Горыня Змеевич - Грешники большие
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел Г
_________________________________________________________________________
Горыня Змеевич
Горыня
Горюний
Горюния
Горячка
Господарик
Господства
Господь
Господь Бог
Господь Дедо
Госпожа
Госпочка
Гостич
Гость
Гостьюшка
Град
Градивник
Градивнык
Грёза
Гремлины
Грех
Греховодный
Грец
Гречуха
Грешник
Грешники большие
__________________________________________________________________________

Горыня Змеевич. У Репейских гор выходил на берег реки Смородиновой Горыня-Змеевич навстречу Велесу. Он каменья и горы вывертывал, через речку их перебрасывал. Вызвал он Велеса на бой, но стал конь под ним спотыкаться, подвернулась у него нога, упал Горыня на землю. Взмолился Горыня о пощаде, за это обещал стать Велесу его братом названным.

Горыня. Богиня. Горюет о смерти, в которую повергаются она руками божьими.

Горыня. Триглав вместе с Дубыней и Усыней. Три богатыря - великана русских сказок. Они обладают сверхчеловеческой и одновременно нечеловеческой силой, которая приводит к нарушению естественного природного порядка, затрудняющему действия главного героя. С Горыней связаны Горыныч, Бернигора и Вертогор. Горыня - горный великан, может обращаться в Змея Горыныча, охраняет темное царство. Горыня (Горыныч, Вергогор, Вернигора) захватывает целую гору, несет в лог и верстает дорогу или “на мизинце гору качает, горы сворачивает”. Если предположить, что Горыня происходит от «гореть», то три богатыря есть воплощение трех стихий; Горыня — огонь, Дубыня — земля, Усыня — вода. Идёт он по дороге и видит: один человек раздвигает горы. Покати-горошек удивился, подошел к человеку и говорит: «Здорово, добрый молодец! Что ты делаешь?» — «Да вот дорогу делаю». — «А куда ты пойдёшь?» — «В свет, счастья искать!» — «Давай пошли вместе!» Вот они идут, Покати-горошек и спрашивает: «А как тебя зовут?» — «Сверни-гора, — тот отвечает...». Славянские титаны - это Святогор, Златогорка, Горыня, Дубыня и Усыня, Кащей. С этими богами боролись боги славян, подобно тому, как боги греков противостояли гигантам и титанам. "Допотопные" мифы (события в "Песнях птицы Гамаюн" заканчиваются Всемирным Потопом) повествуют о борьбе ариев-праславян и атлантов-титанов. Эти богатыри — не духи-покровители соответствующих объектов (гора, дуб, река), а нарушители их естественных функций: они срывают горы, вырывают дубы, запирают течение рек. Антропоморфические черты этих богатырей слабы и оттеснены хтоническими: гора, дубы (лес) и река (вода) являются местом их обитания. Горыня связывается с горой как препятствием на пути, помехой, нарушающей ровность воздвижением вверх. Имя Змей Горыныч отсылает к образу Огненного Змея, известного как в славянской (ср. сербский Змей Огненный Волк), так и в иных традициях (ср. иранский Ажи Дахака, букв.— “Змей Горыныч”, Горыныч как Горыня, баба Горынинка и др.— от глагола “гореть” и лишь вторично от слова “гора”: иногда появляется мотив Змей Горыныч на горе). Горыня встречается в эпизоде в Бабой Ягой: когда один из богатырей остается в избушке, чтобы приготовить еду для ушедших на охоту товарищей, является Баба Яга, избивает богатыря и вырезает ремень из его спины; только главный герой выдерживает это испытание, побеждая Бабу Ягу. Преследуя Бабу Ягу, богатыри вместе с главным героем приходят к норе (отверстию, пещере), герой спускается в подземное царство (или в три подземных царства), добывает для богатырей невест — царевен этого царства, которых вытаскивают на веревке на землю: когда же пытается выбраться наружу главный герой, один из богатырей обрубает веревку. В финале герой сказки убивает Горыню, Дубыню и Усыню. Чаще всего Горыня, Дубыня и Усыня выступают вместе, образуя законченную триаду. Эта триадическая схема (вероятно, поздняя) отразилась в образах трех эпических богатырей — Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича (характерно, что своим именем Добрыня напоминает Дубыню, а мотив змееборства Добрыни и его связи с рекой-водой отсылает к образу Усыни). Святогор с его косной, не находящей применения силой оказывается в генетическом плане сродни Горыни (Илья Муромец в сюжете с участием Святогора выступает как аналог героя сказки). Горыне близок и другой эпический персонаж — Змей Горыныч, в свою очередь, связанный с образом Огненного Змея. Не исключено, что триаде Горыня, Дубыня и Усыня на более раннем этапе развития соответствовала трехчленная “змеиная” группа - Змей Огненный, Змей Глубин, Змей Вод (ср. дальнейшую трансформацию — Иван Водович, Федор Водович, Михаил Водович). Эти образы хорошо известны в индоевропейской мифологии. Особенно близки им некоторые герои балтийских сказок — литовск. Калнавергис (букв. “Вернигор”. “Вертогор”) или Ажуолрович (букв. “Вырвидуб”) и т.п. Вместе с тем триада сказочных богатырей имеет и другое положительное соответствие — Вечорка, Зорька и Полуночка, выступающие в сходном сюжете со Змеем и тремя царствами и связанные с Солнцем. В этом контексте показательно участие Вертогора и Вертодуба в сказке, где участвует Солнцева сестра.

