Гончар - Горыныч
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел Г
__________________________________________________________________________
Гончар
Гор
Горбатый
Горгона
Горгона
Горгония
Горгулья
Гордыня
Горелка
Горная русалка
Горной нечистый дух
Горностай
Горный
Горный дед
Горный Дух
Горный карлик
Горовато
Горох
Горшечник
Горшок
Горыни Виевича Великаны
Горыника Баба
Горыныч
_________________________________________________________________________

Гончар. Горшечник, ремесленник, которому в народных представлениях приписывается связь с огнем, преисподней, нечистой силой. На Украине о богатом гончаре говорили, что он “что-то знает” и на него работает черт. В русской сказке черт нанимается в помощники к гончару или к кузнецу. Судя по польским сказкам, анекдотам и присловьям, от дьявола во многом зависело, удастся ли у гончара посуда. Посторонним и детям не позволяли садиться за гончарный круг, так как в этом случае в дело мог вмешаться дьявол. Если работа не ладилась, то это также приписывали вмешательству нечистой силы. В конце дня мастер крестил гончарный круг или рисовал на нем крест; оставлял кусок глины на круге и делал на ней крест, чтобы дьявол не вращал его ночью. Гончарные клейма в виде крестов на днищах горшковизвестны по данным археологии. Связанное с огнем, гончарное ремесло устойчиво ассоциировалось с миром мертвых, ср. рус. пословицу: “Быть тебе в раю, где горшки обжигают!”, т. е. в аду, или эвфемизм об умершем — “в Могилевской губернии горшки обжигает”. В быличках и сказках горшечник встречается с ходячими мертвецами и одерживаетнад ними победу. На Гомельщине говорили, что если человек, укравший горшок у горшечника, встретит того в ином мире и попросит забрать этот горшок назад, то горшечник откажется со словами: “Грызи сам его замест хлеба!”. С другой стороны, посуду специально крали у горшечников и били для того, чтобы вызвать дождь, или для того, чтобы девушки быстрее выходили замуж, а не сидели “как горшки” (ср. Кража). Само изготовление гончарных изделий обставлялось множеством суеверных правил и запретов. В Польше среди гончаров бытовала вера в сглаз и использовалось множество оберегов от дурного глаза. В Подольской губернии отмечено четыре вида специфической молочной посуды, обладающей магическими свойствами, в частности особые кувшины для ведьм, отбирающих молоко у чужих коров. Черниговские гончары один раз в году в субботу на первой неделе Великого поста во время церковной службы изготавливали особые кувшины с крестообразным орнаментом. В Польше считали, что много сметаны будет в горшке, сделанном из остатков глины, и продавали такие горшки дороже, чем другие. По поверьям восточных славян приезд горшечника в деревню мог сказаться на судьбах местных девушек. В Воронежской губернии полагали, что если по улице проедет горшечник, то девушек не буду брать замуж; с другой стороны, в Брестской области считалось, что если горшечник приедет на святках то, наоборот, много девушек выйдет замуж. По украинскому поверью, ее ли на Покров по селу проедет горшечник, то будет много свадеб, если дегтярь — то девушки не выйдут замуж еще год. На Витебщине девушки подкладывали в воз горшечнику лапоть с правой ноги: куда отправится воз, с той стороны и следует им ожидать суженых. Туда же засовывали какую-нибудь вещь больного лихорадкой человека, “чтобы завез лихорадку за границу”. Гончары, как и другие ремесленники, имели у крестьян устойчивую репутацию пьяниц. По украинской легенде, они отобрали у апостола Петра его золотые ризы и пропили их, за что и были обречены на никчемность и пьянство. У южных славян наряду с гончарством как мужским промыслом известно изготовление глиняных изделий женщинами. В день св. Иеремии (1.V), реже в другие весенне-летние праздники, женщины и девушки из одного села собирались вместе для того, чтобы сделать новые глиняные формы для выпечки хлеба (так наз. подници). Они имели круглое днище диаметром 20-55 см и невысокие (до 10 см) стенки. Эти формы делали вручную и сушили на солнце. Их изготовление тщательно регулировалось в отношении выбора места, времени, материала, состава участников (в отдельных случаях их могли делать только девушки или старухи, в изготовлении подниц не должны участвовать женщины из тех домов, где недавно кто-то умер, и т.д.). Считается, что гончары и черепичники являются виновниками засухи так как их ремесло связано с огнем, печью, обжигом. Болгары в окрестностях Тырново считали, что виновником засухи может быть тот, кто складывал печь в период между Пасхой и Юрьевым днем.

