Жаба - Женщина
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел Ж
__________________________________________________________________________
Жаба
Жабалака
Жаворонок
Жало гадово
Жаля
Жар свет
Жареник
Жареница
Жарог
Жар-Птица
Железица
Железный зуб
Желна
Желтая немочь
Желтетка
Желтея
Желтуница
Жёлтый ветерок
Желтыня
Желуница
Желя
Желя и Карна
Жена водяного
Жена Волоса
Жена Данила
Жена Перуна
Жена Солнца-Ивана
Жених
Женские духи
Женский водяной дух
Женщина невидимая
Женщина старая
Женщина старая, злая и противная
Женщина чудовищная
__________________________________________________________________________

Жаба. Произошла из грязи. Это нечистые, часто дьявольские создания (ср. легенды о создании дьяволом змеи, волка). Если рубить что-нибудь на Пороге или бить по нему, то тем самым пустишь в дом ведьму и жаб, а также отдашь себя во власть лихорадок, которые живут у Порога. Грибы превращаются в жаб, червей, бывают причиной появления змей в доме (пол., бел.). Причиной болезни часто считалось проникновение в тело человека (во время сна, питья, еды) некоторых видов пресмыкающихся, земноводных и насекомых (жаб, змей, ящериц, гадов, черепах, червей, мух и т.п.), которые могли осознаваться как воплощение духов болезни. У восточных славян живущими в Колодцах духами назывались колодезник, водяной, русалка, жаба. Вештица могла принимать вид ночной бабочки, мотылька, черной чтицы, курицы, гуся, индюшки; могла также превратиться в жабу, кошку, собаку, волка. В легенде об аисте, охранителе и очистителе земли от гадов и прочей нечисти, бог приказывает аисту выбросить мешок с гадами, т.е. змеями, ящерицами, лягушками, жабами, вредными насекомыми. Жаба, по поверьям, спаривается с ужом или считается его матерью, а черепаха связана своим происхождением с гадюкой.

Жабалака. Оборотень, который является в виде жабы.

Жаворонок. Одна из чистых “божьих” птиц. Жаворонки произошли из комочков земли. Это нечистые, часто дьявольские создания (ср. легенды о создании дьяволом змеи, волка). Как птицу почитаемую, его запрещалось употреблять в пищу, а убивать считалось грехом. Поляки называли жаворонка певцом Божьей Матери. Когда Христос ходил по земле, жаворонок ежедневно приносил ей вести о Нём, утешал в горе и предсказывал воскресение Христово, а потом был взят ею на небеса, где возле престола Пресвятой девы он неустанно славит ее своим пением “Ave Maria”. В древнерусском “Сказании о птицах небесных” жаворонок говорит о себе: “Я высоко летаю, песни воспеваю, Христа прославляю”. Согласно легенде, жаворонки, как и ласточки, вынимали колючие тернии из тернового венца распятого Христа. Поднявшись высоко в небо, жаворонок проводит время в молитвах. Потом, внезапно замолкнув, взмывает еще выше и летит на исповедь к самому Богу. Правда, иногда, преисполнившись непомерной гордости за то, что Бог позволил ему так высоко подниматься в небо, он летит вверх и похваляется: “Палячу на нёбу. на небу. схвачу Бога за борыду. Борыду...” А потом камнем падает вниз со словами: “А Бог мине киим. киим... Тры, тры, тры!..” (это удары Божьего кия по жаворонку). “Мене Бог бил-бил-бил кием-кием-кием-кием и на землю кинул-кинул-кинул-кинул-кинул!”. Он даже отваживается соперничать с самим Богом. Хватает соломинку и летит к Богу, бросая Ему вызов: “Палячу киим бить, киим бить!”, “Пойду с Богом биться!”, “Ходи, Боже, биться!”, “Убью Бога, убью Бога, убью Бога, убью, убью, убью, убью Бога!”. А потом роняет соломинку и падает вниз с криком: “Нема чем, нема чем!”, “Кий упал! Кий упал!”, “Кий уронил, кий уронил!”, “Упустил булаву, упустил булаву, упустил булаву!”. У поляков Галиции существует легенда о происхождении Жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли, из которого и произошла эта серая как земля птичка. Два разных вида жаворонка — обычный и хохлатый — в народных представлениях часто воспринимаются как одна птица: чуб вырастает у жаворонка на третьем году жизни или же зимой жаворонок имеет чубок на голове, а на лето его сбрасывает. В некоторых местах Жаворонок с остроконечным “башлыком” на голове называют “жаворонковым кумом”. Считают, что на зиму обычный жаворонок превращается в хохлатого или в мышь, а летом принимает свои прежний облик. Близость птиц и гадов проявляется и в поверьях: ласточки и лягушки, воробьи и мыши или жаворонки и мыши могут взаимно превращаться друг в друга.

Жало гадово. Стрекозу украинцы и словаки называют “гадячим слугой”, чехи — “гадовым оком”, поляки — “гадовой головой” или “гадовым жалом”.

