Иван Царевич - Идол Збручский
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел И
__________________________________________________________________________
Иван Царевич
Иванка
Иванушка
Иваныч
Ивашка
Ивашка белая рубашка
Ивашка Медведко
Ивашко запечник
Ивашко Медведко
Игнат
Игон
Игорь
Игоша
Игрец
Идол
Идол Збручский
__________________________________________________________________________

Иван Царевич. Иван Королевич. Мифологизированный образ главного героя русских сказок. Его деяния — образец достижения наивысшего успеха. Универсальность образа в том, что он — «Иван», т.е. любой человек, не имеющий каких-либо сверх преимуществ. В русском фольклоре Иван Царевич - едва ли не самый популярный сюжет у сказки о путешествии Ивана-царевича за тридевять земель, за тридевять морей за молодильными яблоками. Видимо, это свидетельствует о путешествиях праславян в Малую Азию к атлантам. Подобное путешествие совершил в мифах древних греков Геракл, ходивший за яблоками из сада Гесперид к земле Атланта. В русской сказке титан становится великаншей (в сказке - Усоньшей, у которой из под мышек растут три яблони), а это говорит о древности сказки, возникшей ещё во времена матриархата. Универсальность образа Иван Царевич в том, что он — “Иван”, т.е. любой человек, не имеющий каких-либо сверхъестественных исходных преимуществ; одновременно “Иван” есть “первочеловек”, основатель культурной традиции, демиург в том смысле, что совершенные им деяния как бы приравниваются по значению к космологическим актам, непосредственно продолжают их на человеческом уровне, образуют социальную структуру человеческого общества и задают как высший социальный статус, так и правила его достижения. Всеобщий характер парадигмы, определяемой образцом Ивана Царевича, вытекает из того, что герой в этой функции практически всегда “Иван” и что большинство других сказочных героев тоже “Иваны” — с уточняющими характеристиками или без них, ср.: Иван, Иванушка, Ивашка, Иваныч, Иван Богатырь. Иван бурлак. Иван крестьянский сын, Иван солдатский сын, Иван девкин сын, Иван гостиный сын, Иван-Дурак, Иван Несчастный, Иван Бессчастный, Иван голый, Иван - вор, Иван Горох, Ивашка белая рубашка, Ивашко Запечник и т.п. (ср. Иваны солдатские дети). Особый интерес представляют Иваны, объединяющие в своем имени (а в значительной степени и в своем образе) человеческое и животное, ср. Иван Сученко, Иван Быкович, Иван Коровий сын, Иван Кобылий сын, Ивашко Медведко. Одни из этих “Иванов” выступают как действующие лица в тех же сюжетах, где участвует и Иван Царевич, то как его спутники - помощники, то как его явные или тайный недоброжелатели, другие оказывается ипостасями Ивана Царевича, особенно Иван-Дурак. Нередко экспозиция сказки об Иване Царевиче строится так: у родителей (царя и царицы, крестьян и т.п. или без каких- либо уточнений) было три сына, двое было умных, а третий — дурак (не умный, не очень умный и т.п.): Иван-Дурак может быть царевичем уже по рождению или становится им по достигнутому им новому и более высокому статусу (Иван крестьянский сын). Иван Царевич или наказывается родителями и изгоняется из дому за какой-то поступок или обязан — по повелению извне или по собственному долгу — выполнять некую опасную и сложную задачу, в любом случае связанную с риском и геройством, что вызывает прохождение Ивана Царевича через такие испытания, которые и делают его достойным статуса “царевича”. Иван Царевич в сказочных сюжетах связан с братьями (иногда и сестрой, которая, между прочим, временно становится его женой), помощниками (дядька Катома, Никанор - богатырь, слепой богатырь, старичок, старушка и т.п.), с царевной-невестой; с Иваном Сученко, Иваном Быковичем, Иваном Коровьим сыном (Буря - богатырь), Иваном Кобылиным сыном, Белым Полянином, Вертодубом, Вертогором (ср. также Горыня, Дубыня и Усыня); с злой сестрой, ведьмой, Ягишной, Норкой - зверем, Кощеем Бессмертным, Змеем; с Солнцевой сестрой, Василисой (или Еленой) Прекрасной, Марьей Моревной, с Жар- птицей, серым волком и т.п. В целом Иван Царевич может быть соотнесен с образом мифологического героя, прошедшего через смерть, обретшего новую жизнь, с сюжетом глубинной связи умирания и возрождения.

Иван. Василь, Яша, Грицько, Адам и др. Аиста часто называют этими человеческими именами.

Иван. Первочеловек у русских. После одной из битв с Кощеем, Даждьбог в бане омывал раны, обтираясь ивовым лыком. И сказал мудрый Велес: "Много лет мы не можем победить Врага нашего. Нужно найти помощника". И взяв окровавленное лыко, он сплел из него первого человека и наполнил его хлебным тестом (мякишем?). Затем, его запекли в печи и Лада любовью своей оживила его, вложила дыхание (дух) в его тело. И дали ему имя Иван, потому, что создан он был из ивы. Потом Сварог отделил часть своей души и вложил ее в Ивана.

