Жер баба - Жма
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел Ж
.
.
Жер баба. В мифологии ингушей и чеченцев персонаж в облике старухи. В нарт-орстхойском эпосе Жер-баба - вещая старуха, накормившая досыта нарт-орстхойцев хлебом, испечённым из очень малого количества муки (сохранившейся от времён, когда в мире существовала дунен беркат - благодать), и сообщившая им причину исчезновения дунен беркат. В сказках Жер-баба обитает вдали от человеческого жилья - в лесу, в горах; она добра, помогает герою (указывает путь к достижению цели, способствует его победе над врагами).

Жердяй. Длинный и тонкий нечистый (от слова "жердь"). Он шатается иногда ночью по улицам, заглядывает в окна, греет руки в трубе и пугает людей. Это жалкий шатун, который осужден век слоняться по свету без толку и смысла. .

Жеренща. Женский род овинника. У белорусов овинника называют осетником или осетным (от белорусского осеть — «овин»), мифологическими хозяевами овина могли быть и женские персонажи — овинница или жаренща.

Жива. Живана. Живич. Сива. Дочь Лады. Воплощает жизненную силу и противостоит смерти. Дающая жизнь, богиня жизни, она воплощает жизненную силу и противостоит мифологическим воплощениям смерти. Культ Живы процветал в неолите в районе нынешней Сербии. В раннем неолите в связи с переходом к интенсивному собирательству происходит замена водной стихии на растительную. Боги становятся целиком антропоморфными, и первопредком, связанным с весенним обновлением природы, оказывается богиня Жива/Дева, понимаемая также как Богиня-Мать. Возможно, что ее жрицы также зовутся Девами. Позже место Девы занимает Див (Дый), который постепенно трансформируется в Дажьбога. Жива - общеславянская богиня жизни и плодородия, по средневековым польским источникам –дочь Свентовита и некой Нонцены(?) –дня и ночи. В правой руке Жива держит яблоко, в левой — виноград. Жива является в образе кукушки. В начале мая ей приносят жертвы. Девушки чествуют кукушку — весеннюю вестницу: крестят её в лесу, кумятся между собою и завивают венки на березе. По представлениям древних славян, в кукушку превращалась богиня жизни Жива. Жива-Живич именуется в поздних польских источниках Великой (Дидилия) и прекрасной госпожой (Красопани), а также Милкой или Мильдой (Милой). Крупнейшее святилище было в полабском городе Ратибор. Зарубежные авторы 15-17 веков перерисовывают друг у друга ее изображение в виде пышногрудой голой женщины с плодами в руках. По семантике имя богини близко к слову "жизнь" и связана с идеей достатка, как в словах: нажива, пожива. Жива - богиня жизни, весны, третья супруга Дажьбога. Женское Божество. Дочь Лады. Воплощает жизненную силу и противостоит смерти. Отсюда слово «жизнь», «живой». Спасла Дажьбога от своей сестры - Марены. После Потопа пошли у Живы Cвароговны с молодым Дажьбогом Пepуновичем скоро дети: князь Кисек, отец Орей. А отец Орей породил сыновей вей - Кия, Щека и Хорива младшего. Их поила Земун молоком своим, колыбель качал бог ветров Стрибог, их Семаргл согревал, Хоpс им мир озарял. Появились у них и внуки, а потом появились правнуки - то потомки Дажьбога и Живы и Роси - русалки прекрасной, то народ великий и славный, племя то по имени - русь. Съела Лада щуку златопёрую, которая во сне её приснилась. То сам Род в море проплывал. Рoдила Лада и Живу весеннюю - деву огненную, веселую. Как рождалися боги вечные, колебалася Мать Сыра Земля, с мест сходили горы высокие, бури пенили море синее, расстилалась трава, приклонялись леса и дубы вылетали с кореньями. Полабская Siva-Жива имеет аналогию в мифах нуристанцев (реликтовых арийских язычников Гиндукуша). Когда боги потерпели поражение в борьбе с демонами, нуристанская богиня Живуд привела огромного быка, с помощью которого последние были побеждены.

