Грешные души - Гумиры
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел Г
_________________________________________________________________________
Грешные души
Грешные люди
Грешок
Грибич
Грибы
Григорий Победоносец
Григорий святой
Гримтурсы
Гриф Птица
Грифон
Грицько
Гром
Гром Гремучий Великий
Громислав
Громислав
Громич
Громовержец
Громовник
Громовый жернов
Громоносный Змей
Грыжа
Грынуша или Хрипуша
Гуменник
Гуменниха
Гуменные
Гуменный
Гуменный хозяин
Гуменщик
Гумиры
_________________________________________________________________________

Грешные души. По народным представлениям, праведные души свободно входили в дом и участвовали в общей трапезе, а грешные души (выпущенные в этот день из ада) могли лишь заглянуть к родным через окно дома. Поляки считали, что в колеях Дорог пребывают грешные людские души.

Грешные люди. Вампирами становятся развратники, убийцы, скупцы, пьяницы и другие грешные люди, колдуны, знахари и т.д.

Грешок. Грех, грешок — одно из многочисленных наименований чёрта, отражающее представления о нем как об искусителе, который вводит в грех.

Грибич. Согласно "Влесовой книге", этот бог относится к русскому пантеону языческих богов.

Грибы. В народной демонологии Грибы — живые существа, имеют дар речи, превращаются в демонических существ, в золото; представляются заколдованными ведьмами или карликами, отбирают у людей силу и здоровье. Растущие кругами Грибы указывают на место игр самовил или присутствие нечистой силы (ср. рус. ведьмины кольца). Грибы превращаются в жаб, червей, бывают причиной появления змей в доме (пол., бел.). Грибы принадлежат потустороннему миру, где человек пребывает до рождения и после смерти (ср. чеш. выражение «Тогда ты еще ходил по грибы, еще грибы пас» в значении «тебя еще на свете не было»). В мифологии славян Грибы занимают промежуточное положение между животными и растениями. Происхождение Грибов связывается с остатками трапезы мифологических существ (ю.-слав. самодив) или с пищей, которую втайне от Христа ели и выплюнули апостолы (з.-слав., укр., бел.). В народных представлениях Грибы часто соотносятся с нечистыми животными и растениями, экскрементами и гениталиями животных, инородцами: названия типа рус. собачий гриб, чертов табак, словац. «вороний помет», пол. «бычьи яйца», словац. «борода еврея», «цыганский гриб» и т.п. В сновидениях Грибы для девушки означают жениха, для женщины — беременность. Согласно польским и украинским поверьям, видеть, собирать Грибы во сне — к смерти. Грибы связаны с дождем, громом, молнией.

Григорий Победоносец. Есть версия, что Егорий Храбрый (Георгий Победоносец), поражающий змея - никто иной как Перун, "затесавшийся" в святцы, прикрывшись христианским именем.

Григорий святой. Егорий вешний. В день Егория вешнего (св. Георгия) — 6 мая — впервые после зимы выгоняли скот на пастбища, стегали его вербой.

Гримтурсы. Великаны инея — демоны зимы, враги земледелия и урожаев.

Гриф Птица. Баснословная птица, с помощью которой сказочные герои совершают свои воздушные полеты. В народных памятниках она является в разных образах. В сказке «Норка-зверь» как птица, которая столь огромна, что подобно тучам, заволакивающим небо, затемняла собою солнечный свет. В другой сказке подымается буря от взмаха крыльев птицы-львицы или гриф-птицы, которая величиной будет с гору, а летит быстрее пули из ружья. Греки представляли грифа с головой и крыльями орлиными, с туловищем, ногами и когтями льва, — какое представление попало и в русскую сказку. Гриф-птица хватает мертвечину и вместе с нею переносит молодца через широкое море. Воображению сказочников она представляется наполовину птицей (голова и крылья орлиные), наполовину зверем (туловище и ноги льва). Перья у этого птице - зверя заострены, как стрелы; когти и клюв у него — железные. Величиною он — с гору. Сказочные добры молодцы, отправляясь в тридесятое царство, в тридесятое государство за невестами, подходят к синему морю — нет переправы через необозримую водную пустыню. Велят они рыбакам зашить себя в лошадиную шкуру и положить на берегу. Прилетает ночью гриф, хватает шкуру и переносит в ней добра молодца за море. Разрезает тогда он булатным мечом свою оболочку и выходит на белый свет, пугая неожиданностью чудовищного перевозчика, только что собиравшегося было позавтракать принесенной добычею. Эта птица летает так быстро, как ветер, а есть и быстрее ее, говорит народ.

