Гипербореи - Гмуры
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел Г
_________________________________________________________________________
Гипербореи
Гиперборейцы
Главный бес
Глумица
Глухея
Глухой ангел
Глядея
Гмуры
________________________________________________________________________

Гипербореи. В греческой, славянской и многих других мифологиях - мифический народ, живущий на крайнем севере «за Бореем». В греческой мифологии этот народ очень любил Аполлон. Согласно Диодору Сицилийскому, гипербореи в гимнах бесперестанно восхваляют Аполлона, когда он является к ним каждые 19 лет. Время от времени Аполлон уезжает к гипербореям на колеснице, запряженной лебедями. Гипербореи живут блаженной жизнью в вечных пирах и веселье, они всегда поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах; в своих гимнах они непрестанно воспевают Аполлона. Даже смерть приходит к ним как избавление от пресыщения жизнью. Испытав все наслаждения по многу раз, они бросаются в море и таким образом уходят из жизни. А так же ходят легенды о несметных богатствах и золоте накопленных гипербореями. Именно из-за этих сокровищ пытаются все найти мифическую Гиперборею. Ряд легенд связан с приношением гипербореями первого урожая на Делос к Аполлону: после того как девушки, посланные с дарами не вернулись с Делоса (а остались там или подверглись насилию), гипербореи стали оставлять дары на границе соседней страны, откуда их постепенно переносили другие народы, вплоть до самого Делоса. Мудрецы и служители Аполлона Абарис и Аристей, обучавшие греков считались выходцами из страны гипербореев. Эти герои рассматриваются как ипостась Аполлона, так как они владеют древними фетишистскими символами бога (стрелой, вороном и лавром Аполлона с их чудодейственно силой), а так же обучают и наделяют людей новыми культурными ценностями (музыкой, философией, искусством создания поэм, гимнов, строительства Дельфийского оракула и храма). Вместе с эфиопами, феаками, лотофагами гипербореи относятся к числу народов, близких к богам и любимых ими. Во второй половине мезолита в Гипорборее холодает, и главной богиней, победившей Солнце, становится Меруза-Горгона. Она имеет как человеческий, так и зооморфный облик, отождестваяясь вначале с морским кишечнополостным Медузой, а позже с Рыбой-Мелузиной. Часть индоевропейцев покидает Гиперборею, выйдя из-под власти Мерузы и даже победив её, как это можно понять из греческого мифа о победе Персея над Медузой. Некогда рунические круги были известны всем народам земли, вышедшим из единой прародины - северной страны Гиперборея. Г. Вирт, являвшийся сторонником археологической теории "культурных кругов", назвал эту изначальную протокультуру "Thulekulturkreise", т.е. "культурным кругом Туле". Вирт прожил до 1982 года, но все это время его и его труды окружало настолько полное молчание, что создается впечатление, будто во всем этом наличествует какая-то зловещая тайна, какой-то "заговор". Последняя книга Германа Вирта, т.н. "Palestinabuch" (в несколько тысяч страниц), в которой он собрал все результаты исследований касательно "гиперборейских" истоков ветхозаветной традиции - на основании систематизации и исследования архаических пластов ближневосточной культуры, была таинственным образом похищена у него из дома накануне отправки в типографию.

