Елефаим - Ехидна
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел Е
__________________________________________________________________________
Елеафам
Елена
Елена Прекрасная
Елёсиха
Елиня
Ель
Еминеж
Ён
Ендарь
Енева Буля
Еню
Ерестун
Еретик
Еретик железнозубый
Еретик лесной
Еретики
Еретица
Еретник
Еретница
Еруслан Ерусланович
Еруслан Лазоревич
Ёрш Ершович
Ехидна
__________________________________________________________________________

Елеафам. Змей или кит, на котором земля стоит – плавает. Из уст его исходят громы пламенного огня, яко стреляно дело; из ноздрей его исходит дух, яко ветр бурный, воздымающий огнь геенский. В последние времена он задвижется, восколеблется — и потечет река огненная, и настанет свету преставление. Движение и повороты баснословных китов потрясают землю.

Елена Прекрасная. Героиня волшебных славянских сказок названа так, конечно, в честь той древнегреческой Елены, из-за которой теряли голову все мужчины и была до основания разрушена Троя, однако в наших сказках ей соответствуют и Анастасия Прекрасная, и Василиса Премудрая (Прекрасная), и Марья-царевна, и Марья Моревна, и Царь-девица, и другие. Эти несравненные красавицы наделены вещим умом, волшебной силою, властью над природными стихиями, и все это они готовы отдать своему возлюбленному герою, подобно тому, как некогда, по истечении эпохи матриархата, женщины безропотно подчинились мужчинам и всю потустороннюю, неземную, чародейную силу свою замкнули только в пределах семьи, дома, бытовых и любовных отношении, в пределах своего бабьего царства. Другим источником имени может служить Елена, мать императора Константина. У нестинаров она почитается как божество. В одном сюжете Змей Горыныч служит поваром у Ивана — купеческого сына, обольщает ею жену Елену Прекрасную, изводит с нею Ивана — купеческого сына, но сам погибает.

Елена. Это женское имя как бы подверстывается к имени Алеши Поповича (варианты — Олеша, Валеша и Елешенька): Олёша — Олёнушка, Елешенька — Елена и Олёнушка, и таким образом формируется «одноименная» супружеская пара, подобная Волос - Велес — Волосыня или Ёлс — Елёсиха.

Елёсиха. Ёлс. Одноимённая супружеская пара типа Волос - Велес — Волосыня.

Елиня. Богатырь-герой в славянской мифологии.

Ель. Согласно этиологическим легендам, Ель укрыла Богородицу во время ее бегства с Христом в Египет или Христа, прятавшегося от чумы, за что получила благословение и была вознаграждена, оставшись навечно зеленой. Вероятно, именно с «женской» символикой Ели связан запрет сажать и вообще иметь около дома Ель, которая якобы «выживает» из дома мужчин. По верованиям сербов, если Ель растет вблизи дома, в нем не будут рождаться мальчики. На Русском Севере не сажали Ель у дома, опасаясь, что в противном случае «мужики не будут жить, умирать будут, одни вдовицы будут». Запрет сажать Ель у дома может объясняться принадлежностью Ели к неплодовым деревьям (согласно болгарской легенде, Ель «бесплодна», поскольку ее прокляла Богородица). В Белоруссии Ель не сажали из опасения, что «в доме ничего не будет вестись», «ничего не будет родить ни в хлеву, ни дома». Особенно избегали держать Ель у домов молодоженов, чтобы те не остались бездетными.

Еминеж. В нартском эпосе адыгов чудовище, олицетворение сил, враждебных нартам. Еминеж сочетает в себе черты бляго и иныжа. Еминеж, как и бляго, зарится проглотить солнце; подобно иныжу, обладает необыкновенной физической силой, но глуп. Еминеж летает, вызывает явления, аналогичные грому и молнии. Живёт в крепости за семью горными цепями и семью морями, где солнце заходит за край неба. Крепость его опоясана семью крепостными стенами, а её единственные ворота — огромные мечи, которые смыкаются и рассекают любого, кто пытается пройти через них. Еминеж держит в плену нартскую девушку, с которой пытается вступить в близкие отношения. Он похитил семена проса, дарованные нартам Тхагаледжем. За ними отправился Сосруко. Сосруко удалось узнать, что победить Е. можно, лишь одолев его треногого вороного коня; для этого необходим конь, рождённый, как и треногий вороной, от кобылицы Тхож, находящейся в междуморье в табуне одной старухи. Сосруко, выполнив поставленные старухой условия, добыл нужного жеребёнка (названного Тхожеем). Когда герой выхватил у Еминежа мешок с заветным просом и поскакал на Тхожее. Еминеж на треногом вороном не мог его догнать и стал безжалостно хлестать свинцовой плетью своего коня. Тот, по совету младшего брата, рванулся под облака и сбросил с себя Еминежа, который полетел вниз головой и разбился в пропасти.

Ендарь. Сказочный персонаж в легендах древних славян. По поверьям в Вятской губернии, ендарь живет под старым дубом питается воздухом. Размером он с кабана. Подробнее он не описывается и облик его не ясен.

