Дух - Души захватчиков чужой земли
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел Д
_________________________________________________________________________
Дух бора
Дух водяного
Дух горной нечистый
Дух дьявольский
Дух женский водяной
Дух лесной
Дух невидимый и зловредный
Дух ночной
Дух Обогатитель
Дух огня
Дух опекун
Дух полевой
Дух судьбы
Дух, приносящий хозяину деньги
Духи болезней
Духи болотные водяные
Духи ветры
Духи демоны
Духи дома
Духи домашние
Духи женские
Духи злые
Духи лесные
Духи незримые
Духи охранители ключей
Духи покровители
Духи покровители локальные
Духи помощники
Духи предков
Духи природы
Духи спутники человека
Духи умерших
Духи халы
Душа
Душа Двоедушника
Душа некрещеного ребёнка
Душа непогребённых костей
Душа покойника
Душа последнего умершего
Душа предка
Душа убийцы
Душа умершего
Душа умершего родственника
Души Захватчиков чужой земли
_________________________________________________________________________

Дух. Душа, дыханье; бесплотное существо, призрак; нечистая сила, ветер. Русский народ отмечает Духов день. В. Даль определяет дух как «бестелесное существо»— это «обитатель не вещественного, а существенного мира». Божественных существ, добрых духов, говорят вологодские крестьяне, могут видеть вообще те только, кто этого достойны по своей праведной жизни или исключительным несчастиям». Духи (духи дома, природы; духи предков, умерших; духи — покровители, помощники и т.п.) наполняют весь мир, влияя на его бытие. Дохристианскую веру народа в «мироправление духов» церковь постаралась заменить верой в «ангельское мироправление», что над каждой стихией, каждым явлением природы Бог поставил особых духов, ангелов. Так в церквах русских с XI в. читалось народу толкование Епифания Кипрского на книгу Бытия, где подробно раскрывается мысль, что ангелы поставлены управлять стихиями и явлениями природы». В широком смысле духи — не только ангелы, но и лешие, водяные, домовые, ставшие после принятия христианства «нечистыми», но продолжающие занимать учительное место в крестьянских поверьях. Они именуются и нечистыми духами, и просто нечистыми. Односложно — духами — разных представителей нечистой силы называют редко. Духи постоянно и ежечасно взаимодействуют с человеком и в основном женственны в своих проявлениях — «добры или злы по обстоятельствам». Исключение составляют духи, представления о которых подверглись наибольшему влиянию христианства, — упомянутые выше «духи природы» ставшие тождественными ангелам, а также духи-спутники человека, превратившиеся в противопоставляемые воплощения добрых и злых начал (ангел-хранитель, добрый дух и черт, бес-искуситель, злой дух). В Смоленской губернии (и некоторых других) духами именовали ветры: ветры, по мнению юхновских и гжатских раскольников, «суть духи грешных людей. Духи эти, или ветры, находятся во власти четырех ангелов. Один из этих ангелов находится на восточной стороне, другой на закате, третий на полдне, четвертый на полночи; поэтому и ветры дуют не с одной стороны, а с четырех». Духам изредка им приписывалась подмена детей. Бывают духи обогатители, духи огня, ночные духи, полевой дух, дух судьбы, дух, приносящий хозяину деньги, дух опекун, дух горный нечистый, дух дьявольский, дух женский водяной, духи женские, дух лесной, дух ночной, духи демоны, духи охранители ключей, духи спутники человека, духи болезней, духи болотные водяные, духи дома, духи домашние, духи злые, духи покровители, духи помощники, духи незримые, духи предков, духи природы, духи умерших, духи халы, духи ветры. Считалось, что под бузиной и в ее корнях живет дух, демоническое существо (черт, бес и др.). К духам по древнему белорусскому поверью относятся гарцуки, обитающие в горах и подвластные Перуну. Опасные для человека духи, вызывающие сильный ветер, вихрь, смерч, могут поднять человека в воздух и сбросить вниз, растерзать в Воздухе и т.д.

Духи болезней. Около Колодца обитают духи болезней.

Духи болотные водяные. Болотные водяные духи.

