Ева царица - Ежи у поляков
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел Е
__________________________________________________________________________
Ева царица
Евдокия
Евпатий Коловрат
Евпраксия
Еврей
Еврей-полазник
Еврейская зозуля
Еврейская тётка
Еврейчик
Ега
Ега баба
Еги баба
Егибисна
Егибиха
Егибица
Егибишна
Егибоба
Егибова
Египетский Царь
Егична
Егорий
Егорий Вешний
Егорий Храбрый
Едалище
Единорог
Единый
Ёж
Ежи Баба
Ежи у поляков
__________________________________________________________________________

Ева царица. В заговорах Верба, наряду с дубом и некоторыми другими деревьями, - "мировое дерево", являющее собой центр мироздания: "На моры, на лукаморi стащь вярба, на той вярбе семсот галля, а у том галле звiта лапухова гняздо, у тым гняздзе ляжыць Ева-царыца...".

Ева. Согласно западно-украинской легенде, после грехопадения первых людей Бог проклял Еву, повелев ей рожать в муках, а после смерти — нести яйца: каждый день прародительница должна была снести столько яиц, сколько людей умирает на земле. Бог разрезает те яйца пополам и бросает на землю: из одной половины родятся мальчики, из другой — девочки; когда они вырастают, то их женят. Если же половина яйца упадет в море (будет съедена зверем и т.п.), то человек останется на земле без пары. В славянских легендах, восходящих к апокрифическому «Слову об Адаме и Еве», первый пахарь — Адам (Ева — первая пряха). Есть восходящие к библейским апокрифам легенды о первенстве земледельческого труда: Бог посылает изгнанным из рая Адаму и Еве, плачущим в лесу, ангела с «жменей жита» и заступом, чтобы Адам вскопал участок земли и засеял его хлебом; Ева получает жменю конопляного семени — на платье; Адам отправляет Каина сеять жито, Ева предлагает родить дочь, чтобы сеять коноплю (рождается Авель — укр.; характерен русский обычай сеять лен обнаженными, чтобы вызвать сострадание земли). По др. украинской легенде, ячмень и горох выросли из слез Адама, когда тот после изгнания из рая обрабатывал землю. Согласно Апокрифическому сюжету, распространенному в болгарской и древнерусской книжной традиции, Бог после создания Адама наделил его душой, поставил царем над всеми тварями, затем сотворил Еву из левого ребра Адама. У восточных и южных славян распространена легенда о происхождении Евы из хвоста чёрта или собаки: так как собака (черт) украла ребро Адама, Господь отрезал у нее хвост и сделал из него Женщину, поэтому она и болтает языком, как собака виляет хвостом. Часто Детей Некрещёных нарекали Адамом или Евой. В украинской легенде падший ангел соблазняет Адама и Еву яблоком, сказав, что съев его, они станут богами.

Евдокия. Вештиц старались защитить себя и детей в такие дни, когда они особенно активно вредили людям: накануне дня св. Евдокии, Юрьева дня, Иванова дня (Ивана Купалы).

Евпатий Коловрат. Герой русского эпоса. Во многом напоминает героя былин, которому, однако, пришлось биться не с Соловьем-разбойником, не с Идолищем поганым, а с самым реальным врагом Руси — ратью Батыевой. «Повесть о разорении Рязани Батыем» — одно из самых трагических произведений древнерусской литературы (написано, скорее всего, в начале XVI века). О содержании его говорит само название. Летописный рассказ о приходе полчищ Батыя на Русь соединяется здесь с элементами былинного и легендарного повествования. Один за другим гибнут рязанские князья, хотя они бесстрашно бьются против превосходящих сил врага. При этом им удается уничтожить множество татар. Евпатий Коловрат, подобно былинным богатырям, уничтожает вражескую силу, противопоставляя ей свою богатырскую мощь. Но, в отличие от былин, сражение оканчивается гибелью героя. Кроме того, Евпатия окружает дружина -- это обычные воины, не богатыри. Подвиг и гибель Евпатия вписаны в конкретное историческое событие 1237 года и о Евпатий говорится как о реальном лице — княжеском воеводе. Это переплетение исторической конкретики и эпического вымысла, а также поэтических элементов, близких к поздней народной исторической поэзии, позволяет предположить, что вся история об опоздавшем на битву воине, испившем свою смертную чашу, восходит к историческим песням XIII—XIV веков, в которых запечатлелись трагедия и героизм русских людей времен татаро-монгольского нашествия.

