Иван Дурак - Иван Утренней Зари
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел И
__________________________________________________________________________
Иван дурак
Иван Коровий сын
Иван Королевич
Иван Крестьянский сын
Иван Купала
Иван купеческий сын
Иван Несчастный
Иван солдатский сын
Иван Солнце
Иван Сученко
Иван Утренней Зари и Иван Полуночной Зари
__________________________________________________________________________

Иван дурак. Мифологизированный персонаж русских волшебных сказок. Воплощает особую сказочную стратегию, исходящую не из стандартных постулатов практического разума, но опирающегося на поиск собственных решений, часто противоречащих здравому смыслу, но в конечном счете приносящих успех (существуют сказки, где Иван - Дурак — пассивный персонаж, которому просто везет); ср. также образ Емели - дурака, другого “удачника” русских сказок. С помощью волшебства, а также нестандартных действий Иван Дурак преодолевает все препятствия и достигает цели. Он умеет практически все: плясун, поэт, музыкант, воин и пахарь, В некоторых сказках ему присуща юродивость, которая получила особое развитие в русской духовной традиции. Социальный статус Ивана - Дурака обычно низкий: он крестьянский сын или просто сын старика и старухи, или старухи-вдовы (иногда он царский сын, но “неумный” или просто дурак; иногда купеческий сын, но эти варианты не являются основными). Нередко подчеркивается бедность, которая вынуждает Ивана - Дурака идти в люди, наниматься “в службу”. Но в большей части сказок ущербность Ивана - Дурака — не в бедности, а в лишенности разума, наконец, в том, что он последний, третий, самый младший брат, чаще всего устраненный от каких-либо “полезных” дел. Целые дни Ивана - Дурака лежит на печи (ср. Иван Запечный, Запечник), ловит мух, плюет в потолок или сморкается, иногда он копается бесцельно в золе (Иван Попялов — см. Попел); если Ивана - Дурака призывают к полезной деятельности, то только для того, чтобы сбросить с себя собственные обязанности: так, старшие братья, которые должны ночью сторожить поле от воров, посылают вместо себя Ивана - Дурака, а сами остаются дома и спят. В сказке, где Иван - Дурак — купеческий сын, он ведет беспутный образ жизни, пропадая по кабакам. Существенно противопоставление Ивана - Дурака его старшим братьям (чаще всего выступающим без имен): они делают нечто полезное (иногда, обычно косвенно, указывается, что старший брат пахал землю, а средний пас скот), тогда как Иван - Дурак или ничего не делает, или делает заведомо бесполезные, бессмысленные (иногда антиэстетические, эпатирующие других) вещи, или же выступает как заменитель своих братьев, нередко неудачный, за это его просто бьют, пытаются утопить в реке и т.п. Он не женат в отличие от братьев и, следовательно, имеет потенциальный статус жениха. Место среди Ивана - Дурака братьев напоминает место “третьего”, младшего брата типа Ивана - Третьего (Третьяка) или Ивана Царевича. Обычная завязка сказок об Иване - Дураке — поручение ему охранять ночью могилу умершего отца или поле (гороховое) от воров или некоторые другие обязанности (например, снести братьям в поле еду и т. II.). Иногда он выполняет эти поручения в соответствии с ею “глупостью” крайне неудачно; кормит клецками свою собственную тень; выдирает глаза овцам, чтобы они не разбежались; выставляет стол на дорогу, чтобы он сам шел домой (на том основании, что у него четыре ножки, как у лошади); надевает шапки на горшки, чтобы им не было холодно; солит реку, чтобы напоить лошадь, и т.п., набирает мухоморов вместо хороших грибов и т.д.; в других случаях он применяет правильные по своей сути знания в несоответствующей ситуации: танцует и радуется при виде похорон, плачет на свадьбе и т.п. Но в других случаях Иван - Дурак правильно выполняет порученное задание, и за это он получает вознаграждение (мертвый отец в благодарность за охрану его могилы дает Ивану - Дураку “Сивку-бурку, вещую каурку”, копье, палицу боевую, меч- кладенец; пойманный Иваном - Дураком вор дает ему чудесную дудочку и т.