Духи ветры. Наиболее страшными из злых ветров считаются духи-Ветры, нападающие на людей и вызывающие эпилепсию, душевное расстройство.

Духи демоны. Характерны мелкие приношения духам — демонам, нечистой силе, покойникам; так, лешему оставляли яйцо в лесу на перекрестке дорог, чтобы он вернул заблудившуюся корову, водяным приносили жертву при строительстве мельницы, остриженные волосы (и ногти) затыкали в щели дома в жертву домовому и т.п. Во Дворе, человеку угрожают опасные духи-демоны.

Духи дома. Духи наполняют весь мир, влияя на его бытие. Дохристианскую веру народа в «мироправление духов» церковь постаралась заменить верой в «ангельское мироправление».

Духи домашние. См. Домашние духи.

Духи женские. В быличках русалки и др. женские духи - обитатели вод обычно в лунные ночи сидели на берегу на камне или на дереве и расчесывали свои распущенные Волосы.

Духи злые. По польским поверьям в горах живут мифические змеи, карлики, скарбники — злые духи, стерегущие клады.

Духи лесные. См. Лесные духи.

Духи незримые. См. Ведогоны.

Духи охранители ключей. В славянских местных преданиях известны духи - охранители ключей, источников, колодцев и озер, являющиеся в виде быка.

Духи покровители локальные. Запрет браниться в определенных местах объясняется тем, что Брань оскорбляет локальных духов-покровителей: нельзя браниться в доме и в лесу (этого не любят домовой и леший), там, где висят иконы, стоит печь.

Духи покровители. Духи наполняют весь мир, влияя на его бытие. Дохристианскую веру народа в «мироправление духов» церковь постаралась заменить верой в «ангельское мироправление».

Духи помощники. Духи наполняют весь мир, влияя на его бытие. Дохристианскую веру народа в «мироправление духов» церковь постаралась заменить верой в «ангельское мироправление».

Духи предков. Духи наполняют весь мир, влияя на его бытие. Дохристианскую веру народа в «мироправление духов» церковь постаралась заменить верой в «ангельское мироправление». Зерно приносили в жертву сверхъестественным существам и духам предков, чтобы обеспечить плодородие. Колодец служил местом символического «кормления» духов предков и нечистой силы с целью обеспечения удачи и здоровья, для увеличения богатства хозяйства, для сохранения чистоты колодезной воды.

Духи природы. Представления о них подверглись наибольшему влиянию христианства, — упомянутые выше «духи природы» ставшие тождественными ангелам.

Духи спутники человека. Представления о них подверглись наибольшему влиянию христианства. Они превратились в противопоставляемые воплощения добрых и злых начал (ангел-хранитель, добрый дух и черт, бес-искуситель, злой дух).

Духи умерших. Духи наполняют весь мир, влияя на его бытие. Дохристианскую веру народа в «мироправление духов» церковь постаралась заменить верой в «ангельское мироправление».

Духи халы. На воротах могут сидеть духи халы, поджидающие младенцев, которых несут из церкви после крещения. Чтобы их обмануть, ребенка передавали, минуя Ворота, через окно или через забор.

Душа Двоедушник а. Ходит по свету в своем человеческом облике или оборачивается собакой, кошкой, конем, змеей, мышью, летучей мышью и др., а также предметами: колесом, кочергой.

Душа некрещеного ребёнка. Камень является местом пребывания демонов: русалки, водяного; на грудах Камней , собранных с полей, танцуют ведьмы. Место под Камнем связано с потусторонним миром: под ним скрывается во время грозы дьявол и демоны, происходящие из душ детей некрещеных; поляки считали, что там пребывают грешные души.

Душа непогребённых костей. Вытьянка. Тоскующая душа непогребенных костей, "поющая кость". Единственное известное упоминание о вытьянке находим в поверьях Костромского края: жители деревни Китовразово Галичского уезда слышат в Пасхальную ночь, как "воет вытьянка" - "это душа (или дух) непохороненных костей просит похоронить их".

