Ибис - Иван девкин сын
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел И
__________________________________________________________________________
Ибис
Ива
Иван
Иван
Иван Бессчастный
Иван Богатырь
Иван бурлак
Иван Быкович
Иван Водович
Иван вор
Иван Годинович
Иван голый
Иван Горох
Иван Гостинович
Иван гостиный сын
Иван Девкин сын
__________________________________________________________________________

Ибис. Иблис. Дьявол. Согласно коранической легенде - мятежный дух, отказавшийся помочь Адаму, сотворенному из глины, в то время как он сам, Ибис сотворен из огня, т.е. из высшей субстанции. Противник Аллаха, его называют так же шайтаном. Брокгауз и Ефрон дают свою интерпретацию этого образа: Ибис - птица эта в древнем Египте, повсеместно почиталась священной, была символом Тота, бога мудрости и правосудия, которому часто поклонялись в образе Ибиса; изображался Тот с головою Ибиса, и эта же птица служила иероглифическим знаком его имени. В храме Тота содержались многочисленные Ибисы. Трупы Ибисов подвергались бальзамированию. В древнем Египте И. были весьма многочисленны и беспрепятственно водились даже в городах, ныне же встречаются в Египте чрезвычайно редко, но южнее Хартума они довольно многочисленны. Согласно В. Далю Ибис -ивин (церк. птица Tantalus Ibis) похожая на большого кулика или на малую цаплю; коровайка черная. В России ещё пока проживает красноногий ибис, который относится к исчезающим птицам. В Библии Ибис (Лев 11:17, Вт 14:16) — известная птица из породы болотных или живущих на берегах реки. Закон Моисеев воспрещал употребление ее в пищу, признавая ее нечистою. Древние Египтяне видели в своей реке, Ниле, подателя и зиждителя всякой жизни и вследствие сего боготворили оную. Соответственно этому взгляду и ибис, появлявшийся в Египте с разлитием реки, как верный предвестник наступающего изобилия, пользовался особенным уважением и честью и считался ими за божество. Эту птицу боготворили, бальзамировали трупы ее и ставили пирамиды над нею.

Ива. Иву можно считать одной из Брегинь. В раннем неолите в связи с переходом к интенсивному собирательству происходит замена водной стихии на растительную. Древесный первопредок.

Иван Бессчастный. Всеобщий характер парадигмы, определяемой образцом Ивана Царевича, вытекает из того, что герой в этой функции практически всегда “Иван” и что большинство других сказочных героев тоже “Иваны” — с уточняющими характеристиками или без них, ср.: Иван, Иванушка, Ивашка, Иваныч, Иван Бессчастный. Одни из этих “Иванов” выступают как действующие лица в тех же сюжетах, где участвует и Иван Царевич, то как его спутники - помощники, то как его явные или тайный недоброжелатели, другие оказывается ипостасями Ивана Царевича, особенно Иван-Дурак.

Иван Богатырь. Всеобщий характер парадигмы, определяемой образцом Ивана Царевича, вытекает из того, что герой в этой функции практически всегда “Иван” и что большинство других сказочных героев тоже “Иваны” — с уточняющими характеристиками или без них, ср.: Иван, Иванушка, Ивашка, Иваныч, Иван Богатырь. Иван бурлак.. Одни из этих “Иванов” выступают как действующие лица в тех же сюжетах, где участвует и Иван Царевич, то как его спутники - помощники, то как его явные или тайный недоброжелатели, другие оказывается ипостасями Ивана Царевича, особенно Иван-Дурак.

Иван бурлак. Всеобщий характер парадигмы, определяемой образцом Ивана Царевича, вытекает из того, что герой в этой функции практически всегда “Иван” и что большинство других сказочных героев тоже “Иваны” — с уточняющими характеристиками или без них, ср.: Иван, Иванушка, Ивашка, Иваныч, Иван Богатырь. Иван бурлак.. Одни из этих “Иванов” выступают как действующие лица в тех же сюжетах, где участвует и Иван Царевич, то как его спутники - помощники, то как его явные или тайный недоброжелатели, другие оказывается ипостасями Ивана Царевича, особенно Иван-Дурак.

Иван Быкович. Один из русских мифологических Иванов. Мифологизированный образ героя русских народных сказок, победившего многоголовых змеев. Победивши их, он должен бороться с их сестрами или женами, которые превращаются одна в золотую кроватку, другая в дерево с золотыми и серебряными яблоками, а третья в криницу. Должен состязаться богатырь и с их матерью, ужасною змеихою, которая раззевает пасть свою от земли до неба. Быстрота полета бурной дожденосной тучи олицетворялась в образе быстрого коня; проливаемые ею потоки — к сближению ее с дойной коровой, — поэтому Иван-коровьин сын есть собственно сын тучи, т.е. молния или божество грома Перун.

