Дворовой - Девочка
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел Д
_________________________________________________________________________
Дворовой
Дворовушко
Дворовый
Дворовый хозяин
Двуглав
Двуглав казачий
Двуглав китайский
Двуглазка
Двуформный
Дева
Дева Канн
Дева Мария
Дева Мудрая
Дева нерасчёска
Дева простоволоска
Дева пустоволоска
Дева Пятенка
Дева Солнце
Девана
Девана у индусов
Девица Божья Коровка
Девица Горгония
Девица пчелица
Девицы красавицы
Девичьи зори
Девка лесная
Девка-простоволоска
Девочка
_________________________________________________________________________

Дворовой. Дворовик. Домашний дух, обитавший во дворе у древний славян. Дух двора; «хозяин» двора; домовой. Различались два вида домовых. Одним был доможил , обитавший в углу за печью, вторым считался дворовой, живший вне избы (иногда черты того и другого объединялись в одном образе). Дворовой - покровитель двора, домашнего скота, помощник домового. По характеру отношений с хозяином двора — злой дух, но может быть и добрым. Дворового сближали по природе с овинником или банником. У русских дворовой - домашний демон, живущий во дворе и близкий домовому. Один из видов доможилов. Дворовой - подобие Вазилы, духа-покровителя лошадей. Он - в дружбе (всегда) только с козлом и собакой, остальных животных недолюбливает, а птицы ему не подчиняются. Любимым животным дворового являлись кошка или кот. Особенно не терпит белых кошек, белых собак и сивых лошадей — знающий хозяин старается не держать такую живность. Внешним видом дворовой похож на домового, весь мохнатый. Дары ему подносят на железных вилах в ясли. Дворовой порядочный колоброд: нередко домовладельцы терпят от ссор соседних дворовых, не в силах вмешаться. Злой дворовушко позавидовал своему соседу, доброму дворовушке, в том, что у того и коровы сыты, и у лошадей шерсть гладка и даже лоснится. Злой провертел дыру в чане, в котором добряк-дворовой возил в полночь воду с реки. Лил потом добряк, лил воду в чан и все ждал, пока она сравняется с краями, да так и не дождался: и с горя на месте повис под нижней губой лошадки сосулькой в виде «маленького человечка в шерсти». Дворовой часто мучил животных (нередко сближался с нечистой силой). Разновидностью Дворового является Баган - дух-покровитель рогатого домашнего скота. У русских во дворе совершались ритуалы задабривания домового, дворового. По восточнославянским поверьям, от дворового зависело благополучие скота и домашней птицы; выбор животных при купле-продаже связывали с предполагаемым «вкусом» дворового (ср. рус. диалектные выражения, относящиеся к разведению скота: ко двору, по двору, что значит — скот хорошо ведется в хозяйстве, и не ко двору, не по двору, т.е. скот не ведется, болеет, дохнет). В описании дворового соединились традиционные черты домового и свойства оборотня, взятые из христианской демонологии. Внешне дворовой описывался похожим на человека, но с куриными, козлиными или кошачьими ногами. Иногда дворовой предстает в сложном образе чудовища: "Немного кошки побольше. Да и тулово похоже на кошкино, а хвоста нет. Голова как у человека, нос горбатый-прегорбатый, глаза большущие, красные, как огонь, а над ними брови черные, большие, рот широкущий, а в нем два ряда черных зубов, язык красный и шероховатый, руки как у человека, только кохти загнутые. Весь Оброс шерстью, вроде как серая кошка, а ноги человеческие". Встречаются так же описания дворового, где он похож на змею с петушиной головой и гребнем. По ночам он мог принимать облик хозяина дома. Дворовой на Смоленщине днем представлялся как змея с петушиной головой и с гребнем, а ночью приобретал цвет волос и облик, приближенный к хозяевам дома. Местопребыванием дворового являлась специально подвешенная сосновая или еловая ветка с густо разросшейся хвоей ("ведьмина метла"''). Связанные с дворовым обычаи носили охранительный характер: запрещалось оставаться на ночь как в бане, так и в овине; на двор не разрешалось пускать посторонних животных, поскольку дворовой мог принять их облик. Поскольку дворовой являлся ночным Существом, он не любил ничего светлого. Поэтому при покупке белой лошади ее вводили во двор задом или через овчинную шубу, разостланную в воротах. Предполагалось, что временами дворовой начинает пакостить, мучить домашних животных. Тогда прибегали к помощи домового или вешали в конюшне (в хлеве) убитую сороку. Считалось, что она отпугнет злого духа. Дворового всегда старались умилостивить многочисленными подношениями. По большим праздникам ему оставляли угощение, при переезде на новое место почтительно приглашали последовать за семьей так же как и домового.

