Дубынеч - Дух, приносящий хозяину деньги
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел Д
_________________________________________________________________________
Дубынеч
Дубыня
Дубыня Змеевич
Дугиня
Дуклиан
Дунай
Дунай Иванович
Дупляные
Дух, приносящий хозяину деньги
_________________________________________________________________________

Дубынеч. Дубыня, Вертодуб, Великодуб, Дугиня. Дубынеч Дубьё верстает: который дуб высок, тот в землю пихает, а который низок, из земли тянет” или “дубье рвет”. Эти богатыри — не духи-покровители соответствующих объектов (гора, дуб, река), а нарушители их естественных функций: они срывают горы, вырывают дубы, запирают течение рек. Антропоморфические черты этих богатырей слабы и оттеснены хтоническими: гора, дубы (лес) и река (вода) являются местом их обитания.

Дубыня Змеевич. Лесной великан, может обращаться в Змея, охраняет пекельное царство. Ехали братцы названные Велес и Горыня-Змеевич по полюшку вдоль реченьки быстрой Смородины - и заехали во дремучий лес. Вoлны вдруг на реке взволновались, на дубах орлы раскричались - выезжал тут Дубыня Змeевич, чудо-юдище трехголовое! Он дубы выворачивал с корнем и за реченьку их перебрасывал. Вызвал он Велеса на бой, но стал конь под ним спотыкаться, подвернулась у него нога, упал Дубыня на землю. Взмолился Дубыня о пощаде, за это обещал стать Велесу его братом названным. Славянские титаны - это Святогор, Златогорка, Горыня, Дубыня и Усыня, Кащей. С этими богами боролись боги славян, подобно тому, как боги греков противостояли гигантам и титанам. "Допотопные" мифы (события в "Песнях птицы Гамаюн" заканчиваются Всемирным Потопом) повествуют о борьбе ариев-праславян и атлантов-титанов.

Дубыня. Вернидуб, Дубынеч, Вертодуб, а еще Дугыня, который любое дерево «в дугу согнёт», также и Дубыня Змеевич. Дубыня - персонаж восточнославянских сказок, «Дубьё верстает: который дуб высок тот в землю пихает, а который низок, из земли тянет» пли «дубьё рвёт». В сказках Дубыня вместе с Горыней и Усыней выступают как положительные персонажи, спутники главного героя, но порой им присущи и отрицательные черты, как слабость и даже предательство. Дубыня вместе с богатырями Триглава — не духи-покровители соответствующих объектов (гора, дуб, река), а нарушители их естественных функций: они срывают горы, вырывают дубы, запирают течение рек. Антропоморфические черты этих богатырей слабы и оттеснены хтоническими: гора, дубы (лес) и река (вода) являются местом их обитания. Дубыня Змеевич мог превращаться в Змея и в такой ипостаси он охпаняет пекельное царство и по сию пору. Он дубы выворачивал с корнем и за реченьку их перебрасывал. Вызвал он Велеса на бой, но стал конь под ним спотыкаться, подвернулась у него нога, упал Дубыня на землю. Взмолился Дубыня о пощаде, за это обещал стать Велесу его братом названным. Дубыня относится к разряду славянских титанов - Святогор, Златогорка, Горыня, Усыня, Кащей. С этими богами боролись боги славян, подобно тому, как боги греков противостояли гигантам и титанам. "Допотопные" мифы (события в "Песнях птицы Гамаюн" заканчиваются Всемирным Потопом) повествуют о борьбе ариев-праславян и атлантов-титанов.

Дугиня. Который любое дерево “в дугу согнет”. Дугиня – из разряда таких богатырей, как Вертодуб, Дубынеч, Дубыня, Великодуб. Дугиня дубьё верстает: который дуб высок, тот в землю пихает, а который низок, из земли тянет” или “дубье рвет”. Эти богатыри — не духи-покровители соответствующих объектов (гора, дуб, река), а нарушители их естественных функций: они срывают горы, вырывают дубы, запирают течение рек. Антропоморфические черты этих богатырей слабы и оттеснены хтоническими: гора, дубы (лес) и река (вода) являются местом их обитания.

Дуклиан. В сербскохорватских дуалистических сказаниях сатана и падшие ангелы захватывают с собой солнце (или оно изначально находится в руках противника Бога — Дуклиана, мифологизированного императора Диоклетиана, гонителя христиан: ср. изначальное пребывание светил у хозяйки иного мира Лоухи в финской мифологии и т.п.).

