Кликуша - Коза Седунь
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел К
__________________________________________________________________________
Кликуша
Кликуши
Кликушка
Клохтун
Клятвопреступники
Княжий бог
Князёк
Князь Владимир Святославович
Князь Волхв
Князь ласковый
Князь сельди
Кобыла чёрная
Коваль Божий
Кожедёр
Коза Седунь
__________________________________________________________________________

Кликуша. Припадочная, бесноватая, одержимая нечистым духом женщина. У русских было в обыкновении «водить под колокола» (т.е. ставить под Колокол на колокольне) кликуш, поскольку бесы, одолевающие их, якобы не выносят Колокольного Звона. По народным повериям, колдуны и колдуньи напускают на людей и домашний скот порчу, то есть томят, сушат, изнуряют болезненными припадками. Кликуши — это женщины, страдающие падучею или другими тяжкими болезнями, соединенными с бредом, пеною у рта и корчами; они издают дикие, вопли и утверждают, будто злые вороги колдуны и ведьмы посадили в них бесов, которые и грызут их внутренности. В белорусских поверьях окликают человека кликуши, Поэтому повсеместно существует запрет откликаться на голос или оборачиваться в ту сторону, откуда он слышен, поскольку тем самым человек открывает нечистой силе доступ к себе. Белорусы считают, что, чтобы обезопасить себя, когда слышишь голос, нужно сказать: “Поцелуй меня в задницу”. Можно проверить, кто кричит — демон или человек: если голос слышится три раза, то зовет человек, если два - демон. По этой причине нельзя самому кричать в лесу, в поле — отклик может быть голос нечистой силы. В белорусских поверьях окликают человека кликуши. Поэтому повсеместно существует запрет откликаться на голос или оборачиваться в ту сторону, откуда он слышен, поскольку тем самым человек открывает нечистой силе доступ к себе. Белорусы считают, что, чтобы обезопасить себя, когда слышишь голос, нужно сказать: “Поцелуй меня в задницу”. Можно проверить, кто кричит — демон или человек: если голос слышится три раза, то зовет человек, если два - демон. По этой причине нельзя самому кричать в лесу, в поле — отклик может быть голос нечистой силы. У русских было в обыкновении «водить под колокола» (т.е. ставить под Колокол на колокольне) кликуш, поскольку бесы, одолевающие их, якобы не выносят Колокольного Звона. По народным повериям, колдуны и колдуньи напускают на людей и домашний скот порчу, то есть томят, сушат, изнуряют болезненными припадками. Кликуши — это женщины, страдающие падучею или другими тяжкими болезнями, соединенными с бредом, пеною у рта и корчами; они издают дикие, вопли и утверждают, будто злые вороги колдуны и ведьмы посадили в них бесов, которые и грызут их внутренности. Согласно поверьям, в человека — чаще женщину— может войти нечистый дух, бес, который заставляет свою жертву «кликать», вызывает истерические припадки: «Уже в самом названии кликуша или крикуша заключается указание на суеверный характер этого страдания: она выкликает имя того лица, которое ее, будто бы, испортило и называет беса, который в ней сидит» (Попов, 1903); «...бывают кликушами вдохновенные или испорченные женщины, кои, приходя в некоторое неистовство, плетут всякий вздор и делают иногда пророчества, оне кричат голосами разных животных по временам и выкликивают имя того, кто их испортил» (Чулков, 1786). Припадки кликуш усиливались в церкви во время литургии; тут, по выражению века, они «метаются всякими кознодействами» (3абылин, 1880). Впервые название кликуша встречается в письменных актах начала XVIIв.— до этого явление кликушества «исключительно слыло под именем беснования или бесноватости» (Попов, 1903). Первые указания на кликушество, или икотную болезнь, как следствие порчи относятся к 1606году (Краинский, 1900). Явление кликушества неоднократно анализировалось и с медицинской, и с этнографической точки зрения. «Между мужчин крикуны редки... и только несколько чаще встречаются между ними икотники, страдающие икотной формой кликушества» (ср. также вологодское «миряк») (Попов, 1903). Кое-где считали, что кликушество передается наследственно. Начинается заболевание с «периода предвестников» (период беспричинной тоски, бессонницы, сопровождающийся изменениями характера больной— раздражительностью, угрюмостью). Затем следует «активный период». Выздоровление наступает в 20–30% случаев (Высоцкий, 1911). В поверьях XIX–XXвв. вызывающая болезнь (кликушество, бесноватость, икоту) «порча» понимается двояко: как следствие колдовства и как следствие «самостоятельного» вселения нечистого. Источниками веры в кликушество были дохристианские представления о возможности колдовской порчи и проникновения духов и разнообразных существ в человека, а также Святое Писание. Кликуши традиционно приравнивались к бесноватым. «Учение о бесноватости, признаваемое Евангелием и Ветхим Заветом, дает основание народу глубоко верить в возможность вселения нечистого духа в человека. Разница между европейской демономанией и русским кликушеством та, что в первой главное значение приписывалось вселению беса в человека. Культ демона, облеченный католическою религией в особо сложную форму, играл там главную роль. В кликушестве же почти все дело сводится на порчу, а бес играет очень второстепенную роль. В «активном периоде» припадок кликушества сопровождается криком «на голоса» (часто от третьего лица— т.