Иоанн Креститель - Иуда
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел И
_________________________________________________________________________
Иоанн Креститель
Иоанн Предтеча
Иона
Ипабог. Покровитель охоты
Ипостась
Ирий
Ирод
Иродова дочь
Исполох
Испуг
Испы
Исрафил
Источники живые
Иуда
_________________________________________________________________________

Иоанн Креститель. Иоанн Предтеча. Новозаветный персонаж, связанный с евангельскими сюжетами о Крещении Иисуса Христа и царице Иродиаде, породившими в народной традиции ряд поверий и запретов магического характера. В этиологических легендах Иоанн Креститель выступает как мифический родоначальник, первый человек, которому дьявол повредил ногу, и с тех пор у людей спереди на ноге выемка (серб.). Согласно эсхатологическим легендам, Иоанн Креститель первым из святых сойдет на землю перед концом света и будет убит; после его смерти явится Христос и наступит Страшный суд (нижегород.). Большинство народных рассказов о Иоанне Крестителе отражают книжные христианские сюжеты; ими же обусловлены наименования святого, принятые в традиционной культуре. Иоанн Предтеча именуется Креститель, Креститель Христов (Господень) (рус.), Иван Самокреститель (архангел.), потому что крестил Христа и установил обряд крещения. Первоначально Иоанн Креститель был весь в шерсти, как овца, и только после крещения шерсть с него свалилась (орлов.; ср. изображения Иоанн Креститель в канонической и лубочной иконографии). Приходящих к нему на крещение он сначала бил железным костылем, чтобы «грехи отскочили», а потом крестил; Иоанн Креститель был праведником и аскетом: не ругался, не ел хлеба, не пил вина (орлов.). Он является одним из самых почитаемых святых, в заговорах может приравниваться к евангелистам (Иван Пятитечий — приангар.). Из дней почитания святого в народной традиции наиболее значимы Иван Купала и Иван Головосек (день Усекновения главы Иоанна Предтечи, 29.VIII/ 11.IX). Ряд наименований и эпитетов Иоанна Крестителя связан с купальскими обрядами: рус. Травник, серб. Бильобер, Метлар — со сбором трав; серб. Свитньак — с возжиганием огней; серб. Игритель — с игрой солнца; серб. Наруквичар — с обычаем обматывать руки красной пряжей и носить ее до Петрова дня, чтобы руки не болели. Народная этимология названия Купала опирается на представление о том, что Иоанн Креститель «купал» Иисуса Христа, когда крестил его (рус.). Другой круг наименований святого и посвященного ему праздника (в.-слав. Головосек, Иван безглавый в заговоре из Вятской губ.), а также комплекс обрядов и поверий связаны с христианской легендой о мученической смерти через Иоанна Крестителя отсечение головы. В белорусском Полесье бытует поверье, что лунные пятна — это голова Иоанна Крестителя: «Сидит человек и голова отсечена – это Ивана Хрестителя сечение головы». Согласно народным верованиям, Иоанн Креститель исцеляет от болезней головы; в заговорах и молитвах к нему обращаются с просьбой об избавлении от нечистой силы порчи, лихорадки, кровотечения, золотухи, родимчика у детей, гнева начальства, болезней скота. В связи с христианским преданием об усекновении главы Иоанна Крестителя к последнему обращались с молитвами об исцелении от головной боли.

Иоанн Предтеча. Иоанн Креститель. День усекновения головы Иоанна Предтечи (Головосек) - 11.IX. У православных христиан один из двунадесятых праздников, требует соблюдения строгого поста и отказа от работы ради здоровья людей и скота. Считается концом лета и началом осени; в этот день остерегались ходить в лес, так как считали, что тогда змеи уходят на зиму в свои норы, под землю. По белорусскому поверью, в течение года отсеченная голова Иоанна Предтечи почти прирастает к своему месту, но лишь только люди усядутся в день “Ивана Головореза” и станут резать хлеб, голова снова отпадает.

Иона. В украинской сказке ангел принимает облик Оленя, чтобы наказать царя Иона, похвалявшегося тем, что он сильнее Бога. Ср. также белорусскую загадку об Олене: «Жив — и в церкви не быв, помер — не поховали, а быв богоносец».

Ипабог. Покровитель охоты. На его одежде изображены сцены охоты. Он сам охотник и благоволит к тем, кто охотится с умом: бьёт зверя в сезон не ради забавы, а ради пропитания и нужды. Если же человек в его владениях ведёт себя негоже — не будет удачи: зверь убежит, оружие придёт в негодность, сам охотник заблудится, а то и поранится в лесу. Ипабог незлой, он покровительствует также животным. Убережёт самку с дитём, спрячет раненого зверя, травку для лечения покажет.

Ипостась. Определенная функция (роль) на определенном промежутке времени. Так и все Боги - это ипостаси Всевышнего. Разница лишь в том, что человек не может делать одновременно сто дел и быть одновременно и пахарем и слесарем и пекарем, а Всевышний может.

Ирий. Вырий. Место, куда попадают души после смерти тела и где ждут реинкарнации.

