Иисус - Ильмер
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел И
__________________________________________________________________________
Иисус
Икота
Икотка
Икотник
Икотница
Иларь
Илия Пророк
Ильмер
__________________________________________________________________________

Иисус. По учению брахманов второе лицо божественной троицы (Брахма, Вишну, Шива) воплотилось в человеческом образе Кришны, в дальнейшем получившего от своих учеников имя Иезеуса или Иисну, Джисну. В христианском учении второе лицо Троицы - Бог-сын, получил имя и прозвище, близкое к брахманским. Кришна звучит похоже на Хрисну, а Христос похоже на Кристос. Оба явились в мир для его спасения. Оба рождены девой, рождение того и другого ознаменовалось чудесами, в обоих случаях первыми пришли поклониться пастухи. Повторяются: преследование злым царем (Канса и Ирод), избиение младенцев, спасение божественных новорожденных ангелом, основные факты деятельности спасителей. Оба собирают вокруг себя группу учеников, творят чудеса исцеления больных и воскрешения мертвых, изгоняют бесов из одержимых, умирают в результате козней и злобы жрецов, причем их смерть сопровождается траурными знамениями природы; оба возносятся после исполнения своей миссии на небеса. Как и в случае с Буддой, зачатие непорочное. Рождение происходит тоже в пещере, оно также возвещается звездой, приводящей к божественному трех волхвов или царей для поклонения. Есть и пастухи, и голос с неба, и небесное воинство. Правда, рождение Будды обставлено более шикарными подробностями и пышными легендами, чем рождение Христа: ликует вся природа, сам новорожденный разражается целой речью, в которой обещает уничтожить дьявола и его воинство, осчастливить все народы, цари и князья предлагают свои великолепные дворцы для проживания божественного младенца и т.д. В роли Симеона-богоприимца, фигурирующего в евангелиях, у буддистов выступает старец Асита. Правда, в отличие от евангелистов и брахманов, Царь Бимбасара, которому сообщают о рождении Будды, не соглашается подвергнуть его преследованиям, а, наоборот, становится его последователем. Дальше все снова идет успокаивающе гладко: приношение младенца в храм, история о том, как мальчик в двенадцатилетнем возрасте задержался в храме и был потерян родителями, пост и искушение в пустыне, крещение, весь аскетический, безбрачный образ жизни, бездомность. Любимого ученика Будды звали Анандой, у Иисуса - Иоанном, предателей же в обоих случаях звали Иудой и Девадой соответственно. День рождения Христа изобрели лишь в VI веке, он аккуратно соответствует дню рождения иранского Бога Митры. В первом христианском сочинении "Откровение Иоанна) (60-е года I века н.э.) о Христе еще не упоминается вовсе, а его пришествие еще только ожидается, но апостол Павел, один из его ревностных последователей, говорит, чтоУчитель уже был распяти вознесся. Воду в вино превращал греческий Бог Дионис, ходить по воде умел Посейдон, а возвращать жизнь мертвым - Асклепий. Одни говорили, что он добр, другие говорили: нет, он обольщает народ, а большинство считало его сумасшедшим и безумцем и говорило: он одержим бесом и безумствует. Как рассказывается в Евангелии, родные и близкие тоже подозревали, что он лишен рассудка, "ибо за ним пошли, чтобы увести его домой, так как он впал в безумие". Тетрарх Ирод Антипа полагал, что к нему ведут чудотворца, который покажет много занятного, и с нетерпением дожидался его прихода, но, поговорив с ним, понял, с кем имеет дело, и отослал обратно. А сопровождавшие Иисуса иудеи издевались над ним, как над сумасшедшим, вообразившим себя царем: дали ему в руки вместо скипетра трость, оказывали другие шутовские почести.