Душа покойника. Белорусы на второй или третий день похорон сжигали стружки, оставшиеся от гроба, полагая, что “покойника душа придет греться”. Болгары верили, что душа покойника попадает на «тот свет» перелетая через большую и глубокую реку. Русские в Череповецком крае называли такую реку забыть-река, т.к. умерший, перейдя ее на 40-й день, забывал все, что с ним было на этом свете. Душа покойника, которая первые три дня не покидает своего прежнего жилища, не прочь явить свой облик и отразиться в зеркале.

Душа последнего умершего. Часто считалось, что душа последнего умершего жителя села сидит на Воротах кладбища в ожидании следующего покойника.

Душа предка. Гады связаны с душой предка — “пращура” (змея, лягушка, ящерица, волк).

Душа убийцы. Западные украинцы, поляки и южные славяне полагали, что Дух обогатитель происходит из душ убийц.

Душа умершего родственника. По восточнославянским поверьям, вихрем прилетает домой душа умершего родственника, в нем крутятся проклятые люди, мертворожденные и дети некрещеные.

Душа умершего. Через печную трубу в дом проникают огненный змей и черт, а из него вылетают наружу ведьма, душа умершего, болезнь, доля, призыв, обращенный к нечистой силе, и т.п. В похоронных причитаниях душа умершего обычно изображается птицей, улетающей к небу, «за горушки за высокие», «за облачка за ходячие», «к красну солнышку, к светлу месяцу», «за часты звезды подвосточные».