Евпраксия. См. Апраксия.

Еврей. Евреи могли вызывать погодное ненастье: если зимой они слоняются по селу — быть метели (бел.) («буде дощ, бо жиди волочацця»,— говорит украинская примета). Украинцы считали, что евреям не страшен гром — «ще як свiт стоить, то не чути, щоб грiм жида вбив» (то же рассказывают о мифических великанах, которые не боялись грозы и грома). Опасными считались предметы, принадлежащие евреям; нельзя дотрагиваться до еврейских религиозных книг — кожа на руках потрескается (бел.). Сами инородцы также могли представлять опасность: например, знахарь, оказавший помощь еврею, мог потерять свою силу (бел.).

Еврей. Колтун могла наслать ведьма, злой человек, злой дух, черти, бродяги, евреи, существа из чужого мира. Практически у всех славян счастливой считается Встреча с инородцем: евреем, цыганом, группой цыган и даже — со старой цыганкой.

Еврей-полазник. У всех славян, в том числе и в Полесье, счастливой приметой считается приход в дом еврея-полазника (первого человека, приходящего в дом на Новый год, на день св. Андрея и т. д.). Полазник-еврей принесет удачу в наступающем году. Есть интересная легенда, связанная с этим обычаем, зафиксирована в Закарпатье, которое также представляет собой архаическую этнокультурную зону: «Считается, что если еврей вошел в дом как полазник, то весь год будет хорошим, потому что он не нашей веры. Когда враги схватили Иисуса Христа, святой Петр отрезал Мальху ухо. Тогда Иисус взял ухо и, положив его позади себя, благословил иудейскую веру». Положительная, сакральная символика связана с образом еврея в сновидениях. Увидеть еврея во сне означает увидеть Христа или святого; еврейка означает Богородицу; еврей во сне — к счастью (П. Г. Богатырёв).

Еврейская зозуля. Лишенные души евреи могут быть превращены в различных животных.

Еврейская тётка. Христос превратил в свинью еврейскую женщину, которую спрятали под корыто, чтобы испытать всеведение Христа; потому и считается, что свинья — это «еврейская тетка». В житомирском Полесье был записан нестандартный вариант этого рассказа, согласно которому сам Христос посадил беременную еврейку под корыто и спросил своего ученика, что там спрятано. Ученик ответил, что там свинья с поросятами, и от его слов превращение совершилось. Тогда Христос поверил, что ученик действительно овладел теми знаниями, которыми делился с ним Христос. «А про то жыды сала не едят»,— заключает легенда (ПА, 1981). В регионе Белостока (Польша) бытовал еще один вариант этой легенды, своеобразный «перевертыш» традиционного сюжета. Рассказывают, что евреи, желая выставить Христа на посмешище, накрыли корытом свинью с поросятами. Христос сказал, что под корытом находится женщина с ребенком; убедившись в его правоте, евреи перестали есть свинину, так как считают, что люди происходят от свиней.

Еврейчик. Ребенок до крещения мог отождествляться с иноверцем: у русских он назывался иродом, у болгар — «еврейчиком», «поганым», а также именами животных, у сербов — «турком», «цыганенком»; Обращение с Детьми Некрещёными определялось рядом запретов и предписаний: такого ребенка нельзя целовать, выносить за пределы дома, показывать посторонним.

Ега баба. Баба-яга. «В избушке живет ега-баба» (Арх.);.

Ега. Баба-яга.

Еги баба. Баба-яга.

Егибисна. Баба-яга. Егибисной, егичной именовали дочь бабы-яги (Вятск., Сев. Дв.).

Егибиха. Баба-яга.

Егибица. Баба-яга. «Коли мать кричала Липунюшку, в те поры егибица подслушала ее и пришла на другой день к бережку и кричит толстым голосом» (Вятск.); В некоторых районах России егибицей, егибовой называли не только бабу-ягу, но и ведьму (Новг., Яросл.).

