.п. По русским и украинским поверьям, если девушка вне брака родит дочь и это повторится у трех поколений, то родившийся в четвертом поколении мальчик будет уметь колдовать; украинцы полагали, что Колдуном станет ребенок, который родился с зубами, причем родители в течение семи лет будут это скрывать от окружающих. Часто способность к колдовству приписывают инородцам. Колдун может насылать болезни и вызывать смерть людей, прибегая к порче (см. Сглаз). Колдун может насылать на людей бесов; превращать людей в животных на время или на всю жизнь (см. Волколак); мучить и душить спящих людей (ср. Мора). Колдун может испортить свадьбу, остановив свадебный поезд, наслав на молодую бесплодие, лишив молодого мужской силы, обернув свадьбу волками, поссорив жениха и невесту. Колдун умеет вызывать любовь между женщиной и мужчиной или ненависть между мужем и женой. Колдун портит скот и отнимает у коров молоко. Для этого он подкладывает порчу в хлев или закапывает ее в навоз, выдаивает молоко, воткнув колышек в стену, и т.д. На Русском Севере, украинских Карпатах и у западных славян способность к колдовству приписывается пастуху. Восточные славяне считают, что Колдун может губить посевы, отнимать урожай с чужих полей, вредить их хозяевам, в результате чего хозяин поля лишается большей части своего урожая. По украинским верованиям, Колдун портит леса, сады, пчел, а по русским — может испортить охотника, рыболова так, что у них не будет удачи в их деле. Колдун может повелевать всеми животными и насекомыми, особенно змеями. У южных и западных славян Колдун имеет власть над атмосферными явлениями: он насылает и отгоняет градовые тучи, ливни, вызывает солнечные и лунные затмения, ветры и вихри, засуху. Колдун может творить и добро: лечить людей и животных, переводить порчу или болезни с людей на животных; ворожить, гадать, предсказывать будущее, находить пропажи. Болгары делали зажин по четырём углам поля, в противном случае первой зажнет хлеб «полевая хозяйка» либо ведьмы и колдуны, «переманивающие» урожай с чужого поля в свои амбары. Бросив ветку осины перед путником, колдун сбивал его с дороги. В Брестской области при тяжелой смерти колдуна обязательно держали открытой печную трубу, а то и разбирали потолок и крышу. В древности колдуны назывались облакопрогонники, обладавшие особенной чародейной силою и умеющие воздействовать на погоду, изменять направление ветров, усмирять вихри. Ростом колдуны-облакопрогонники достигали небес, так что им ничего не стоило коснуться белоснежных облачных глыб, разогнать их и выпустить на свободу пресветлое солнце. Однако при надобности те же чародеи-колдуны-облакопрогонники гнали полчища дождевых и снеговых туч на поля, поливая их; иной раз благодаря их стараниям реки выходили из берегов, сутками бушевали ураганы... До наших времен дошли одни лишь отрывочные и восторженные слухи о баснословных колдунах - облакопрогонниках! см. Хмарник, Хала. В Огненного Змея могут превращаться колдуны. В Польше рожденных в «Рубашке» (околоплодный пузырь) детей считают колдунами и вампирами. Верят также, что родившийся в «сорочке» может сглазить человека, скот. Южные славяне обращают внимание на цвет «рубашечки»: белая предвещает успешную, счастливую жизнь; красная, голубая, зеленая означает, что ребенок может стать убийцей, колдуном или вештицей, морой, ветровняком и пр. В русской сказке колдун говорит, что расправиться после смерти с ним можно лишь сожжением; из тела его поползут разные гады, которых также надо бросать в костер, иначе с ними уйдет от смерти сам колдун. В фольклоре, поверьях и обрядах осина выступает действенным средством в борьбе с нечистой силой, ведьмами, колдунами и хтоническими существами. На огне из осиновых дров сжигали после смерти колдунов, чтобы они не вредили людям, а также утопленников, похороненных на общем кладбище, что вызывало сильную засуху (ср. в проклятиях: «Чтоб ты сгорел на осиновом дереве»). В южнорусских губерниях, «провожая жениха с невестою в храм для венчания, ... молодых перепоясывают по брюху сеточкою, снятою с рыбачьих вентерей: к перепоясанным так колдун никогда не прикоснется». Василиск делается оборотнем или соединяется со злым человеком, с колдуном. Волхвами (волхитами, волшебниками и т.