Дворовушко. Дух двора; «хозяин» двора; домовой, живущий во дворе.

Дворовый хозяин. Дух двора; «хозяин» двора; домовой, живущий во дворе.

Дворовый. Скотник. Кутной Бог. Домовые. Домашние Божества. Доброжил. Овинник. В некоторых северных русских сёлах бытовали поверья о том, что о хозяйстве кроме домового заботятся также дворовый, скотник и кутной бог (эти доброжилы обитали в хлеву и приглядывали за скотиной; им в жертву оставляли в углу хлева немного хлеба и творога), а также овинник — хранитель запасов зерна и сена. Дворовый - Дух двора; «хозяин» двора; домовой, живущий во дворе. «Дворовой коням гривы заплетат» (Свердл.); «Хозяин-дворовой, иди покель на спокой, не отбивайся от двора своего» (Орл.); «Которы (бесы) пали на дворы, так стали дворовыма» (Арх.). Разделить образы домовых и дворовых «хозяев» в поверьях русских крестьян очень трудно. Еще В. Даль писал, что дворовой — «невидимый покровитель и колоброд в доме», определяя его, таким образом, как домового духа. На Новгородчине четко разделяют дворового и домового: домовой обитает в доме, а дворовой — во дворе, но подобные однозначные свидетельства редки. В Олонецкой губершш о хозяйстве, по представлениям крестьян, заботятся дворовые, однако обитают они в подполье дома и т.п. Некоторые исследователи полагают, что «самостоятельный» дворовой персонаж более характерен для западных районов России; тем не менее утверждать это окончательно пока трудно. У русских крестьян XIX–XX вв. дух-покровитель, «хозяин» и двора и дома (преимущественно характеризуемый как покровитель скота) чаще представляется обитающим во дворе, но именуется при этом «домовой».

Двуглав казачий. Черняк и Беляк.

Двуглав китайский. Инь и Янь.

Двуглав. Белобог и Чернобог. Ангел-хранитель и чёрт. Братья Белобог и Чернобог всюду следуют за человеком и записывают в книги судеб все его дела, добрые и злые. Позже их заменили ангел-хранитель, стоящий за правым плечом, и черт — за левым. Летописец Гельмольд поведал, что в средневековой Славии во время пиров пускали по рядам чашу с хмельным медом и клялись Белобогом и Чернобогом. Деревянное изваяние последнего в виде человекоподобного зверя с рунической надписью на языке поморских славян: «Царни бу» («Черный бог») — долгое время стояло в немецком городе Гамбурге. Чернобога считали злым. На Украине существовало сильное проклятие: «А чтоб тебя черный бог убил!» Казаки в землях войска Донского полагали, что Беляк и Черняк — братья-близнецы, которые вечно следуют за человеком и записывают его дела в особые книги. Добрые «регистрирует» Белобог, злые — его брат. Ничего невозможно скрыть от их пристальных взоров, но, если покаяться, то запись о плохом деле поблекнет, хотя и не исчезнет совсем, — ее должен прочитать Бог после смерти человека. В скорбный час братья становятся видимыми, и тогда Белобог говорит умирающему: «Делать нечего, сын докончит твои дела». А Чернобог всегда мрачно добавляет: «И ему тоже не все удастся доделать». Близнецы сопровождают душу на Том свете до Суда, а потом возвращаются на землю, чтобы сопровождать следующего новорожденного до его кончины. Одни исследователи видят в Белобоге символ арийской веры, в Чернобоге — Шиву-Разрушителя. Иные отмечают, что Белобог ходил в белом платье с черными заплатами, а Чернобог — во всем черном, но с белыми заплатами на одежде. Двоебожинм выглядят восточные символы Инь и Ян — две силы, которые, сменяя друг друга, движут миром в вечном круговороте черно-белого бытия. Двоемирие Яви и Тьмы — это поле вечной брани, место испытаний людей. Лишь небеса Прави свободны от Тьмы, а Навь не ведает Света. Братья Белобог и Чернобог всюду следуют за человеком и записывают в книги судеб все его дела, добрые и злые. Позже их заменили ангел-хранитель, стоящий за правым плечом, и черт — за левым.

