Гоблины - Гомункулус
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел Г
_________________________________________________________________________
Гоблины
Говно
Говорун
Говоруха
Говсень
Гог и Магог
Гоголь
Годованец. Выхованец
Годы
Голбечник
Голик-звезда
Голова
Голова Адама
Голова Бога
Голова вампира
Голова гадова
Голова Иоанна Предтечи
Голока
Голос
Голохвост
Голуби дивные
Голубой ветерок
Голубок сизый
Голубь
Голь кабацкая
Голям Сечко
Гомозули
Гомункулус
_________________________________________________________________________

Гоблины. В англий ской мифологии существа, похожие на людей, но безобразные, злобные. Их дом – подземные пещеры, туннели , так же селятся в людских домах или в дуплах деревьев. Гоблины - говорят, так же любят жить под каменными мостами. Ходят гоблины в надвинутых на глаза колпаках. Маленькие, скрюченные с несоразмерно крупными головами, ногами и руками, зеленые, у них щелястые головы и ненасытные пуза. головы у гоблинов тверже камней. Маленькие уродцы жили в грязи и ужасе. На Хэллоуин они, как правило, принимают обличьё уродливых животных и пугают людей. Хэллоуин - древний языческий праздник у кельтов, отмечаемый 31 октября. гоблины боятся солнечного света. В русской современной литературе гоблины стали отчасти добрыми. Многие славянские женщины не прочь обрести себе такого дормена.

Говно. Тот, кто приносит наслаждение земле. В Ведах есть похожее божество - Говинда — одно из имён Верховного Господа Кришны, «тот, кто приносит наслаждение земле, коровам и чувствам».

Говорун. Птица вещая Гамаюн. Инкарнация Велеса, его глашатай.

Говоруха. Лихорадка; икота. «Золовка не залюбила ее и посадила говоруху» (Свердл.); «Икота говоруха менее сильная, в которой больные не выкрикивают, но на вопросы не отвечают» (Арх.).

Говсень. Овсень, Овсей, Усень, Баусень, Таусень, Авсень. В восточнославянской мифологии ритуальный персонаж, связанный с Новым годом (или Рождеством), с началом весеннего солнечного цикла и возрастанием плодородия; персонифицированное начало года - прибытка (урожая). Формы типа Таусень, Баусень, Говсень и т.п. объясняются, видимо, из «Усень» и соответствующего восклицательного элемента (та, ба, гой).

Гог и Магог. Скифские, русские, татарские народы. В эсхатологических мифах иудаизма и христианства, а также ислама (Йаджудж и Маджудж), воинственные антагонисты «народа божьего», которые придут «в последние времена» с севера или с других окраин населённого мира. Имена «Гог» и «Магог» (обычно «Гог» - имя предводителя и народа, «Магог» - имя страны и народа) не сразу появляются в своём привычном соединении. Магог упомянут в Библии как сын Иафета (Быт. 10,2; 1 Парал. 1, 5), родоначальник-эпоним какого-то северного по отношению к Палестине народа, поставленного в связь с мидянами и киммерийцами. В «Книге Иезекииля» Гог - князь Роша, Мешеха и Фувала (канонический текст Библии добавляет «в земле Магог», в чём современная текстология склонна видеть интерпретирующую интерполяцию, впрочем, верную по смыслу, ибо она даёт тот же образ враждебного кочевого севера, что «Рош, Мешех и Фувал»); Гог поведёт рать конников «от пределов севера» в союзе с другими народами, и произойдёт это «в последние дни», когда Израиль вернётся из пленения и будет жить «безопасно»; сам Яхве выступит против Гога, произведёт страшное землетрясение, поразит «на горах израилевых» войска Гога и пошлёт огонь на землю Магог (Иезек. 38-39). Позднеиудейская традиция прямо связывает нашествие Гога и Магога с пришествием мессии и страшным судом, объединяя эсхатологические катастрофы в понятии «родовых мук» мессианского времени (раввинистические авторитеты спорили, займёт ли совокупность этих событий 7 лет, 12 месяцев или другой срок). В новозаветном пророчестве имя «Гог» понято как обозначение народа, что не противоречит первоначальному смыслу (перенос этнонимических обозначений на царя и обратно - норма архаической семантики), а нашествие Гога и Магога приурочено к истечению сроков тысячелетнего царства, когда сатана выйдет из заточения (характерен мотив прорыва запертых до времени сил зла, присутствующий и в мусульманской версии); придя с «четырёх углов земли», Гоги и Магоги в неисчислимом множестве окружат «стан святых и город возлюбленный», но будут пожраны огнём с небес (Апок. 20, 7-9). Среди множества предположений относительно этимологии Гога и Магога: название страны Магог возникло из аккад. названия «страны Гугу»; Гог у Иезекииля ассоциируется с царём Лидии (Herodot. I 8, 14). Иудейская учёность эпохи эллинизма и Римской империи отождествляла Магога (соответственно Гог и Магог) со скифами (напр., у Иосифа Флавия), иногда с мидянами и парфянами; византийцы сопоставляли Гога, «князя Роща», с русскими («Рош» транскрибируется по-гречески как Ros); с 13 в. Гог и Магог ассоциировались с татаро-монголами. Согласно русским легендам об Александре Македонском, в Горы заключены дикие народы Гог и Магог.