Ирод. Ребенок до крещения мог отождествляться с иноверцем: у русских он назывался иродом, у болгар — «еврейчиком», «поганым», а также именами животных, у сербов — «турком», «цыганенком»; Обращение с Детьми Некрещёными определялось рядом запретов и предписаний: такого ребенка нельзя целовать, выносить за пределы дома, показывать посторонним.

Иродова дочь. Магический характер носит соблюдаемый русскими запрет в день Головосек петь песни и плясать, мотивируемый тем, что “Иродова дочь плясанием и песнями выпросила отрубить голову Иоанна Крестителя”.

Исполох. Испуг; болезнь от испуга; существо, персонифицирующее испуг, пугающее человека и вызывающее болезнь. «Тут идут им навстречу охи, выполохи, исполохи, переполохи...» (Арх.); «Невестка наздорова, у нее исполохи» (Волог.); «Исполох есть мгновенный испуг. Испугавшегося обрызгивают водою, или исполох унимает знахарь» (Арх.). Констатируя, что заговор «на исполох»— один из самых распространенных на Пинеге, А.М.Астахова сообщает, что исполох— один из основных источников ряда болезней и несчастий. «Даже „волос“ от исполоха. Другой источник всяких болезней и бед— порча— прикос („само главно исполох да прикос“)» (Астахова, 1928). Исполохи могли представляться существами, которые встречаются человеку, привязываются к нему, пугают вплоть до «заболевания с испуга» (иногда— как бы «запечатлевшись» на испуганном). Втаких случаях испуг «унимали», «снимали», «выливали» с помощью сопровождаемых магическими действиями заговоров.

Испуг. Испуг; болезнь от испуга; существо, персонифицирующее испуг, пугающее человека и вызывающее болезнь. На Урале против «худобы», т.е. судорожного подергивания и потери сна от испуга, бросают на горячую каменку траву Melampurium pratenseL. с рябочьими перьями и в таком воздухе держат малолетнего больного (или дают пить отвар растения в воде). Жители Минусинского края считают, что от испуга помогает отвар белого плакуна (Astragalus melitoides) (Демич, 1891).

Испы. В нартском эпосе адыгов карликовое племя. Согласно мифам, испы обладали громадной физической силой, большим умом, отличались смелостью, мужеством, свободолюбием. Вместо верховых лошадей у испов- зайцы, в качестве рабочих у них - иными. Возглавляемые Белобородым, они жили в горах, в маленьких каменных домах, имели крепости. Подобно нартам, испы занимались охотой, земледелием, скотоводством; как и некоторые нарты, испы были богоборцами. Между испами и нартами происходили эпизодические стычки (например, Белобородый похитил Сатаней, и нарты, освобождая её, разрушили их крепость, убили похитителя). Но часто они вступали и в дружеские отношения. Нарты учились у испов производству серпов. На девушке из племени испов женился нарт Химиш. Но Химиш нарушил уговор (не упрекать её в маленьком росте), и она вернулась к испам. Родив Батраза, она не стала сама его воспитывать, а вернула нартам, ни разу не покормив его своим молоком. Если бы Батраз отведал хотя бы напёрсток материнского молока, то оказался бы в силах превратить земной мир в загробный (по абхазской и осетинской версиям эпоса, мать Батраза - также женщина из карликового племени). Когда испы вымерли (по вариантам: их наказал бог за непокорность), зайцы остались в путах, отчего и теперь по большей части они прыгают. Маленькие каменные сооружения, встречающиеся в горах Центрального Кавказа, местные жители именуют домами испов.

Исрафил. В мусульманской мифологии ангел - вестник страшного суда. Имя Исрафил восходит к библейским серафимам. Один из четырёх (наряду с Джибрилом, Микалом и Израилом) архангелов. Стоя на иерусалимской горе, Исрафил звуками трубы возвестит о воскрешении мёртвых для страшного суда. Исрафил представляется существом огромных размеров, у него четыре крыла, тело покрыто волосами, ртами, зубами. Исрафил передаёт решения аллаха другим ангелам. Трижды в день и один раз ночью Исрафил плачет над мучениями грешников в аду.

Источники живые. При дубе они текут, на котором держатся три великих мира - небо, земля и ад.

