Индрик Змей - Иоанн Казанский
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел И
__________________________________________________________________________
Индрик Змей
Индрик Подземельный царь
Индрок
Индюшка
Инкарнация Велеса
Инкубы
Инмир
Инорог
Инородец
Инрог
Иныжи
Инь и Ян
Иоанн Дамаскин
Иоанн Казанский
__________________________________________________________________________

Индрик Змей. Царь темного (подземного) царства, свержен с престола и убит своим сыном Волхом. Отец Волха от связи с Матерью Сырой Землей. Царицею у него была Пераскея Змеиха, он её потом убил за сон вещий, по которому Индрика Змея должен покарать его сын. Однажды Мать Земля ходила по крутым горам, и ступала она по долинушкам. И спадали с небес проливные дожди, ее белую грудь било градом, засыпало снегами белыми. Соскочила она ненароком с камня белого, с камня горючего да на лютого Змeя Индрика. Уж как вскинулся лютый Индрик Змeй, тело обвил ее, тело обнял ее, опрокинул он матушку на горы, бил ее злодей по белу стегну, целовал в уста ее сахарные. И тогда понесла Мать Сыра Земля от того Змeя Индрика лютого, тяжела она стала от гадины. Возникновение родников объяснялось в русских апокрифических преданиях тем, что мифический зверь Индрик, двигаясь в подземелье, прокладывает путь водным протокам и ручьям.

Индрик Подземельный царь. От Индрика Змея и Мать Сырой Земли родился Волх сын Змеевич, когда Индрик Змей её силой взял. Она год тяжела, она два тяжела, она три тяжела - тридцать лет тяжела. Ходит в тягости Мать Сыра Земля по горам по долинам широким - все-то ходит, дитя вынашивает. Срок пришел разрешаться от бремени. Закатилося Красно Солнышко да за горушки за высокие, порассыпались часты звездочки по небесному своду светлому - и родился тогда от Сырой Земли буйный Огненный Змeй - Волх сын Змeевич. От рожденья его богатырского потряслось небесное царство, затряслось и подземное царство, море синее всколебалось. Волх сын Змеевич умел обёртываться Финистом Ясным Соколом. Однажды обернкулся Волх Змеевич в Финиста Ясного Сокола, долетел до подземельного царства Индрика Змея, спрыгнул с окошечка в доме царя, обернулся он добрым молодцем. Как Стрибог мощным ветром разносит огонь, так и Волх обронил Змeю лютому слово: - Ай ты, Индрик Змeй, подземельный царь! Не прощу я тебе насилие, не прощу слова твои дерзкие! Как схватил Волх могучий сын Змeевич и ударил Змeя о каменный пол. Как ударил о пол - гром и звон пошел. То не Финист Сокол крылом махнул - то махнул Волх могучий саблею и отсек Змeю Индрику голову - и рассыпался Змeй на змеенышей, а змееныши в щели спрятались.

Индрик. Единорог; фантастическое животное гибридной природы. «У нас Индрик-зверь всем зверям отец» (В. Даль, 1881). В России вера в реальное существование Индрика (Инрога), «отца зверей» с наделенным чудодейственной силой рогом удерживалась вплоть до XVIIв. (вероятно, и далее): Отмечая, что представления об Индрике как о «рогатом животном гибридной природы» (голова и хвост коня, тело рыбы) отражены в многочисленных физиологах и азбуковниках, В.В.Иванов высказывает предположение о взаимосвязанности образов Индрика и другого фантастического зверя— Мамонта: «Возможно, и сама форма имени отразила распространенное у народов Сибири название мамонта типа ненецкого jĕaŋ (jaŋ) hora, „земли бык“, откуда могли легко возникнуть такие формы типа jen-r-, *jindr-, *jindor-, предельно близкие к русским обозначениям Индрика» (Иванов, 1982).

Индрок. Единорог; фантастическое животное гибридной природы.

Индюшка. Вештица могла принимать вид ночной бабочки, мотылька, черной чтицы, курицы, гуся, индюшки; могла также превратиться в жабу, кошку, собаку, волка.

Инкарнация Велеса. Его глашатай. Птица Гамаюн. Вещая птица. Посланница славянских богов.