Гор. Существо, связанное с Солнцем, Солнечной Короной. В славянской мифологии бог Гор, он же Хор, получил название Хорс. Он считается родственным Дажьбогу, но олицетворяет не солнечное сияние как Дажьбог, а свет. Хорваты явились племенами, подчеркивающими веру в Хора или Гора. По египетской религии солнечный бог Гор считался ниже верховного владыки солнечного же бога Ра. Кроме того, Хор или Гор должен ассоциироваться со славянским словом Гора в качестве возвышенного места, где и должен отправляться культ Гора. У славян есть праздник – это Красная Горка, связанный с Новым Годом и с освобождением Дажьбога из заточения, из плена, когда он был прибит к скале на Кавказе. Египетские фараоны до пятой династии отождествлялись с богом Гором, традиционным покровителем раннединастических царей. Бог солнца Ра – дневное солнце и он теснейшим образом связано с Хором-соколом. Изначальное имя солнечной ипостаси — Яр (варианты Яр-а, Й-ар, Йа-ра).

Горбатый. У поляков как плохое предзнаменование расценивалась встреча с рыжим, горбатым; с человеком, несущим топор или что-либо режущее, поскольку это предвещало травмы. Русские считают, что водяной горбат.

Горгона. Девица Горгония - в славянских средневековых книжных легендах дева с волосами в виде змей, модификация античной горгоны Медузы. По греческой мифологии – Горгоны описываются следующим образом: «Вместо волос у горгон — шевелящиеся змеи, все тело покрыто блестящей чешуей. У горгон медные руки с острыми стальными когтями, крылья со сверкающим золотым опереньем. От взгляда горгон все живое превращается в камень» — так в своей знаменитой поэме «Теогония» («Происхождение богов») описывает горгон древнегреческий поэт Гесидор (около 700 года до н. э). Гомер упоминает лишь одну гону, а Гесиод говорит о трех — сестры Стено, Эвриала и Медуза. Стено и Эвриала бессмертны, и лишь Медуза смертна.

Горгония. Девица Горгония - в славянских средневековых книжных легендах дева с волосами в виде змей, модификация античной горгоны Медузы. Лик Горгонии прекрасен, но смертоносен, она знает языки всех живых существ. Герои стараются добыть голову Горгонии, дабы получить чудесное средство, дающее победу над любым врагом, но удаётся это только самому сильному и отважному. Иконография головы Горгонии — характерная чёрта популярных византийских и древнерусских амулетов — «змеевиков». Волшебник (волхв), которому удается с помощью обмана обезглавить Горгония и овладеть ее головой, получает чудесное средство, дающее ему победу над любыми врагами. В средневековых книжных легендах владение головой Горгонии приписывалось Александру Македонскому, чем объяснялись его победы над всеми народами. Другая трансформация образа горгоны Медузы в славянских апокрифах — “зверь Горюний”, охраняющий рай от людей после грехопадения. Согласно одной легенде, змеи на челе и груди новорожденного Каина побудили Адама написать дьяволу, обещавшему исцелить его сына, рукописание, предавшее во власть сатаны весь род людской. Иконография головы Горюны — характерная чёрта популярных византийских и древнерусских амулетов — “змеевиков”, где она является изображением дны — болезнетворного демона.