Икота. Разновидность кликушества; персонификация болезни; нечистый дух, вселяющийся в человека и вызывающий нервные заболевания (истерические припадки, кликушество). Икота в ряде районов России вXIX– начале XXв. отождествлялась с кликушеством. Ибольных икотой, и кликуш считали одержимыми и старались изгнать сидящего в них духа, беса. «Мати Санкова на пожню поехала, ей икота забралась в рот. Ротом она залезла ведь. Человек помре, икота выходит» (Арх.). Икоту (как и многие болезни) представляли в облике вселяющегося в людей (самостоятельно или по воле колдуна) существа, духа, беса. Согласно рассказам жителей верховьев Камы, поселяющаяся в человеке икота может иметь вид мухи, а изгоняемая— лягушки или крысы (но при этом «имя ее всегда мужское») (Никитина, 1993). На Алтае, как отмечал Зеленин, нервную икоту тоже считали возникающей из-за сидящей в человеке лягушки. Некоторые из жителей Пинежского района Архангельской области полагают, что икота— «вроде мухи»— «на ту же букву заходит, на како имя» (имя ее начинается той же буквой, что у больного). Вбыличке этого же района икоту «привязывают лешачихи» (Черепанова, 1996). Считали, что икота способна «залетать» в неправедных, некрестящихся (т.е. практически в любого человека— «все грешны»). Она вселяется в зевающих, ругающихся (Арх.). Икота, не нашедшая жертвы, может существовать сорок дней (согласно другим поверьям, она «живет годами»). Оповедении бесприютной (и, соответственно, немой) икоты сообщают икоты других людей, ср.: на отпевании икотницы икота другой больной сообщает присутствующим, что ее товарка покинула умершую, сидит на воротах и ждет молодую девушку, чтобы в нее вселиться (верховья Камы). «Водном челевеке может быть две икоты, например, своя и материнская. Икота часто вредит хозяйке (женщине, в которой поселилась), поскольку «говорит всю правду» (т.е. изъясняется по своему усмотрению, «не взирая на лица») (верховья Камы) (Никитина, 1993). Утверждают, что страждущий икотой одержим злым духом, который и испускает пронзительные крики» (самые мучительные— при чтении Евангелия, пении херувимской песни и каждении ладаном) (Ляметри). Лечат икоту знахари. «Недолеченная икота— немтая, она не говорит, только „ухает“. Врезультате успешного лечения больная родит какую-нибудь неприятную мелкую тварь... Это и есть икота или пошибка. Ее кладут в туес и бросают в огонь с воскресной молитвой. Пошибка ревет в печи на разные голоса. Вэто время крестят печную заслонку. Если икоту не сжечь, а просто закопать в землю, то она выйдет оттуда и снова в кого-нибудь вселится» (если икота «доживет до старости», то «идет в осину») (верховья Камы) (Никитина, 1993). По мнению ряда врачей (начало XXв.), форма кликушества в виде томительной икоты наблюдалась преимущественно на севере России и далее на восток по всей Сибири: «Икота главным образом распространена между женским населением по правую сторону Северной Двины, где ею страдает верная четверть женского населения. Дальше, к западу от Двины болезнь эта пропадает и в Кемском поморье является под новою формою и под новым названием „стрелья или щипоты“» (Высоцкий, 1911). Со смертью больного икотой икота не умирает, а вселяется в очередную жертву из круга знакомых и родственников больного, не в добрый час помянувшую чёрта в присутствии умирающего. Когда икается, говорят, что душа пузыри пускает - или с Богом беседует.

Икотка. Человек, больной икотой; одержимый нечистым духом; тот, кто может напускать икоту. Больная икотой; ворожея. Вызывать заболевания мог не только колдун, но и любой человек, знающий способы напуска икоты. В некоторых районах России икотку, икотницу (как и кликушу) считали вещей, умеющей прозревать прошлое и будущее, предсказывать, ворожить с помощью нечистого духа: «Унас в деревне три икотки; две-те не ворожат, а одна-та сказыват, как ее спрашивают о чем, то о пропаже, то о чем» (Перм.); «Когда у меня в войну от мужика писем не было, ходила к икотке. Она мине сказала, что он живой, и верно ведь» (Перм.).

Икотник. Человек, больной икотой; одержимый нечистым духом; тот, кто может напускать икоту. «Ты бойся его. Он ведь икотник, ни за что икоту насадит» (Арх.); «На эту бабу икота напущена, испортил кто-то» (Перм.); «Икотник да икотница— кому посадили икоту» (Арх.); «Не в охоту с икотой»; «Икотниками бранят пинежан и мезенцев» (В. Даль, 1881). Икота могла быть «напущена, посажена» людьми, наделенными умением портить, колдовать; таких людей (как и больных икотой) именовали икотниками, икотницами. По сообщению из Архангельской губернии, «жители других уездов губернии и даже других губерний бранят пинежан икотниками. Они опасаются их, как колдунов, потому (будто бы), что напускают разные болезни, от которых скоро не вылечишься» (Ефименко, 1877). Вызывать заболевания мог не только колдун, но и любой человек, знающий способы напуска икоты. Представления о возможности напуска икоты сохранились в Пинежском районе Архангельской области вплоть до второй половины XXв.: «Икоты садили. Мой дядя не сшил Андрею Антоновичу сапоги, и Андрей посадил жене его икоту. Она шла, коров гонила, да к ней муха в рот залетела, а дома сажа налетела, а она заревела, закаталась...» «Чтобы узнать, кто икоту посадил, напоят блевотными травами, а как попросит пить, скажут: „Кто у тебя батюшка?“ Аикота скажет кто, вот так и вынудят, и узнают, кто у икоты батюшка, либо матенка, кто насадил то есть» (Черепанова, 1996). Икотников, как и всех подозреваемых в умении портить людей, боялись, могли преследовать.

Икотница. Больная икотой; ворожея. Икота могла быть «напущена, посажена» людьми, наделенными умением портить, колдовать; таких людей (как и больных икотой) именовали икотниками, икотницами. Вызывать заболевания мог не только колдун, но и любой человек, знающий способы напуска икоты. В некоторых районах России икотку, икотницу (как и кликушу) считали вещей, умеющей прозревать прошлое и будущее, предсказывать, ворожить с помощью нечистого духа.

Иларь. Грек, который хотел учить детей русских письменности греческой, но должен был прятаться в наших домах, чтобы мы не знали, что он учит наши письмена и то, как приносить жертвы богам нашим.