Жаля. В Ирие Жаля плачет о нас, и говорит нам, что мы пренебрегали Правью, Навью и Явью, когда греки напали на нас.

Жар свет. В самую короткую ночь в году на Купалу совершается великое чудо — огненным цветом расцветает папоротник, и если человек сумеет сорвать этот цветок, то найдёт клад. Однако искать Жар-цвет опасно, ибо в эту ночь в лесу веселится нечистая сила, которая может погубить человека.

Жареник. Существо, живущее в гороховом поле, в огороде, в овине. Облики жареника и жареницы в поверьях русских крестьян почти не описаны. По-видимому, эти персонажи входят в разряд «полуденных» духов, которые обитают в созревающем поле во время летнего расцвета, «жара». Жареником и жареницей пугали ребятишек, чтобы они не рвали в поле горох (Волог.).

Жареница. Существо, живущее в гороховом поле, в огороде, в овине. Облики жареника и жареницы в поверьях русских крестьян почти не описаны. По-видимому, эти персонажи входят в разряд «полуденных» духов, которые обитают в созревающем поле во время летнего расцвета, «жара». Жареником и жареницей пугали ребятишек, чтобы они не рвали в поле горох (Волог.). Жареница связана и с огородом, домом, печью: девочка, пропалывающая огород, видит жареницу между грядок (Волог.); жареница живет в подовине у печки: «Вся так и горит и светится» (Волог.) Сведения о жаренице, по имеющимся пока материалам, ограничены Вологодчиной. Жареница в поверьях вологодских крестьян, по-видимому, персонификация жара — и печного, и полдневного.

Жарог. Сварог. Пращур. Брахма индусов, Вышний Алпан, Вишну индусов и Аллах мусульман, воспринимаемый как мужской облик Творца, олицетворяющий собой гармонизирующую, объединяющую, сохраняющую и поддерживающую силу равновесия.

Жар-Птица. Воплощение бога грозы, в славянских сказках чудесная птица, которая прилетает из другого (тридесятого) царства. Это царство — сказочно богатые земли, о которых мечтали в давние времена, ибо окраска Жар-птицы золотая, золотая клетка, клюв, перья. Она питается золотыми яблоками, дающими вечную молодость, красоту и бессмертие, и по значению своему совершенно тождественными с живою водою. Когда поет Жар-птица, из ее раскрытого клюва сыплются перлы, т.е. вместе с торжественными звуками грома рассыпаются блестящие искры молний. Иногда в сказках Жар-птица выступает в роли похитительницы. «Вот полночною порой/ Свет разлился над горой./ Будто полдни наступают:/ Жары-птицы налетают...» (П.П. Ершов. «Конек-горбунок»). В восточнославянской сказке Жар-Птица - чудесная птица, размером с павлина. Перья ее светят голубым светом, а подмышки малиновым. Об ее оперение можно запросто обжечься. Выпавшее перо еще долгое время сохраняет свойства оперения Жар-Птицы. Оно светится и дает тепло. А когда потухнет перо то оно превращается в золото. Жар-Птица стережет цветок папоротника. Золотая окраска Жар-Птицы, ее золотая клетка связаны с тем, что птица прилетает из другого (“тридесятого”) царства, откуда происходит все, что окрашено в золотой цвет. Жар-Птица может выступать в роли похитителя, сближаясь в этом случае с Огненным Змеем: она уносит мать героя сказки “за тридевять земель”. Жар-птица — в славянских сказках чудесная птица, которая прилетает из другого (тридесятого) царства. Это царство —сказочно богатые земли, о которых мечтали в давние времена, ибо окраска Жар-птицы золотая, золотая клетка, клюв, перья. Можно предположить древнюю связь Жар-Птицы и словацкой “птицы-огневика” с другими мифологическими образами, воплощающими огонь, в частности с Рарогом, огневым конем – птицей, Огненным Змеем. Иногда в сказках Жар-птица выступает в роли похитительницы. .

Железица. Чудо морское. Железница водилась в Волге в незапамятные времена, иначе ее называли бешеной рыбой. Уверяют, что, кто эту рыбу съест, тот непременно сойдет с ума, поэтому, выловив железницу, ее снова бросают в воду.

Железный зуб. Гвоздензуб. Железными зубами обладают в русских поверьях караконджол (ср. одно из его названий гвоздензуб — «железный зуб»).

Желна. Птицы (желна, ласточка, удод), змея, черепаха или еж являются обладателями разрыв-травы.

Желтая немочь. Лихорадка; желтуха.

Желтетка. Лихорадка; желтуха.

Желтея. Бесицы-трясавицы. Духи болезней. . Лихорадка; желтуха. Вначале так надывали лихорадку, а затем и другие болезни. Насылает желтуху. Желтея — одна из лихорадок, «дочерей Иродовых»: «Желтея же как желтый цвет в поле» (Влад.), т.е «желтит», иссушает человека.

Желтуница. Лихорадка; желтуха.

Жёлтый ветерок. Переносят различные болезни и небольшие, тихие ветерки: “красный”, “белый”, “голубой”, “желтый” и др.

