Кабиры - Караконджол
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел К
__________________________________________________________________________
Кабиры
Каган
Кадильница
Кажан
Каженник
Кази
Казимирович
Казытка
Каин
Кала
Каладриус
Калека
Калипсо у греков
Калнавергис
Кама
Камаха
Камни
Камни
Канюк
Каня
Капь
Кара вештица
Каравай
Карадим
Караконджал
Караконджол
__________________________________________________________________________

Кабиры. Кавиры. В греческой мифологии кабиры - демонические существа малоазийского происхождения, культ которых процветал на Самофракии, Имбросе, Лемносе и в Фивах. Дети Гефеста и нимфы Кабиро — дочери Протея, кабиры — хтонические божества (мужские и женские), известные своей особой, унаследованной от Гефеста, мудростью. Число их колеблется от трёх до семи.". "Кабиры — низшие божества, ведавшие плодородием земли, подземным огнем и спасавшие мореходов от бурь. Культ кабиров был, вероятно, занесен в Грецию с Востока (по-финикийски "кабиры" означает "великие боги"). Этим, возможно, объясняется плохо согласующиеся и мало связанные между собой функции кабиров и то, что их культ существовал преимущественно на островах. По наиболее убедительной теории культ кабиров был перенесен догреческим населением Балкан на острова Северной Эгеиды после вторжения эллинов. В классическую эпоху культ кабиров как богов плодородия на острове Самофракия сливается с культом Деметры. На острове Лемнос кабиры превращаются в богов-кузнецов, спутников и помощников Гефеста. Культ кабиров в Греции принял форму мистерий, требовавших особого посвящения. Наиболее известны самофракийские мистерии кабирам. Число кабиров в мифах неопределенно — от двух до семи. В олимпийской мифологии кабиры — древние хтонические божества (мужские и женские), которые присутствовали при рождении Зевса и входили в окружение Великой матери Реи (их часто отождествляли с куретами и корибантами). По другому варианту кабиры — дети Гефеста и Кабиро, дочери Протея.". Кабиры - символы бога земли, персонифицированные в малютках-карликах, чьи капюшоны делают их полностью невидимыми. Считались у финикийцев божествами-хранителями потерпевших кораблекрушение. Вероятно, символизировали также сверхестественные "силы", хранимые в запасе человеческого духа.".

Каган. Вещая птица, приносящая счастье. Живёт в поднебесье, поймать её невозможно, да и увидеть редко кому удаётся. А ловить-искать её и не надо — зря всё — сама она осчастливит того, кто этого заслуживает. Какая она — никто не знает. Известно лишь, что тем кто трудится в поте лица, пестует ниву свою, птица каган обязательно принесёт Счастье. Кто же видел её — молчать должен, иначе счастья ему не видать. ...надо было поддержать себя, доказать, что он действительно птица, и показать, какая именно птица. С невыразимым презрением скосил он глаза на своего противника, стараясь, для большей обиды, посмотреть на него как-то через плечо, сверху вниз, как будто он разглядывал его как букаилку, и медленно и внятно произнёс: —Каган! То есть, что он птица каган. (Ф. Достоевский).

Кадильница. В славянской мифологии, женский демонический персонаж, обитающий в грудах камней; возможно, искаженно название кудельницы, удельницы. В Заонежье полагали, что кадильница обитает в грудовьях (кучах) камней, плетёт венки из васильков и обычно безвредна. Возможно, кадильница связана с теми каменными грудами, которыми крестьяне обозначали границы полей, межи, свои уделы; вероятно она, будучи существом, персонифицирующим удел, долю, могла быть и духом – охранителем полей и границ, подобно Чуру.

Кажан. Бог сотворил людей, дьявол — вампиров... Собака — верный друг человека, должны же и у вампиров быть питомцы. Это – Кажаны. Считалось, что кажаны – питомцы графов.

Каженник. Человек, которого обошел (обвеял вихрем) леший, из-за чего случается потеря смысла и памяти, помешательство, безумный бред, столбняк.

Кази. Сестра Либуше. Дочь Крока. Кази почиталась как искусная прорицательница и врачевательница.

Казимирович. С Василием Пьяницей нередко смешивают двух других Васильев: "Казимировича" и "Долгополого". Вс. Миллер считает необходимым разделять этих трех Васильев: в эпизодическом Василии Долгополом он видит устойчивые черты дьяка, в Василии Казимировиче, которого былина заставляет отвозить дань князя Владимира Батуру - новгородского боярина времен борьбы Москвы и Новгорода, Василия Казимирова. Конечно, вполне возможно, что имя популярного в свое время боярина попало в былины, но сам Вс. Миллер при этом говорит: "К сожалению, как и в других случаях, мы не в состоянии уяснить себе мотивы, вызвавшие внесение имени Василия Казимирова в былину так называемого киевского цикла, кроме разве того, что это имя в свое время пользовалось широкой популярностью". Вс. Миллер признает также, что "мы не можем указать, какие исторические черты прихвачены вместе с этим именем". А если так, то самое значение "исторического" имени сводится почти на нет, и появление его в былине может быть простой случайностью, бессознательным процессом памяти певца, введшим случайно вспомнившееся имя. В былинах Василий Казимирович является послом, отвозящим в орду дань князя Владимира. В этом сюжете имя Василия Казимировича чередуется с именем Дуная.