Гиперборейцы. Потомки титанов, свидетели и участники титаномахии. На это прямо указывают античные авторы: «Гиперборейцы были титанического происхождения. Они взросли из крови бывших прежде титанов». Море вблизи Гипербореи именовалось Кронидским, по имени главы «партии титанов» Крона — отца Зевса. Да и сам Крон, если отвлечься от поздней проолимпийской версии о низвержении в Тартар, продолжал властвовать на Островах Блаженных, расположенных именно на широте Гипербореи и, скорее всего, просто тождественных ей. Жизнь на Островах Блаженных, как она представлялась и описывалась античными авторами, почти полностью совпадала с описаниями жизни гиперборейцев и мало чем отличалась от рая земного. В 1924 г. советский этнограф (и будущий писатель) С.Г. Писахов (1879—1960) слышал и записал на Новой Земле от старика-ненца удивительную историю: «Если пройдешь льды, идя всё к северу, и перескочишь через стены ветров кружащих, то попадешь к людям, которые только любят и не знают ни вражды, ни злобы. Но у тех людей по одной ноге, и — каждый отдельно — они не могут двигаться, но они любят и ходят обнявшись, любя. Когда они обнимутся, то могут ходить и бегать, а если они перестают любить, сейчас же перестают обниматься и умирают. А когда они любят, они могут творить чудеса». В августе 1997 года экспедицией журнала «Наука и Религия» под руководством В.Н. Демина было организовано путешествие по следам экспедиции Барченко – Кондиайна 1922 г, ознаменовавшее новую страницу в истории праславян - открытие Гипербореи. На Кольском полуострове в Луяврских горах на берегах Сейдозера было обнаружено два артефакта. На склоне горы Куйвчор (Куйвы) выделяется огромная фигура бога смерти Куйвы, похоже распятого. А.И. Асов делает вывод что это Кащей Чернобог, которого согласно легенде распяли где-то на Севере в царстве Велеса. Но самое главное, они обнаружили на горе Нинчурт («Женские груди»), которую почитают горой Велеса, развалины древнейшего на нашей планете культового комплекса. Это сооружение в дальнейшем назвали Сейдозерским святилищем (Сейд-Зором). Один из самых авторитетных ученых Древнего мира — Плиний Старший, писал о гиперборейцах как о реальном древнем народе, жившем у полярного круга и генетически связанном с эллинами через культ Аполлона Гиперборейского. В «Естественной истории» (IV, 26) дословно говорится: «За этими [Рипейскими] горами, по ту сторону Аквилона, счастливый народ (если можно этому верить), который называется гиперборейцами, достигает весьма преклонных лет и прославлен чудесными легендами. Верят, что там находятся петли мира и крайние пределы обращения светил.

Главный бес. У белорусов существовало представление об иерархии среди "нечистиков" (чертей) в зависимости от глубины, на которой они обитали, притом гнездовищем главного беса (оржавиника) является оржавиня (болото с элементами железной руды). Выше оржавиника живет вировник (ср. вир - "глубокое место в болоте, реке") и еще выше - болотник. Ср. витебскую поговорку: "Ня з виру и ни з болота, а з самой оржавини!" (о самом "первостатейном" черте).

Глумица. Привидение; тень на стене; домовой. Глумица сходен с домовым или домовым-пастенем, стенью, которые «глумятся» — чудятся, мерещатся, проказят, «пугают», в том числе появляясь и исчезая тенью или неопределенного облика видением типа пастень, стень или тень. Упоминания о глумице единичны, хотя глагол «глумиться» в значении «мерещиться, видеться, баловаться, пугать» распространен во многих районах России и относится крестьянами к целому ряду мифологических персонажей: к лешему, черту, неясного вида нечистой силе. «В этом лесу, говорят, леший часто глумится: иногда так скрадет дорогу, что крестьянки по целым суткам не могут выйти на свой путь к дому» (Волог.); «Семен слышал, как черт глумится в лесу» (Волог.).

Глухея. Бесицы-трясавицы. Духи болезней. Лихорадка. Вначале так надывали лихорадку, а затем и другие болезни. Голову ломит и уши закладывает. В заговорах болезни получают собственные имена, обычно в соответствии с тем, источником какой болезни они являются (Тресея, Огнея, Ледея, Гнетея, Глухея, Ломея и др.).

Глухой ангел. Боснийские мусульмане полагали, что среди Ангелов, гонящих облака, один слепой, а другой глухой. В Карпатах считали, что умерший слышит все происходящее вокруг него до тех пор, пока находится в своем доме, и теряет эту способность, когда его выносят оттуда. Об этом же свидетельствует и распространенное в Карпатах выражение «глухой ангел», применяемое по отношению к ребенку, умершему некрещеным, т.е. к тому, кто не завершил окончательного перехода в «этот мир» и не воспринял Слова Божьего.