Илия Пророк. Многие древние обряды сохранились в праздновании дня Ильи-Пророка (2 августа), который вобрал в себя черты языческого Перуна. Необходимо было умилостивить громовержца, поэтому в жертву ему приносили быка, которого потом съедали всем селом. Громовержец своими стрелами поражал нечисть, и бесы, чтобы избежать гибели, превращались в животных. Потому в Ильин день не впускали животных в дом — боялись, что это злой дух, которого стрела громовержца может настигнуть в избе, и изба сгорит. Когда в христианской Руси небесный огонь из глиняных рук Перуна передан был в незримую длань библейского пророка Илии, явилось верование, что властная рука всехвального пророка мечет на землю молниеносные стрелы, чтобы разить насмерть злых духов, враждебных человеку. Илья-пророк, впрочем, знает невиновность человека, которого избрал дьявол себе для защиты, и жалеет Божье создание, хотя в то же время твердо убежден, что все равно тот человек, в которого успел вселиться дьявол, погиб бы, так как злодей не покинет своей жертвы уже во всю жизнь и, рано или поздно, заставит потонуть или повеситься. Илья — усердный Божий помощник в борьбе с нечистой силой — не только не враг человеческому Роду, но радетель и старатель за православный люд: Убивает он избранного как случайную жертву, в уверенности, что Бог милует и приемлет таких несчастных, удостаивая их царствия небесного, так как они явно сослужили полезную службу людям своей смертью, которая вместе с тем вызвала одновременно и смерть злого духа. Илья — ветхозаветный пророк, в народной традиции повелитель грома, небесного огня, дождя, покровитель урожая и плодородия. День памяти св. Ильи — 20.VII /2.VIII. Илья — «грозный святой». Согласно славянским народным легендам, опирающимся на библейскую традицию, Илья был взят живым на небо. До 33-х лет Илья не мог ходить и был исцелен и наделен огромной силой Богом и св. Николаем, после чего был вознесен на небо (рус.; ср. былинный сюжет об Илье Муромце). Илья-пророк ездит по небу на огненной (каменной) колеснице, запряженной огненными (белыми, крылатыми) конями (в.-слав.), или на белом коне (болг.), отчего и происходит гром. Зимой Илья ездит на санях, поэтому грозы и грома не бывает (рус.). Гром происходит также оттого, что Илья катает по небу бочки (болг.). Сила Ильи-громовержца столь велика, что ее приходится сдерживать: Бог возложил на голову Ильи тяжелый камень (рус.), сковал ему одну руку и ногу (укр. карпат.); сестра Ильи Мария Огненная (св. Богородица, св. Елена) скрывает от него день его праздника, иначе Илья от радости побьет молниями весь свет (серб., болг.); у Ильи есть только левая рука; если бы он имел обе руки, то перебил бы всех дьяволов на земле (банатские геры). По русскому поверью, перед концом света И. три раза объедет свет, предупреждая о Страшном суде; согласно карпатской легенде, явится на землю умирать или примет мученическую смерть через отсечение головы на шкуре огромного вола, который пасется на семи горах и выпивает семь рек воды; пролившаяся при этом кровь Ильи сожжет землю. По легенде из Галиции, конец света наступит, когда Илья так ударит громом, что земля рассыпется и сгорит; ср. рус. духовный стих «О Страшном суде», в вариантах которого Илья карает грешный человеческий род. В сербских песнях Илья разрешает спор земли и неба о правде и кривде, побывав на земле и узнав, что «кривда на землице черной», Илья наказывает людей за их грехи, запирает небо на три года так, что не греет солнце и не идет дождь, насылает оспу. Русские крестьяне на Смоленщине считали, что на земле идет дождь, когда Илья развозит по небу воду для святых и проливает ее. По верованиям болгар, Илья заставляет души умерших цыган делать град и пускать его на поля грешников. Молния — это след от колесницы Ильи или огненные стрелы, бросаемые Ильей с неба в чертей, ламий, хал. От удара копыт коня Ильи -пророка или от громовых стрел Ильи образуются источники, почитающиеся в народе святыми. Как податель урожая и приплода скота Илья выступает в обрядовом фольклоре (колядки, щедровки, подблюдные, волочебные, жнивные песни). По болгарскому поверью, белые летние облака ? это овцы Ильи -пророка. Особенности народного культа Ильи -пророка свидетельствуют в пользу того, что св. Илья является христианским заместителем славянского языческого бога-громовника Перуна. В народном культе святых функции Ильи могут частично отождествляться с функциями св. Георгия (змееборчество, воин-всадник, покровительство охоте, волкам). Антиподом карающему Илье представляется милостивый св. Николай. В Пиринской Македонии (Петрич) полагали, что св. Георгий — повелитель весеннего дождя и грома: вместе с пророком Ильей он разъезжал на коне по небу и от этого слышался гром. У восточных славян преобладает представление, по которому грозовые (перуновы) Тучи гонит по небу св. Илья, поэтому их нельзя отгонять бранью (белорусы).

Ильмер. Старец. Видимо учитель братьев. Славен и Скиф пошли в землю Ильмерскую, но решили, чтобы старший сын остался у старца Ильмера.

Hosted by uCoz