Иванка. Имя – кличка. Древние русы полагали, что новорожденный, пола еще не имеет, поэтому они часто ребенку давали обобщенное половое имя: Мальчик (Момчил, Иванка, Богдан, Малк) или Девочка (Доня, Мала, Дивча). Его функция – привязать ребенка к определенному полу.

Иванушка. Всеобщий характер парадигмы, определяемой образцом Ивана Царевича, вытекает из того, что герой в этой функции практически всегда “Иван” и что большинство других сказочных героев тоже “Иваны” — с уточняющими характеристиками или без них, ср.: Иван, Иванушка, Ивашка, Иваныч, Иван Богатырь. Одни из этих “Иванов” выступают как действующие лица в тех же сюжетах, где участвует и Иван Царевич, то как его спутники - помощники, то как его явные или тайный недоброжелатели, другие оказывается ипостасями Ивана Царевича, особенно Иван-Дурак.

Иваныч. Всеобщий характер парадигмы, определяемой образцом Ивана Царевича, вытекает из того, что герой в этой функции практически всегда “Иван” и что большинство других сказочных героев тоже “Иваны” — с уточняющими характеристиками или без них, ср.: Иван, Иванушка, Ивашка, Иваныч, Иван Богатырь.. Одни из этих “Иванов” выступают как действующие лица в тех же сюжетах, где участвует и Иван Царевич, то как его спутники - помощники, то как его явные или тайный недоброжелатели, другие оказывается ипостасями Ивана Царевича, особенно Иван-Дурак.

Ивашка белая рубашка. Всеобщий характер парадигмы, определяемой образцом Ивана Царевича, вытекает из того, что герой в этой функции практически всегда “Иван” и что большинство других сказочных героев тоже “Иваны” — с уточняющими характеристиками или без них, ср.: Иван, Иванушка, Ивашка, Иваныч, Иван Богатырь. Ивашка белая рубашка. Одни из этих “Иванов” выступают как действующие лица в тех же сюжетах, где участвует и Иван Царевич, то как его спутники - помощники, то как его явные или тайный недоброжелатели, другие оказывается ипостасями Ивана Царевича, особенно Иван-Дурак.

Ивашка Медведко. Характерно, что имя героя, связанного в сюжете с богатырями (Горыня, Дубыня, Усыня) обычно связано с природной сферой — или животной (Ивашка - Медведко) или растительной (Сосна-богатырь).

Ивашка. Всеобщий характер парадигмы, определяемой образцом Ивана Царевича, вытекает из того, что герой в этой функции практически всегда “Иван” и что большинство других сказочных героев тоже “Иваны” — с уточняющими характеристиками или без них, ср.: Иван, Иванушка, Ивашка, Иваныч, Иван Богатырь. .

Ивашко запечник. Всеобщий характер парадигмы, определяемой образцом Ивана Царевича, вытекает из того, что герой в этой функции практически всегда “Иван” и что большинство других сказочных героев тоже “Иваны” — с уточняющими характеристиками или без них, ср.: Иван, Иванушка, Ивашка, Иваныч, Иван Богатырь. Ивашко Запечник и т.п. (ср. Иваны солдатские дети). Одни из этих “Иванов” выступают как действующие лица в тех же сюжетах, где участвует и Иван Царевич, то как его спутники - помощники, то как его явные или тайный недоброжелатели, другие оказывается ипостасями Ивана Царевича, особенно Иван-Дурак.

Ивашко Медведко. Всеобщий характер парадигмы, определяемой образцом Ивана Царевича, вытекает из того, что герой в этой функции практически всегда “Иван” и что большинство других сказочных героев тоже “Иваны” — с уточняющими характеристиками или без них, ср.: Иван, Иванушка, Ивашка, Иваныч, Иван Богатырь. Особый интерес представляют Иваны, объединяющие в своем имени (а в значительной степени и в своем образе) человеческое и животное, ср. Иван Сученко, Иван Быкович, Иван Коровий сын, Иван Кобылий сын, Ивашко Медведко. Одни из этих “Иванов” выступают как действующие лица в тех же сюжетах, где участвует и Иван Царевич, то как его спутники - помощники, то как его явные или тайный недоброжелатели, другие оказывается ипостасями Ивана Царевича, особенно Иван-Дурак.