Горюний. Зверь. Одна из трансформаций образа горгоны Медузы в славянских апокрифах — “зверь Горюний”, охраняющий рай от людей после грехопадения. Иконография головы Горюны — характерная чёрта популярных византийских и древнерусских амулетов — “змеевиков”, где она является изображением дны — болезнетворного демона.

Горюния. Девица. Ей народная молва передавала некоторые черты Китовраса.

Горячка. Болезнь; персонификация болезни. В крестьянском быту горячками чаще всего именуются тифы и вообще болезни с повышенной температурой. Иногда горячку представляли в облике вредоносного существа, вызывавшего болезнь, иногда — смешивали с лихорадкой. Так, жители Калужской губернии полагали, что горячки — двенадцать отвратительных старух. Причиною горячки, как и вообще всех острых заразительных болезней, признается: наказание Божие или „злое поветерье“». Согласно обычаям Казанской губернии, больного горячкой парня «целует невзначай для него до трех раз перворожденная в семье девица, отчего он будто бы поправляется. Для этого девица подбегает верхом на палке, в белой рубашке, с распущенными волосами.

Господарик. Уж. Домовой. В Белоруссии и соседних с ней областях домового почитают в образе настоящего ужа, живущего под печью; хозяйки называют такого ужа господариком и кормят молоком. Обычай держать в домах ужей с глубокой древности известен всем славянам: ужи считались охранителями посевного зерна, потому что их боятся мыши. Изображения ужей археологи встречают на многих предметах, например на сосудах с зерном.

Господства. В христианских мифологических представлениях четвертый из девяти ангельских чинов, вместе с силами и властями образующий вторую триаду. Согласно Псевдо-Дионисию, «знаменательное наименование святых Господств означает некоторое нераболепное и свободное от всякой низкой привязанности к земному возвышение к горнему, ни одним насильственным влечением к несходному с ними ни в каком случае не колеблемое, но господство постоянное по своей свободе, стоящее выше всякого унизительного рабства, чуждое всякой униженности, изъятое из всякого неравенства самому себе, постоянно стремящееся к истинному Господству и, сколько возможно, свято преобразующее в совершенное Ему подобие как само себя, так и все ему подчиненное, не прилепляющееся ни к чему случайно существующему, но всегда всецело обращающееся к истинно-сущему и непрестанно приобщающееся державному Богоподобию».

Господь Бог. «Над миром царит Господь Бог, — рассказывали вологодские крестьяне. — Он является иногда людям в виде странника, седого старика. Божественных существ, добрых духов, могут видеть вообще те только, кто этого достойны по своей праведной жизни или исключительным несчастиям».