Дунай Иванович. Своеобразную группу среди богатырей цикла Владимира образуют Дунай (Дон) и Сухман. Дунай Иванович - русский былинный герой. В Древней Руси слово «Дунай» было не только названием реки (и даже обозначением вообще реки), но и мужским именем. В былине о богатыре, название реки и имя оказываются связанными воедино. В образе Дуная Ивановича черты мифологические и исторические соседствуют вполне органично. Несколько былин о нем позволяют с некоторой долей условности восстановить главные эпизоды его жизни. В отличие от богатырей, которые приехали в Киев из русских городов и стали здесь служить, Дунай Иванович когда-то уехал в Литву и там служил королю в разных придворных должностях: «отъезды» служилых людей в соседние земли были обычным делом в феодальные времена. Затем Дунай оказывается в чистом пиле, и здесь он встречается с Добрыней. Они вступают в богатырский поединок — сперва на копьях, потом на саблях, на палках и, наконец, врукопашную: победить никто не может. На них наезжает Илья Муромец и предлагает им помириться и обменяться крестами, то есть побрататься. Так Дунай входит в состав киевского богатырства. Дунай (Дон) Иванович является вместе с Добрыней героем былин о сватовстве Владимира. Другой сюжет более характерен. Дунай (Дон) состязается в стрельбе с женой своей, носящей в одних вариантах имя Настасьи, в других - Непры Королевишны. Непра (Настасья) побеждает Дуная (Дона). Рассерженный Дунай убивает жену, а потом и себя. Из крови их разлились реки Дунай (Дон) и Днепр. В былинах Василий Казимирович является послом, отвозящим в орду дань князя Владимира. В этом сюжете имя Василия Казимировича чередуется с именем Дуная.

Дунай. Бог рек и рыболовства, господин водяных, супруг Даны. Брат Святогора и Святобора. Культ этого бога был наиболее распространён среди западных славян (чехи, поляки, словенцы) и среди южных славян (сербы, хорваты, болгары). В представлении древних славян Дунай - мифологизированный образ главной реки, матери всех рек. Дунай представлялся как главное место, родина, притягивающая к себе все остальные реки; как рубеж, за которым лежит земля богатая, но таящая некую опасность. У южных и западных славян с Дунаем ассоциировались мотивы женщины, изобилия и мирной жизни, культ реки, её плодотворящих вод. В Дунае некоторые видят боярина Дуная, упоминаемого в Ипатьевской летописи как приближенного князя Владимира Васильковича. Каково бы ни было отношение этого Дуная к былинному, конец былины о Дунае, как и Сухмане, представляет собой, несомненно, сказание о происхождении рек, миф, хотя, может быть, и позднейший. Мифическую основу Дуная видит не только Орест Миллер, но и Стасов, считающий этот миф заимствованным из Индии. Ягич, очень мало склонный к мифологическим толкованиям, видит в происхождении образа Дуная олицетворение реки Дуная, т.е. процесс по существу мифологический. Этиологические мотивы девичьих слез, которые «Дунай-речку делают», гибели во время свадебных испытаний былинного богатыря Дуная и превращения его крови в реку также с брачной символикой реки — воды. В былинах Василий Казимирович является послом, отвозящим в орду дань князя Владимира. В этом сюжете имя Василия Казимировича чередуется с именем Дуная.

Дупляные. Домовые, живущие в дуплах деревьев во дворах домов.

Дух бора. Боровик вместе с лешим – почти тоже, что и Дух бора.

Дух водяного. У южных славян образ водяного духа развит слабо и ассоциируется с дьяволом, сидящим в воде или с неким духом-хозяином озера, имеющим облик коня, барана, жабы или железного человека. Восточные славяне представляют Водяного в виде древнего старика, западные — в виде взрослого мужчины, чехи — в виде маленького мальчика, а поляки и словаки часто считают, что Водяной невидим.

Дух горной нечистый. У русских на Урале известен горной — нечистый дух, обитающий в шахтах.

Дух дьявольский. См. дьявольский дух.

Дух женский водяной. Гребень — характерный атрибут многих мифологических персонажей: богинки, русалки, женского водяного духа и др., которые в быличках расчесывали свои длинные волосы.

Дух лесной. См. Лесной дух.

Дух невидимый и зловредный. Врыколак.

Дух ночной. У хорватов Самобора, чтобы избавить младенца от мучающего его ночного духа, окуривали пеленки дымом от смазки Колокола.