Грифон. В мифологии некоторых народов Древнего Востока фантастическое чудовище с туловищем льва, крыльями орла и головой орла или льва, с длинным змеиным хвостом. Могучая птица-собака. Дажьбог изображался летящим на колеснице, в которую запряжены грифоны запряжены грифоны — собаки с птичьими крыльями, спутники богов плодородия. Страж золота. В частности известно что охраняют сокровища Рипейских гор, золото Ирия, они стерегли проход в пекельное царство. От его крика вянут цветы и жухнет трава, а если есть кто живой то все мертвыми падают. (греч.) (слав.) Глаза у грифона с золотым отливом. Голова по размеру напоминала голову волка с огромным устрашающего вида клювом в фут длинной. Крылья со странным вторым суставом, чтобы удобнее было их складывать. Знаменитый путешественник, Марко Поло, слышал на Мадагаскаре рассказы о птице "рок", возможно – это была Птица Рух. В славянской мифологии все подходы к Ирийскому саду , Алатырской горе и яблоня с золотыми яблоками.стерегут грифоны, василиски. Кто эти золотые яблочки попробует - тот получит вечную молодость и власть над Вселенной. А саму яблоню с золотыми яблоками стережет дракон Ладон. Ни пешему, ни конному нет сюда прохода. Велесова Книга так сообщает о Грифонах: Вслед за Вороном стаей чёрною, мрачным видением, с криком громким и жалобой горестной поднялись птицы Навью рожденные: птица-лебедь Обида с печальным лицом, вслед Грифон и Могол - птицы грозные, а за ними сладкоголосая птица Сирин, что песней печальною одурманивает и манит в царство смерти. Потемнело от птиц Солнце Красное, воронье над полями заграяло, закурлыкали черные лебеди, а сычи и совы заухали.

Грицько. Василь, Иван, Яша, Адам и др. Аиста часто называют этими человеческими именами.

Гром Гремучий Великий. Божество, которое каждую весну садится на своих коней и скачет по небу. Громкоголосый, всегда сердитый, мчится колесницей по облакам, копьём протыкает небо, поливая дождем Мать Сыру-Землю, хлещет её золотой плёткой (молнией). Гром Гремучий более позднее божество, свои качества позаимствовал у Перуна. Почитание Грома Гремучего при введении христианства перенесли у нас на почитание Ильи Громовика.

Гром. Бог Перун. В мифах Гром наделяется волей и сознанием. В волшебных сказках живую и мертвую воду приносят Град, Гром и Вихрь или птицы, воплощающие эти стихии, — Орел, Сокол, Ворон. В древнерусской «Беседе трех святителей» написано: «Иван рече: отчего гром сотворен бысть? Василий рече: два ангела громная есть: эллинский (языческий) старецъ Перунъ и Хорсъ жидовинъ, два еста ангела молнiйна. Вопросъ: что есть громъ и молнiя? Толкъ: ангелъ Господень летая бьетъ крылома и гонитъ дiавола». В народе известны сказки о браке сестёр с солнцем, месяцем и вороном, с ветром, градом и громом. Та же могучая сила, которая присваивалась Перуновой палице, грому, принадлежит и цвету папоротника: обладая им, человек не боится ни бури, ни грома, ни воды, ни огня, делается недоступным влиянию злого чародейства и может повелевать нечистыми духами. Для этих последних цвет папороти так же страшен, как и громовые стрелы: завидя пламенный цветок, они, по одному представлению, стараются овладеть им и запрятать в облачные пещеры, а по другому — в ужасе разбегаются от него по своим трущобам и болотам. Язычники нарекли Волхова, сына князя Словена, основателя Новгорода, богом — Громом или Перуном: чародей поставил свой городок на Перыни (урочище на р. Волхов под Новгородом), где стоял идол Перуна.

Громислав. Великан - землеустроитель, помогавший Сварогу - творцу в созидании нашей планеты. По южнорусскому преданию, Сварог сотворил Землю из первобытной грязи, отцедив воду. Сохнет Земля, зеленеет, украшает себя цветами да деревьями. Увидел то Сивый (Дьявол), повел тучи рядами на Землю, стал грозить всему живому. Тогда Сварог вырвал дуб с корнем да и начал Сивого гонять. Тот на тысячи мелких капель рассыпался, пал на Землю губительным дождем — все цветы почернели, листья увяли. Рассерженный Сварог повелел дождю остановиться: капли в воздухе летают, а на Землю не падают. И подул на них Сивый, чтоб к Земле прибить. Тогда-то и позвал Сварог Громислава, повелев: "Разбей дождь, чтоб ни одной капли не осталось!" Великан своею дубиной так поусердствовал, что даже Земля стала качаться и вода по ней разлилась. "Сдуй ее, чтоб вместе была!" — приказал грозный Сварог. И начал Громислав дуть на воду. Дует здесь — а она там просачивается, дует там — а она здесь протекает. Рассердился он, да как дыхнет за один раз, духу набравши, так и сделалось Черное море! "Ну, будет тебе, Громиславе! — изрек Сварог. — Ложись спать!" Лег Громислав и заснул, а Сварог прикрыл его полями — горами, чтоб не тряслось все, когда проснется. И лежит он, Громислав, спит до самого Страшного суда. Тогда и проснется — сразу все моря разольются!.

Громич. Согласно "Влесовой книге", этот бог относится к русскому пантеону языческих богов.

Громовержец. Перун.