Горгулья. Представляет собой злобного летающего монстра демонического вида, чья плоть создана из камня. Их тело уязвимо только для магического оружия — простые клинки не могут повредить гранит. Горгульи не слишком умны, но достаточно хитры, чтобы не пренебрегать теми тактическими преимуществами, которые им дает их обманчивая внешность. Прикинуться настоящей статуей, обрамлением портала или там фигурой льва, раздирающего пасть Самсону в фонтане, а затем наброситься на беспечного героя — это их излюбленный способ охоты. Горгульи не нуждаются в пище и отдыхе и убивают исключительно ради удовольствия. Они часто служат злым магам и иным могущественным созданиям, позволяющим горгульям поубивать всласть.". Стены Собора Парижской Богоматери и ряда других готических сооружений Европы украшают многичесленные каменные изваяния химер и горгулий.

Гордыня. Боярин Гордыня, который бил готов Триедора вместе со Скотичем. И было это через десять столетий и три года после Карпатского исхода (по Новгородскому исчислению). Он шёл без страха на них. Тогда же боярин Сегеня, который убил сына Германареха и отрока Гулареха, пошёл к Воронежцу.

Горелка. Мотив «свадьбы предметов» — ступы с пестом, печной трубы с хатой, мотовила с набилками — представлен в обрядовых действиях, преданиях, шуточных стихах и песнях, в бытовых действиях и фразеологии («женить горелку» — сливать водку в общую чашку на свадьбе, «женить квас, пиво» — разбавлять их водой, «женить серп» — обвязывать его колосьями).

Горич. Согласно "Влесовой книге", этот бог относится к русскому пантеону языческих богов.

Горная русалка. У болгар известны поверья о горных русалках загоркинях.

Горной нечистый дух. У русских на Урале известен горной — нечистый дух, обитающий в шахтах.

Горностай. Воля. У русских воля наделяется зооморфными свойствами: ее запрягают, она бежит лисицею, куницею, имеет крылья, улетает от невесты птицей, садится утушкой на заводи, плавает рыбкой в озере, а жених ее вылавливает; во время мытья невесты в бане она принимает облик угля, огня, серой уточки, горностая, белой лебеди. Воля предстает также красной девушкой, рыдает, сердится, кланяется, молится в церкви, венчается.

Горный дед. Дух, властитель земных недр, гор; «хозяин» приисков; шахтерский родоначальник. «Горный Батюшка — хозяин земли» (Урал). В образе Горного батюшки объединены представления о «хозяине» земли, связанном с природными стихийными силами, и о шахтерском родоначальнике, знатоке подземных глубин. В подчинении у Горного деда находятся маленькие, уродливые, шаловливые, очень подвижные духи («старые люди») — человечки, «знающие все нутро земли», которые передвигаются под землей «по одним им ведомым ходкам» (Бажов).

Горный Дух. Бороскун. Ветряник. Горный Дух вздымает сильный ветер и летает с ним незримо. Кто его пытается поймать, того он убивает силою ветра.

Горный карлик. Дух, представляемый со спутанными, взъерошенными волосами.

Горный. Дух, властитель земных недр, гор; «хозяин» приисков; шахтерский родоначальник. Представления о горном «хозяине», Горном, распространены там, где ведутся горные, подземные разработки, в шахтерских районах, на Урале, Алтае, в Западной и Южной Сибири. Горный — старец или человек «ростом с лесину», который, подобно лешему, появляется с ветром, бурей, любит шум, свист. «Он пугает людей свистом и страшным ревом», но, кроме того, любит петь, плясать. Если он появится перед кем, то тому и житья не станет. Появляющийся на поверхности земли Горный огромен — ростом до потолка; с домну; со скалу о двух головах (Урал). Горный может быть и обычным человеком, но с горящими глазами, напоминающими блеск подземных сокровищ, минералов. По мнению горняков-угольщиков, Горный маленького роста, с седой короткой бородой, черным лицом и красными глазами; одет в черную или темно-серую рубашку. У обитающего в медных рудниках Горного «и волосы, и тело, и одежда все сзелена», он поднимает вокруг себя «зернистый туман» (Урал). Иногда он походит на чёрта — «черный, лохматый как черт» или даже «добрый, но вроде чёрта» (Урал). Горный, по поверьям, собирает богатства земли в одно место и ограждает их заклятием. Он допускает или не допускает к сокровищам подземных недр, преследует не уважающих его, прогоняет не понравившихся ему людей. Горный показывается на прииске перед бедой: его появление может вызвать закрытие прииска, он способен предупредить об обвале, вызволить из беды. Предсказывает (вещает о грядущих бедах) Горный и на поверхности земли. С Горным можно заключить соглашение, и тогда (за подношения или часть добычи) он укажет путь к подземным россыпям сокровищ, наделит чудесными предметами для работы (лопатой и т.п.). Изредка Горный сам предлагает помощь.