Инкубы. По Парацельcу, нечистые духи мужского пола. Они насилуют женщин во время сна. (По Каббале — Рухим). По терминологии средних веков, инкубы и суккубы, демоны пьянства, обжорства, сладострастия и корыстолюбия, очень хитрые, свирепые и коварные, подстрекающие свою жертву к учинению ужасных злодеяний и ликующие при их исполнении. Слово инкубус происходит от латинского «инкуба-ре», что в переводе означит «возлежать». В дохристианских верованиях возможность сношений разнообразных божеств и духов с женщинами далеко не всегда была нежелательной. «В античном язычестве широко была рапространена вера в инкубационные сны. В храмах часто можно было встретить супругов, пришедших туда ночевать, чтобы излечиться во сне от бесплодия. С появлением христианства это верование было не отвергнуто, а своеобразно истолковано церковными писателями. <...> На западе вера в инкубов и суккубов-демонов была чрезвычайно распространена в средние века. Но и на Руси от волхвования производили рождение полоцкого князя Всеслава, чем объясняли, что он „немилостив есть на кровопролитие“» (Рязановский). Д.К. Зеленин отмечает, что змеи-деньгоносцы, они же инкубы и суккубы, «представляют интернациональное явление». Согласно старинным книгам, инкубус - это падшие ангелы, демоны, увлекающиеся спящими женщинами. Предмет жарких богословских споров Средневековья. эта проблема, красноречиво свидетельствует тот факт, что папа Иннокентий VIII в 1484 году издал специальную буллу (постановление, указ), посвященную животрепещущей теме инкубусов. Эти проклятые богом существа так и норовили, улучив удобную минуту, пристроиться к невинным добропорядочным женщинам, проявляя особое нахальство при обращении с монахинями. Тем просто спасу не было от нечистых. Бедняжкам приходилось постоянно стоять на страже своей непорочности, отгоняя молитвой и крестным знамением непрошеные видения. Были, конечно, и такие, как монахиня Клара, коей даже во время болезни, в одинокой келье виделось не что-либо непотребное, а богослужение в церкви. По преданию, это происходило в рождественскую ночь 1253 года. И Клара была вознаграждена по заслугам. Ныне она .провозглашена покровительницей телевидения. Ибо видение богослужения в келье при желании вполне можно счесть за прообраз миллионов голубых экранов. Но не все же монахини обладали святостью Клары! Бывало, что «невестам Христовым» грезилось нечто совсем иное. И тогда случалось непоправимое. Как с той монахиней, что, не устояв перед искушением, зачала от инкубуса ребенка, выросшего в чародея Мерлина. Инкубусы проявляли в интимных делах столь завидную энергию, что на свет являлись целые народы. Например, гунны, которые, по средневековым поверьям, были потомками «отверженных женщин» готов и нечистой силы. К проделкам инкубусов относили и рождение детей, наделенных физическими недостатками, либо просто необычных, например, близнецов. В одной из историй, о которой — правда, с изрядной долей скепсиса -- сообщает Рейджинальд Скот, автор вышедшей в 1584 году книги «Открытие колдовства», приводится свидетельство поистине дьявольской изворотливости инкубусов, способных дискредитировать самых высокочтимых лиц. Некий инкубус решительно атаковал даму, нежившуюся в своей постели. Натиск был столь решителен, что дама, будучи порядочной и, следовательно, испытывая лишь отвращение от сатанинских ласк, громко закричала. На помощь кинулась группа бравых мужчин. И что же они обнаружили? Из-под кровати леди был извлечен доподлинный инкубус, принявший для отвода глаз облик епископа Сальваниуса. Знатоки англо-саксонской медицины рекомендовали всем добропорядочным матронам довольно надежное средство от инкубусов. Согласно рекламе тех времен, это был бальзам, который следовало использовать при посещении «ночного домового».

Инмир. Такие же сюжеты и образы, связанные с русским Родом, мы находим в "Речах Гринмира": "...плоть Имира стала землей, кости - горами, череп - небом, а волосы -лесом, из ресниц Имира построены стены Митгарда".

Инорог. Единорог; фантастическое животное гибридной природы. В России вера в реальное существование Индрика (Инрога), «отца зверей» с наделенным чудодейственной силой рогом удерживалась вплоть до XVIIв. (вероятно, и далее).