Господь Дедо. Солнце, божество весенних гроз. У болгар существует поверье, что Дедо-Господь ходил некогда по земле в образе старца и поучал людей пахать и возделывать поля.

Господь. Об ответственности всего человечества за отдельные Грехи людские красноречиво говорит легенда о том, как когда-то Господь ходил по земле: небо было очень низко над землей, и на земле росла пшеница с тремя колосьями из одного корня. Однажды одна мать вырвала несколько колосков и подтерла ими своего младенца. За этот Грех разгневанный Бог поднял небо высоко, а на земле оставил один колос, который схватила собака. С тех пор, как говорят болгары в Пиринском крае, «Господь и небо высоко, а люди едят собачьё счастье». В украинских легендах «Святой «Понедельник» во время разговления в день Преображения Господня одаривает грешников яблоками за стенами рая, а праведники в раю получают Яблоко из рук Господа. Есть древний заговор: "Сотворил Господь небо и землю, и всю подвселенну; протекала река огненная, в той же огненной реке крестилась сила Господня, Петр и Павел, Михаил Архангел, сам Иисус Христос". С христианской традицией связаны образ Оленя с распятием на рогах в болгарских песнях и представление об Олене как слуге Божьем у болгар: когда Господь желает сообщить что-то людям, он посылает своего ангела или святого в образе Оленя. Согласно украинскому преданию, когда Господь однажды проходил мимо мельницы, мельник, чтобы напугать прохожего, надел вывороченный кожух, влез под мост и зарычал. Рассердившись, Господь сказал: «Чтоб ты так ревел, пока светит солнце»,— так появились на земле медведи. Битва на Курукшетре произошла примерно пять тысяч лет назад. Так говорится в Ведах. Сразу же после неё Господь покинул Землю. Его великая миссия была завершена и полубоги по воле Господа оставили свои материальные тела, перебив друг друга в безумии опьянения. Может быть, это произошло и в другом эпизоде. И не связано ли это было с падением Гипербореи, или Аркаима.

Госпожа. Когда в XII веке до н.э. дорийцы завоевали Грецию, то они принесли с собой культ Лады, чьё имя на их языке означало Госпожа. С тех пор наша Лада прочно поселилась в древнегреческой мифологии, она даже раздвоилась, став, в первую очередь, титанидой Лето (в Риме ее называли Латоной), матерью Аполлона и Артемиды.

Госпочка. Оспа; персонификация болезни. Название «госпочка» может отражать веру в «божественное» происхождение болезни оспы. Бывает такое рассуждение: „Бог дал утеху родителям поласкать детей, а потом посылает «госпочку» (оспу), спешит в назначенное время убрать лишних, чтобы не стало тесно остальным“ (Забайк.) (Болонев).

Гостейка. Так, ласкательно-приветливыми словами, называли Лихорадку.

Гостич. Согласно "Влесовой книге", этот бог относится к русскому пантеону языческих богов.

Гость. В народной традиции объект почитания, представитель чужого, иного мира (ср. древнерусское “гость”, в значении “чужеземец”, “приезжий купец”), Превращение “чужого” в “гостя” связано с обрядовыми формами обмена, включающими пиры, угощения, чествования. В похоронных причитаниях восточных славян гостем обычно называют покойника: “Пакiдает нас татулочка. Ты ж наш госщчак, наш маленькi i нямного табе у нас гасцяваць”. Ср. ритуалы приглашения в гости мифологических персонажей (Мороза, предков и др.). Гость считался Божественным. См. Полазник. Во всех случаях Гость воспринимается как носитель судьбы, лицо, могущее повлиять на все сферы человеческой жизни. Гость “приносит” в дом добрую волю, выражаемую в произносимых им приветствиях и благопожеланиях, формулах благодарности, застольных тостах, а также подарках. Хозяин же, в свою очередь, стремится как можно лучше принять гостя, надеясь путем символического “договора” с высшими силами, представителем которых является гость, обеспечить свое будущее.

Гостьюшка. Так, ласкательно-приветливыми словами, называли Лихорадку.

