Хорив - Хухолятка
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел Х
__________________________________________________________________________
Хорив
Хороможитель
Хорс
Хорсет
Хорсови
Хорсъ
Хосэдбам
Хосэдем
Хотен Блудович
Хоурс
Хохла
Хохла-мохря
Хохлик
Хохря-махря
Храбр
Хрипуша или Грынуша
Христианский священник
Христос
Хтонические силы
Хтонические существа
Хтонические чудовища
Худенький
Худич
Худой
Хухлик
Хухляк
Хухоль
Хухольник
Хухолятка
__________________________________________________________________________

Хорив. Горовато. Брат Кия, сын Орея, по Велесовой книге - прародитель славянского племени хорват. После Потопа пошли у Живы Cвароговны с молодым Дажьбогом Пepуновичем скоро дети: князь Кисек, отец Орей. А отец Орей породил сыновей вей - Кия, Щека и Хорива младшего. Их поила Земун молоком своим, колыбель качал бог ветров Стрибог, их Семаргл согревал, Хоpс им мир озарял. Появились у них и внуки, а потом появились правнуки - то потомки Дажьбога и Живы и Роси - русалки прекрасной, то народ великий и славный, племя то по имени - русь. Представляется, что имя третьего брата Кия, Хорива, имеет библейское происхождение. Хорив - это русская транскрипция имени Хореб. Имя это связано с названием холма Хоривицы, - по-видимому, места поселения хазарских евреев в Киеве. (Вернадский)

Хороможитель. Бес Хроможитель. Упоминается в средневековом «Слове св. Василия». Можно сравнить его с доможилом. Жил за печькой.