Душа. Двойник человека при его жизни, имеющий черты мифологического персонажа. После разделения с плотью человека (в случае его смерти или во время сна) Душа покидает тело, принимая облик ветерка, пара, дыма или бабочки, мухи, птицы. Иногда Душу представляют как маленького человечка с прозрачным телом или ребенка с крылышками. Веды учат, что душа является кpошечной частицей энеpгии, неотьемлимой частью Господа. Душа существует сама по себе; она отлична от тела, в сеpдце котоpого обитает, и является в нем источником сознания. Как и Господь, Высшее существо, душа обладает индивидуальностью. Однако она всегда отлична от Бога и никогда не pавна ему, ибо обладает теми же качествами лишь в очень и очень малом количестве. Свое начало Душа берет от матери при рождении человека, по другим представлениям — исходит от бога. Она “живет” вместе с человеком находится у него либо в голове, либо в ямке под шеей, в груди, в животе, сердце и т.д. Душа растет, как и человек, чувствует тепло, холод, боль радость, но питается только паром от пищи. При жизни человека она может покидать его только во сне, поэтому людям снится, что они путешествуют, попадают в необыкновенные места и т. д. Если человек связан с нечистой силой, то Душа, покинув его во сне, творит различные злодейства. Так по украинским поверьям, тело ведьмы остается бездыханным, пока Душа являясь людям в различных обликах, отбирает у коров молоко, похищает с неба звезды и т.п. Если в это время изменить положение тела ведьмы, то возвратившаяся после ночных странствий Душа. не может попасть в свою телесную оболочку и летает вокруг ведьмы, оборачиваясь то курицей. то гусыней, то мухой, то пчелой. Люди, совмещающие в себе свойства реального человека и нечистой силы (колдуны, планетники и др.), по поверьям, имеют две Души или у них нет христианской Души, они продают ее дьяволу, заменяют на “нечистый дух”. В русских и украинских верованиях встречается противопоставление Души, присущей человеку (мужчине), и пара, заменяющего душу животным, “нехристям”, иногда — женщинам. После смерти человека Душа покидает тело с последним выдохом умирающего, оставаясь некоторое время поблизости от тела. Чтобы помочь Душе покинуть помещение, нередко открывают двери, форточки, заслонки в печи; из окна вывешивают полотенце, по которому она спускается, а затем при желании возвращается обратно. Считается также, что Душа убирает этим полотенцем свои слезы, отдыхает на нем. Белорусы во время одевания покойного ставят на окне стакан с чистой водой и вешают полотенце, чтобы Душа умершего могла вымыться, обсушиться и чистой явиться на “тот свет”. Украинцы полагают, что Душа сопровождает тело до кладбищу, плача и вопрошая: «Йой, а я де буду?» После похорон Душа часто возвращается в дом, поэтому на поминках у восточных славян принято подавать к столу горячие блюда (борщ, свежеиспеченный хлеб, который специально ломают руками, и т. д.), чтобы Душа могла подкрепиться паром от этой пищи. У белорусов в течение шести недель в красном углу под иконами стоит сосуд с водой: согласно поверью, Душа покойника сорок дней находится в доме и нуждается в питье. На сороковой день после смерти у восточных славян происходят “проводы” Души на “тот свет”; в Полесье, например, этот обряд называется “поднимать воздух”. Аналогичные представления о Душе усопшего, пребывающей вблизи людей в течение первых сорока дней после смерти, характерны и для южных славян, исповедующих православие. По истечении данного времени души “путешествуют по земле”, поднимаются в высшие воздушные сферы, летят на суд к Богу и т.д. Наиболее тяжелым считается переход Души через воду. В различных фольклорных текстах говорится, что души на “тот свет” перевозит св. Никола; иногда подчеркивается, что он перевозит только праведные души. По украинским поверьям, счастливые души пребывают в доме Соломона или Давида, стоящем на земле среди моря. Они непрерывно молятся Богу или пируют за белыми столами, на которых яства не уменьшаются, поскольку души едят только пар. Грешные души мучаются в аду и голодают, так как их кормят золой. Считается также, что души грешников беспрестанно носятся по земле, вызывая вихри, бури, ураганы, Души некрещеных детей становятся навками, мавками, русалками. Согласно поверьям, существует тесная связь Души с телом и после смерти. Чтобы Душа могла время от времени видеть свое тело, украинцы делают в гробу окошечко. В поминальные дни она посещает родной дом, обходит места, где бывал покойник, обязательно появляется у могилы, поэтому родственники усопшего оставляют на могиле пироги, блины, льют водку. Русский обычай подметать могилу березовыми вениками объясняли тем, что Душе якобы приятен запах березовой листвы. Повсеместно распространено верование о том, что души возвращаются домой в Сочельник, Новый год, на Троицу и др. Показываясь людям, Душа принимает облики различных насекомых и птиц, что связано с представлением о ее легкости, способности летать, наличии крыльев и тому подобное. Так, у поляков и в южной России при появлении бабочек у пламени свечи поминают умерших, молясь и называя их по именам; известны также запреты убивать бабочек, приметы о них как предвестниках смерти и т.п. Если к дому постоянно прилетает какая-либо птица (воробей, кукушка, коршун), то ее отождествляют с Душой умершего. В Полесье о пролетающих в поле птичках говорят, что это летают души добрых людей. Нередко в знак поминовения усопших на могилах или перекрестках дорог рассыпают для птиц зерно. Иногда Душу представляют себе в облике мыши, ящерицы и других хтонических животных. Глаза соотносятся с внутренним миром человека, они часто считаются вместилищем души; по некоторым польским поверьям, в момент смерти душа выходит из тела через Глаза. Дверь отворяли, чтобы помочь душе покинуть тело, и оставляли незакрытой до тех пор, пока родные не возвратятся с похорон. Душа человека покидает дом через Окно в виде птицы (Полесье, словаки). Русские, как только замечали, что человек умирает, ставили на Окно чашку с водой, чтобы душа, покинувшая тело, могла омыться и улететь. В поминальной обрядности Окно являлось местом общения с душами умерших: в момент смерти или после поминок вывешивали из Окна кусок полотна или полотенце, чтобы душа поднялась по ним в дом, а потом спустилась обратно, вытерлась этим полотенцем либо отдохнула на нем; через Окно провожали на кладбище души после поминок и т.д. Белорусы в ночь после осеннего поминовения мертвых клали для них на Окно блины и кутью (ср. Похороны). Если на покойнике появится Вошь, то это означает, что он праведник и душа его пойдет в рай.

Души захватчиков чужой земли. По поверьям, на Границе обитали разные мифологические персонажи: лужичане — что

Hosted by uCoz