е. «от лица» беса или порчи), резкими движениями и может завершиться падением, конвульсиями, потерей сознания. Обычная чёрта кликушества— «боязнь святостей»: бесы не любят и не выносят икон, креста, святой воды, ладана, богослужения, в частности особо важных его моментов— чтения Евангелия, Херувимской песни и Святого Причастия. Кликушам, как связанным с нечистыми духами и таинственными колдовскими силами людям, могут приписываться ясновидение, пророческие способности (через них «вещает» бес). «Кликать» означает не только быть больным, припадочным, но и «заклинать», «отгонять наговором», «предсказывать», поэтому кликуньями, кликухами, закликухами в некоторых районах России именовали и колдуний, ведьм, знахарок, наделенных умением заклинать и предсказывать, провидеть прошлое и будущее, как и закликуха. Гораздо реже считают, что ясновидение кликуши объясняется присутствием в ней душ удавленников и утопленников: «Известно, утопленнику говорит черт, а утопленник нам»,— утверждают на этот счет орловские мужики. Некоторые калужане, напротив, решительно отвергают ясновидение кликуш, на том основании, что «лукавый не может говорить правды». «В некоторых деревнях, как только с кликушей начинается припадок, к ней со всех сторон бегут узнавать будущее» (чаще всего желая открыть вора). Чтобы предсказание было успешным, иногда нужно навесить на кликушу замок или надеть хомут, «так как при этом, будто бы, всего лучше „сказывается“; при этом к кликуше, то есть к сидящему в ней нечистому, необходимо обращаться очень ласково (задобрить) или, напротив, „возвести на нее поклеп“ (рассердить); спрашивая, кликушу берут нередко за безымянный палец левой руки» (Попов, 1903). В средневековой Руси кликуши были, по-видимому, своеобразными пророчицами полуязыческой-полухристианской веры. Появление кликуш в городах было истинным наказанием для всего общества; их указания часто принимались и преследовались судом. По одному клику беснующейся женщины брали обвиняемого ею человека и подвергали пыткам...» (3абылин, 1880). По мнению Татищева, кликуша— «то же, что словенское бесноватая или беса имеющая, каковых приворных женщин повсюду в России было много, что в церквах, а наипаче на праздники ломались, кричали безобразно и некоторые провещания и тайности якобы через Диавола сказывали; сие от плутов вымышленное, а от невежд суеверных за истину приимано и с прибавлением чудес разсевано». Начиная с Петра Первого, правительство пытается на свой лад искоренить кликушество: было официально заявлено, что порчи не существует: «Кликуши, обвиняющие кого-либо в порче их, или в причинении им зол посредством колдовства или злых духов», по закону подлежат заключению в смирительном доме. По этому предмету с1737 по 1845год последовало восемь указов Правительствующего Сената, вошедших в Свод законов (Ефименко, 1877). По наблюдениям Н.Краинского, особенно много кликуш «в Московской, Смоленской, Тульской, Новгородской и Вологодской губерниях, хотя и вообще соседние с Москвой губернии отдают кликушеству изрядную дань. К югу много кликуш в Курской губернии, но дальше в Харьковской и южных губерниях кликуши становятся очень редкими и постепенно исчезают. На западе есть еще центр, куда стекается много пришлых со всей России кликуш— это Киево-Печерская Лавра. В юго-западном и северо-западном крае... кликушество в чистой форме не встречается. Зато по всему северу России и далее на восток по всей Сибири оно составляет обыденное явление народной жизни. На севере распространена особая форма кликушества, в виде томительной икоты. В несколько измененной форме оно встречается у лопарей, а на востоке— у киргизов» (Краинский, 1900). Немаловажно, что кликушеству покровительствовало духовенство монастырей, «признавая их бесноватыми, отчитывая их и допуская во время службы их припадки, часто сопровождающиеся криком, богохульством и борьбою с удерживающими их лицами. К причастию кликуш обыкновенно подводят насильно, после упорного сопротивления. Эти картины, происходящие всенародно во время торжественных богослужений, производят на богомольную толпу сильное впечатление». В России «бесоодержимость никогда не достигала таких ужасных размеров и не имела тех печальных последствий, как в Западной Европе. Эпидемии кликушества у нас наблюдались не часто; ограничивались обыкновенно небольшим районом— селом, деревней и никогда не имели повального распространения. Число заболевавших, по отношению к числу населения пораженных местностей, было незначительно. Соответственно этому и казни колдунов и бесноватых у нас были единичными. Едва ли не чаще наблюдались случаи самосуда, при котором люди, заподозренные в колдовстве и порче, избивались самим населением» (Высоцкий, 1911). Несмотря на все эти специфические для России характеристики, на то, что в некоторых местностях к испорченным питали даже особого рода уважение (Ряз.); «относились ласково», считали даже мученицами (Вятск., Смол., Пенз.), эпидемии кликушества составляли тяжкое бедствие для деревенского населения: «Не говоря уже о нравственных страданиях и подрыве экономического благосостояния тех семей, в которых появляются кликуши, нередко вся деревня приходит в такое исступление, что „целым миром“ истязает и даже убивает предполагаемую виновницу порчи» (Высоцкий, 1911).