Хорс. Бог Солнца и солнечного диска, око неба. Хорс - Сын Сварога, Рода или ипостась Бога Солнца Ра. Супруг Зари-Зареницы. Вместе с другими богами освобождал Перуна из заточения. В славянской мифологии бог Хор, часто его называли Гор, получил название Хорс. Он считается родственным Дажьбогу, но олицетворяет не солнечное сияние как Дажьбог, а просто свет. Кажется, что Хорс и Дажьбог просто поменялись местами, ибо Хорс как раз и есть Солнечная Корона, и в этом смысле Хорс есть внешняя часть Ярилы, Ясность (Чудинов). Наиболее полно миф о боге Ра, о его сыне Хорсе сохранила египетская мифология («Книга Коровы»), что говорит об едином для славян и египтян истоке этого мифа, лежащем в Атлантиде. Ра был женат на Амелфе, когда тек в Черное море, потом потек в Каспийское (Хвалынское) и стал женат на Волыни. О Свадьбе Ра и Волыни (Вялкани) рассказано в «Веде славянъ». Хорс - Ласковый и добрый бог, который всем отдаёт своё тепло. Победить его никто не может, потому что подступиться к нему нельзя; поднимается он выше всех на небе. Представляется молодым красивым юношей. На идолах бога Хорса были изображены солнечные знаки. Хорс — бог пантеона Киевского князя Владимира, его день — вторник. Хорс - Божество света, родственное Дажьбогу. Но если Дажьбог - воплощение солнечного сияния, то Хорс - владыка света белого, независимого от источника, противостоящего хаосу, тьме, небытию. Хорс - это небесное око: всезнающее, всеведающее, всеблагое. Хорс - Бог солнца пошедшего от зимы к весне. Молодое солнце, возрождающееся. Его время после зимнего солнцестояния (самая длинная ночь, самый короткий день) 21-22 декабря до весеннего равноденствия (продолжительность дня и ночи равны) 21 марта. Хорс особенно культивировался в земледельческую эпоху. Представление о том, что солнечный свет существует независимо от солнца, свойственно многим народам; славянские книжники подчёркивали зависимость светила от вечного света: «Вещь бо есть солнце свету» («Солнце только воплощение света»). Хорс, чьё имя означает «солнце», «круг», воплощал в себе движущееся по небу светило. Это очень древнее божество, не имевшее человеческого облика и представлявшееся просто золотым диском. С именем Хорса, вероятно, связаны в русском языке такие слова: хорошо, хорувь, хор, связанные с истинным порядком вещей (правью) и совместным делом. С культом Хорса были связаны ритуальный весенний танец — хоровод (движение по кругу), обычай печь на Масленицу блины, напоминающие по форме солнечный диск, и катать зажжённые колёса, также символизировавшие светило. Хорс и Семаргл — божества скифского происхождения, их культ пришёл от восточных кочевников, поэтому оба этих бога широко почитались только в Южной Руси, граничившей со Степью. Когда Хорс женился на Заре-Заренице. Ликовала на свадьбе Зари и Хоpса вся Сыра Земля: Свaрог с Ладою, Велес и Пеpун, все Cварожичи, вместе с ними - вся подвселенная. Потом украл светлый Месяц у Хоpса Зарю, а Пеpун потом покарал его Месяца. В Велесовой Книге сказано, что когда славу поём до полудня и возглашаем великую славу Хорсу златорунному, коловращающему Сурью. В древнерусской «Беседе трех святителей» написано: «Иван рече: отчего гром сотворен бысть? Василий рече: два ангела громная есть: эллинский (языческий) старецъ Перунъ и Хорсъ жидовинъ, два еста ангела молнiйна. Вопросъ: что есть громъ и молнiя? Толкъ: ангелъ Господень летая бьетъ крылома и гонитъ дiавола». В поучениях против язычества среди прочих богов Хоурс (видимо – Хорс) упомянут среди прочих богов рядом с Артемидой, Перуном, вилами, Мокошью, упырём и берегинями как поганый. До прихода на берега Днепра русов здесь не знали Хорса. Лишь князь Владимир установил его изображение рядом с Перуном. Зато он был известен у других арийских народов: среди иранцев, персов, зороастриицев, где поклонялись богу восходящего солнца — Хорсету. Это слово имело и более широкое значение — «сияние», «блеск», а также «слава», «величие», иногда «царское достоинство» и даже «хварна» — особая отмеченность богами, избранность. Хорс — бог солнечного, жёлтого, света. Солнечное настроение и имя бога отражены во многих наших словах: хороший, похорошеть, прихорашиваться, а также — хоровод, хоромы. У многих народов словом «хоро» обозначали солнечный диск, круг. Отсюда и название танца по кругу (хоровод) и круговых построек. Даже город Корсунь раньше назывался по имени бога солнечного света — Хорсунь. Хорс считался заботливым помощником земледельцев. Пашет мужик поле, а над ним следом идет Хорс, пашет Синюю Сваргу. Так что Хорс был небесным тружеником и за то получил признание людей. «Хороший бог, труженик», — с уважением говорили о нем. При этом Хорс никогда не появлялся один, а всегда в компании с другими богами. Не может, например, солнце быть без дневного света, поэтому Даждьбог и Хорс всегда рядом. Культ солнца-светила известен уже у земледельцев Неолита, а в бронзовом веке он стал ассоциироваться с образом всадника. Днем этот всадник медленно двигается по небу, а ночью возвращается обратно по подземному «Морю мрака», чтобы утром вновь появиться на небосклоне. В «Повести временных лет» рассказывается, что изображение Хорса стояло в Киеве на холме в числе главнейших богов. В «Слове о полку Игореве» сказано, что Всеслав Полоцкий, превратившись в волка, перебегал путь великому Хорсу-Хорсови. Культ Хорса был настолько популярным, что не угас с появлением христианства. В апокрифическом памятнике «Хождение Богородицы по мукам» записано: «Хорса, Велеса, Перуна на боги обратила». То есть, говориться о том, что славянами был создан культ упомянутых богов. Имя бога Хорса упомянуто во многих русских летописях: пантеоне кн. Владимира, в апокрифе "Хождение Богородицы по мукам", в записях "О идолах Владимировых", "Память и похвала Владимиру" и житии "блаженного Володимера"; "Слове некоего Христолюбца", "Слове о том, како первое погани суще языци кланялися идолом", поминается он и в "Беседе трех святителей". Немец Вундерер, путешествовавший по Руси позже 1581 года описал изображение Хорса близ Пскова: "Корс (т.е. Хорс), который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в другой - огненный луч". Хорс - бог миропорядка, связанного с ходом солнца. Хорс и Даждьбог соотносятся как греческие Гелиос и Аполлон. Бог Нави мог именоваться в противоположность ему Черным Хоросом, т.е. тем же солнечным диском, но находящимся на ночной стороне мира. Образ Хорса восходит ко временам глубокой древности и змееборческому мифу. Возможно, у сколотов это Колоксай (Солнце-царь) - сын Таргитая (кузнеца Сварога), и тогда бог Хорс - Сварожич. Корни "хоро" и "коло" семантически связываются с понятием круглого. Главная часть празднеств, посвященных Хорсу, - массовые танцы, после которых ему приносят жертву - специально приготовленные кушанья. Кстати отсюда видимо и появилось слово «хоровод», а так же «хорошуль» - круглый ритуальный пирог - курник. День Хорса - воскресение, как и у Даждьбога, металл - червоное золото. Дни Хорса совпадают с любым солнцеворотом, например, летним - 21 по 25 июня (Купала), осенним - 21 - 23 сентября (Овсень Малый, Таусень, Осенний Хорос). Непременный атрибут почитания Хорса - хороводы. Хорваты явились племенами, подчеркивающими веру в Хора или Гора, то есть существо, связанное с солнечной Короной. По египетской религии солнечный бог Гор считался ниже верховного владыки солнечного же бога РА. Кроме того, Хор или Гор должен ассоциироваться со славянским словом Гора в качестве возвышенного места, где и должен отправляться культ Гора. У славян есть праздник – это Красная Горка, связанный с Новым Годом и с освобождением Дажьбога из заточения, из плена, когда он был прибит к скале на Кавказе.