Егибишна. Баба-яга.

Егибоба. Баба-яга.

Егибова. Баба-яга. «Тут налетала Егибова, в деревенной ступи, помелом заметае. Хватила парницка-то да и унесла» (Арх.). В некоторых районах России егибицей, егибовой называли не только бабу-ягу, но и ведьму (Новг., Яросл.).

Египетский Царь. Бел. В греческой мифологии царь Египта, сын Посейдона и нимфы Ливии, брат-близнец Агенора (отца Европы), отец Эгипта и Даная. Бел относится к числу персонажей, которые сами не имеют развитой мифологической биографии, но являются родоначальниками поколений будущих героев.

Егична. Баба-яга. Егибисной, егичной именовали дочь бабы-яги (Вятск., Сев. Дв.).

Егорий Вешний. В день Егория вешнего (св. Георгия) — б мая — впервые после зимы выгоняли скот на пастбища, стегали его вербой. Верба — растение, которое первым оживает по весне, и её прикосновение должно было увеличить плодовитость скота. Чтобы скотина давала обильный приплод, на Егория вешнего пекли также печенье в виде лошадей и коз.

Егорий Храбрый. Есть версия, что Егорий Храбрый (Георгий Победоносец), поражающий змея - никто иной как Перун, "затесавшийся" в святцы, прикрывшись христианским именем. Забайкальские старообрядцы считали, что «Егорий Храбрый... от волков скот оберегал». В Приангарье Егорий Храбрый почитался как покровитель лошадей, в его день на лошадях не работали. На Руси волчьим пастырем, или пастухом, почитается Егорий Храбрый. Даже пословица есть: "Что у волка в зубах, то Егорий дал".

Егорий. В народной традиции св. Егорей часто именуется Лесным Хозяином, Лесовиком, Лисуном. Весьма интересна в данном случае и предание о Георгии, Лисуне, и двух братьях- богатом и бедном. Скот, ставший добычей волков, воспринимается как Жертва, предназначенная Богом (ю.-слав бел.), Егорием (рус.), Николаем (пол.) и т.п. Цикл земледельческих работ завершался осенним Егорьевым (Юрьевым) днём — 9 декабря. До конца XVI в. крестьянин в этот день мог уйти от своего господина. Борис Годунов отменил этот обычай, потому и возникла пословица «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». Однако и позже со всеми, кто нанимался на земледельческие работы, рассчитывались именно в Юрьев день.

Едалище. Один из подвигов Ильи Муромца состоял, в убиении нечестивого Идолища, который пожирал зараз по целому быку жареному и пил по котлу меда или пива, а котел был так велик, что его с трудом поднимали двадцать силачей. Не зря Идолище иногда называют Едалищем.

Единорог. Символизирует целомудрие, а так же служит эмблемой меча. Традиция представляет его обычно в виде белого коня с одним рогом выходящим изо лба; однако, согласно эзотерическим верованиям, он имеет белое туловище, красную голову и синие глаза.В ранних традициях единорог изображался с телом быка, в более поздних с телом козла и только в поздних легендах с телом лошади. Легенда утверждает что он неутолим, когда его преследуют, но покорно ложиться на землю если к нему приблизиться девственница. Вообще единорога поймать невозможно но если и удастся то удержать его можно только золотой уздечкой. "Спина была его изогнута и светились рубиновые глаза, в холке он достигал 2-х метров. Чуть выше глаз, почти параллельно земле, вырастал у него рог; прямой и тонкий. Гривы и хвост рассыпались мелкими кудрями, а опущенные и неестественно для альбиносов черные ресницы бросали пушистые тени на розовые ноздри." (С.Другаль "Василиск"). Питаются они цветами, особенно любят цветки шиповника, и медовой сытой, а пьют утреннею росу. Еще они ищут маленькие озерца в глубинах леса в которых купаются и пьют от туда и вода в этих озерах обычно становится очень чиста и обладает свойствами живой воды. В русских "азбуковниках" 16 -17 вв. единорог описывается как страшный и непобедимый зверь, подобный коню, вся сила которого заключена в роге. Рогу единорога приписывались целебные свойства ( по фольклорным представлениям единорог своим рогом очищает воду, отравленную змеем). Единорог - существо иного мира и предвещает чаще всего счастье.