п.). В третьем варианте поступки Ивана - Дурака кажутся бессмысленными и бесполезными, но в дальнейшем раскрывается их смысл: отправившись служить, чтобы выбраться из нужды, Иван - Дурак отказывается при расчете от денег и просит разрешения взять с собой щенка и котенка, которые спасают ему потом жизнь; увидев горящую в костре змею, Иван - Дурак освобождает ее из пламени, а она превращается в красную девицу, с помощью которой он получает волшебный перстень о двенадцати винтах (благодаря ему он преодолевает все трудности, а красная девица становится его женой). С помощью волшебных средств и особенно благодаря своему “неуму” Иван - Дурак успешно проходит все испытания и достигает высших ценностей: он побеждает противника, женится на царской дочери, получает и богатство, и славу, становится Иваном Царевичем, т. е. приобретает то, что является прерогативой и привилегией других социальных функций — производительной и военной. Возможно, Иван - Дурак достигает всего этого благодаря тому, что он воплощает первую (по Ж. Дюмезилю) магико - юридическую функцию, связанную не столько с делом, сколько со словом, с жреческими обязанностями. Иван - Дурак единственный из братьев, кто говорит в сказке (двое других всегда молчат), при этом предсказывает будущее, толкует то, что непонятно другим: его предсказания и толкования не принимаются окружающими, потому что они неожиданны, парадоксальны и всегда направлены против “здравого смысла” (как и его поступки). Иван - Дурак загадывает и отгадывает загадки, т.е. делает то, чем занимается во многих традициях жрец во время ритуала, приуроченного к основному годовому празднику. Иван - Дурак является поэтом и музыкантом; в сказках подчеркивается его пение, его умение играть на чудесной дудочке или гуслях-самогудах, заставляющих плясать стадо. Благодаря поэтическому таланту Иван - Дурак приобретает богатство. Иван – Дурак — носитель особой речи, в которой, помимо загадок, прибауток, шуток, отмечены фрагменты, где нарушаются или фонетические, или семантические принципы обычной речи, или даже нечто, напоминающее заумь: ср. “бессмыслицы”, “нелепицы”, языковые парадоксы, основанные, в частности, на игре омонимами и синонимами, многозначности и многореферентности слова и т.п. (так, убийство змеи копьем Иван - Дурак описывает как встречу со злом, которое он злом и ударил, “зло от зла умерло”). Показательно сознательное отношение к загадке: Иван – Дурак не стал загадывать царевне - отгадчице третьей загадки, но, собрав всех, загадал, как царевна не умела отгадывать загадки, т. е. загадал “загадку о загадке”. Таким образом, Иван – Дурак русских сказок выступает как носитель особой разновидности “поэтической” речи, известной по многим примерам из древних индоевропейских мифопоэтических традиций. Иван – Дурак связан в сюжете с некоей критической ситуацией, завершаемой праздником (победа над врагом и женитьба), в котором он главный участник. Несмотря на сугубо бытовую окраску ряда сказок о нем, бесспорны следы важных связей Ивана - Дурака с космологической символикой, на фоне которой он сам может быть понят как своего рода “первочеловек”, соотносимый с мировым деревом и его атрибутами; ср. концовку сказки, где Иван - Дурак добыл “свинку золотую щетинку с двенадцатью поросятами и ветку с золотой сосны, что растет за тридевять земель, в тридесятом царстве, а ветки на ней серебряные, и на тех ветках сидят птицы райские, поют песни царские; да подле сосны стоят два колодца с живою водою и мертвою”. Иногда в связи с деревом выступает еще один характерный мотив: в его ветвях Иван - Дурак пасет своего коня (ср. распространенный мотив “конь у мирового дерева” или “конь мирового дерева”). Алогичность Ивана - Дурака, его отказ от “ума”, причастность его к особой “заумной” (соответственно — поэтической) речи напоминает ведущие характеристики юродивых, явления, получившего особое развитие в русской духовной традиции. “Юродивость” характеризует и Ивана - Дурака в ряде сказок.