Енева Буля. Названия Божьей Коровки типа «кума, посаженая мать» (болг.) соотносятся с рядом болгарских обрядовых персонажей: с «кумой» — девушкой, предводительницей лазарок в обряде «лазарования» (ср. название Божьей Коровки «лазарка» у македонцев), завершавшемся в Вербное воскресенье кумлением, избранием «кумицы» и угощением девушек в ее доме; с персонажем ивановского обряда «енева буля» — «кумой», вынимающей перстни девушек и предсказывающей им женитьбу; с посаженой матерью («кума») на свадьбе. Славянские названия Божьей Коровки соотносятся с персонажами мифологического сюжета «свадьба Солнца», который разыгрывается в болгарском обряде Иванова дня — «енева буля».

Еню. Солнце-Иван. Славянские названия Божьей Коровки соотносятся с персонажами мифологического сюжета «свадьба Солнца», который разыгрывается в болгарском обряде Иванова дня — «енева буля». На роль невесты Солнца-Ивана (Еню) выбирается девочка, одетая в красное, как крылья Божьей Коровки, свадебное покрывало.

Ерестун. Колдун; умерший колдун, встающий из могилы; восходящий из могилы мертвец; злой дух, чудовище; нечистая сила. По поверьям, «войти в человека» стремился и ставший еретиком покойник, колдун. Злые колдуны «подстерегают минуточку, когда к суседу подойдет скорая смертушка, и только душа расстанется с телом, ерестун входит в покойника. Тогда в семействе пойдут нехорошие дела — неподобные. И такие есть ерестуны, которые „обвертываются“, то есть принимают на себя чужой лик и стараются пробраться в свою или чужую семью. Живет ерестун, кажется, как надо быть хорошему крестьянину, а смотришь, из семейства и из деревни станут пропадать люди один за другим: это их ерестун поедает. Чтобы извести обвороченного колдуна, надо взять плетку от коня нелегченного и ударить ерестуна на испашку [наотмашь]. Тогда он с ног долой, и до могилы в нем души нет. А, чтоб он опять не ожил в гробу, так надо ему вбить осиновый кол в спину: промеж самых плеч» (Олон.). Плетка или недоуздок от нелегченого коня или новая погонялка— традиционные средства против ерестунов во многих районах России.

Еретик железнозубый. Колдун; умерший колдун, встающий из могилы; восходящий из могилы мертвец; злой дух, чудовище; нечистая сила.

Еретик лесной. Колдун; умерший колдун, встающий из могилы; восходящий из могилы мертвец; злой дух, чудовище; нечистая сила.

Еретик. Еретик - умерший колдун; встающий из могилы; Очень злой и опасный в общем по функциям и колдовствую схож с некромантами. Та же магия мертвых. Так же еретиков сравнивают иногда просто с упырями или вурдалаками , но обладающими способностями к колдовствую. Как правило еретик при жизни заключает договор с нечистой силой, которая ему исправно служит в его черных и злых делах. И даже после смерти эти демоны помогают еретикам в их злодеяниях. «Стенька Разин еретик и воитель был великий, а еретик — так, пожалуй, и больше, чем воитель» (Астр.); «Есть трава петров крест, ростет при полях, ростом в локоть, цвет багров, ростет кустиками, что молодая детлявина, а корень все крестиками бел и мелок. Аще кто пойдет в путь, корень возьми с собой от еретика» [из травника].

Еретики. Их знали и поречане Индигирки и Колымы. «Железнозубый еретик» — род упыря, который живет в глубине лесов и питается трупами, ест и живых людей», — считали колымчане. А вот представления индигирщиков: «еретики» появляются обычно ночью, «когда заря потухает... в это время они — де оживут — де заайданят». Начнут в избу лезть, «там погрызут, здесь погрызут, перебегывают, шумят». Еретик гонится за запоздавшим путником; чтобы спастись, надо сбросить «лопоть», ремни с нарты, чум. Пока он дерется с вещами, можно уйти. «Ну, у кого собачки плохие — уйти-да не могли». Исчезает летом; летом ведь свет «круговой», а «свет-смерть ему».

Еретица. Колдунья; умершая колдунья, которая встает из могилы. В верованиях Печорского края еретница сходна с вещицей, ведьмой: она летает через трубу, поедает младенцев. В поверьях Тамбовской губернии «еретицы— женщины, заживо продавшие душу черту». Днем они «ходят в виде безобразных, оборванных старух, к вечеру собираются в поганых оврагах, а ночью уходят в провалившиеся могилы, в гробы нечестивых». Провалившиеся могилы— «верное пребывание еретиц». Тот, кто случайно оступится в такую могилу,— иссохнет, если же увидит в ней еретицу— умрет. «Бродят» еретицы весной и осенью. Не попадая в могилы, пробираются через трубы в бани и там пляшут. Окол коршуна хожу, окол коршуна хожу, уж я бабу ищу, еретицу ищу» (Олон.); «Стоит дуб-сыродуб, в этом дубе-сыродубе сидит птица-еретница; никто ее не видит— ни царь, ни царица, ни красная девица» [загадка] (Енис); «Священник же должен был обороняться от этой еретицы: взявши животворящий Господень крест, простер рукою на сию окаянную старуху» (Арх.).