Игнат. Христианский святой Игнатий (Богоносец). В народе его ещё зовут дедом Игнатом. Игнатов День отмечается 20.XII/2.I. Игнатов День особенно популярен у южных славян. С Игнатова Дня начинаются святочные гадания, собираются дружины колядников, заготавливается бадняк. Обрядность Игнатова Дня отражает культ Богородицы, у которой, согласно апокрифическому преданию, начались в этот день родильные муки. С Игнатова Дня . до Рождества девушки и молодые замужние женщины (особенно беременные; см. Беременность) выпекают и раздают в честь Богородицы хлеб, соблюдают запреты, чтобы избежать мук при родах и произвести на свет здоровых детей. В ряде областей Игнатов День осмысливается как недобрый, «тяжелый» день, как начало опасного периода, когда активизируется нечистая сила.

Игон. Нагай, Ногуй. Древнерусское название грифона.

Игорь. Оборотень. Оно бежит из плена в облике то горностая, то утки, то волка или сокола (Слово о полку Игореве).

Игоша. Домашний демон в виде безрукого и безногого урода, который проказничает по ночам. Игоши - в славянской мифологии - дети кикиморы болотной или умершие младенцы проклятые своими родителями, некрещеные или просто мертворожденные младенцы, продолжают невидимо жить (и даже расти) там, где они похоронены, или в своем доме (достаточно часто мертворожденных младенцев закапывали в подполье или близ избы). Игош существо вообще непонятное - безрукий, безногий, невидимый дух. Если он живет в доме, то по части пустого озорства сто очков вперед даст и шишигам и кикиморам вышеназванных существ. Его боялись и уважали, и потому порой за столом отводили особенное место и выделяли отдельную тарелку с пищей и ложку. Обычно они незримы и ночью бродят по избе. Сведенья об игоше немногочисленны. Безрукость и безногость игоши в поверьях, возможно, свидетельствует о его "неполноте" , отличии от людей (он существо едва оформившееся, едва явившееся на свет) или же отражают "змеиную" природу этого существа. Игоша - Фантастическое существо, соединяющее черты лешего и домового; безрукий и безногий урод; мертворожденный младенец; дух умершего без крещения. Многие крестьяне верили, что мертворожденные, как и скончавшиеся без крещения младенцы, продолжают невидимо жить (и даже расти) там, где они похоронены, или в своем доме (достаточно часто мертворожденных закапывали в подполье или близ избы). Такие умершие могут становиться духами дома. Обычно они незримы и ночью бродят по избе. Как и все скончавшиеся скоропостижно или без крещения, игоша— не находящий успокоения умерший; он и «беспокойный дух дома»: проказит, вредит, если его не признают за домового (Черепанова, 1983), вообще, «признается большим озорником» (3абылин). Сведения об игоше немногочисленны. Безрукость и безногость игоши в поверьях, возможно, свидетельствуют о его «неполноте», отличии от людей (он существо едва оформившееся, едва явившееся на свет) или же отражают «змеиную природу» этого персонажа.

Игрец. Припадок кликушества; нечистый дух, бес, черт; домовой. Название «игрец» («играющий, игривый», а может быть, и «играющий на музыкальных инструментах») характеризует «причудливую» природу многих нечистых духов, которые, согласно распространенным представлениям, любят шутить бессмысленно и зло, озорничают, устраивают шумные сборища с музыкой ит.п. По поверьям Орловской губернии, игрец (домовой) «шутит» над людьми и скотиной. Игрецом мог именоваться и бес, вошедший в больного, припадочного человека и безжалостно им «играющий» (Буслаев). Игрецом мог именоваться припадок кликушества. В числе других угрожающих человеку существ игрец упоминается в Воронежских заговорах. В Центральной и Южной России название чёрта «игрец» чаще всего употребляется в бранных выражениях.

Идол Збручский. Большинство славянских идолов были деревянными и поэтому не сохранились. Збручский идол X в., один из немногих, дошедших до наших дней, находится в настоящее время в Краковском археологическом музее. Идол имеет четыре грани, т. е. сила его распространяется на все четыре стороны. Верхнюю часть граней занимают изображения богинь с рогом и кольцом в руках и богов с мечом и конём, а также со знаком солнца. В средней части идола — ряд взявшихся за руки мужчин и женщин; ниже — коленопреклонённый бог, показанный на одной грани в фас, а на двух других — в профиль. Попытка истолковать символику этого идола была предпринята академиком Б. А. Рыбаковым. Он сопоставляет богиню, держащую рог (символ изобилия), с Макошью, матерью урожая; богиню, держащую кольцо (символ брака), — с Ладой, покровительницей свадеб. Бога, на поясе которого висит меч, а у ног скачет конь, Рыбаков отождествляет с Перуном — покровителем воинов, а бога с солнечным знаком на одежде — с Дажьбогом, владыкой солнечного света. Коленопреклонённый бог, держащий на руках землю, является, по мнению учёного, Велесом — богом земли и подземного мира. Деление идола на три части служит символом мироздания: горний мир, где живут боги, земной мир людей и преисподняя — обитель подземного бога.

Hosted by uCoz