Караконджул - Карми
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел К
__________________________________________________________________________
Караконджул
Карачалка Змея
Карачун
Карбункул
Карга
Карина
Карколист
Каркун
Карлик
Карма
Карми
__________________________________________________________________________

Караконджул. Караконджол, караканджал. Святочный демон, связанный с водной стихией, поверья о котором распространены у сербов, македонцев и болгар, находившихся в контакте с турками и греками. Термин заимствован из греческого языка через турецкое посредство и означает «злой дух». Караконджул появляется ночью в облике получеловека-полуконя (иногда с крыльями) черного цвета или чудовища на белом коне, курицы, собаки, кошки, овцы, верблюда и других животных, а также мужчины или женщины с различными аномалиями (с железными зубами и рогами, с длинными ногтями). Караконджул иногда описывается и как невидимая злая сила — ветер или голос. Верят, что Караконджулы живут семьями и имеют детей. В происхождении Караконджула отмечается временная привязанность к святкам: Караконджулы — это души свиней, заколотых к Рождеству; дети, рожденные или зачатые в период от Рождества до Крещения (их называют караконджулче). Умершие во время святок (особенно дети) также превращаются в Караконджулов . Нередко Караконджул уподобляется вампиру: это покойник, через тело которого до погребения перепрыгнула кошка или перелетела птица. По другим поверьям, Караконджулами становятся по наследству живые люди. Места обитания Караконджула (подводное или подземное царство, заброшенные мельницы, кладбище, глухой лес, ущелья и овраги) указывают на хтонический характер этого демона. Караконджул нападает на людей и ездит на них верхом или заманивает их к водоемам, обрывам и урочищам. Караконджул душит людей, протыкает их гребнем для чесания льна (который носит на спине), длинными ногтями царапает женщинам лица, пьет кровь, похищает и съедает детей, разносит болезни и лишает людей рассудка. В доме, куда Караконджул проникает через дымоход, он мочится на огонь или в незакрытые сосуды с водой. Если моча Караконджула попадет на ребенка, тот заболевает неизлечимой болезнью. Караконджул заглядывает в окна, пугает детей и указывает на того члена семьи, которому предстоит умереть в следующем году. Караконджул мучает скотину, сплетает хвосты лошадей. Собравшись вместе, Караконджулы устраивают веселые застолья, празднуют свадьбы, водят хороводы на току. Караконджул может разговаривать (угрожать расправой или спрашивать, когда Крещение), подделывать голос и звать человека по имени. Когда Караконджул недоволен чем-либо, то пищит в дымоходе, стучит в двери дома и по крыше. Уберечься от Караконджула можно, соблюдая святочные запреты. Как стемнеет, стараются не выходить из дома и не выполнять домашнюю работу (прясть, стирать, белить и др.). От Рождества до Крещения носят с собой в кармане чеснок (детям зашивают его в одежду), за поясом — шерсть, гребень, узелок с хлебом и солью. Караконджул — частый персонаж фольклорной прозы; во многом он идентичен черту и другой нечисти. Широко распространены былички о Караконджуле, которые рассказываются преимущественно на святки. Пустые Мельницы стараются обходить стороной: караконджулы празднуют там свадьбы и могут затащить к себе прохожего. Известны сказки о том, что Повитуха принимает потомство у нечистой силы (в семье чёрта, водяного, караконджола), за что получает богатое вознаграждение. По южнославянским представлениям, на Чердаке укрываются зловредные демоны: ночью туда приходит вампир; в корзине с шерстью там сидит Чума или Оспа, а на святках появляются караконджолы. Караконджалы отнимают голос у крикнувшего человека и тем приобретают власть над ним. Караконджул. Болгары умываются отваром Зверобоя, чтобы избавиться от злых духов: от чумы, караконджула, таласыма, вампира.

Карачалка Змея. Старшая над змеями. Змея, обитающая в лесу, в поле, наделенная сверхъестественными свойствами; властвующая над другими змеями (лесными, кустовыми, болотными, боровыми, колодными и т.п.).