Живатма. Индивидуальная самосветящаяся атомарная частица Творца, равная Ему по качеству, но не по могуществу - наше истинное «я», являющаяся источником жизни каждого существа. Живатма изживает все низменные наклонности, исходящие из оболочки Яви, состоящей из причинной материи, называемой «яйцехоре» или «аггой». После этого происходит преобразование всех тел живатмы - они превращаются в свет и создают из себя звезду с планетарной системой. В ходе дальнейшего развития живатма образует собой светящееся ядро, из которого развивается галактика, потом ядро метагалактики - центр вселенского яйца, и, наконец, становится Брахможгети - Высшим, Изначальным, Всеобразующим и Всепроникающим Светом.

Живич. Жива. Согласно "Влесовой книге", этот бог относится к русскому пантеону языческих богов.

Живко. Имя – кличка. Если дети умирали один за другим, новорожденному могли дать «стоп»-имя: Стоян, Стана, Хват, Стас, или «жизнетворное»: Живко, Живчик, Спасе. Это имя несло защитные фукции, причём защита распространялась не только на ребёнка, но и на всю семью.

Живое существо. Веды учат, что Живое существо есть воплощённая душа, пpинявшая тело и пpинадлежащая к одной из 8.400.000 фоpм жизни, населяющих вселенную. Живое существо вечно по своей природе. Из-за своего контакта с материальной энергией оно находится в водовороте рождения и смерти. Освободившись из-под власти материальной энергии, живое существо обретает свободу и становится достойным возвращения домой, обратно к Богу. Живое существо не рождается и не умирает, но поскольку оно оставило служение Господу и хочет господствовать над материальной природой, ему даётся соответствующее тело, дающее ему возможность, удовлетворять свои материальные желания. Осуществляя их, живое существо оказывается обусловленным законами материальной природы, и его материальное тело меняется в соответствии с его деятельностью. Живые существа относятся к женскому началу. Все различные энергии имеют женскую природу, даже мужчина. Живые существа являются неотъемлемыми частицами Господа. Поэтому, ничто материальное не может им принести благо. Обитают они в разных частях Вселенной, отчего и зависит их индивидуальность.

Живой Огонь. Выражение «живой Огонь» известно в разных славянских языках и восходит, по-видимому, к праславянской эпохе. Такой Огонь русские называли также: новый, деревянный, реже — святой, самородный, трудовой, небесный. Чтобы остановить падеж скота, прогоняли стадо через костер, зажженный от «живого Огня». Иногда скот прогоняли между двумя кострами или разводили костры на разных концах деревни, чтобы оградить ее от болезни. Так же поступали и для прекращения эпидемии тифа или других болезней: вытирали «живой Огонь » и через разведенный небольшой костер переходили все здоровые, а затем переносили и больных. У южных славян Ольха употребляется в народной медицине, из нее высекают «живой огонь».

Живот. Божество полянских славян, имя его означает жизнедателя или сохранителя жизни. .

Животное. Русины Закарпатья, отказывая евреям в наличии у них души, приравнивают их к животным, когда говорят «жид iздох», «жид iзгиб», но никогда «жид умер», как принято говорить о смерти человека.

Животные хищные. Глухою ночью Врыколак превращается в хищных животных, пьет людскую кровь и пожирает плоть.

Животные. У южных славян существует поверие: давным-давно все животные были людьми, но впоследствии те из них, кто приносил ложные клятвы, оскорблял мать и отца, злодействовал, насильничал, были обращены в животных, рыб и птиц. Любое животное видит все, слышит все и даже все предвидит; более того, оно знает и то, что чувствует человек. Этот божественный дар получен взамен дара речи. Впрочем, будучи лишены человечьёй речи, животные разговаривают между собой. Рыбы, растения, даже камни когда-то были наделены речью, свободно общались друг с другом. Недаром же существуют пословицы: "И у горы есть глаза", "И стены имеют уши", "И камни говорят". Вампир может принимать облик любого животного, особенно того, которое перескочило через его тело перед погребением. Вук Огнеземий может оборачиваться волком и другими животными, в т.ч. птицей; совершает подвиги, используя способности превращения (себя и своей дружины) в животных.

