Хала - Ховала
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел Х
__________________________________________________________________________
Хала
Халдейский Жрец
Хануман
Хапун. Похититель
Хапун. Чёрт
Харон
Хата
Хват
Хвост длинный
Херувимы
Хетты
Химера
Хитка
Хитник
Хлевник
Хлевной
Хлевный
Хлевняк
Хлопотун
Хлыст
Хмарник
Хмель
Хмурники
Ховала
__________________________________________________________________________

Хала. Ала. Персонаж мифологии южных славян, огромный многоголовый дракон или змей, толстый и длинный, с крыльями под коленями и лошадиными глазами. Голова его на земле, а хвост в облаках (или наоборот). Иногда превращается в орла. Хала может пасть на землю в виде густой мглы или тумана, препятствуя созреванию хлеба. Она обладает огромной силой и ненасытностью, предводительствует чёрными тучами, градоносными облаками, уничтожает посевы и сады. Хала могут нападать на солнце и луну, заслонять их своими крыльями (тогда происходят затмения) или стараются их пожрать (тогда от укуса Хала солнце, обливаясь кровью, краснеет, а когда побеждена Хала — бледнеет и сияет). Хала могут, чаще всего в канун больших праздников, водить хоровод («коло»), и тогда поднимется вихрь. Человек, захваченный таким вихрем, может сойти с ума. Хала известна в сербской, болгарской и македонской традициях. Хала — огромный змей (иногда многоголовый) длиной в 5—6 шагов, толстый, как человеческая ляжка, с крыльями под коленями и лошадиными глазами, или змей с огромной головой, находящейся в облаках, и хвостом, спускающимся до земли. Иногда приобретает облик орла. У болгар есть представление, что Хала — шестикрылая, с 12 хвостами. Она может пасть на землю в виде густой мглы или тумана, препятствующего созреванию хлеба. Обладает огромной силой и ненасытностью, предводительствует черными тучами, градоносными облаками, приводит бури и ураганы и уничтожает посевы и фруктовые сады. С халами борются св. Илья, а также змеи (в представлениях Вост. Сербии и Зап. Болгарии) и здухачи, охраняющие плодородие своих полей и садов. Халы также дерутся за волшебный жезл и стараются поразить друг друга ледяными пулями, и тогда сверкает молния или бьет град. Раненая Хала может упасть на землю, и тогда ее следует отпаивать молоком из подойника или ведра. В некоторых локальных традициях Халы, подобно змеям и здухачам, обороняют свои угодья от нападения чужих Хал. Халы могут нападать на солнце и луну, заслонять их своими крыльями (тогда происходят затмения) или стараются их пожрать (тогда от укуса Халы солнце, обливаясь кровью, краснеет, а когда побеждена Хала,— бледнеет и сияет). Халы могут, чаще всего в канун больших праздников, водить хоровод («коло»), и тогда поднимается вихрь (ср. представление о двух чертях в вихре). Человек, захваченный таким вихрем, может сойти с ума. Халы иногда превращаются в людей и животных, при этом видеть их может только шестипалый человек. Близкий к Хале мифологический персонаж — ламя известен в македонской традиции. Она алчна и кровожадна. Она имеет вид огромной ящерицы с собачьёй головой и с крыльями, живет в пещерах и у источников и связана со стихией воды (может упасть на землю туманом, остановить воду, требуя человеческой жертвы, и т. и.) и богатством (охраняет клады). Южные славяне считали, что гром и молния происходят от борьбы мифических змей- драконов хал. По поверьям, на Груше (растущей в поле, с густой кроной, кривой) обитали вештицы и халы (Сербия). Южные славяне приписывали “производство” града покойникам- грешникам, утопленникам, висельникам или мифическим драконам халам, а также святым, “заведующим” градом: Варфоломею, Герману, Марку и др. На больших Дубах обитали гигантские мифологические змеи — покровители угодий, охранявшие местность от града и непогоды и боровшиеся с халами.