Кликуши. Люди, одержимые особого рода падучей болезнью, в припадках которой теряется сознание. Кликуша корчится, в судорогах икает, кричит звериными голосами, ругается, богохульствует. Народ приписывает эту болезнь напуску от злых колдунов. Сами кликуши зачастую в припадке выкликают, что такой-то их испортил. Иногда верующие (хлысты, веденцы) своими действиями во время сборов доводят себя до кликушества. Злой дух смущает молящихся нечеловеческими воплями и разными выкриками на голоса всех домашних животных: собачий лай и кошачьё мяуканье сменяются петушиным пением, лошадиным ржанием и тому подобным. Сами кликуши зачастую в припадке выкликают, что такой-то их испортил. Иногда верующие (хлысты, веденцы) своими действиями во время сборов доводят себя до кликушества.

Кликушка. Припадочная, бесноватая, одержимая нечистым духом женщина.

Клохтун. Колдун; покойник, «встающий» после смерти; упырь. «С ними [чертями] видаются клохтун или ерестуны...» (Олон.).

Клятвопреступники. По поверьям, на Границе обитали разные мифологические персонажи: лужичане — что это души захватчиков чужой земли, клятвопреступников.

Княжий бог. Перуна называли «княжьим богом», поскольку он был покровителем князей, символизировал их власть. Такой бог был чужд большинству общинных славян-земледельцев.

Князёк. Белый волк в Сибири. Некоторые тайком сохраняли у себя шкуры убитых белых волков — князьков или выродков, так как считалось, что это приносит счастье (человек, хранящий шкуру, становится как бы совладельцем магической силы, которой обладал волк)» (Громыко).

Князь Владимир Святославович. Креститель. См. Владимир Красное Солнышко.

Князь Волхв. В некоторых случаях как волхвы воспринимались и князья. Так, считали, что князя Всеслава Полоцкого мать «родила от волхвования» и волхвы навязали ему на голову науз (волшебный узел), наделив князя сверхъестественными способностями (к оборотничеству и т.п.) (Сумцов). Образ князя-волхва, предводителя дружины, всесильного колдуна, оборотня нашел отражение в былинах. В былине о Вольге (Волхе) Всеславьевиче он, воин, богатырь, оборачивается то щукой, то волком, то птицей. .

Князь ласковый. См. Ласковый князь.

Князь сельди. Слово «князь» встречается и в качестве названия сельди с розовыми плавниками, которая плывёт впереди стаи.

Кобыла чёрная. См. Чёрная кобыла.

Коваль Божий. См. Божий Коваль.

Кожедёр. Злокозненная специфическая нечистая сила, персонаж низшей мифологии, в потворстве коей часто подозревают людей, профессионально занимающихся сдиранием шкур с убитых животных, промышляющих съёмкою шкур с палой скотины. Кожедёров нередко подозревали также в алхимии, в связи с тем, что они использовали в своей деятельности разные растворы.

Коза Седунь. Из своего лика Род породил Бога солнца Ра. Род породил также священную Корову Земун и Козу Седунь, из их сосцов разлилось молоко и стало нашей галактикой (в астрономии наша галактика называется «Млечный путь»).

Hosted by uCoz