Казытка. Белорусы Сокольского уезда Гродненской губернии называют русалку: казытка. Это редкое название вполне соответствует по своему значению малорусскому названию лоскотуха; казытка «казычет», т. е. щекотит людей.

Каин. Есть восходящие к библейским апокрифам легенды о первенстве земледельческого труда: Адам отправляет Каина сеять жито, Ева предлагает родить дочь, чтобы сеять коноплю (рождается Авель — укр.; характерен русский обычай сеять лен обнаженными, чтобы вызвать сострадание земли). Из крови Каина произошли змеи, волки, собаки, а также ведьмы, вилы и некоторые другие демоны. Согласно одной легенде, змеи на челе и груди новорожденного Каина побудили Адама написать дьяволу, обещавшему исцелить его сына, рукописание, предавшее во власть сатаны весь род людской.

Кала. Коло у русских и славян. Верховный Господь, воплощаясь на Земле, не попадает под влияние калы – материальной концепции прошлого, настоящего и будущего. Над гунами природы возвышается вечное время, которое называется Кала, потому что изменяет форму всего сущего в материальном мире. Кала сравнивают со змеёй, укус которой всегда смертелен. Никого нельзя спасти от её укуса. Лучшее средство выбраться из пасти Калы – движение к Богу. От него пошёл календарь.

Каладриус. В Средневековой Европе . Птица - вестник смерти. Похож на гуся, но меньше, имеет лебединую шею. Обладает даром предсказания. Некоторые правители держали к. при своих дворах. Настолько чист, что даже его помет исцеляет от слепоты. Главная функция Каладриуса - диагностическая: он может точно предсказать, умрет ли больной или выздоровеет. Каладриус прилетает к постели, садится в ногах и, если болезнь смертельна, через некоторое время отворачивается от страждущего. Если же он взора не отведет, значит больной будет жить! Каладриус впитывает в себя болезнь, уносит ее в небеса и рассеивает ее частицы (вирусы?) в верхних слоях атмосферы. Встречается также под названием Харадр.

Калека. У русских как плохое предзнаменование расценивалась встреча с кривым, калекой.

Калипсо у греков. Баба-Яга у русских.

Калнавергис. Вернигор у русских.

Кама.. Древний славянский Бог любви. В переводе с санскрита – Святокрасотолюбивый. Жена его – Ока. Когда бог Ра состарился, он сказал Небесной Корове: «Я живу, только сердце устало жить... Подыми меня ввысь на рогах своих! Стану я небесной рекою - той, что Явь и Навь разделяет». И он протек Ра-рекою с гор, которые потом назвали Уральскими, ибо они расположены у Ра-реки. Ныне эту реку именуют Волгой, в верхнем течении - Белой Воложкой, в нижнем - Доном (в древности Волга и Дон сходились близ Волге-Донского канала). На Солнечном Острове у Рады и Крышня родился сын - бог любви Кама. Черный Ворон украл Каму и понес его над морем, а потом сбросил с высоты. Бога Каму проглотил кит, но Кама попросил помощи у Всевышнего и был услышан. Всевышний повелел, и кит изверг бога Каму на Землю. И Кама пошел в Ирий. Там его приветствовали все боги. Лук и стремы дал ему Крышень, привела коня ему Рада, я Сварог дал Каме колечко. Лада-матушка - розу алую. Если Кама выстрелит в сердце - вспыхнет сердце любовной страстью. Коль наденет кольцо на палец - значит, вскоре сыграют свадьбу. Коль подарит он розу алую - будет вечно цвести любовь! (Книга Каляды). Как то раз, проезжая чистым полюшком, Кама встретил прекрасную богиню любви Оку. Они полюбили друг друга. И вскоре сыграли свадьбу. На свадьбе Кама и Ока заспорили - чьи любовные чары сильнее? Тогда Кама предложил поехать во полюшко и пускать Друг во дружку стрелы, дабы выяснить кто кого сразит любовной стрелою. Чары их оказались такими сильными, что как только стрелы, а ими были алые розы, поразили сердца Камы и Оки, они пали на землю и умерли от любви. Из их сердец потекли потоки крови и стали реками Камой и Окой. Кама и Ока - реки, втекающие в Волгу. Текст о Каме и Оке восстановлен по различным изложениям былин о Дунае (вариант - Доне) и его жене. Заметим, что Дон в древности часто также назывался Ра- рекой, ибо было время, когда Ра-река впадала не в Каспий, а в Черное море. Значит, былина о Доне-Дунае имеет отношение и к Волге, и к Каме (старое имя - Белая Воложка), и к Оке. Истоком Ра-реки (Волги) в древности считали не источник близ озера Селигер, а Урал. То есть Кама тогда именовалась Волгой (в Авесте река Ранха стекает с горы Хукарья, то есть с Урала), а Камой тогда называли реку, вытекающую из источника близ Селигера. В индийской традиции Кама - бог любви, помимо Шивы непосредственно ответственный за любовь, имя которого дало название знаменитой "Камасутре". Автор "Камасутры", легендарный Ватсъяяна. Смысл его наставлений сводится к следующему: "Вообще-то вы должны знать о том, что это запрещено, и стараться этого не делать. Однако если в силу тех или иных обстоятельств вы не можете не сделать этого, то делать это нужно так-то и так-то". Далее следовали обстоятельные рекомендации. Главными носительницами практики Камасутры считались храмовые танцовщицы девадаси, в многочисленные обязанности которых входило сексуальное удовлетворение жрецов и паломников, плативших храму (следует отметить, что кое-где в индийской глубинке практика храмовой проституции существует до сих пор). Красота, ум, утонченность девадаси, владевших многими искусствами, не позволяли относиться к ним как к заурядным проституткам. Профессия девадаси была престижной и передавалась из поколения в поколение - дочери, подрастая, следовали по стопам матерей. Изгнанный из повседневной жизни бог Кама, как оказалось, не собирался уходить навсегда. Он терпеливо ждал момента, когда сможет вернуться. И на излете второго тысячелетия этот момент наступил... Вторая сексуальная революция потребовала своих жертв. Мантру Брамы-Сварога, обнаруживает и пронзает цветочными стрелами Бог любви Кама.