Гоголь. В процессе миротворения из моря Сатанаил в образе гоголя достает землю.

Годованец. Выхованец. См. Хованец. в украинской демонологии (Прикарпатье) дух, обогащающий хозяина. Хованец представляется в виде маленького мальчика или цыпленка.

Годы. Как и самовилы и ведьмы Годы появляются перед людьми в белой одежде.

Голбечник. Домовой, обитающий в голбце (у печи или под печью). В ряде районов России домового «селят» в голбце (голбчике, голубце) — небольшой пристройке, форма и назначение которой варьируются в разных губерниях. «Домовой живет под голбцом и любит спать на нем, поэтому никому другому тут спать нельзя, защиплет ночью» (Влад.). Голбечник «живет в избе под печью, именно в деревянном срубе печи со стороны подполья. Ведает домашним хозяйством» (Волог.). Местообитание голбечника характеризует его как существо, связанное с миром покойников-предков. В ряде районов России голбцом (голубцом) называли и пристройку возле печи, и надгробный памятник.

Голик-звезда. Комета, Звезда с хвостом. «Явление комет бывает непременно пред великой войной. Поэтому, говорят, пред двенадцатым годом явился голик-звезда, пред австро-итальянской войной явилась звезда с хвостом» (Арх.). В XIX–XX вв. крестьяне именовали комету и звездой с хвостом, звездой с дорогой (Новг., Орл., Сиб., Урал), и голик-звездой (Арх.), а также планетой (Новг.) и просто кометой. «В 1584 г. летописцы записали для нас, как народ видел в Москве комету с крестообразным небесным знамением, между церквами Иоанна Великого и Благовещения. Царь Иоанн IV Васильевич, смотря на эту комету, сказал: „Вот знамение моей смерти“.

Голова Адама. В Голубиной Книге сообщается, что «у нас в земле цари пошли /От святой главы от Адамовой» (Стихи духовные. М., 1991. С. 33). В апокрифах и иконографии особое внимание уделяется Голове (или черепу) Адама (она изображается у ног распятого Христа, обсуждаются ее гигантские размеры), а также усекновенной главе Иоанна Предтечи.

Голова Бога. Согласно космогоническим представлениям, изложенным в стихе о Голубиной книге, вышний мир «зачался» от Головы Бога: «А и белой свет — от лица Божья, Со(л)нцо праведно — от очей его, Светел месяц — от темичка, Темная ночь -— от затылечка, Заря утрення и вечерняя — от бровей Божьих, Часты звезды — от кудрей Божьих!» .

Голова вампира. По украинским и польским поверьям, вампир показывался иногда в виде человека, несущего свою Голову под мышкой.

Голова гадова. Стрекозу украинцы и словаки называют “гадячим слугой”, чехи — “гадовым оком”, поляки — “гадовой головой” или “гадовым жалом”.

Голова Иоанна Предтечи. По белорусскому поверью, в течение года отсеченная голова Иоанна Предтечи почти прирастает к своему месту, но лишь только люди усядутся в день “Ивана Головореза” и станут резать хлеб, голова снова отпадает.

Голова. Согласно космогоническим представлениям, изложенным в стихе о Голубиной книге, вышний мир «зачался» от Головы Бога. Там же сказано, что цари Земные пошли от «главы Адамовой». Согласно легендарно-апокрифическим сказаниям, известным в России с XVI в., некоторые русские святые носили в руках свою отрубленную Голову (Меркурий Смоленский, Иоанн Казанский, игумен Псково-Печерского монастыря Корнилий). В житии Михаила Черниговского рассказывается о том, что его отсеченная Голова продолжала говорить. В русских сказках отрубленная Голова прирастает к телу по приказанию героя; золотая Голова плавает в озере и от взгляда на нее беременеют; ведьма снимает с себя Голову и чешет волосы. По русскому преданию, атаман разбойников и колдун Рощин зарыл во Владимирской губ. много кладов, причем каждый раз клал на крышку сундука с золотом отрубленную Голову человека, который как бы становился сторожем сокровища. Собака. Согласно примете, если собака воет с опущенной Головой, то скоро кто-нибудь умрет. Голока в Ведах — высочайшая из планет духовного мира, обитель Самого Господа Кршны, на которой возможны близкие отношения между Ним и Его преданными. Высшая духовная планета, вечная обитель Господа Кришны.