Карачун. Корочун, керечун, крачунец. В русском и белорусском языках слово карачун употреблялось для обозначения внезапной смерти, смерти в молодом возрасте, предсмертных судорог, а также злого духа, чёрта, демона, сокращающего жизнь. В славянской мифологии карачун название зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника — Рождества (в Закарпатье крачун — рождественский пирог). А также злой дух, сокращающий жизнь (судороги, смерть). Можно предположить, что название образовано от латинского слова «шагать», Т.е., шагающий день, переходный день, день солнцеворота — начало «умирания» зимы. Общим элементом всех этих значений надо признать значение «переворот, поворот, резкое и значимое изменение состояния», представленное в названиях дней зимнего и летнего солнцеворота, являющихся границей зимы и лета; в обозначениях смерти и пограничного состояния между жизнью и смертью (агонии); в названиях нечистой силы, вызывающей смерть, особенно преждевременную. У украинцев, поляков, словаков, мораван, болгар, сербов этим словом обозначаются зимний солнцеворот — Рождество и Сочельник, 24 и 25. XII., а также рождественский хлеб и рождественское деревце. В болгарских диалектах этим словом может называться летний солнцеворот — день св. Феодора (8. VI). На русском языке Корочунъ обозначал солнцеворот — Спиридоньев день (12. XII), обряд колядования. Обрядовое и магическое значение имеет рождественский хлеб — крачун, известный на Карпатах (у украинцев, поляков, словаков и мораван). Карачун считался символом семейного богатства. Кусок Карачуна и все «испеченное» в нем сохраняли как лекарство, оберег и сильные магические предметы. С Карачуном гадали, катая его по полу: если он перевернется на верхнюю корку, это означало несчастье в скотоводстве или смерть кого-нибудь из членов семьи. Гадали также по форме, которую Карачун примет в печи (укр.). .

Карбункул. По древним предположениям, так называли гранат. Минерологи так зовут уголёк или рубин. В 16 веке в Южной Америке это название было дано испанскими конкистадорами таинственному животному - таинственному, так как никто никогда не разглядел его настолько, чтобы понять, птица это или млекопитающее, покрыто оно перьями или же мехом. Это небольшой зверёк с блестящим зеркальцем на голове, похожем на пылающий уголь. Конкистадор, Гонсало Фернандес де Овьедо, связывает зеркало или сияющий в темноте свет - и то и другое он видел в Магеллановом проливе - с драгоценными камнями, которые по поверьям, драконы прячут в своей голове. Эти сведения он почерпнул у Исидора Савильского, писавшего в своих "Этимологиях" следующее: "Его добывают из головы дракона, однако он твердеет, становясь драгоценным камнем лишь тогда, когда голова отсечена у живого чудовища; по сей причине колдуны отрубают голову у спящего дракона. Храбрецы, желающие проникнуть в логово дракона, берут с собою зерна, которые нагоняют на этих чудищ сон, и, когда драконы уснут, отсекают им головы и вынимают самоцветы". Обладание карбункулом приносит богатство и счастье. Барко Сентенера претерпел множество лишений, отыскивая на берегах парагвайских рек и в тамошних джунглях это неуловимое существо, однако так и не нашел его. До нынешних дней об этом звере с его таинственным камнем в голове нам больше ничего неизвестно.

Карга. Ворона, а также и бранное название злой бабы или ведьмы. .

Карина. Карна, Карунья. Славянская - богиня плакальщица, сопровождает погребальные обряды, витает над полями сражений, тоскует в местах успокоения усопших вместе с Желей, своей сестрой. Известна из «Слова о полку Игореве»: «за ним кликну Карна и Жля, поскочи по Русской земли» (в первом издании памятника, в более ранней рукописной копии, - слитное написание: Карнаижля). Сходное обозначение обрядов «желенья и каранья» (в обратном порядке) встречается в перечислении различных языческих обрядов в списке 17 в. древнерусского «Слова некоего кристолюбца...». По-видимому, Карна образовано от глагола карити (ср. др.-рус. «карить по своей сестре» в смысле «оплакивать»); Желя - древнерусское обозначение плача.

Карколист. Дуб. В заговорах Дуб наделяется именем собственным (например, Карколист, Дорофей).

Каркун. Означает и ворона, и завистливого человека, который может сглазить, изурочить. .