Халдейский Жрец. Бел. "По Ктесию, Xалдеи пришли из Египта с Белом, организовавшим их в жреческую касту и научившим всякой божеской и человеческой премудрости, которую они в течение веков передавали из рода в род. Бел научил халдеев звездочётству, астрономии, рассказал им историю Мира, распространявшуюся на тысячи лет в прошлое (Diod). Бел дал халдеям знания о бессмертии души (Paus), о математике (Porphyr), о природе, о теософии. Слово халдеи можно тянуть от славянского бога Коляды.

Хануман. После долгих поисков супруги Рама заключает союз с царем обезьян Сугривой, чей мудрый советник Хануман проник на Ланку. Обнаружив там Ситу, он сообщил об этом Раме, и тот, возглавив войско обезьян и медведей, построил мост через океан и осадил остров. В разгоревшейся битве Рама победил десятиголового Равану. Впоследствии Хануман стал слугой Господа Рамы.

Хапун. Хлоптун, хватун, похититель — неведомое и невидимое существо, персонаж мифологии западных славян. Дух мёртвого колдуна; дьявол, использующий внешнюю оболочку, кожу трупа умершего колдуна для того, чтобы по ночам сосать кровь и заедать живых людей. Обязательно в течении года хапун уносит одного человека. Куда уносит и что он с ним делает — никто не знает. Человек этот никак не мечен, а потому бояться хапуна должны все. Наиболее вероятный его облик — бродяга, нищий, солдат, монах.

Хапун. Чёрт. Согласно поверьям полешуков, ежегодно в судную ночь черт похищает из каждого села или местечка еврея и еврейку, уносит в болото, мучает. В глухую полночь поднимается ветер, начинается буря, гаснут все свечи; когда евреи снова их зажигают, то видят, что среди них не хватает людей. Чтобы уберечься от этого, евреи приглашают на свою молитву христианина с громничной свечой (принесенной из церкви на Сретенье). Свеча горит в укрытии, и когда появляется черт, свечу открывают и черт убегает. Похищение евреев объясняется следующим образом. Во время странствий по пустыне Моисей разбил сделанного евреями золотого тельца, истолок в порошок, бросил в воду и заставил евреев пить. Но коварный черт предстал перед евреями в виде разбитого тельца; они побежали за ним, и черт увлек их в пустыню. Чтобы собрать евреев, Моисей дал клятву черту, что вместо гибели всех евреев он будет давать ему каждый год по паре. Черт затрубил в громадный рог и собрал евреев. В судную ночь евреи могут узнать, кого из них схватит черт,— они смотрятся в воду: жертва похищения не увидит своего отражения. В житомирском Полесье рассказывают, что «жидиска судна ноч» бывает в сентябре — это ночь со страшной грозой, дождем, сверканием молний: «Колысь тэю судню ночью ворожыли жиды. Выбирают соби одну хату i эту ноч оны молюцца. Хапун жидка ухопи» — так говорили о тех, кого недосчитывались после этой ночи.

Харон. Образ этого перевозчика через реки Аида у «бел горюч камня» встречается у Геродота и в сказке "Марко Богатый и Василий Бесчастный". Само имя богатого купца Марко указывает на место действия сказки. Марко - генуэзское имя, генуэзцы в средние века торговали в Крыму и на Кавказе, строили там города и крепости. Вполне возможно, что имя генуэзского купца заменило в сказке имя его предшественника-грека. В этой сказке Василий Бесчастный совершает путешествие к Змею Горынычу, который, очевидно, жил в царстве мертвых. То, что именно Змей был владыкой этого царства, подтверждают многочисленные сказки и былины. Василия к Змею перевозит некий перевозчик "старый дед, до колен борода". Перевозчик просит Василия узнать у Змея Горыныча - то есть у владыки царства мертвых, у Аида, долго ли ему еще перевозить, долго ли ему маяться? Василий узнает, что перевозчику достаточно передать кому-нибудь свое весло и оттолкнуть лодочку. Впоследствии славянский Харон передает свое весло Марко Богатому и уходит на покой.

Хата. Мотив «свадьбы предметов» печной трубы с хатой представлен в обрядовых действиях, преданиях, шуточных стихах и песнях, в бытовых действиях и фразеологии.