Двуглазка. Сказочный персонаж в русском фольклоре (ей не хватает обычных двух глаз для решения чудесной задачи), противопоставляемый Одноглазке и Трехглазке (у которой третий глаз все видит, когда два других спят; архаический мотив преимущества числа три, известный в индоевропейской мифологии).

Двуформный. Кентавр.

Дева Канн. Прекрасная дева, которая является по вечерам в сёлах, приманивает детей лакомствами, одевает их облаком и увлекает с собою.

Дева Мария. Матерь Божья, Богоматерь. Богородица — в церковной традиции наименования Пресвятой Девы Марии, родившей Иисуса Христа.

Дева Мудрая. В русской сказке «Мудрая дева» из собрания А.Н. Афанасьева. Царь, обращаясь к мужику, задает деве задачу-загадку: «Когда дочь твоя мудра, пусть наутро сама ко мне явится ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, ни без подарочка». Мудрая дева-семилетка поутру сбросила с себя всю одежду, надела на голое тело СЕТЬ, в руки взяла перепелку, села верхом на зайца, приехала во дворец, протянула царю перепелку: «Вот тебе государь, подарочек». Перепелка вспорхнула и улетела.

Дева нерасчёска. Баба нерасчёска. Ведьмино отродье. Женщина-ведунья, колдунья; вредоносное существо с непокрытыми (распущенными и неприбранными) волосами. Волосатость и косматость Девы нерасчёски свидетельствует о её сверхъестественных способностях и «трансчеловеческой» сути. Ведьму, колдунью обычно представляли с длинными непокрытыми волосами; распущенные волосы придавали силы при колдовстве и ведьмам, и крестьянкам, колдующим в особо важных, критических случаях жизни (в частности, при эпидемиях, падежах скота). Чаще всего упоминается в заговорах, имеющих целью уберечь от бабы пустоволоски, косматки, беловолоски, белоголовки и т.п.), т.е. от существа, имеющего злое, колдовское влияние.

Дева простоволоска. Баба нерасчёска. Существо, имеющее злое, колдовское влияние. Женщина-ведунья, колдунья, существо с непокрытыми (распущенными и неприбранными) волосами. Чаще всего упоминается в заговорах, имеющих целью уберечь от колдовского влияния.

Дева пустоволоска. Баба нерасчёска. Существо, имеющее злое, колдовское влияние. Женщина-ведунья, колдунья, существо с непокрытыми (распущенными и неприбранными) волосами. Чаще всего упоминается в заговорах, имеющих целью уберечь от колдовского влияния.

Дева Пятенка. Параскева Пятница. Чтобы не иссякла благодать Девы-Пятенки, бабы тайком приносят ей жертву: овечью шерсть на передничек, В Белоруссии сохранился обычай изготавливать её изваяния из дерева и мо.литься ей о дождях для всходов тёмной ночью.

Дева Солнце. Взирая на весеннее солнце, выступающее в грозовой обстановке, древние поэты рисовали это явление в двух различных картинах: с одной стороны, они говорили о Деве-Солнце, которая в виде белого лебедя купалась в водах облачного моря; с другой — сами облака изображали лебедиными девами, а солнце их воинственным атрибутом — блестящим щитом.

Дева. В славянских средневековых книжных легендах дева с волосами в виде змей, модификация античной горгоны Медузы.

Девана у индусов. У римлян – Диана. Богиня охоты.