п.) в русской фольклорной традиции именовали знахарей, иногда — колдунов и колдуний. Демонстрировали Кукиш при встрече с колдуном, чтобы парализовать его силу. Если колдун продолжал ходить после смерти, русские забивали кол из осины ему в спину напротив Сердца. Железными зубами обладает в русских поверьях колдун, встающий по ночам из могилы. Зеркалица не любит нечистой силы и нипочем не желает принимать ее облик, оттого домовые, кикиморы, вострухи, намные и прочие нечистики, а также привидения в зеркале не отражаются. Если это все-таки происходит, значит, Зеркалица порчена злым колдуном, попала в его полную власть и сделалась враждебна людям. Говорят, что Колдун, мстящий ребенку, угощает его сладостями, которые оказываются на деле осиновыми листьями, и тому подобное. Рассказывают, что Колдунам, самоубийцам, опасным покойникам, чтобы предотвратить их «хождение», кладут в Гроб освященные травы, освященный на Пасху хлеб, ладан; мак, чтобы самоубийца его собирал; терновник; кресты из осины и т.д. Ходят слухи, что Колдуны и знахари подбрасывают во Двор вредоносные предметы. Иван Купало — еще и празднество водяных, леших, ведьм, русалок, колдунов. Люди, совмещающие в себе свойства реального человека и нечистой силы (колдуны, планетники и др.), по поверьям, имеют две Души или у них нет христианской Души, они продают ее дьяволу, заменяют на “нечистый дух”. На Пороге символически уничтожали колдунов, ведьм и другую опасность. У мораван женщина, которая подверглась влиянию колдовства, вбивала топор в Порог, этим она выкалывала чародейнице глаза и колола ее тело. На Русском Севере пастуха считают колдуном, имеющим связь с лешим и другими потусторонними силами. На Украине Железо клали в гроб колдуну, чтобы он не вредил после смерти, закапывали под порог хлева, чтобы оградить скотину от ведьм. На Украине и в Белоруссии верят, что в облике Зайца появляются ведьмы и колдуны. На Украине, западе Белоруссии и юге России смешиваются образы Вампира и колдуна. Накануне Иванова или Духова дня в качестве оберега от ведьм, колдунов и другой нечистой силы раскладывали Крапиву на окнах, на порогах, вешали Крапиву на дверях домов. По мнению ведьм и колдунов, следует отыскать черную кошку, на которой ни единого волоса не было бы другого цвета, и, убив ее и ободрав, сварить в котле. Затем выбрать все кости и, положив перед собой, сесть перед зеркалом. Каждую кость надобно класть себе на голову и при этом смотреться в зеркало. Когда при какой-то кости себя в зеркале не увидишь — она и есть кость - невидимка. С нею можно куда угодно ходить, делать что угодно — и никому об том ведомо не будет. По рассказам украинцев, колдун, желая превратить кого-либо в волка, набрасывает на него с заклинаниями звериную шкуру. По русским поверьям, чтобы лишить колдуна силы, следовало поднести нож к его Сердцу. По свидетельству сказок, колдунам — выходцам из могил — вколачивают в сердце осиновый кол, бьют их наотмашь осиновым поленом и сжигают их трупы на осиновом костре... По севернорусским представлениям, посевы рядом с Пережином обычно бывают не вытоптаны, колосья не помяты, следов на земле не видно, поэтому говорили, что колдуны делают Пережин, «вися в воздухе вниз головой» и выстригая колосья ножницами: «Нечистая сила держит колдуна за ноги, и он срезает колосья». Жители Калужской обл. рассказывали, что колдунья привязывает к левой ноге крохотный серп и идет с ним через поле, сжиная стебли ржи. Полагали, что колдун и ведьма с утратой Зубов теряли силу и способность наводить порчу на людей. Полесские колдуны отгоняли от села градоносную тучу, делая Посохом кресты в воздухе. Колдуны превращает участников свадьбы в волков. Колдун сам может превращаться в Волколака, чтобы причинять зло людям. При выгоне скота колдуны и колдуньи закапывали на перекрёстке, где проходит стадо, «манту» (соль с кусочком пасхи) со словами: «Беру сметану, оставляю молоко...». При погребении колдуна его выносили из избы не ногами, а головой вперед и у первой реки переворачивали тело в гробу навзничь (Вологодский край). Придя в церковь в новой одежде, видели колдунов, стоящих спиной к алтарю. Рождение ребенка с двумя Зубами осмыслялось как признак его демонической природы: он мог стать колдуном, ведьмой, вампиром, двоедушником, а после смерти ходячим покойником. Русские охотники окуривали травами ружья, чтобы колдуны не навели на них порчу. Сильному колдуну довольно взглянуть своим недобрым косым взглядом, чтобы заставить чахнуть. Колдуну послабее нужен