Горовато. Сын Орея. Пащек и Горовато – братья его. После нападения язов, Орей отправил трёх сыновей своих искать земли спокойные с мёдом и молоком. От коих сыновей истекли три славных племени. Сыновья те были храбрыми, водили дружины, садились на коней и ехали. И за ними шли дружины юношей, скот, коровы, повозки с запряженными в них быками, овцы, дети, охраняемые старцами, а также больные люди. Так шли на юг к морю и мечами разили врагов, шли до горы великой, до долины с травами, где много злаков.

Горох. Царь Горох.

Горшечник. Гончар. В Гомельской области полагали, что если горшечник проедет по селу на святках, то девушек не будут брать замуж, поэтому они крали у него горшки и били их, “чтобы не сидели девки, как горшки”, ср. каргопольское “ломаный горшок” (о брошенной жене), ростовское “девки — посуда аховая: и не увидишь, как разобьется” и т.п. В западной Болгарии было известно о магических действиях, совершаемых горшечниками, нуждающимися в ясной сухой погоде: они якобы закапывали в землю осленка или кошку для того чтобы предотвратить дождь во время сушки черепицы (ср. способ противодействия: чтобы прекратить засуху, вызванную действиями черепичников, у них похищали кирпич или черепицу и бросали их в воду). Гончару в народных представлениях приписывается связь с огнем, преисподней, нечистой силой.

Горшок. Ветру приписывается человекоподобие. В мифологической картине мира человек и природа (культура и природа) взаимосвязаны и способны к взаимопониманию, к отношениям, регулируемым многочисленными обрядами. Соответственно в мифах и обрядах антропоморфизируются не только духи, воплощающие лес (леший), воду (водяной) и т.п., но и сами стихии (см. Ветер, Земля, Гром, Огонь и т.д.); они наделяются волей, сознанием и т.п. На Украине горшки (и посуда) различались по “роду” и “полу”. В Харьковской губернии, покупая новый горшок, его постукивали и прислушивались к звуку. Если звук глухой, то это ГОРШОК — борщ в нем не будет удаваться. Если же звук тонкий, звонкий,— горщица, все сваренное в нем будет вкусно.

Горыни Виевича Великаны. Вий, Ний. Наян. Царь подземного мира, подземельный царь. Беспощадный Бог, сын Чернобога (Великого Чёрного Змея) и Козы Седуни, отец Горынь, Святогора, Златогорки, Бури Яги. Воевода войска Чернобога, властитель пекла, повелитель мучений.

Горыника Баба. Жена великана – волота. Волотки — великанши, богатырки. Баба - Алатырка или Баба - Горынинка, например, ни в чем не уступали мужьям, а, разъярившись, даже превзойти их могли.

Горыныч. Имя Змей Горыныч отсылает к образу Огненного Змея, известного как в славянской (ср. сербский Змей Огненный Волк), так и в иных традициях (ср. иранский Ажи Дахака, букв.— “Змей Горыныч”, Горыныч как Горыня, баба Горынинка и др.— от глагола “гореть” и лишь вторично от слова “гора”: иногда появляется мотив Змей Горыныч на горе).

Hosted by uCoz