Иван Водович. Не исключено, что триаде Горыня, Дубыня и Усыня на более раннем этапе развития соответствовала трехчленная “змеиная” группа - Змей Огненный, Змей Глубин, Змей Вод (ср. дальнейшую трансформацию — Иван Водович, Федор Водович, Михаил Водович). Эти образы хорошо известны в индоевропейской мифологии.

Иван вор. Всеобщий характер парадигмы, определяемой образцом Ивана Царевича, вытекает из того, что герой в этой функции практически всегда “Иван” и что большинство других сказочных героев тоже “Иваны” — с уточняющими характеристиками или без них, ср.: Иван, Иванушка, Ивашка, Иваныч, Иван - вор. Одни из этих “Иванов” выступают как действующие лица в тех же сюжетах, где участвует и Иван Царевич, то как его спутники - помощники, то как его явные или тайный недоброжелатели, другие оказывается ипостасями Ивана Царевича, особенно Иван-Дурак.

Иван Годинович. В былинах является племянником князя Владимира и этим привязан к киевскому циклу. Содержание былин об Иване Годиновиче является одною из вариаций былин о сватовстве. Иван Годинович отправляется в сопровождении Ильи и Алеши сватать царевну Золотой Орды или Индии Богатой (имя также варьируется). Иван Годинович успевает в своем сватовстве, но прежний жених царевны Кощега (v. Афромей) преследует его. В битве Иван Годинович побеждает Кощегу, но измена царевны меняет положение; Кощега привязывает Ивана Годиновича к дубу и хочет его убить из его же лука. Заклятая Иваном Годиновичем стрела убивает самого Кощегу, после чего Иван Годинович казнит царевну. С Иваном Годиновичем часто смешивается Иван Гостин-сын, но, по-видимому, правильнее рассматривать его как особого богатыря, героя былины о состязании коней, в которой имя Ивана Гостина-сына чередуется с именем Дюка. Параллели былин об Иване Годиновиче отмечены разными исследователями в сказаниях о Геракле, малорусской сказке, житии Иосифа Волоцкого, в Панчатантре, восточных народных сказаниях, немецких и польских сказаниях, в сербских песнях о Марке Королевиче и Бановиче Страхине. Уже это обилие параллелей говорит, что перед нами бродячий мотив.

Иван голый. Всеобщий характер парадигмы, определяемой образцом Ивана Царевича, вытекает из того, что герой в этой функции практически всегда “Иван” и что большинство других сказочных героев тоже “Иваны” — с уточняющими характеристиками или без них, ср.: Иван, Иванушка, Ивашка, Иваныч, Иван голый. Одни из этих “Иванов” выступают как действующие лица в тех же сюжетах, где участвует и Иван Царевич, то как его спутники - помощники, то как его явные или тайный недоброжелатели, другие оказывается ипостасями Ивана Царевича, особенно Иван-Дурак.

Иван Горох. Всеобщий характер парадигмы, определяемой образцом Ивана Царевича, вытекает из того, что герой в этой функции практически всегда “Иван” и что большинство других сказочных героев тоже “Иваны” — с уточняющими характеристиками или без них, ср.: Иван, Иванушка, Ивашка, Иваныч, Иван Горох. Одни из этих “Иванов” выступают как действующие лица в тех же сюжетах, где участвует и Иван Царевич, то как его спутники - помощники, то как его явные или тайный недоброжелатели, другие оказывается ипостасями Ивана Царевича, особенно Иван-Дурак.

Иван Гостинович. С Иваном Годиновичем часто смешивается Иван Гостин-сын, но, по-видимому, правильнее рассматривать его как особого богатыря, героя былины о состязании коней, в которой имя Ивана Гостина-сына чередуется с именем Дюка.

Иван гостиный сын. Всеобщий характер парадигмы, определяемой образцом Ивана Царевича, вытекает из того, что герой в этой функции практически всегда “Иван” и что большинство других сказочных героев тоже “Иваны” — с уточняющими характеристиками или без них, ср.: Иван, Иванушка, Ивашка, Иваныч, Иван гостиный сын. Одни из этих “Иванов” выступают как действующие лица в тех же сюжетах, где участвует и Иван Царевич, то как его спутники - помощники, то как его явные или тайный недоброжелатели, другие оказывается ипостасями Ивана Царевича, особенно Иван-Дурак.

Иван Девкин сын. Всеобщий характер парадигмы, определяемой образцом Ивана Царевича, вытекает из того, что герой в этой функции практически всегда “Иван” и что большинство других сказочных героев тоже “Иваны” — с уточняющими характеристиками или без них, ср.: Иван, Иванушка, Ивашка, Иваныч, Иван девкин сын. Одни из этих “Иванов” выступают как действующие лица в тех же сюжетах, где участвует и Иван Царевич, то как его спутники - помощники, то как его явные или тайный недоброжелатели, другие оказывается ипостасями Ивана Царевича, особенно Иван-Дурак.

Hosted by uCoz