Иван Коровий сын. Всеобщий характер парадигмы, определяемой образцом Ивана Царевича, вытекает из того, что герой в этой функции практически всегда “Иван” и что большинство других сказочных героев тоже “Иваны” — с уточняющими характеристиками или без них, ср.: Иван, Иванушка, Ивашка, Иваныч, Иван Богатырь. Особый интерес представляют Иваны, объединяющие в своем имени (а в значительной степени и в своем образе) человеческое и животное, ср. Иван Сученко, Иван Быкович, Иван Коровий сын, Иван Кобылий сын, Ивашко Медведко. Одни из этих “Иванов” выступают как действующие лица в тех же сюжетах, где участвует и Иван Царевич, то как его спутники - помощники, то как его явные или тайный недоброжелатели, другие оказывается ипостасями Ивана Царевича, особенно Иван-Дурак.

Иван Королевич. Иван Царевич.

Иван Крестьянский сын. Всеобщий характер парадигмы, определяемой образцом Ивана Царевича, вытекает из того, что герой в этой функции практически всегда “Иван” и что большинство других сказочных героев тоже “Иваны” — с уточняющими характеристиками или без них, ср.: Иван, Иванушка, Ивашка, Иваныч, Иван крестьянский сын. Одни из этих “Иванов” выступают как действующие лица в тех же сюжетах, где участвует и Иван Царевич, то как его спутники - помощники, то как его явные или тайный недоброжелатели, другие оказывается ипостасями Ивана Царевича, особенно Иван-Дурак.

Иван Купала. Иванова ночь, иванов денью. Это не персона, это -одна из главных дат славянского народного календаря, совпадающая с церковным праздником Рождества Иоанна Крестителя. Народная этимология названия Купала опирается на представление о том, что Иоанн Креститель «купал» Иисуса Христа, когда крестил его (рус.).

Иван купеческий сын. В сказках со Змеем Горынычем связан ряд мотивов: Змей Горыныч полюбился царевне; он учит ее извести брата-царевича, но гибнет, будучи разорванным “охотой” Ивана-царевича; в другом сюжете Змей Горыныч служит поваром у Ивана — купеческого сына, обольщает ею жену Елену Прекрасную, изводит с нею Ивана — купеческого сына, но погибает.

Иван Несчастный. Всеобщий характер парадигмы, определяемой образцом Ивана Царевича, вытекает из того, что герой в этой функции практически всегда “Иван” и что большинство других сказочных героев тоже “Иваны” — с уточняющими характеристиками или без них, ср.: Иван, Иванушка, Ивашка, Иваныч, Иван Несчастный. Одни из этих “Иванов” выступают как действующие лица в тех же сюжетах, где участвует и Иван Царевич, то как его спутники - помощники, то как его явные или тайный недоброжелатели, другие оказывается ипостасями Ивана Царевича, особенно Иван-Дурак.

Иван солдатский сын. Всеобщий характер парадигмы, определяемой образцом Ивана Царевича, вытекает из того, что герой в этой функции практически всегда “Иван” и что большинство других сказочных героев тоже “Иваны” — с уточняющими характеристиками или без них, ср.: Иван, Иванушка, Ивашка, Иваныч, Иван солдатский сын. Одни из этих “Иванов” выступают как действующие лица в тех же сюжетах, где участвует и Иван Царевич, то как его спутники - помощники, то как его явные или тайный недоброжелатели, другие оказывается ипостасями Ивана Царевича, особенно Иван-Дурак.

Иван Солнце. На роль невесты Солнца-Ивана (Еню) выбирается девочка, одетая в красное, как крылья Божьей Коровки, свадебное покрывало.

Иван Сученко. Всеобщий характер парадигмы, определяемой образцом Ивана Царевича, вытекает из того, что герой в этой функции практически всегда “Иван” и что большинство других сказочных героев тоже “Иваны” — с уточняющими характеристиками или без них, ср.: Иван, Иванушка, Ивашка, Иваныч, Иван Богатырь. Особый интерес представляют Иваны, объединяющие в своем имени (а в значительной степени и в своем образе) человеческое и животное, ср. Иван Сученко, Иван Быкович, Иван Коровий сын, Иван Кобылий сын, Ивашко Медведко. Одни из этих “Иванов” выступают как действующие лица в тех же сюжетах, где участвует и Иван Царевич, то как его спутники - помощники, то как его явные или тайный недоброжелатели, другие оказывается ипостасями Ивана Царевича, особенно Иван-Дурак.

Иван Утренней Зари и Иван Полуночной Зари. Зорька, Вечорка и Полуночка. Триглав. Три богатыря русской сказки, персонификация основных моментов суточного солнечного цикла. См. Вечорка.

Hosted by uCoz