Хват. Имя – кличка. Если дети умирали один за другим, новорожденному могли дать «стоп»-имя: Стоян, Стана, Хват, Стас, или «жизнетворное»: Живко, Живчик, Спасе. Это имя несло защитные фукции, причём защита распространялась не только на ребёнка, но и на всю семью.

Хвост длинный. Волк у эстонцев.

Херувимы. В иудаистической и христианской мифологии ангелы-стражи. Херувим охраняет древо жизни после изгнания из рая Адама и Евы. Пророк Иезекииль описывает херувимов, явившихся ему в видении храма, так:«... сделаны были херувимы и пальмы; пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, с другой стороны к пальме - лицо львиное...» (Иез 41, 18-19)... Согласно классификации Псевдо-Дионисия, херувимы вместе с серафимами и престолами составляют первую триаду девяти ангельских чинов. Дионисий говорит: «Наименование же Херувимов означает их силу знать и созерцать Бога, способность принимать высший свет и созерцать Божественное благолепие при самом первом его проявлении, мудрое их искусство преподавать и сообщать другим дарованную им самим мудрость». Так же принято считать иногда херувимов ангелами - детьми. Души умерших детей, которые и на небе остаются маленькими детишками.

Хетты. Хетты, наследники культуры атлантов, являются родственниками многих европейских народов. Лингвисты находят в хеттском языке много слов, вошедших затем в европейские языки, в том числе и в славянские. Считается, что племя гетов, соседствовавших с праславянами в I тысячелетии до нашей эры и живших у устья Дуная на берегу Черного моря - это потомки хеттов, выгнанных из Малой Азии ассирийцами. Впоследствии геты были ассимилированы частью славянами, а частью - другими европейскими народами, например, германцами. Многие античные авторы гетов и фракийцев считали славянскими племенами.

Химера. В греческой мифологии извергавшее о гонь чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом дракона (по другой версии Химера имела три головы - льва, козы и дракона) По- видимому, Химера - олицетворение огнедышащего вулкана. В переносном смысле химера - фантазия, несбыточное желание или действие. В скульптуре химерами называются изображения фантастических чудовищ (Горгулий) (например химеры собора Парижской богоматери) но считается что каменные химеры могут оживать, чтобы наводить ужас на людей. "Крохотным созданием родилась крылатая Химера. Сверкала она красотой звездного Аргуса и ужасала уродством Страшного Сатира: чудом была она и чудовищем. И любила ее Ехидна, как раковина любит скрытую в ней жемчужину, и любовалась, как порхает вокруг пещеры невиданное создание, сверкая переливами своих удивительных перламутровых чешуек." "Со временем Химера превращается в понятие "химерического". Нескладный образ исчезает, а слово остается для обозначения невозможного. "Ложная идея, пустой вымысел" — такое определение химеры дает сегодня словарь.".

Хитка.

Хитник.

Хлевник. Дух, живущий в хлеву. Помощник Дворового, проказник и колоброд. Благоволит трудолюбивым хозяевам. Он следит за порядком, ухаживает за скотом. Если поссорится с хозяином — выбирает себе в жертву домашнее животное и мучит его. Устраивает так, что скотина спадает с тела, отбиваясь от корма. А то — путает гриву, обрезает хвост или ощипывает шерсть. Чтобы избавиться от злого хлевника, знающий хозяин на потолке хлева вешает убитую сороку, дух ненавидит эту сплетницу-птицу. Новорожденных животных — овец, телят — раньше уносили из хлева и поселяли в избе вместе с ребятами, чтобы хлевник не задушил.

Хлевной.

Хлевный. Живёт этот домашний дух в хлеву, отличается от прочих своей добротой и помогает содержать в порядке хлевы.

Хлевняк.