Дух Обогатитель. Мифологический персонаж, который обитает в доме, находится в услужении у одного из членов семьи и приносит своему хозяину богатство, отобранное у других людей. Дух-Обогатитель имеется только у колдунов, а отношения с ним расцениваются как общение с чертом. Представления о Духе - Обогатителе наиболее развиты на западе Украины и Белоруссии, у западных славян и на Украинских Карпатах. У русских Дух-Обогатитель часто смешивается с образом змея-любовника (см. Змей), у западных украинцев и лужичан он связан с сюжетом о неразменной монете. Дух-Обогатитель специально выводят из куриного яйца, имеющего какую-либо аномалию, например отсутствие зародыша или два желтка, а также из яйца курицы, которая поет петухом; из яйца черной курицы. Такое яйцо нужно закопать в навоз или завернуть в шерсть, его нужно носить слева под мышкой или за пазухой семь, Девять или сорок дней, после чего из него вылупится Дух-Обогатитель. Человек, решивший вывести Духа-Обогатителя, должен отречься от Бога: он не может посещать церковь, молиться, креститься, мыться, стричься, обстригать ногти, расчесываться. Он должен хранить молчание. Место, где высиживают Духа-Обогатителя, — пустой дом, баня, печь. Западные украинцы, поляки и южные славяне полагали, что Дух Обогатителя происходит из выкидышей, мертворожденных или умерших некрещеными детей, из душ убийц, людей, умерших без исповеди. Другие способы получения Духа-Обогатителя предполагают заключение союза с чертом. По польским и западноукраинским верованиям, Духа-Обогатителя получают на перекрестке в полночь, подписывают договор кровью из мизинца. Духа-Обогатителя можно купить в аптеке в городе, на базаре у цыган, евреев, венгров. Акт покупки сопровождается отречением от Бога. Иногда Дух-Обогатитель сам хитростью навязывается человеку в услужение, появляясь в виде мокрого цыпленка, которого хозяева из жалости пускают к себе в дом. Дух-Обогатитель попадается на глаза человеку в виде красивой бабочки. Принеся эту бабочку в дом, человек, сам того не желая, получает Духа-Обогатителя. У восточных славян, поляков и лужичан Дух-Обогатитель часто имеет вид змея или ужа. Когда Дух-Обогатитель переносит богатство по воздуху, он выглядит огненным или светлым, если несет золото, и темно-синим, если несет хлеб. В западноукраинской, сербской и хорватской традициях Духа-Обогатителя представляют в облике маленького человечка в красных штанишках и в красной шапочке, в которой заключена его волшебная сила. Согласно русским, белорусским и польским верованиям, у Духа-Обогатителя есть специальное вместилище, куда он складывает украденное добро: сумка или большой зоб, из которого он дома изрыгает принесенное богатство. Сербы иногда представляют Дух-Обогатитель в виде большого мешка, который, наполнившись, возвращается к хозяину. В доме Дух-Обогатитель живет на чердаке, на печи или за печью, за печной трубой, около порога или под столом. Восточные славяне и поляки считают, что Дух-Обогатитель проникает в дом сквозь печную трубу (см. Труба печная). Духа-Обогатителя не должен видеть никто, кроме его хозяина, иначе он покинет дом. Дух-Обогатитель носит в дом добро: сметану, зерно, масло, мед, водку, деньги, воруя их из других домов. Он приносит хозяину мешки с навозом, которые, пролетая через печную трубу, превращаются в золото. Дух-Обогатитель способствует разведению пчел или лошадей, обеспечивает удачу в торговле, в кузнечном деле, в сватовстве, занимается домашним хозяйством. Белорусы, западные украинцы и сербы полагают, что Дух-Обогатитель разыскивает клады для своего хозяина. Чтобы Дух-Обогатитель приносил богатство, хозяин должен кормить его молоком, кашей, яичницей. В пищу, приготовленную для Духа-Обогатителя, нельзя добавлять соли. Если разозлить Духа-Обогатителя, не давать ему еды, накормить соленой пищей или показать его постороннему человеку, он разобьет посуду, замучает домашних животных, разрушит хозяйство и уйдет, забрав с собой счастье, после чего все богатство сразу исчезнет. Хозяин, имеющий такого «слугу», должен загружать его работой, иначе Дух-Обогатитель убьет его. Западные украинцы считают, что душа человека, имеющего Духа-Обогатителя, после смерти поступает в распоряжение Духа-Обогатителя, который относит ее главному черту. Чтобы избавиться от Духа-Обогатителя, нужно освятить дом или окропить его святой водой. Белорусы и западные украинцы полагают, что Духа-Обогатителя можно убить, ударив его наотмашь, перебросив через крышу, отнеся на девятую межу. Духа-Обогатителя можно продать или отдать другому хозяину, вернуть на то место, где его нашли. Чердак считался одним из мест обитания домового и духа обогатителя. На Чердаке хозяйки оставляли для них угощение в большие календарные праздники. Накануне поста относили на Чердаке кусок мяса или чашку молока. Согласно общеславянским поверьям, из Детей Некрещёных происходят многие мифологические существа, в том числе и дух обогатитель.

Дух огня. См. Жыж.

Дух опекун. Василиск, Спорыш.

Дух полевой. См. Полевой дух.

Дух судьбы. Белая Баба. Со свечкой в руках она внезапно появляется перед путниками и предсказывает будущее.

Дух, приносящий хозяину деньги. В Зайца обращается домовой (у белорусов) и дух, приносящий хозяину деньги (у хорватов).

Hosted by uCoz