Глядея. Бесицы-трясавицы. Духи болезней. Вначале так надывали лихорадку, а затем и другие болезни. Спать не даёт, ума лишает.

Гмуры. Гномы и гомозули. Kогда-то люди заселяли землю вместе с иными народами, которые также были внуками добрых и злых божеств. В европейской средневековой мифологии, у разных народов есть существа обитающие в горах, в пещерах, под землей которых так же называют гмурами и гомозулями. Это великие мастера-кузнецы, ведающие тайны гор. Они первыми научились добывать руду и плавить металлы. В общем-то - это добрый и трудовой народ, но они сильно пострадали от людской алчности, потому людей недолюбливают. Они прячутся в глубоких горных пещерах, там построены ими подземные города и дворцы. Иногда они выходят на поверхность, и если встретят в горах человека - пугают его громким криком. Гмуры воюют в подземельях с горными чудовищами (гримтурсами) и драконами. Гмуры похожи на людей, только меньше ростом, так им удобнее ходить по пещерам. Часть гмуров смешалась с людьми, от них люди и получили знания о кузнечном и ювелирном мастерстве. По русским преданиям от Алины Святогоровны и Ильма Сварожича ведут свой род гмуры и альвы. Гмуры и альвы -родственники, первые гмур и альв были братьями. Только гмуры пошли в отца - великого бога-кузнеца Ильма Сварожича, а альвы - в мать прекрасную Алину. В горах, в пещерах, живут гмуры, также их называют гомозулями и гномами. Это великие мастера-кузнецы, ведающие тайны гор. Они первыми научились добывать руду и плавить металлы. В общем-то - это добрый и трудовой народ, но они сильно пострадали от людской алчности, потому людей недолюбливают. Они прячутся в глубоких горных пещерах, там построены ими подземные города и дворцы. Иногда они выходят на поверхность, и если встретят в горах человека - пугают его громким криком. Гмуры воюют в подземельях с горными чудовищами и драконами. Гмуры похожи на людей, только меньше ростом, так им удобнее ходить по пещерам. Часть гмуров смешалась с людьми, от них люди и получили знания о кузнечном и ювелирном мастерстве. Многие; древние роды кузнецов имеют своими родоначальниками гмуров.

Гнетеница. Лихорадка; персонификация болезни. В Вологодской губернии гнетеница — болезнь вообще. В Олонецкой губернии гнетеница (гнётка) — дух, давящий по ночам спящих, вызывающий кошмары, что дает основание соотнести его с гнетком, домовым.

Гнетея. Бесицы-трясавицы. Духи болезней. Лихорадка; персонификация болезни. Гнетея, гнетуха — персонификация болезни, лихорадки в облике наваливающейся на человека, «гнетущей» его женщины. «Гнетея, та буде всех проклятее: в нощи спать не дает, многое бесы к тому человеку приступают и с ума его сбрасывают и спать не дают — на месте не сидит» [из заговора]. В заговорах гнетея — имя одной из лихорадок, «дщерей Иродовых», это четвертая дочь Иродова, которая «под ребрами разбивает утробу и сердце давит». Гнетея «ложится у человека на ребра и взвивает утробу; а если кто хочет есть, пусть ест, только из души у того человека вон идет» [из заговора] (Влад.). Гнетея ложится на рёбра и утробу. В заговорах болезни получают собственные имена, обычно в соответствии с тем, источником какой болезни они являются (Тресея, Огнея, Ледея, Гнетея, Глухея, Ломея и др.).

Гнетица. Лихорадка; персонификация болезни.

Гнетка. Домовой, который по ночам «гнетет», давит людей. Согласно общераспространенным представлениям, домовой ночью может «наваливаться» на человека, предвещая какие-либо перемены в его жизни или вызывая кошмары, заболевания. В Заонежье гнетка — мохнатый, с длинными волосами; «если не залюбит — всю ночь промучит»; «которо любит — кряхтит и двери открывает, которо не любит — гнетет» (Черепанова).