Живуд. Полабская Siva-Жива имеет аналогию в мифах нуристанцев (реликтовых арийских язычников Гиндукуша). Когда боги потерпели поражение в борьбе с демонами, нуристанская богиня Живуд привела огромного быка, с помощью которого последние были побеждены.

Живчик. Имя – кличка. Если дети умирали один за другим, новорожденному могли дать «стоп»-имя: Стоян, Стана, Хват, Стас, или «жизнетворное»: Живко, Живчик, Спасе. Это имя несло защитные фукции, причём защита распространялась не только на ребёнка, но и на всю семью.

Живые существа. Живые существа относятся к высшей энергии. И высшая и низшая энергии заняты удовлетворением своего господина. Всё, что происходит во вселенной, является результатом сочетания высшей и низшей энергий Господа.

Жидовин. Хорсъ у древних руссов. В древнерусской «Беседе трех святителей» написано: «Иван рече: отчего гром сотворен бысть? Василий рече: два ангела громная есть: эллинский (языческий) старецъ Перунъ и Хорсъ жидовинъ, два еста ангела молнiйна. Вопросъ: что есть громъ и молнiя? Толкъ: ангелъ Господень летая бьетъ крылома и гонитъ дiавола».

Жировик. Нечистый дух в доме; домовой. В большинстве случаев жировик — одно из названий домового. Один из многочисленных славянских домашних духов, зовут его так потому, что любит жить в тепле, холе или в подполье, незримо вертится возле хозяйки, занятой приготовлением еды, любит лизнуть блины да оладьи с пылу — с жару. За что его звут ещё лизень. Существо незримое, возится по ночам с немытой посудой, вылизывая ее. Проказит не со зла, а просто от скуки или по свойству своего веселого нрава, забавляясь. Живёт за печкой или в подполе, вертится возле печки, любит лизнуть блины да оладьи с пылу-жару. Делает это просто от скуки или по свойству своего весёлого нрава, забавляется. В Вологодской губернии жира значит жизнь, жирова — имущество. В Новгородской летописи жировать употребляется в смысле жить. Жировать — жить, веселиться, питаться, довольствоваться при существительном жировище — болотистое место» (Твер.) (Буслаев). В поверьях жировиком, жировым обычно именуется домовой, постоянный обитатель дома, его невидимый попечитель, любящий довольство и достаток. В Заонежье жировик — дух, обитающий в пустом строении; Е.В. Барсов сообщает, что жировик — «настоятель жиры, хозяин всего строения. Он особенно заботится о скоте, сообщает иногда радостные вести, но чаще всего предсказывает невзгоды. Буйный нрав его сказывается только тогда, когда он жирует в пустых хоромах» (Олон.) (Барсов).

Жировой черт. Нечистый дух в доме; домовой.

Жировой. Жировик. Нечистый дух в доме; домовой. Жировым русские крестьяне называли и просто местного жителя, и того, кто живет счастливо, богато, «жирует». В поверьях жировиком, жировым обычно именуется домовой, постоянный обитатель дома, его невидимый попечитель, любящий довольство и достаток.

Жировый. Нечистый дух в доме; домовой.

Житель соседнего села. Антропоморфные демоны болезни могли принимать вид цыганки или вообще чужеземца, жителя соседнего села, незнакомого человека.

Житна баба. Полевой дух.

Житнич. Согласно "Влесовой книге", этот бог относится к русскому пантеону языческих богов.

Житный дед. Полевик, Жыцень, Гречуха. Дух, охраняющий хлебные поля. В отличие от прочей нежити, любимое время его - полдень, когда и можно увидать этого маленького старичка с телом черным, как земля, с разноцветными глазами, с волосами и бородою из колосьев и травы.