Град. В волшебных сказках живую и мертвую воду приносят Град, Гром и Вихрь или птицы, воплощающие эти стихии, — Орел, Сокол, Ворон. Известны фольклорные сюжеты о свадьбе солнца с девушкой, сказки о браке сестёр с солнцем, месяцем и вороном, с ветром, градом и громом.

Градивник. См. Хмарник.

Градивнык. Хмарник (облакогонитель). Персонаж украинской демонологии. Основная функция Градивныка— защита своего села от непогоды. Способностью воздействовать на погоду Градивнык наделяется при рождении, но Градивнык можно также стать, вступив в союз с чернокнижником (к которому после смерти переходит его душа), завладев чудесным посохом или свечой. При приближении бури Градивнык бегает по земле, размахивая руками, как при драке, крестит тучи тремя соломинками, произнося заклятие, звонит в колокола. Градивнык может дважды отказать пришедшему к нему за разрешением высыпать град предводителю бури (черту, черному человеку на черном коне или белому человеку) и лишь в третий раз позволяет высыпать град где-то вдалеке от жилищ, садов и посевов: на дорогу, в овраг, ущелье, в реку и т. д. В гуцульских быличках два Градивнык бьются между собой, определяя, на чьё село должна обрушиться туча с градом, при этом зачастую один из них погибает.

Грёза. Мечта. Нечистая сила; видение, привидение, мираж. Упоминание о грезе встречается в заонежской былине (быличка в современной терминологии). Она повествует о парне, убежденном в том, что девушка, которую не выдают за него замуж, приходит к нему по ночам. Однако девушку эту никто, кроме него, увидеть не может: "Ну мать и пошла по ворожеям. Одна ворожея говорит ей: "Это он в грезу влюбился, в нечистую силу. Возьми девять пачек иголок, да понатыкай от порога ему до кровати, да все иголки крестом зааминь. Она как наколется, подаст голос человеческий, тогда и пропадет". Да и купила мать девять пачек иголок, да понатыкала от порога до кровати, острым концом вверх. Ночью-то он лежит да поджидает, а мать не спит - слушает. Вдруг, как дверь открылась, ступила та через порог, да как закричит, ступила второй, да как зплачет, завопит "Ах, ты, говорит, осудник негодный, я тебя все одно сгублю!" И пропала. А на другой день, вдруг, как вдарило что-то в угол, так угол и рассеялся. Выбегли, а там ребенок лежит раздернут, да весь окровавленный. Это грёза его об угол и раздернула. Да не настоящий ребенок это, а нечиста сила. Такая быть это была".

Гремлины. В английском фольклоре есть настоящие гремлины. Очень зловредные существа, ненавистники техники. С первой мировой войны все неполадки в технике, начиная от велосипедов и кончая космическими кораблями, приписывают гремлинам. Гремлины ненавидят технику и всячески вредят людям, которые ей пользуются. Внешне они сильнее всего напоминают помесь кролика с бультерьером; ростом около 20 дюймов, одеты обычно в зеленые брюки и красные куртки. У них перепончатые лапы, которыми они ступают очень тихо, почти неслышно. К людям гремлины относятся достаточно дружелюбно, устраивают пакости скорее из озорства, чем из желания досадить.

Грех. Злой дух; черт, бес; Дьявол; леший. Грех, грешок — одно из многочисленных наименований чёрта, отражающее представления о нем как об искусителе, который вводит в грех. Реже это название распространяется на иных представителей нечистой силы — злых духов, лешего.

Греховодный. Злой дух; черт, бес; Дьявол; леший.

Грец. Игрец. Припадок кликушества; нечистый дух, бес, черт; домовой.. «Игрец ее знает!» (Ворон.); «Игрец с тобой!» (Ряз.); «Игрец их расшиби!» (Тамб.).

Гречуха. Полевик, Житный дед, Жыцень. Дух, охраняющий хлебные поля. В отличие от прочей нежити, любимое время его - полдень, когда и можно увидать этого маленького старичка с телом черным, как земля, с разноцветными глазами, с волосами и бородою из колосьев и травы.

Грешник. Зл

Hosted by uCoz