Инородец. Представитель иноэтнической группы, соотносимый с категорией “чужого”, опасного, потустороннего. Иноязычие осознается как немота (ср. русское “немец” — иностранец, букв. “немой”); неслучайно обитатели “заморских” стран представляются существами, вообще лишенные человеческой речи. Иностранный язык может восприниматься как язык нечистой силы (в церковнославянских текстах бесы говорят по-русски или на каком-либо непонятном языке) или животных (например, в загадках: “шитовило - битовило по-немецки (по-татарски) говорило” — ласточка; в русской народной комедии о Петрушке немец говорит “по-вороньи”). Представители других этносов могут выступать в виде некоего мифического народа, великанов, людоедов. Таковы “чудь”, “паны”, “литва” в представлениях русских. Эти инородцы отличались исполинской силой и ростом, владели кладами, убивали и поедали людей и таинственно исчезли (ср. русские предания о чуди, “ушедшей в землю”). В Болгарии мифических великанов и людоедов называют “джидове”, “джидовци” (от “жидовин” т.е. еврей), “латини”, “елини” (эллины — греки - язычники). В представлении словаков и хорватов турки и татары являются не только людоедами, но и имеют песьи головы. Инородцам часто приписываются необычные черты внешности или скрытые дефекты, подчеркивающие их чужеродность. “Чудь” в представлениях русских “белоглазая”, “одноногая”. Существует поверье, что у инородцев черное нёбо. В русских народных легендах о первой мировой войне в зооморфном виде выступает кайзер Вильгельм: у него хвостик и медный рог на голове, он покрыт шерстью и имеет железные копыта. Традиционным является представление. что у инородцев нет души, а есть только “пар”, “пара”, как у животных. Даже если наличие души у инородцев признается, инородцы (иноверцы) не могут вместе с христианами попасть в рай, ад или чистилище. Лишенные души инородцы якобы находятся в родстве с животными (легенда о превращении еврейки в свинью — общеславянское; журавли происходят от цыган — украинское; в удоде живет душа еврея — польское; ляхи произошли из побитой св. Петром собаки — украинское). Инородцы и нечистая сила тесно связаны в народном сознании. По украинской легенде, цыгане произошли от чёрта и хромой девушки из числа фараоновых людей, преследовавших Моисея и евреев во время их исхода из Египта (Галиция). Инородцы отдают свои души черту, поклоняются ему: поляки рассказывают о продавших душу черту “москалях” (русских), белорусы считают, что у татар вместо Бога — черт. Иноверцы могут способствовать размножению нечистой силы: когда еврей моет руки и стряхивает воду, из брызг появляются черти (украинское). В виде инородца может появляться бес, черт. Облик чёрта-инородца - это человек в “немецком” или “литовском” платье, во фраке, в высокой шляпе (русское, украинское, польское). Инородцев считают причастными к колдовству и знахарству. Инородцы опасны для “своих” знахарей: если знахарь окажет помощь инородцу, то он потеряет свою силу (белорусское). В приметах, связанных с инородцами, выявляются и положительные функции, приписываемые “чужим”. Счастливым предзнаменованием считается у славян приход в дом в определенные календарные праздники инородца - полазника. Новорожденный будет здоров, если в первый раз его накормит грудью цыганка (сербское поверье). В семьях, где часто умирали дети, в восприемники к новорожденному приглашали инородцев (южнославянское). Хорошей приметой считалось встретить инородца в дороге или увидеть инородца во сне. В инородцев рядятся на масленицу (маска “еврея”, “раввина”, “цыгана” у поляков, “турчина”, “султана” в Далмации); на святках (в “цыган”, “китайцев” в Сибири); в канун Пасхи (в Польше ряженные “турками” разыгрывали немые сцены в костеле во время богослужения); на свадьбе (в “евреев”, “цыган” у поляков). Практически у всех славян счастливой считается Встреча с инородцем: евреем, цыганом, группой цыган и даже — со старой цыганкой.

Инрог. Единорог; фантастическое животное гибридной природы. В России вера в реальное существование Индрика (Инрога), «отца зверей» с наделенным чудодейственной силой рогом удерживалась вплоть до XVIIв. (вероятно, и далее):.

Иныжи. В адыгской мифологии великаны, полулюди-полуживотные с одной или многими головами, с одним или несколькими глазами. Они обитают в пещерах, горах, в крепости. В центре многих сюжетов нартского эпоса - борьба героя с иныжами. В сказании о нарте Сосруко один из иныжей, обладающий незаурядной физической силой и магическим мечом, похищает у нартов огонь. Сосруко удаётся одолеть Иныжа и вернуть огонь нартам. К числу героев, побеждающих Иныжа, относятся «маленький плешивец» Куйцык и Хагур (ослепивший Иныжа в его пещере и выбравшийся из неё, уцепившись за густую шерсть барана).

Инь и Ян. Двуглав. Иные отмечают, что Белобог ходил в белом платье с черными заплатами, а Чернобог — во всем черном, но с белыми заплатами на одежде. Именно так выглядят восточные символы Инь и Ян — две силы, которые, сменяя друг друга, движут миром в вечном круговороте черно-белого бытия. Мир Яви — это поле вечной брани, место испытаний людей. Лишь небеса Прави свободны от Тьмы, а Навь не ведает Света.

Иоанн Дамаскин. Согласно церковной легенде, Иоанн Дамаскин, живший в Дамаске в VIII в был оклеветан, и халиф приказал отсечь у преподобного правую Руку. Иоанн помолился перед иконой Богородицы, а когда утомился, то задремал. Во сне ему явилась Богородица и возвестила об исцелении. Действительно, проснувшись, Иоанн обнаружил, что Рука срослась, и в благодарность приложил к образу серебряное изображение отсеченной кисти.

Иоанн Казанский. Согласно легендарно-апокрифическим сказаниям, известным в России с XVI в., некоторые русские святые носили в руках свою отрубленную Голову.

Hosted by uCoz