Иуда. По новозаветному преданию, один из апостолов, предавший Иисуса Христа. Эдипов комплекс, согласно легендам, послужил источником предательства Иуды и его судьбы: родители Иуды увидели сон, в котором он убивал отца и женился на матери, поэтому они бросили его в море; Иуда спасся и совершил-таки грех; мать поздно распознала в нем сына по некоторым приметам. В народной славянской традиции представления об Иуде основываются на апокрифических легендах о жизни Иуды до встречи с Христом, о его смерти. Согласно народным легендам, причина преступления Иуды кроется в его прошлом. Родители Иуды бросают новорожденного в бочке в море, т.к. видят сон, что их сын убьет отца и женится на матери; через много лет Иуда действительно совершает убийство и грех кровосмешения, мать узнает его по метке — шраму, золотой булавке в голове (см. Инцест). После раскаяния (напр., 33 года носил во рту воду на вершину горы и поливал сухую палку, пока она не зацвела), Иуда был принят в число учеников Христа. Иногда рождение Иуды предсказывается самим Христом: пекарю, отказавшемуся продать Христу и св. Петру хлеб, говорится, что ожидаемый в семье сын будет злодеем и причиной распятия Христа (Закарпатье). Обстоятельства зачатия и рождения Иуды необычны и определяют его дальнейшую судьбу. Иуда был зачат в постный день (в пятницу), поэтому должен был стать злодеем и убийцей; мать Иуды была беременна целый год; судьба Иуды решается перед его рождением в споре двух ангелов, и вторая половина его жизни достается злому ангелу; Иуда родился рыжим, что подтверждало его злой нрав (ср. украинские и русские представления о косоглазии и картавости как признаках злого характера). Иуда может выступать и как своеобразный двойник Христа, полностью разделяющий его судьбу: Иуда и Христос родились в одном селе, вместе росли, дружили; Иуда предал Христа, но и сам был распят вместе с ним. На предательство Иуду толкает жадность, гордыня, зависть к Христу, чувство соперничества. Совершив предательство, Иуда решает в смерти опередить Христа, скорее попасть в ад и быть спасенным вместе с другими людьми, сохранив при этом свои серебряники. Он кончает жизнь самоубийством, но умирает после воскресения Христа и обречен на вечное пребывание в пекле. Народные рассказы о смерти Иуды конкретизируют текст Нового Завета (Мт., 27:5; Деяния, 1:18): Иуда повесился, был придавлен деревом, выпустил себе внутренности, разбился при падении, тело Иуды разложилось от неведомой болезни. Согласно наиболее распространенной версии, Иуда удавился на осине. Говорят, что мучимый страхом и раскаянием Иуда долго не мог найти дерево, которое согласилось бы «принять» его, и лишь Осина сжалилась и позволила ему повеситься на ней, за что тут же и была проклята Богом, поэтому она горька, ядовита и опасна. На Украине и в Польше бузину считали проклятым деревом. Здесь известна легенда о том, что - на бузине якобы повесили Иуду (или дьявола), отчего ее листья и ягоды издают трупный запах, ее нельзя использовать в бытовых целях и т.п. По другим поверьям, Иуда хотел повеситься на березе, и она от страха побелела; в Польше считают также, что Иуда повесился на рябине. Кровь Иуды попала на ольху, поэтому ее древесина имеет красноватый цвет. После смерти Иуды из его тела выросли табак, хрен, лук, чеснок. Иуда попадает в ад, где пользуется особым вниманием Сатаны, как самый великий грешник. По украинскому поверью, душа Иуды не имеет пристанища даже в аду; скитаясь по земле, она может вселиться в человека, нарушившего пост на Страстной неделе, и вызвать падучую. С именем Иуды связано представление о том, что после его смерти среди людей появились висельники, утопленники и самоубийцы. Славяне сближают Иуду с различными персонажами народной демонологии. В Польше и на Украине имя Иуда упоминается среди названий чёрта: ср. укр. “юда” — злой дух, нечистая сила. В заговорах от болезни скота недуг отсылается “Июде (или черту) на здоровые ноги”. Описание кончины Иуды соотносится с поверьем об истреблении чертей громом: когда Иуда повесился, ударом грома части его тела были разнесены по свету (Галиция). В белорусских сказках появляется “Чуда - Юда”, крадущий с неба солнце, месяц и звезды или “Юда — беззаконный черт”, человекоподобное лесное существо, оборотень со смертоносными клыками. В рассказах сибиряков “Иуда беззаконный” сближается с водяным; если отказать Иуде в просьбе, он утащит в пруд, под мельничное колесо. У южных славян бытуют поверья о “юдах” — злых демонах, которые вредят людям, по ночам душат детей (Болгария, Македония). У западных и южных славян - католиков к кануну Пасхи приурочены обряды “сожжения” и “преследования” Иуды. Соломенное чучело или бревно, называемое “Иудой”, сжигалось возле костела. Головешкам от этого костра приписывалась магическая сила хранить хозяйство от нечистой силы. Хозяин, в чей дом приносили это полено, делал из него “иудины крестики”, которые втыкали на поле в качестве оберега от града, ливня, ведьм или в день св. Яна (24. VI) закапывали во дворе в навоз, чтобы в хлев не вошла ведьма. Обряд “преследование Иуды” совершался на Страстной неделе. В Страстную пятницу в Польше совершалось также “наказание Иуды”: дети делали фигуру Иуды, в карман ему клали мешочек с 30 кусочками стекла, носили по улицам, дергали за волосы били, сбрасывали с костела, топили. В Чехии и Словакии “Иуда” участвовал в предпасхальных процессиях ряженых. Фигуру Иуды (раскрашенную, деревянную, обернутую мехом или сделанную из соломы и тряпок) возили на тачке по селу, исполняя песни о предательстве Иуды о муках и смерти Христа. Представления об Иуде связаны также со “злыми” днями: у лужичан и поляков несчастливым днем считается 1 апреля — в этот день родился Иуда.

Hosted by uCoz