Еретник. «Еретиком слывет в настоящее время у нас тот, кто совершенно не верует в Бога и отвергает его законы, или кто еще не раскольник. Такое понятие распространено и поддерживается в народе раскольниками и раскольницами» (Арх.) Колдун; умерший колдун, встающий из могилы; восходящий из могилы мертвец; злой дух, чудовище; нечистая сила. В заговоре из Симбирской губернии еретником именуется «опивец зубастый, головастый, как гадина», существо получеловеческое-полустихийное, «отводящее» дождь, тучи: «...в гробу [он] распластался, язык его в темя вытягался; Божий тучи мимо проходят, на еретника за семь поприщ дождя не изводят. Беру я, раб Божий, от дупла осинова ветвь сучнистую, обтешу орясину осистую, воткну еретнику в чрево поганое, в его сердце окаянное, схороню в блате смердящем, чтобы его ноги поганые были не ходящие, скверные его уста не говорящие, засухи не наводящие...».

Еретница. Колдунья; умершая колдунья, которая встает из могилы. «В той улице Маришка живет, еретница она, кореньщица» (Симб.).

Еруслан Ерусланович. Пока Еруслан Лазаревич воевал с Царём Огненным Змеем, а после жил со спасённой им от змея царевне, рождается и подрастает его сын богатырь Еруслан Ерусланович. Он подъезжает к солнечному городу и вызывает Еруслана Лазаревича на бой: в трудном поединке Еруслан Лазаревич узнает сына по кольцу и возвращается с ним к жене.

Еруслан Лазоревич. Руслан, Уруслан Залазарович (в древнейшем русском списке 17 в.) — герой древнерусской книжной сказочной повести и фольклора. Имя Еруслана Лазаревича и некоторые сюжеты (поиски богатырского коня Араша, бой Еруслана Лазаревича с сыном) восходят к иранскому эпосу о Рустаме (“Шахнамэ”). Мотивы иранского эпоса были заимствованы при тюркском посредничестве: Арслан (“лев”, рус. Руслан) — тюркское прозвище Рустама, отец Еруслана Лазаревича Залазар — отец Рустама Зальзар. В героических странствиях Еруслан Лазаревич вступает в единоборство с богатырями - соперниками, чудовищами (в т.ч, с трехголовым змеем, которому в жертву предназначалась царская дочь), вражескими полчищами. Чтобы вернуть зрение ослепленному врагами царю Картаусу (Киркоусу) своему отцу и 12 богатырям, Еруслан Лазаревич должен сразиться с “Зеленым (вольным) царем Огненным щитом” (ср. царь Огонь в русской сказке) и добыть его желчь (кровь и печень). По дороге Еруслан Лазаревич встречает дев - птиц, одна из которых переносит его в царство Огненного щита. Там он видит ноле боя с головой великана - богатыря, которая рассказывает о спрятанном под ней мече - кладенце: только им можно убить царя и лишь при помощи хитрости. Царь Огненный щит, сидя на восьминогом коне, не подпускает близко противников, сжигает их. Еруслан Лазаревич нанимается на службу к царю. обещает добыть меч - кладенец, сам же тем мечом поражает царя (того можно ударить мечом лишь, один раз — от второго удара он воскреснет: ср. сходные поверья об убийстве Огненного Змея). Еруслан Лазаревич женится на спасенной от змея царевне. затем уезжает в солнечный город (девичьё царство), где остается с царицей города. Тем временем рождается и подрастает его сын богатырь Еруслан Ерусланович. Он подъезжает к солнечному городу и вызывает Еруслана Лазаревича на бой: в трудном поединке Еруслан Лазаревич узнает сына по кольцу и возвращается с ним к жене (ср. также бой Ильи Муромца с сыном).

Ехидна. Змеедива. Дева змееголовая, полуженщина полузмея, дочь Тартара и Реи, которая, по древнему преданию, родила Тифона и множество чудовищ (лернейскую гидру, Цербера, Химеру, Немейского льва, Сфинкса). Также Ехидгна родила от Геракла Артоксая, Липоксая и Колоксая — трех родоначальников скифских племен, а значит, отчасти, и прапредков славян. Любила красавица Чудодева Ехидна глубокие ущелья и пещеры с высоким сводом где-нибудь вблизи моря или могучей реки. В тех пещерах в зной она дремала, слушая, как текут подземные воды. Называли ее Владычицей Змей, ибо все живое привораживала она взглядом: и зверей, и птиц, и травы, и мужей из племени титанов. Взглянет — и уж не оторваться от взгляда Чудодевы. И были ее глаза не людскими и не звериными, и не птичьими, а такими, о которых говорят: "Вот мне бы такие глаза!" А что за глаза, не выскажешь, хотя так и стоят они перед твоими глазами. Идет, бывало, титанида Ехидна полями, а за нею звери скользят меж высоких трав неслышной стопой и тьмы птиц плывут по небу. Не рычат, не ревут звери, не звенят, не клекчут птицы: беззвучно шествие.

Hosted by uCoz