Гнетке. Домовой, который по ночам «гнетет», давит людей. «В доме есть свой хозяин это — гнетке» (Олон.). Гнетке «всегда горячий, весь в шерсти, маленький, но наружный вид его неизвестен, никто его не видал» (Олон.).

Гнетко. Домовой, который по ночам «гнетет», давит людей. Такой «давящий» мифологический персонаж в северных и северо-западных районах России (по имеющимся материалам) именуется гнеток, гнетко, — это «нечистый, вроде домового, который принимает облик домашних животных» (Лен.) и душит, «гнетет» по ночам.

Гнетница. Лихорадка; персонификация болезни. По поверьям разных районов России, подобное Гнетее «гнетущее» существо вызывает заболевания разной тяжести: гнетница— легкая лихорадка (Нижегор., Самар.);.

Гнеток. Домовой, который по ночам «гнетет», давит людей. Такой «давящий» мифологический персонаж в северных и северо-западных районах России (по имеющимся материалам) именуется гнеток, гнетко, — это «нечистый, вроде домового, который принимает облик домашних животных» (Лен.) и душит, «гнетет» по ночам.

Гнетуница. Лихорадка; персонификация болезни. Гнетуница — изнурительная лихорадка (Вятск.).

Гнетуха спящая. Лихорадка; персонификация болезни.

Гнетуха. Лихорадка; персонификация болезни. Гнетея, гнетуха — персонификация болезни, лихорадки в облике наваливающейся на человека, «гнетущей» его женщины. Гнетуха — перемежающаяся лихорадка (Новг.); «гнетущая лихорадка» (Пск., Смол.).

Гнетучка. Лихорадка; персонификация болезни. «Заря-зарница. Избавь раба Божия [имя] от летучки, от гнетучки и от всех двенадцати трясовиц» [из заговора] (Сарат.).

Гнетхея. Лихорадка; персонификация болезни.

Гномики подомные. Любят поддомных котов, ловят им мышек и за это коты разрешают спать на нах. Коты гномикам служат лошадками. Зовут гномиков Ай и Скрим. Живут под полом, где сваи есть, сторожат холод. Отец у них Мороз и мать у них Вода. Едят мороженое. Это мороженое дети им приносят вскладчину из магазина. Видят их только дети. Когда гномики разозлятся, то скрипят под полом и в дырки дуют морозным воздухом. Наблюдала их Белона в Норильске. Ай - шумный и веселый, Скрим - спокойный и очень умный. Да, ещё они книжку нашли на английском языке и умели читать по-русски и по английски.

Гномы. Гномы - духи земли и гор. В мифологии народов Европы маленькие, человекоподобные существа, обитающие под землей, в горах или в лесу. Ростом они с ребенка, но наделены сверхъестественной силой, носят длинные бороды и живут гораздо дольше, чем люди. Гномы чрезвычайно обидчивы, вздорны и капризны. В недрах земли гномы хранят сокровища – драгоценные камни и металлы; они искусные ремесленники, могут выковывать волшебные кольца, мечи, кольчуги и другие волшебные предметы. Неотделимы от драконов. Драконы охотятся за сокровищами гномов и гномы поэтому находятся с ними в постоянной войне. Драконы и гномы неотделимы друг от друга. Гномы, более древние, чем их название- оно греческое и возникло в 16 веке. Этимологи приписывают его изобретение швейцарскому алхимику Парацельсу, в чьих трудах оно появилось впервые. "Гносис" на греческом означает "знание". Существует гипотеза, что Парацельс изобрел слово "гном" потому, что гномы знают и могут открыть человеку точное местонахождение скрытых в земле металлов. Подобно грифам эллинских и восточных поверий, и германским драконам, обязанность гномов - охранять потаенные сокровища. Изредка гномам приписывалась подмена детей.

Hosted by uCoz