Хорсет. Бог. Подобен русскому богу с именем Хорс. Он был известен у других арийских народов: среди иранцев, персов, зороастриицев, где поклонялись богу восходящего солнца — Хорсету. Это слово имело и более широкое значение — «сияние», «блеск», а также «слава», «величие», иногда «царское достоинство» и даже «хварна» — особая отмеченность богами, избранность.

Хорсови. Таким именем назвал автор «Слова о полку Игореве» Хорса.

Хорсъ. Жидовин. В древнерусской «Беседе трех святителей» Василий говорит Ивану про Хорса жидовина.

Хосэдбам. У кетов (енисейских остяков) в соответствии с общемировой троичной традицией три женских Божества, три Великих Богини: вредоносная Хосэдем, живущая под землей или в скале (функционально она напоминает карело-финскую Лоухи и явно пришла из Древнекаменного века), живоносная Хаседбам и, наконец, лебединая Томэм – Мать жара, олицетворяющего огонь и Солнце.

Хосэдем. У кетов (енисейских остяков) в соответствии с общемировой троичной традицией три женских Божества, три Великих Богини: вредоносная Хосэдем, живущая под землей или в скале (функционально она напоминает карело-финскую Лоухи и явно пришла из Древнекаменного века), живоносная Хаседбам и, наконец, лебединая Томэм – Мать жара, олицетворяющего огонь и Солнце.

Хотен Блудович. Относится к числу новгородских богатырей, но приуроченье его к циклу Владимира настолько прочно, что, где бы былина ни сложилась, ее нужно рассматривать как одну из составных частей этого цикла. Сюжет былины таков: на пиру у князя Владимира мать Хотена, вдова Блудова, поссорилась с вдовой Часовой. Часова хвасталась своей дочерью Чайкой и девятью сыновьями, которые могут полонить Хотена. Хотен убивает шесть сыновей Часовой, а трех берет в плен, Чайку же хочет отдать за своего паробка. Часова упрашивает Владимира побудить Хотена жениться на Чайке, но Хотен, поставив копье, требует, чтобы его покрыли золотом: тогда он женится на Чайке. Халанский считает эту былину московской, Вс. Миллер - новгородской. Основания для такого утверждения шатки, что указал уже Владимиров. Оба исследователя ссылаются на бытовые черты, но они не исключают и киевского происхождения. Имена скорее говорят за Киев: Владимир, Блуд. За Новгород говорит только упоминание о том, что Блуд блудил по Новгороду; но оно носит характер позднейшей вставки. Мотив "девять сыновей вдовы и дочь", в связи с борьбой девяти сыновей с зятем встречается в малорусских колядках и сербских песнях. .