Желтыня. Лихорадка; желтуха. По В. Далю, желтыня — мать лихорадок, семи дочерей Ирода: желтой, зеленой, нутреной, дутой, студеной, рыкающей, огненной.

Желуница. Лихорадка; желтуха.

Желя и Карна. Двоебожие. Две вечно печальные сестры, сопровождающие всякого человека в его первых подступах к потустороннему миру. Имя Карны связано со словами "кара", то есть наказание, и "карити" оплакивать, ну а имя Жели словом "жалость". Горе источается Желей из огненного рога, но оно тихое, смиренное, тогда как Карна громко стенает, царапает себе щеки, рвет волосы. Сестры эти — вековечные плакальщицы, божества погребального обряда: Карна — олицетворение печали, Желя — беспредельного сострадания. Эти две скорбные девы словно черные, зловещие птицы, летят вслед за всяким войском, выступившим в поход, однако богатая пожива не приносит им ни счастья, ни довольства. Их удел — горькие слезы над убитыми, беспредельная жалость к умершим людям — не зря ведь в древности кладбище называлось "жальник". .

Желя. Богиня печали, слез и сожаления. Божество похоронного обряда, сестра Карны. Желя жалуется над врагами, желая им смерти. Горе источается Желей из огненного рога, но оно тихое, смиренное. Румыны называют повитруль нимфами – желями. Румынские "желе", правда, больше обитают в лесах, где неустанно прядут нити людских судеб. Однако летом они все же сырым чащам предпочитают солнечные, открытые ветрам полонины. Именно с ветрами связывают полонинных красоток украинцы, называя их "повитрулями". "Кто видел, не скажет, кто знает, тоже не скажет, а кто и скажет, так сам черт сказанное не разберет," - такие вот примерно ответы я получал от чабанов, которых расспрашивал о повитрулях. Желя-Жля — богиня скорби и жалости у древних славян, вестница мёртвых. Красивая неземной красотой и печальная. Бледное лицо оттеняют длинные чёрные волосы. Вместе со своей сестрой Карной летает над полем брани и оповещает кому погибшим быть. А после битвы сидит, склонив голову и обняв руками колени, оплакивает мёртвых. По существовавшему обычаю погибших воинов сжигали — Желя разносила их пепел в роге. И пускай после мая знойные дни и жгучие вихри, и пускай по болотам в полночь, заманивая путников в гибель, сверкают огни-одноглазы, и полднем Полудницы летят в пыли вихрей, и пускай, чуя мёртвых, вопит Карина, и пускай тёмная Желя несёт погребальный пепел в своем пылающем роге.

Жена водяного. Согласно восточнославянским и польским верованиям, Водяной берет в жены русалок, утонувших девушек, западные славяне считают, что он сватает девушек в деревнях. Чехи полагают, что его жена имеет облик женщины с зелеными волосами; согласно севернорусским поверьям — это уродливая женщина с огромной грудью, она заботится о душах утопленников, стирает, рожает детей.

Жена Волоса. Волосыня.

Жена Данила. Убила себя вслед за мужем. Не захотела пойти за князем киевским Владимиром.

Жена Перуна. Перынь.

Жена Солнца-Ивана. Божья Коровка. Центральному персонажу болгарского обряда (невесте и жене Солнца-Ивана) соответствуют названия Божьей Коровки типа «божья девочка» (болг.), «невеста/невестка» (болг., макед.), «жена» (пол.), «девица» (пол., луж., укр.), «сиротка» (пол.), «предсказательница/ведьма» (укр. ворожка, словен., с.-х.), названия от имён мучениц, «невест Христовых» (чаще всего Екатерины, Елены, Аполлонии, Магдалины, Варвары, Вероники, Ульяны) и др.

Жених. Мифический жених представлен лужицкими, чешскими, польскими, белорусскими и украинскими наименованиями Божьей Коровки типа «солнышко» и рус. «Иван» (Иванчик, Ивашка, Ванька, Ваня - женишок).

Женские духи. В быличках русалки и др. женские духи - обитатели вод обычно в лунные ночи сидели на берегу на камне или на дереве и расчесывали свои распущенные Волосы. .

Женский водяной дух. Гребень — характерный атрибут многих мифологических персонажей: богинки, русалки, женского водяного духа и др., которые в быличках расчесывали свои длинные волосы.

Женщина невидимая. Белорусская Злыдня представляется Невидимой женщиной без языка, глаз и ушей, которая прежде была змеей, или худым животным с облезшей шерстью.

Женщина старая, злая и противная. Злыдня.

Женщина старая. Если кто отправляется по делу, то особенно опасной у многих славянских народов считалась встреча со старой женщиной; ей приписывали способность “сглазить”, испортить предстоящее дело. Женщина старая - это седая, сгорбленная, косматая, с волосатыми ногами, со сросшимися бровями, пробивающимися усиками, косоглазая или с глубоко сидящими глазами, злобным взглядом, длинным носом.

Женщина чудовищная. В быличке из белорусского Полесья смерть описывается как чудовищная женщина с огромными веками.

Hosted by uCoz