Персонажи русской мифологии от Тулеи до России

Главная страница сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы
Имя. Кличка. Прозвище.

Существует неявная, почти тайная, мистическая связь между русскими именами и героями русской мифологии. Поэтому сайт, на котором выставлен Информограф получил имя "Именник".


Имя.
Главная роль Имени - выделение предмета, его идентификация. Поименованный предмет уже не принадлежит к «чужому миру», он «одомашнен», становился более дружественными, «родственными». Важную роль, также, имело наречение предмету имени для его одушевления. У имени можно отметить и защитную функцию. Имя связывает называемый предмет со всеми предметами, носящими то же имя. Русские и славяне в язычестве имели в обычае давать детям имена святых. Затем этот обычай они перенесли и в православие. Они считали, что имена святых покровительствуют ребенку в жизни. По той же причине называли человеческими именами домашних животных. Хотя грань между «человеческим» и «нечеловеческим» в именах мало заметна. Считалось, что душа окончательно входит в ребенка только тогда, когда он пройдет обряд «крещения», то есть в него войдет «крес» - божественный огонь. В язычестве человек не выделялся в отдельную, качественно отличную от других категорию. Поэтому, там, где, не оговаривая иного, говорили о предмете, речь шла и о вещах, и о животных, и о людях.

Имя взрослое.
Когда младенец превращался в ребенка, он получал «взрослое» имя, точнее его зачаток. Делалось это очень осторожно, так как имя было связано с судьбой. Если после наречения имени ребенок заболевал, считалось, что имя найдено неверно, его «перекрещивали». Домашнее имя обычно представляло собой одну из половин взрослого двусложного имени в уменьшительной форме. До завершения обряда взрослости ребенок не мог себя называть полным именем: «Зовут меня Алик, а вырасту – Олегом стану».

Имя внешнее.
При гостях использовалось внешнее, светское имя. Например, жена часто при гостях называла мужа по имени-отчеству. Домашнее имя сохранялись и у взрослых людей. Однако, оно было внутрисемейным, и никогда не называлось публично.

Имя детское.
Детское имя ребёнок получал чуть позже Клички. Детское имя выбиралось по специальным правилам, разным у разных славянских народов, и было тайным ото всех, кроме родителей и повитухи. Более того, многие славяне считали, что имя у ребенка уже есть, это имя его души, и пытались его определить при помощи гаданий. Часто оно было неизвестно и самому ребенку до обряда взрослости. В какой-то момент в славянском обществе возникает тенденция именовать нижестоящих детскими или уменьшительными именами, и, напротив, от нижестоящих требовалось использовать отчество даже по отношению к несовершеннолетним боярским потомкам.

Имя домашнее.
В более поздний период, Детское имя могло становиться Домашним. Когда младенец превращался в ребенка, он получал «взрослое» имя, точнее его зачаток. Делалось это очень осторожно, так как имя было связано с судьбой. Если после наречения имени ребенок заболевал, считалось, что имя найдено неверно, его «перекрещивали». Домашнее имя обычно представляло собой одну из половин взрослого двусложного имени в уменьшительной форме. До завершения обряда взрослости ребенок не мог себя называть полным именем. Его могли звать Владиком, а взрослым он становился Владиславом. Уменьшительное имя было именно домашним, «одомашнивая» полное имя и те понятия, которые за ним стоят. Домашнее имя сохранялись и у взрослых людей. Однако, оно было внутрисемейным, и никогда не называлось публично. При гостях использовалось внешнее, светское имя. Например, жена часто при гостях называла мужа по имени-отчеству.

Имя кличка.
Кличка - самый распространенный идентификатор. У русских кличка имела описательный характер: Лысый, Хмурый, Боров. Древние русы полагали, что новорожденный, пола еще не имеет, поэтому они часто ребенку давали обобщенное половое имя: Мальчик, Иванка или Девочка, Дивча. Его функция – привязать ребенка к определенному полу. Ребёнку могли давать «жизнетворное» имя: Живко, Живчик, Спасе. Здесь уже защищается не столько сам ребенок, сколько семья.

Имя отчество.
С развитием социального состава общества употребление имени становится более сложным. Возникло Имя - Отчество. Право на такое именование первоначально получали молодожены, а, позднее, люди, достигшие брачного возраста, в ритуале величания. «Величание» подразумевало называние человека по имени и отчеству. Величание осуществлялось. как правило, в песенной форме. Особенно заметно величальное обращение к жениху и невесте в свадебном фольклоре. Был на Руси такой обряд — “вьюнишника”, или “окликание молодых”, который проводился ежегодно в первое воскресенье после Пасхи, когда молодоженов “величали” по имени - отчеству или пели им песни, в которых их так называли. Изменение формы обращения к молодой женщине после свадьбы характерно и для других славянских традиций. Славяне в течение первого послесвадебного года называли такую женщину просто “невеста” и лишь затем начинали обращаться к ней по имени». Впоследствии в славянском обществе возникает тенденция именовать нижестоящих детскими или уменьшительными именами, и, напротив, от нижестоящих требовалось использовать отчество даже по отношению к несовершеннолетним боярским потомкам.

Имя официальное.
По достижении отрочества, ребенок переходил в новое состояние, он становился кандидатом во взрослые люди, получая и все обязанности взрослого, правда без прав. В это время он получал взрослое полное имя. У большинства восточных славян оно было двукорневым. По-видимому, составные имена очень древни, так как мы находим их у всех славян и многих соседей славян. Однако, в тех местах, где славянские народы подверглись длительной культурной оккупации, количество таких имен ниже.

Имя полное.
Полные имена, как правило, состоят из существительного и глагола (или отглагольного существительного). Глагол определяет динамические свойства имени (а, стало быть, и судьбы), а существительное – статические, базовые свойства. Здесь же следует упомянуть об иностранных именах, которые нередко доставались славянам в обряде братания. Особенно это заметно на севере, где в воинских дружинах встречались представители западных славян и скандинавов, а так же на юге, где в дружину вливались половецкие и печенежские, а то и хазарские богатыри.

Имя прозвище.
Прозвище давали человеку по его положительным или отрицательным свойствам Единственный способ избавиться от обидного прозвища – изменить себя и заслужить другое, почетное. Часто именно от прозвищ рождались фамилии.

Имя ритуальное.
Особую роль в жизни архаического общества играли разного рода объединения – по роду занятий, по интересам, а также половозрастные. Внутри таких сообществ бытовали иногда особые имена. Для «Внешнего» круга такие имена были, как правило, тайными, отображали же они положение человека в сообществе и являлись, по сути, разновидностью домашнего имени, но с другим смыслом.

Имя светское.
При гостях использовалось внешнее, светское имя. Например, жена часто при гостях называла мужа по имени-отчеству. Домашнее имя сохранялись и у взрослых людей. Однако, оно было внутрисемейным, и никогда не называлось публично.

Имя уменьшительное.
В какой-то момент в славянском обществе возникает тенденция именовать нижестоящих детскими или уменьшительными именами, и, напротив, от нижестоящих требовалось использовать отчество даже по отношению к несовершеннолетним боярским потомкам. Домашнее имя обычно представляло собой одну из половин взрослого двусложного имени в уменьшительной форме. До завершения обряда взрослости ребенок не мог себя называть полным именем. Уменьшительное имя было именно домашним, «одомашнивая» полное имя и те понятия, которые за ним стоят.



Hosted by uCoz