Жихар. Дух, обитающий в жилище человека; домовой; маленький сказочный человечек. Жихар — живущий сысстари на известном месте) могли именовать духов-обитателей и радетелей крестьянского дома, усадьбы домового, дворового, овинного, банника.

Жихарка. Дух, обитающий в жилище человека; домовой; маленький сказочный человечек. В сказках Жихарка, Жихорько, Жихорко— маленький человечек. Образ его, видимо, соотнесен с образом домового духа и служит «выражением домашности, любви, привязанности к дому» (Вятск., Свердл.).

Жихарко. Дух, обитающий в жилище человека; домовой; маленький сказочный человечек. «Жил-был кот да воробей, да жихарко третей» (Вятск.).

Жихарь. Жихоня. Дух, обитающий в жилище человека; домовой; маленький сказочный человечек. Жихарями (в значении «старожилы», «домоседы», «владельцы хозяйства», «зажиточные хозяева». В славянской мифологии дух обитающий в жилище человека; маленький сказочный человек. Жихарями (в значении "старожилы", "домоседы", "зажиточные хозяева", ср.: жихарь - живущий ссыстари на известном месте) могли именовать духов - обитателей и радетелей крестьянского дома, усадьбы. (домового, дворового, овинного, банника). Выражение "жихорко" в применении к человеку характеризует любящего домашнюю жизнь (в Вятск. обл). В сказках Жихарка, Жихорько, Жихорко, Жихоня - маленький человечек. Образ, видимо, соотнесен и связан с образом домового, и служит "выражением домашности, любви, привязанности к добру" ( в Арх.обл.). Жихарь считается домашним злым духом. Где живет в доме - в точности не известно, но он опасный для молодой матери сосед: в отсутствие домочадцев крадет детей из зыбки, но прилюдно сделать это не решается. Если мать бывает вынуждена выйти из избы, то, чтобы обезопасить дитя от жихаря, ножницы и точило, а под зыбку кладут старый веник. Если принять эти меры предосторожности, жихарь оказывается бессилен. См. Подменыш.

Жихарько. Дух, обитающий в жилище человека; домовой; маленький сказочный человечек.

Жихоня. Дух, обитающий в жилище человека; домовой; маленький сказочный человечек. В сказках Жихарка, Жихорько, Жихорко, Жихоня - маленький человечек. Образ, видимо, соотнесен и связан с образом домового, и служит "выражением домашности, любви, привязанности к добру" ( в Арх.обл.).

Жихорко. Дух, обитающий в жилище человека; домовой; маленький сказочный человечек. Выражение «жихорко» в применении к человеку характеризует любящего домашнюю жизнь (Вятск.) (Васнецов). В сказках Жихарка, Жихорько, Жихорко— маленький человечек. Образ его, видимо, соотнесен с образом домового духа и служит «выражением домашности, любви, привязанности к добру и дому» ( в Арх.обл., Вятск., Свердл).

Жихорь. Дух, обитающий в жилище человека; домовой; маленький сказочный человечек.

Жихорько. Дух, обитающий в жилище человека; домовой; маленький сказочный человечек. «Жихорько, говорят, давил меня сегодня ночью, а спрашивали, к худу али к добру» (Арх.); жихорько — домовой, он «наваливается к худу или к добру» (Арх.). В сказках Жихарка, Жихорько, Жихорко — маленький человечек. Образ его, видимо, соотнесен с образом домового духа и служит «выражением домашности, любви, привязанности к дому» (Вятск., Свердл.). В сказках Жихарка, Жихорько, Жихорко, Жихоня - маленький человечек. Образ, видимо, соотнесен и связан с образом домового, и служит "выражением домашности, любви, привязанности к добру" ( в Арх.обл.).

Жихорюшко. Дух, обитающий в жилище человека; домовой; маленький сказочный человечек. В Архангельской губернии жихорюшко-баталушко — дворовой; он живет на

Hosted by uCoz