Гурии - Гэсэр хан
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел Г
_________________________________________________________________________
Гурии
Гусеницы
Гусь
Гуштасп
Гэсэр хан
__________________________________________________________________________

Гурии. Гурии, хурии (араб. хур, «черноокие»), в мусульманской мифологии вечно юные и ослепительно красивые девы, вместе с праведниками населяющие джанну (рай). По своим функциям очень схожи со скандинавскими валькириями. В Коране Гурии называются также «супругами чистыми» погибших героев и просто достойных людей (2:23, 3:13; 4:60), т.е. лишёнными как телесных, так и духовных недостатков и на сроки, зависящие от числа благочестивых поступков последних, причём. Их не коснулся ни человек, ни джинн (55:56, 74). Сравнимые красотой с яхонтами и жемчугами (55:58), они сокрыты в шатрах (55: 72); «и сделал их (аллах) девственницами, мужелюбящими, сверстницами» (56:35-36). Земные супруги, если они вели праведную жизнь, также живут в раю со своими мужьями (Коран 43:70). При этом супруги небесные имеют тот же возраст, что и праведники. Согласно комментарию ал-Байдави, им всем по 33 года. Позднее предание описывает Гурии как существа, созданные из шафрана, мускуса, амбры и камфары. Они почти прозрачны и благоуханны, живут во дворцах, украшены драгоценностями. На груди у каждой написаны имя аллаха и имя её супруга. В словаре Брокгауза и Ефрона указано, что гурии покоятся в роскошных, вечно зеленеющих садах на драгоценных коврах, и в их объятиях правоверного ожидает бесконечное блаженство. Из истории известен Святитель Гурий, архиепископ Казанский в 1563 году.

Гусеницы. Относ ятся к гадам. Это животные, выделяемые в традиционной народной культуре в особый класс хтонических животных.

Гусь. Вештица могла принимать вид ночной бабочки, мотылька, черной чтицы, курицы, гуся, индюшки; могла также превратиться в жабу, кошку, собаку, волка.

Гуштасп. В иранской мифологии царь, провозгласивший зороастризм государственной религией Ирана. Образ восходит к авест. Виштаспе; среднеиран. Виштасп. Согласно «Шахрихаин Эран», религиозному произведению на среднеиранском языке, Виштасп повелел Зардушту - Заратушгре записать «Авесту» (1200 глав) специальным религиозным шрифтом на золотых досках и поместить её в «сокровищницу (храм) огня». В «Денкарте» упомянута десятая, не дошедшая до нас книга «Авесты» «Виштасп-Наск», посвящённая борьбе Виштаспа с царём хионитов Арджаспом, противником зороастризма (о победе Виштаспа над ним повествует поэма на среднеиранском языке «Йадгар Зареран», ем. в ст. Арджасп). Согласно «Шахнаме», Гуштасп - сын иранского царя Лухраспа. Отец не желает уступить ему трон, и Гуштасп отправляется в Рум (Византию), где в него влюбляется дочь кесаря Китаюн (сначала увидевшая Гуштаспа во сне). Кесарь отрекается от дочери, и влюблённые скрываются от его гнева у одного из румийских вельмож. Однако Гуштасп своими подвигами (убийством чудовищного волка и др.) добивается расположения кесаря и тот отдаёт ему в жёны трёх своих дочерей, в т. ч. и Китаюн. После победы Гуштаспа над противником Рума хазарским царём Ильясом кесарь замышляет с помощью Гуштаспа завладеть Ираном, но Лухрасп добровольно уступает престол Гуштаспу. Став царём, Гуштасп начинает опасаться притязаний на трон со стороны своего сына Исфандияра и коварно губит его.

Гэсэр хан. Потанин видит схожие черты Ставра Годиновича в монгольском Гэсэр-хане.

Hosted by uCoz