Камаха. Лихорадка; лихо; черт. «Чтобы не накликать и не рассердить лихорадку, называют ее, в противоположность ее настоящему имени, добруха, тетка, кума, кумаха, комуха, комоха, камаха. Камаха - название червца (красильного насекомого)», подчеркивая традиционность представления болезни насекомым (Потебня, 1914);.

Камни. В первые времена Камни были подобны живым существам: они чувствовали, размножались, росли, как трава, и были мягкими; с тех пор на Камнях остались углубления — следы ног Бога, Богородицы, святых, нечистой силы. Камни перестали расти, когда Бог проклял людей и землю за грехи. Происхождение крупных каменных глыб, валунов, скал и т.п. часто объясняется окаменением людей (иногда животных), великанов, проклятых или наказанных за грехи. В народной традиции распространено почитание культовых Камней, особенно связанных с именами святых или легендарных героев: Богородицы, св. Параскевы, Марко Кралевича и др. Камни выступает как заместитель человека: по обычаю южных славян, в случае смерти одного из близнецов или одномесячников, чтобы предотвратить смерть второго, нужно в гроб умершему положить камень и сказать: «Оставляем тебе в качестве брата этот камень: а X. (имя живого брата. — Авт.) берем себе братом».

Канюк. Коршун.

Каня. О крике Коршуна во время засухи русские говорят: «Каня плачет, у Бога пить просит». .

Капь. Идол.

Кара вештица. В южной Сербии, например, на масленичное заговенье по улицам жгли Костры из соломы, называемой кара вештица - «черная ведьма», прыгали через них и кричали: «Черная, черная ведьма, ты, баба, ведьма».

Каравай. Коровай. В восточнославянской мифологии обрядовый круглый хлеб с украшениями и мифологическое существо, символ плодородия. Приготовление каравая было связано с ритуальными действиями, длившимися несколько дней, с участием жрецов. Пекущие используют архаические орудия, просят Бога спуститься с неба, помочь им месить и печь, В свадебных обрядах каравай с фаллическими символами воплощал жениха, два каравая — жениха и невесту. В белорусской обрядовой свадебной поэзии каравай отождествлялся с солнцем и месяцем; каравай, вернувшийся с неба, видел там месяц с зарёй и т.п. Связь каравая с Богом может быть отражена в украинских его названиях: дивень, дивный коровай, «божий Коровай».

Карадим. Южные славяне в отгонных формулах против дыма обращаются к нему как к живому существу: называют его по имени (серб. — хорв. Карадим, т.е. «густой, черный дым»), задабривают и изгоняют из дома, предлагая ему за дверью яйца, хлеб, вино и пр.

Караконджал. Караконджалы отнимают голос у крикнувшего человека и тем приобретают власть над ним.

Караконджал. Караконджул, караконджо. Ночной водяной демон у южных славян. Выходят из воды или из пещер на время Рождества, иногда до Крещения. Выступают в облике коней с человеческой головой и двумя руками или крыльями, голых людей, покрытых колючками, лохматых красных или чёрных бесов с хвостами и рогами, маленьких человечков, приманивающих людей ко льду, в облике собаки, овцы, телёнка или косматого, рогатого и хвостатого человека. Считалось, что Караконджалы после полуночи нападают на людей, ездят на них верхом до первых петухов или первого крика осла, гоняют людей вокруг села, полей, по берегу реки, Караконджалы боятся огня, железа, пепла от бадняка, хлеба, соли и т.п.

Караконджол. Известны сказки о том, что Повитуха принимает потомство у нечистой силы (в семье чёрта, водяного, караконджола), за что получает богатое вознаграждение. По южнославянским представлениям, на Чердаке укрываются зловредные демоны: ночью туда приходит вампир; в корзине с шерстью там сидит Чума или Оспа, а на святках появляются караконджолы.

Hosted by uCoz