Хлопотун. Дух мёртвого колдуна; дьявол, использующий внешнюю оболочку, кожу трупа умершего колдуна для того, чтобы по ночам сосать кровь и заедать живых людей. Хлопотуны поджидают момент, когда в чьёй-либо семье появится покойник: как только душа его расстанется с телом, хлопотун входит в покойника. Тогда в семье одно несчастье следует за другим. Хлопотуны могут принять чужой облик и проникнуть в свою (то есть в ту, где умер колдун, чей облик он принял) или чужую семью, тогда не только из этого дома, но и из деревни станут пропадать люди - хлопотун их поедает. Убить его можно ударом плетки от нелегченного коня, тележной осью, но только наотмашь и с первого раза, так как второй удар оживит хлопотуна.

Хлыст.

Хмарник. Градивнык. Персонаж украинской демонологии. Похож на облакопрогонника. В украинской мифологии - чародей, способный защитить свое село от непогоды. Отвращая бурю, он бегает по селу, звонит в колокола, дерется с невидимыми духами, заклинает тучи. Предводитель бури, обычно прискакивающий в черном одеянии на черном коне, ни за что не одолеет опытного хмарника и вынужден будет высыпать град где-нибудь за селом. Хмарниками либо рождаются, либо становятся, продав душу чернокнижнику, который после сделки вручает новоявленному хмарнику - повелителю стихий чудесный посох.

Хмель. Растение и бог, имеет несколько ипостасей: 1) растение, из которого приготавливают божественный напиток, 2) бог Хмель, аналогичный индийскому Соме и иранскому Хоме, жених Сурьи, дочери Солнца. Как ходила Лада по небесному саду, как ходила, гуляла и сеяла Хмель, а как сеяла - приговаривала: - Поднимайся, Хмель, по тычинке вверх, ты расти, Хмелюшка, - голова весела! От чего ты, Хмель, зарождаешься, по чему ты, Хмель, поднимаешься? Зарождаешься ты - от Сырой Земли, поднимаешься по тычиночке. И куда ты, Хмель, поднимаешься? Поднимаешься к Солнцу Красному, чтоб сияла как Солнце питная Сурья! Чтобы Сурица пилась во славу богов! Как у Хмелюшки ножки тоненькие, голова его высока, умна, а язык у Хмеля весьма болтлив. У него бесстыдные оченьки, руки держат всю Землю Матушку. Набухай же, Хмель, ты пьянящей силой! Набухай своими стеблями! Без тебя, без Хмеля, не варится пиво, без тебя, без Хмеля, Сурьи не бывает, без тебя, без Хмеля, и праздник не весел.

Хмурники. Предводители туч могут представляться в виде орла, змея, дракона (см. Хала). В польской традиции эта функция принадлежит Планетникам, или хмурникам, которые тянут тучи по небу, держат их, чтобы не шел дождь; сбивают туман в тучу, наполняют тучи водой с помощью радуги, толкут железными цепями лед, превращая его в град, посылают на землю дожди, наказывают градом за грехи (рождение и умерщвление внебрачного ребенка, сожительство дочери с отцом н т.п.).

Ховала. Ховало. Дух с двенадцатью глазами, которые светятся ночью и освещают ему путь, олицетворение зарниц, может раскалять небо докрасна, особенно перед закатом. Существо с двенадцатью глазами, расположенными как бы на невидимом обруче вокруг головы. Когда Ховала идет по деревне, то освещает ее подобно зареву пожара. Одни считают его зловредным, другие утверждают, что лучи из глаз Ховалы способствуют росту растений и скотины. Утверждают, что днем из его очей исторгаются лучи тьмы, и то место, куда они падут, сразу становится невидимым: он как бы "ховает", то есть прячет все вокруг. Когда засуха, солнце светит и выжигает всё на огороде — это ховала сердится. Живёт ховала там, где спрятаны сокровища, где зарыт клад, и если кто слишком настырно пытается нечесным путём взять этот клад — ховала может ослепить. Поднялся Ховала из тёплой риги, поднял тяжёлые веки и ныряя в тяжёлых склонённых колосьях, засветил свои двенадцать каменных глаз, и полыхал. И полыхал Ховала, раскаляя душное небо. Казалось, там — пожар, там разломится небо на части и покончится белый свет.

Hosted by uCoz