Хоурс. Хорс. Упомянут в поучениях против язычества среди прочих богов рядом с Артемидой, Перуном, вилами, Мокошью, упырём и берегинями как поганый.

Хохла.

Хохла-мохря.

Хохлик.

Хохря-махря.

Храбр. Черноризец. О славянах пятого века обосновавшихся между германо-скандинавами и тюрками в Сибири, черноризец Храбр писал, что они "пишут чертами и резами". Вполне вероятно, что "черты и резы" были символической системой "славянской руники", являющейся как бы промежуточным слоем между германской и тюркской системами. Указание Храбра на то, что древние славяне "гадают" по резам, указывает на то, что славяне использовали свои руны так же, как германцы - они служили им одновременно и азбукой и методом сакральных ритуалов (в низшей своей форме - предсказаний).

Хрипуша или Грынуша. Бесицы-трясавицы. Духи болезней. Вначале так надывали лихорадку, а затем и другие болезни. Ложится на грудь и выходит харканьем.

Христианский священник. У всех славян негативно оценивалась Встреча с христианским священником или монахом: чтобы избежать плохих последствий, следовало вернуться домой или продолжить путь, но этом плюнуть; сделать пальцами рога, показав в сторону от себя; бросить вслед священнику соломинку, шпильку, булавку и т.п.

Христос. Кришна у брахманов.

Хтонические силы. Тёмные силы. В противоположность им– князь Владимир Красное Солнышко.

Хтонические существа. Мифологические персонажи и животные, связанные одновременно с производительной силой земли (воды) и умерщвляющей потенцией преисподней. В славянской традиции к Хтонические существа относились прежде всего гады, в число которых включались и животные, связанные со смертью и потусторонним миром, в том числе ворон, волк и др. К Хтоническим существам принадлежал, согласно реконструируемым славянским мифам, змеевидный противник громовержца Волос. Двойственной природой в славянской традиции наделялись многие домашние животные — козел, конь и др.: их ритуализованная смерть (жертвоприношение) должна была способствовать плодородию земли и т.п. Гады — животные, выделяемые в традиционной народной культуре в особый класс хтонических животных. Иногда Душу представляют себе в облике мыши, ящерицы и других хтонических животных. Глухота рассматривалась и как следствие неблагоприятного воздействия на человека хтонических существ и гадов. Так, согласно южнославянским поверьям, человек мог оглохнуть, если услышит писк убитой им саламандры или лягушки.

Хтонические чудовища. Прототипами трех богатырей (Горыня, Дубыня и Усыня) можно считать хтонических чудовищ, олицетворяющих косные и разрушительные силы нижнего мира — земли, воды и т.п.

Худенький.

Худич. Также Злебог, Кровник, Злодий. У западных славян бог вечного мучения, которое ожидает в Пекле негодяев, воров, убийц, злодеев после смерти. Изображали его в виде чудовищной змеи, и был он неистощимым на казни, которые ожидали его жертв!.

Худой.

Хухлик. В русских суевериях водяной черт; ряженый. Название хухляк, хухлик, по - видимому, произошло от карельского huhlakka - "чудить", tus - "привидение, призрак", "одетый странно" (Черепанова 1983). Облик хухляка неясен, однако говорят что он сходен с шиликуном. Этот нечистый дух появляется чаще всего из воды и становится особенно активным во время Святок. Любит подшучивать над людьми.

Хухляк.

Хухоль.

Хухольник.

Хухолятка.

Hosted by uCoz