Жмара - Жыцень
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел Ж
.
.
Жмара. Существо, «гнетущее» человека. Домовой, «наваливающийся к худу или к добру», в некоторых районах России именовался «жма», «жмара» (Новг., Олон.) («жмать» означает «жать, давить, сжимать»). Может быть, это название характеризует домового и как существо, принадлежащее к иному миру, миру мертвых, ср.: жмары — жмурки, игра (Яросл.), а также жачки, жмаканцы (Вятск.); жмурик — покойник, умирашка (Смол., Новг., Арх., Орл.) (Даль).

Жолотица. Лихорадка; желтуха.

Жрец Халдейский. Бел. "По Ктесию, Xалдеи пришли из Египта с Белом, организовавшим их в жреческую касту и научившим всякой божеской и человеческой премудрости, которую они в течение веков передавали из рода в род. Бел научил халдеев звездочётству, астрономии, рассказал им историю Мира, распространявшуюся на тысячи лет в прошлое (Diod). Бел дал халдеям знания о бессмертии души (Paus), о математике (Porphyr), о природе, о теософии. Слово халдеи можно тянуть от славянского бога Коляды.

Жрец. У язычников жрецами были волхвы. Жрецы сильно почитались у египтян, в Древнем Вавилоне (халдеи), у древних индейцев, у древних японцев, у древних китайцев, у древних греков и у древних римлян (жреческие коллегии: понтифики, фециалы, фламины, луперки, салии, арвалы, авгуры, весталки).

Жрецы языческие. Волхвы.

Жрица в обряде инициации. Баба-Яга.

Жрицы. Чаще у римлян. Больше связаны были с разными богами и профессионально занимались гаданием.

Жужжа. Был тот час ночи, когда усы растут гораздо быстрее обычного, а русалки в речных омутах за неимением утопленников щекочут сами себя. Злые вампиры, вдоволь напившись человечьей крови, спешат исчезнуть с первым криком петуха, и появляется добрый вампир Жужа. Дрожа от сострадания, он набрасывается на несчастную жертву, вонзает ей в шею тщательно простерилизованные клыки и вливает туда кровь нужной группы. (Лившин С.).

Журба. Женское божество, воплощавшее беспредельное сострадание. .

Жучок. Божья Коровка.

Жыж. Согласно белорусскому преданию дух огня, который постоянно расхаживает под землею, испуская из себя пламя. Если он ходит тихо, то согревает только почву, если же движения его быстры, то производит пожары, истребляющие леса, сенокосы и нивы.

Жыцень. Полевик, Житный дед Гречуха. Дух, охраняющий хлебные поля. В отличие от прочей нежити, любимое время его - полдень, когда и можно увидать этого маленького старичка с телом черным, как земля, с разноцветными глазами, с волосами и бородою из колосьев и травы. Жыцень – Осень у белорусов. Поэтические олицетворения времен года шли из глубокой древности и принадлежали славянам наравне со всеми другими родственными племенами. Более наглядные олицетворения времен года встречаем у белорусов. Весну они называют Ляля, лето — Цеця, осень — Жыцень, зиму — Зюзя. Жыцень представляется существом малорослым, худощавым, пожилых лет, с суровым выражением лица, с тремя глазами и всклокоченными, косматыми волосами. Он появляется на нивах и огородах после снятия хлеба и овощей и осматривает: все ли убрано как следует в добром хозяйстве. Заприметив много колосьев, не срезанных или оброненных жнецами, он собирает их, связывает в сноп и переносит на участок того хозяина, где хлеб убран начисто, то есть с бережливостью; вследствие этого на будущий год там, где Жыцень подобрал колосья, оказывается неурожай, а там, куда перенес он связанный сноп, бывает обильная жатва. Когда Жыцень странствует в виде нищего и при встрече с людьми грозит им пальцем, это служит предвестием всеобщего неурожая и голода в следующем году. Во время осенних посевов он незримо присутствует на полях и утаптывает в землю разбросанные зерна, чтобы ни одно не пропало даром.

Hosted by uCoz