Громовник. По народным повериям, это воплощение всех небесных сил, прежде всего грома, молнии, грозы, олицетворение устрашающих стихий. Язычники называли его Сварогом, потом Перуном, ну а когда в христианской Руси небесный огонь из глиняных рук Перуна передан был в незримую длань библейского пророка Илии, явилось верование, что властная рука всехвального пророка мечет на землю молниеносные стрелы, чтобы разить насмерть злых духов, враждебных человеку. Ведая про то, злые, но трусливые бесы в неописуемом смятении мечутся по земле, отыскивая себе надежные места для защиты. Небесная огненная стрела находит виноватого всюду и разит без разбора, убивая из-за бесов и людей (бесы вполне безопасны от ударов молнии лишь в чистом поле на межах). Илья-пророк, впрочем, знает невиновность человека, которого избрал дьявол себе для защиты, и жалеет Божье создание, хотя в то же время твердо убежден, что все равно тот человек, в которого успел вселиться дьявол, погиб бы, так как злодей не покинет своей жертвы уже во всю жизнь и, рано или поздно, заставит потонуть или повеситься. "Громовых стрел два сорта: от огненных происходят пожары, а каменные или чугунные убивают людей, расщепляют деревья", — толкуют словоохотливые деревенские старушки. и каждая из них, на случай грозы, припасает ладан, чтобы посыпать его на уголья в печной загнетке или на раскаленную сковородку, так как "черт ладану боится". Как язык есть ключ к тайнам души, так молния — огненный язык бога - громовника — есть ключ, с помощью которого отмыкаются уста Перуновы и раздается его громовое слово.

Громовый жернов. Жернов, который мелет людское счастье и богатство. У белорусов сохранилось поверье, что горные духи, подчиненные Перуну и вызывающие своим полетом ветры и бурю, возят на себе громовый жернов, на котором восседает сам Перун с огненным луком в руках.

Громоносный Змей. На острове Буяне лежит громоносный змей.

Грыжа. Болезнь; персонификация болезни. В России XVII в. грыжу, по-видимому, могли представлять в облике живого, «грызущего существа». Согласно поверьям русских крестьян XIX–XX вв., грыжу можно изгнать, уничтожить, но «облик» этого заболевания почти не обозначен.

Грынуша или Хрипуша. Бесицы-трясавицы. Духи болезней. Вначале так надывали лихорадку, а затем и другие болезни. Ложится на грудь и выходит харканьем.

Гуменник. Дух, живущий на гумнах, где молотят зерно и где хранят сжатый хлеб. Дух, «хозяин» гумна; домовой, обитающий на гумне, дух двора, отождествляемый с овинником. «Гумно — место обитания демонологических персонажей. У вост. славян это гуменник, гуменный (рус.), гуменник и гуменниха (бел.), а также овинник. Их старались ублажить и задобрить. Иногда гуменный отождествляется и с домовым, но, по-видимому, это самостоятельный персонаж. Он связан и с хлебными злаками, соломой, растительностью, и с помещением, в котором обрабатывается, хранится урожай, составляющий достаток семьи, залог ее благополучного будущего. Сведения о гуменнике немногочисленны. На севере России его представляли человеком с ярко горящими глазами. Он может явиться в виде барана (Смол.). Гуменник может быть мохнат, с лапами, и его мохнатость соотнесена с достатком крестьян: «Гуменник мохнат — крестьянин богат». Как и овинник, рижный, гуменный хозяин участвует в святочных гаданиях: он должен погладить гадающих на гумне. Если он погладит голой лапой, то это «к худу», шерстистой — «к добру». «На Новый год на гумне ходили слушать: как хорошо будет жить, так метлой гребут, а как нет, так разметают. В одном из рассказов гуменник защищает мужика от покойника-еретика (Арх.). Крестьяне Архангельской губернии верили, что гуменник «мужику, дружному с ним, заправляет, Бог весть откуда, хлеб, так что мужик в течение зимы и весны, не прибегая к купле, сам еще продает лишний хлеб на базарах»; кроме того, считали, что гуменник «не любит ночлежников», поэтому в овине старались не спать, «чтобы не задавил гуменник».

Гуменниха. Гумно — место обитания демонологических персонажей. У вост. славян это гуменник, гуменный (рус.), гуменник и гуменниха (бел.), а также овинник. Их старались ублажить и задобрить.

Гуменные. Относятся к домовым.

Гуменный хозяин. В быличках гуменный хозяин предстает в разных обликах: человека в белом, старика, барана, журавля.

Гуменный хозяин. Дух, «хозяин» гумна; домовой, обитающий на гумне.

Гуменный. Гуменник. У восточных славян и белорусов - это гуменник, гумениха, у русских гуменный, гуменник, а также овинник. Их старались ублажить и задобрить. Гуменный - Дух, «хозяин» гумна; домовой, обитающий на гумне. Гуменный (как и овинный, рижный) — один из духов крестьянских хозяйственных построек, в которых сушат, молотят, хранят снопы, хлеб.

Гуменщик. Дух, «хозяин» гумна; домовой, обитающий на гумне.

Гумиры. В осетинской мифологии великаны; представлялись грубыми сильными. В нартском эпосе выступают как уаиги, которые постоянно враждуют с нартами. Часто изображаются семиглавыми чудовищами или одноглазыми. По преданию, перед людьми были гумиры, затем черноногие.

Hosted by uCoz