заклятый порошок, чтобы бросить его на намеченную жертву по ветру: дело сделано, если хоть одна порошинка попадет на человека или скотину. Вынутый след, то есть щепотка или горсточка земли из-под ног обреченного, в мешочке подвешивается в чело печи, а в трубе замазывают глиной волосы его; начнет земля и глина сохнуть— сухота обуяет и того человека. Через наговоренную сильным колдуном вещь достаточно перешагнуть, на зачурованное место стоит сесть, чтобы захворать. Иной колдун только лишь слегка ударит по плечу, ан смотришь— человек испорчен. Итак, порча иногда приходит от сглазу, или что одно и то же, от призору. Согласно быличкам счётом еловых хвоинок занимаются по поручению колдунов заброшенные к ним проклятые дети, а также черти, требующие себе работы у колдунов. Спасительное действие оказывает осина и против колдунов, упырей и ведьм. Заостренный осиновый кол получил в глазах народа значение Перуновой палицы. Чтобы мертвец, в котором подозревают злого колдуна, упыря или ведьму, не мог выходить из могилы, крестьяне вбивают ему в спину осиновый кол. Считается, что легко умирают праведники, а тяжелой смертью наказываются грешники, колдуны, которые не могут умереть, пока не передадут свое знание. Только у колдуна имеется в распоряжении Дух – обогатитель. У восточных и южных славян Ногти использовались ведьмами и колдунами для наведения порчи наряду с волосами, костями, яичной скорлупой и т.п. В народной демонологии длинные Ногти считаются характерным признаком нечистой силы — чертей, водяного, лешего, колдуна, волколака, а также демонов болезней — чумы, оспы и др. У восточных славян колдуны и ведьмы оставляют залом, завитка, закрутка — пучок скрученных, сломанных или связанных узлом колосьев, в житном или овсяном (реже - в конопляном или льняном) поле. Это вид вредоносной магии по отношению к хозяину нивы. Считалось, что с помощью Залома можно отобрать урожай, погубить скот, навлечь болезнь или даже смерть. У колдуна помощником – Дикая баба. У колдунов были помощники курдуши. После благополучного окончания обрядов посвящения в колдуны, к человеку, продавшему душу Сатане, на всю жизнь приставляются для услуг мелкие бойкие чертенята — курдуши, невидимые ни для кого более. На курдушах ведьмы и колдуны с сверхъестественной скоростью летают на свои шабаши на Лысую гору. И щепотку следа со следа, и волосы с головы жертвы принесут колдуну — все прихоти его исполняют маленькие нечистики! Но ошибается тот, кто считает это большим благом: курдуши беспрерывно требуют от ведьм и колдунов нового и нового заделья, исполняя всякую работу с невообразимой быстротой. И горе тому хозяину, который не сможет их занять! Часто Вихрь сопровождает смерть ведьмы или колдуна. Через Зыть-Реку не может перейти нечистая сила: по кашубским поверьям, если кони, на которых везут гроб, встанут на дыбы перед рекой между двумя селами то в гробу лежит колдун, упырь; чтобы ехать дальше, надо взять земли из вырытой могилы и перебросить ее через гроб и коней. Колдуны и чародеи дорожат тирличем, как сокровищем. Вампирами становятся развратники, убийцы, скупцы, пьяницы и другие грешные люди, колдуны, знахари и т.д. Волколаками могут стать колдуны и ведьмы. Восточные славяне и поляки верят, что колдун может превратить человека в Волколака на большой или малый срок, но не навсегда, обычно на семь лет, но если колдун умрет, человек останется Волколаком на всю жизнь. В других случаях полагают, что колдун не может умереть, пока не освободит человека от этого заклятья. Люди, персонажи нечистой силы, занимающиеся колдовством. Обладают способностью к оборотничеству. Колдун способен был превратить молодоженов или всю свадьбу в волколаков. Овчары держали Козу на выгоне для овец, полагая, что Коза не дает колдунам приблизиться к отаре (польские Бескиды). Отсутствие Бороды характерно для представителей потустороннего мира и колдунов. Часто отмечается бесплодность, бездетность колдунов, внешним выражением которой является отсутствие вторичных половых признаков, в том числе Бороды и бровей. По верованиям восточных и западных славян, вихрь или буря поднимается в момент смерти колдуна, ведьмы или в момент смерти самоубийцы. Считается, что у чертей, колдунов, шуликунов и др. голова украшена рожками либо деформирована — вытянута кверху и заострена или очень велика, лысая или, наоборот, взлохмаченная.

Hosted by uCoz