Единый. Прародитель богов и творец мира, одно из имён Рода.

Ёж. Животное, наделяемое в народных представлениях мудростью, а также отвращающими и лечебными свойствами. По верованьям болгар, Ёж дал совет Богу, как покрыть землю небом. В южнославянских легендах мудрый Ёж спас мир от испепеления солнцем. Встав на дороге, он остановил ослицу, верхом на которой Солнце ехало искать себе невесту. Солнце не женилось и не породило много других солнц (у македонцев). Солнце отправилось искать Ёжа, не явившегося на его свадьбу с Луной, и нашло его грызущим камень. Ёж объяснил, что от его брака родится много солнц, все сгорит и придется есть камни. Услышав это, Солнце раздумало жениться, а Луна со стыда скрылась от Солнца (у болгар). По болгарским поверьям, Ёж — самый мудрый из животных, так как дольше всех живет на свете. Он знает все, что было раньше и о чем люди давно забыли. Он знает также особую омолаживающую траву и никогда не стареет. По южнославянским и полесским представлениям, всеведущий Ёж знает, как добыть и «разрыв-траву», способную открывать без ключа любые замки и запоры. Для этого нужно загородить гнездо с детенышами Ежа камнями. Ежиха принесет волшебную траву и разрушит преграду. Тогда можно подобрать траву и использовать ее для воровства. Македонцы верят, что Ёж держит эту траву под языком. Поверье о «разрыв-траве» бывает связано и с другими животными: черепахой, змеей, желной, удодом и др. В боснийской легенде происхождение Ежа связывается с чертом: черт бросил вычесанные волосы под колоду для рубки дров — волосы тут же превратились в Ежа. В славянских диалектах сближаются иногда названия ежа и барсука. По украинскому и польскому поверьям, существует два вида Ежей: один со свиной мордой, другой с собачьёй. Первых можно употреблять в пищу, а вторые несъедобны. Такое же поверье известно и о барсуке. Иногда считают, что свиную и собачью морду может иметь и Ёж, и барсук. У украинцев иногда различаются две разновидности Ежей: «песий» и «свинский». С представлениями о разных видах Ежей связано также польское поверье, что Ёж может обратиться в свинью. Связь Ежа и барсука с свиньей отражена и в лексике: ср. рус. «пороситься» — рожать детенышей (о еже и барсуке), «барсук» — боров, самец свиньи. Благодаря колючкам Ёж обладает отвращающей силой и используется как оберег. Так, у поляков для защиты от богинок кладут себе на грудь шкурку Ежа; у сербов человек, у которого умирают дети, должен смазать кровью убитого Ежа палку, прикрепить к ней шкурку Ежа и выставить у входа в дом. Функцию оберега имеет и палка с прикрепленной на конце шкуркой Ежа, с которой ходят в Словении «куренты» — ряженые участники масленичного шествия. Сербы носят при себе сердце Ежа как оберег от болезней, а македонцы пришивают морду Ежа к шапке или к одежде для защиты от сглаза. У русских оберегом для новобрачных во время первой брачной ночи служит особый калач «ёж», утыканный окрашенными и позолоченными хворостинками; в Польше хлеб в форме Ежа пекут у невесты в канун свадьбы. Ёж и его атрибуты используются и в лечебных целях. Салом Ежа мажут скотину от укусов мух, смазывают подпарины (сбитые места) на шее у быков, натирают больного лихорадкой или ревматизмом, смазывают нарывы; мочу Ежа подмешивают пьяницам в еду, в питье или в водку, чтобы отучить их пить. Птицы (желна, ласточка, удод), змея, черепаха или еж являются обладателями разрыв-травы.

Ежи Баба. Словенская Баба-Яга у русских.

Ежи у поляков. Св. Георгий у русских. У поляков св. Ежи сражается с «вавельским смоком» (змеем из Краковского замка).

Hosted by uCoz