Девана. Богиня охоты. Дочь Лели и Перуна. Жена Святобора. У римлян – Диана - богиня охоты. Дзевана, Зевана у индусов. Культ этого бога был наиболее распространён среди западных славян (чехи, поляки, словенцы). Девана - славянская богиня охоты, которую люди представляли себе в облике красавицы, одетой в богатую кунью шубу, отороченной белкою; с натянутым луком и стрелами. Вместо епанчи (верхней одежды) накинута медвежья шкура, а голова зверя служила шапкою. У ног прекрасной богини лежала рогатина, с какой ходят на медведя и нож. Девану почитали охотники и звероловы, моля ее об удаче, а в благодарность приносили в ее святилище часть своей добычи. Именно она посылала удачу охотникам, помогая им добывать зверя и птицу, и побеждать в схватке с медведем или волками. Силой Девана пошла в батюшку, гордостью непомерной — в матушку. От обоих родителей усвоила волшебные умения: могла в любого зверя оборотиться, в рыбу морскую и в могучую птицу. Потому и стала великой охотницей. Она скакала по лесам в сопровождении двух страшных волков, которые слушались ее, как обычные собаки. Любую дичь добывала и не знала в своей забаве себе равных. Потому Девана страшно возгордилась и решила завоевать небесную обитель богов, скинуть с трона Сварога и самой править тремя мирами: Правью, Явью и Навью. Узнал о ее планах Даждьбог и обо всем рассказал Перуну. Страшно разгневался Громовержец и поспешил навстречу дочери. Завидел ее в лесу и зарычал по-звериному. Сразу же лютые волки Деваны, поджав хвосты, в страхе бросились прочь. Начал было Перун увещевать дочку, а та знай стоит на своем — захвачу Правь, стану владычицей над мирами, а Сварог будет мне прислуживать. Ничего не оставалось Громовержцу, как вызвать охотницу на бой. Выставили отец с дочерью копья и понеслись навстречу друг другу на резвых конях. Скрестились копья и разлетелись щепками. Тогда взялись они за мечи, но и они не выдержали мощи ударов, сломались. Тогда обернулась Девана хищной львицей, бросилась с рычанием на отца. А он стал могучим львом. Ударом лапы опрокинул ее на спину. Тут, впервые в своей жизни, испугалась Девана. Превратилась в птицу и попыталась было улететь, но Перун в облике орла настиг ее и швырнул вниз. Охотница скользнула рыбой в воду, а Перун и на этот раз ее перехитрил: неводом выловил дочь. Заплакала Девана, стала просить у отца прощения, поклялась впредь слушаться его. На том они и помирились. Девана была известна многим народам. Греки называли Девану Артемидой и признавали, что Охотница — славянская богиня. Римляне, лишь чуть переиначив ее имя, называли Дианой. Девана у индусов – место пребывания Кришны со своими жёнами.

Девица Божья Коровка. У поляков и украинцев.

Девица Горгония. В славянских средневековых книжных легендах дева с волосами в виде змей, модификация античной горгоны Медузы.

Девица пчелица. Пчела. В заговорах пчелу называют «девицей-пчелицей». Согласно легенде, пчелами стали слезы прекрасной девы, сидевшей на камне посреди моря.

Девицы красавицы. См. Бродницы.

Девичьи зори. Так называются три звезды подле Млечной Пути. Когда-то они были тремя сестрами - красавицами, которые поведьмились и связались с Огненным 3меем, а потом выяснилось, что они были прокляты на роду. Вот и досталось им после смерти худое житье: век гореть зорями, да и тех уж почти не видно, только три красноватых пятнышка еле-еле разглядишь.

Девка лесная. Девушка, блуждавшая по лесам, жившая у лешего и научившаяся знахарству.

Девка-простоволоска. Девка пусоволоска. Девушка с непокрытой головой; сверхъестественное существо, колдунья. Девка-простоволоска упоминается в основном в заговорах как существо, которое оказывает вредоносное влияние; колдует с помощью непокрытых волос. Похожа на Бабу-Девку-Нерасчёску.

Девочка. Имя – кличка. Древние русы полагали, что новорожденный, пола еще не имеет, поэтому они часто ребенку давали обобщенное половое имя: Мальчик (Момчил, Иванка, Богдан, Малк) или Девочка (Доня, Мала, Дивча). Его функция – привязать ребенка к определенному полу.

Hosted by uCoz