Голока. Голова, Глава у русских и славян. В Ведах — высочайшая из планет духовного мира, обитель Самого Господа Кршны, на которой возможны близкие отношения между Ним и Его преданными. Высшая духовная планета, вечная обитель Господа Кришны.

Голос. В народной культуре голос осознается как нечто материальное, подверженное влиянию извне и само могущее стать инструментом воздействия. Об этом свидетельствует сказочный мотив выковывания голоса (языка). Голос человека может быть подвержен неблагоприятному воздействию, поскольку мыслится отчуждаемым от человека. Обладательницы хороших голосов старались не петь после захода солнца на улице, поскольку ведьмы, получающие в это время особую силу, могли бы лишить их голоса. Отнимая голос у человека, черт завладевал его душой и принуждал совершать неблаговидные поступки. Леший тем же образом отбирал силу у человека, после чего тот медленно умирал.

Голохвост. Один из Домовых.

Голуби дивные. Голуби дивные говорят, что погибли борусинские воины славно и оставили земли свои не врагам, а своим сыновьям. И так мы потомки их, и не лишимся мы земли нашей, не отдадим её ни варягам ни грекам… Куда Голубь - птица полетит, туда и поведёт роды свои.

Голубой ветерок. Переносят различные болезни и небольшие, тихие ветерки: “красный”, “белый”, “голубой”, “желтый” и др.

Голубок сизый. В русских похоронных причитаниях смерть влетает в Окно черным вороном или сизым голубком.

Голубь. Еще до сотворения мира, когда не было ни земли, ни неба, а только одно синее море (воздушный океан), среди моря стояло два дуба, а на дубах сидело два голубя; голуби спустились на дно моря, достали песку и камня, из которых и создались земля, небо и все небесные светила. Сербы в Боснии считали, что голуби — бывшие Ангелы, поэтому не убивали и не ели голубей. Голуби дивные говорят, что погибли борусинские воины славно и оставили земли свои не врагам, а своим сыновьям. И так мы потомки их, и не лишимся мы земли нашей, не отдадим её ни варягам ни грекам… Куда Голубь - птица полетит, туда и поведём роды свои.

Голь кабацкая.

Голям Сечко. В южнославянском фольклоре мотив Инцеста присутствует в легендах о Бабе Марте, неудовлетворенной сексуальными возможностями своих братьев Голям Сечко и Малък Сечко (т.е. января и февраля). Инцест Бабы Марты с братьями Январем и Февралем трактуется как начало нового космического цикла.

Гомозули. Гмуры и гномы. Это великие мастера-кузнецы, ведающие тайны гор. Они первыми научились добывать руду и плавить металлы. В общем-то - это добрый и трудовой народ, но они сильно пострадали от людской алчности, потому людей недолюбливают. Они прячутся в глубоких горных пещерах, там построены ими подземные города и дворцы. Иногда они выходят на поверхность, и если встретят в горах человека - пугают его громким криком.

Гомозули. Гномы. В европейской средневековой мифологии, у разных народов есть существа обитающие в горах, в пещерах, под землей которых так же называют гмурами и гомозулями. Это великие мастера-кузнецы, ведающие тайны гор.

Гомункулус. Гомункулус (лат. homunculus – человечек), по представлениям средневековых алхимиков, существо, подобное человеку, которое можно получить искусственно (в пробирке). Анималькулисты (биологи 17-18 вв., ошибочно считавшие, что в сперматозоиде преобразован сформировавшийся организм и развитие зародыша сводится лишь к его увеличению в размерах, сходны с Овистами) считали, что Гомункулус – маленький человечек, заключенный в сперматозоиде, и при попадании в материнский организм лишь увеличивается в размерах. Овис ты выражали почти те же взгляды, расходясь лишь в том, что взрослый организм предобразован не в сперматозоиде, а в женской половой клетке – яйце. Возможно по своему искуственному происхождению схож с глинянным големом.

Hosted by uCoz