Карлик. Западнославянские мифологические персонажи в виде маленьких человечков, обитающих по соседству с людьми и вступающих с ними в различные взаимоотношения, характер которых зависит от отношения к ним людей. Карлики — мифологический «народец», имеющий свой бытовой и семейный уклад, язык, религию и привычки. Жизнь Карликов представляется как отражение человеческой жизни, но часто в искаженном виде, указывающем на их принадлежность к потустороннему миру. Сильнее всего представления о Карликах развиты у лужичан и кашубов. Славянские верования в Карликов сформированы под влиянием западноевропейских, прежде всего немецких, поверий. У лужичан Карлики осознавались как первые люди, первопоселенцы, которые жили перед заселением этих мест славянами. Карлики отличаются от людей прежде всего очень маленьким ростом. Поляки и лужичане полагали, что Карлики так малы, что семь пар Карликов помещается в печи. По польским поверьям, у Карликов несоразмерно большие головы, приземистые туловища, некрасивые лица, растрепанные волосы, большие бороды. Их одежда часто была пестрой, а штаны разноцветными, поэтому поляки необычно одетому человеку говорили: «Выглядишь как карлик». У Карликов есть большие шапки, обычно красного цвета, которые делали их невидимыми и в которых заключалась их волшебная сила. Если сорвать с Карлика эту шапку, он придет ее выкупать. По месту обитания Карлики делятся на домашних, лесных, горных и подземных, но кроме места жительства ничем друг от друга не отличаются. Лужичане считали, что Карлики днем спят, а вечером и по ночам приходят в человеческие дома, где едят и веселятся. Карлики выходят из своих жилищ только в лунные ночи. Карлики делятся на мужчин и женщин, среди них есть старые и молодые, у них есть свои семьи, они справляют свадьбы, рожают детей, причем в повитухи и крестные зовут людей; они умирают, своих покойников сжигают, а пепел и кости закапывают в землю. Они знают ремесла, являются хорошими кузнецами и даже научили людей строить дома. Карлики любят музыку, часто поют и танцуют на печке. У Карликов под землей есть свое хозяйство, они держат коров и сеют жито, колосья молотят в печи, а зерно мелют между двумя камнями. У Карликов есть своя печь для выпечки хлеба. Согласно некоторым поверьям, Карлики не имеют своей домашней утвари и приходят к людям готовить себе еду. Карлики, которые живут в горах и под землей, считаются хранителями кладов. С одной стороны, полагали, что Карлики были язычниками и справляли свои праздники под большим дубом. Они переселились под землю, когда стало распространяться христианство и появились первые колокола, от звона которых они умирали. С другой стороны, полагали, что у них есть свои священники, происходящие из украденных человеческих детей. Карлики зовут людей на крестины; детей своих они «крестят», погружая в купель. Язык Карлики отчасти похож на человеческую речь, но слова они выговаривают невнятно и неполно или одно слово выговаривают с начала, а другое — с конца. Некоторые считают, что Карлики говорят на человеческом языке, но дважды повторяют каждое слово или прибавляют к нему отрицание «не» (см. Заумь). Отношения Карликов с людьми строятся как отношения соседей. Карлики хорошо относятся к людям, не вредят и даже помогают им в работе, если люди не причиняют Карликам зла: сбивают женщине масло, помогают человеку строить дом, пасут скот. Любимым лошадям Карлики подсыпают в кормушку овес, у нелюбимых отнимают корм. Для Карликов оставляют на печке еду — соль с мукой или молоко в ореховой скорлупке. Карлики одалживают у людей домашнюю утварь, а также просят еду. Половину подаренного им пирога они возвращают назад со словами: «Принесли вам ваш непирог назад». В награду за услуги Карлики платят человеку драгоценностями, за одолженные вещи дают человеку дары, которые приносят счастье, пока находятся в той семье, которой они были подарены. Карлики обладают способностью прорицания и предсказывают людям будущее. Если же человек обижает Карликов, оскорбляет их насмешками или нарушает условия «добрососедства», они мстят ему: вредят скоту, насылают неурожай, бьют посуду. Карлики подменивают некрещеных детей, оставленных без присмотра, взамен подкладывая своего горбатого подменыша. В народной демонологии грибы — живые существа,представляются заколдованными ведьмами или карликами, отбирают у людей силу и здоровье. Восточные славяне, болгары и поляки считали, что в доме, где есть Дети Некрещёные, должен ночью гореть свет, чтобы демоны (карлики) не подменили ребенка и не подложили своего детеныша — безобразного и крикливого (см. Подменыш). По польским поверьям в горах живут мифические змеи, карлики. По лужицким поверьям, карлики одно слово выговаривают с начала, а другое — с конца, перемежают речь немецкими фразами, некоторые человеческие слова заменяют своими.

Карма. По Ведам Карма - закон пpиpоды, согласно котоpому любая матеpиальная деятельность, гpеховная или пpаведная, влечет за собой последствия, котоpые все больше и больше втягивают совеpшающего ее в матеpиальное существование и кpуговоpот pождения и смеpти. Кармой считается любое действие, то есть событие, в котором присутствует намерение и цель.

Карми. Карми, джнани (знающие), йоги и преданные Господа – те, кто занимается самоосознанием. Карми, которых манят плоды ритуальной ведической деятельности, называют жаждущими материальных наслаждений.

Hosted by uCoz