Дракула - Дубовики
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел Д
_________________________________________________________________________
Дракула
Древа
Древляне
Древний старик
Древо
Древо жизни
Древо мировое
Древо Перуново
Древо познания
Древо смерти
Дрёма
Дриады
Дрожуха
Дрозд
Дрозд чёрный
Друды
Дружка
Друиды
Дуб
Дубовики
_________________________________________________________________________

Дракула. Этот популярный персонаж не обошел стороной и русские сказания, появившись в своеобразном виде. У Дракулы был исторический прототип — Влад Цепеш, который правил в Мунтении, то есть Восточной Валахии (ныне — часть Румынии) в середине XV века. Считается, что автором русской повести был известный Федор Курицын. В качестве посла Ивана III он несколько лет провел при дворе венгерского короля Матиаса Корвина, там, видимо, он и наслушался рассказов о жестоком правителе и под их впечатлением сочинил свою повесть. Вся деятельность Дракулы сводится к борьбе: со злом в его бесчисленных разновидностях, с пороками и слабостями людей, с их поведением, если оно противоречит его собственным понятиям и правилам, с инакомыслием. Все это он лечит, но весьма крайними средствами — смертью или кровавым наказанием. При этом наказание не соразмеряется со степенью вины. Если же Дракула кого-то хвалит, то при этом тут же предупреждает, что казнил бы его, поступи тот не так. Турецкие послы явились к нему и не сняли свои колпаки, объяснив, что таков их обычай. Тогда Дракула велел прибить колпаки к головам послов железными гвоздиками, чтобы они и впредь всегда крепко держались. Вероломству его не было предела. Дракула согласился на мир с турецким царем, и тот разрешил ему войти в свои пределы и согласился взять его на службу, но Дракула, пройдя в глубь страны, вдруг повернул назад и на обратном пути разорил часть ее, перебил и пленил многих, казня всех с невероятной жестокостью. Но тут же говорится, что от грозного вершителя справедливого суда Дракулы не могли откупиться те, кто совершал преступления, грабил, обманывал, обижал и т. д. И рядом с этим другой эпизод: Дракула созвал бесчисленное множество нищих и бродяг, они пришли в надежде на милостыню. Он собрал их в одном помещении, велел на-кормить и напоить, а затем запереть и сжечь всех. При этом он объявил, что освобождает их всех от несчастья. А боярам объяснил смысл поступка: пусть в его земле не будет нищих, а будут одни богатые, и пусть у него никто не страдает от бедности и болезней. А вот пример доброго дела: у приезжего купца украли деньги. Под угрозой гибели всему городу деньги вернули, а Дракула велел подложить в них лишний дукат. Купец утром принес его государю, и тот сказал: «Если бы не сказал мне о лишнем дукате, то посадил бы тебя на кол вместе с вором». Кол -- самое популярное орудие казни у Дракулы: на него попадают женщины неправедного поведения; жена, плохо ухаживающая за своим мужем; слуга, заявивший, что не может выносить смрада от тел казненных; посол чужой страны, который не сумел ответить на вопросы Дракулы. Послу он объяснял мотивы своего решения так: «Если государь твой, зная, что неумен ты и неопытен, послал тебя ко мне, многомудрому государю, то твой государь и убил тебя; если же ты сам решился идти, неученый, то сам себя и убил». Казнив посла, Дракула отправлял чужому государю грамоту, чтобы тот впредь не присылал глупого и неученого мужа к многомудрому государю. Печально завершилась жизнь Дракулы. Венгерский король Матьяш пошел на него войной, они сражались, но изменники выдали Дракулу королю, который велел бросить его в темницу. Двенадцать лет провел Дракула в заточении в Вышеграде на Дунае. Он и здесь не оставил своих злодейских привычек, только теперь уже не мог обращать их против людей — ловил мышей или покупал птиц и мучил их — сажал на кол, отрезал головы, отпускал птиц на волю, выщипав перья. Наконец, король решил дать Дракуле свободу и даже вернуть ему воеводство, но с одним условием: чтобы он перешел в католическую веру. А если откажется, то останется в темнице до самой смерти. Как пишет православный автор, Дракула не вынес тягот заключения и «отдал себя на вечные муки», оставив нашу православную веру и приняв «ложное учение католическое». Воеводой Дракула прожил еще десять лет и был убит в сражении с турками. История о Дракуле, изложенная в конце XV века, имела большой общественный и политический смысл. Уходили в прошлое времена феодальной раздробленности с постоянными столкновениями между правителями, с отсутствием прочной власти, с господством беззакония. Наступало время единой государственной власти — королевской, царской — с едиными законами и порядком. Какой должна быть эта власть — вот вопрос, который волновал одинаково и Европу, и Русь. Идея «справедливого государя» прижилась во всей европейской литературе. «Справедливость» царя должна была опираться на порядок и силу. Жестокость оправдывалась как способ наведения порядка и преодоления феодального произвола. «Справедливому» царю противопоставлялся «злой» царь. В повести о Дракуле и сплелись в сложный клубок эти живые проблемы русской жизни. Федор Курицын не оправдывал жестокостей Дракулы, но иногда как бы пытался объяснить их необходимость.

Древа. Дочь Богумира и Славуни. Сёстры её были Скрева и Полева. Она вышла замуж за Полуденника, которого привёл из степи Богумир. От неё пошёл род древлян. По легенде новгородской было это в Семиречьё за морем в крае зелёном.

Древляне. Согласно мифическому рассказу о божественном происхождении кривичей, древлян и полян именно Дуб дал Богумимиру мужей для его дочерей. После исхода из Семиречья настал седьмой день. И отправился Богумир по совету жены своей Славуни в степь, чтобы найти мужей своим дочерям. У дуба он встретил трёх всадников и вернулся с ними домой. Отсюда пошли три рода. И соединились они, и славны были. Отсюда идут древляне, кривичи и поляне, ибо первая дочь Богумира имела имя - Древа, а другая - Скрева, а третья- Полева. Три же мужа были, все три - Утренник, Полуденник и Вечерник. Создались роды те в Семиречьё, где мы обитали за морем в крае зеленом, когда были скотоводами. И было это за тысячу триста лет до Германареха. И в те времена была борьба великая за берега моря Готского, и там праотцы наши возводили курганы из белых камней, под коими погребли мы бояр и вождей своих, павших в сече.

Древний старик. Восточные славяне представляют Водяного в виде древнего старика, западные — в виде взрослого мужчины, чехи — в виде маленького мальчика, а поляки и словаки часто считают, что Водяной невидим.

Древо жизни. Мани объяснял, что Древо жизни является одновременно Древом добра и соотносится с такими сторонами света, как север, восток и запад. Древо смерти соответствует югу.

Древо мировое. См. Мировое древо.

Древо Перуново. Долго управлялись мы родами, и старшие из всякого рода шли судить родичей под Перуновым древом.

Древо познания. Библия открывается двумя деревьями - деревом жизни, несущим жизнь, и деревом познания добра и зла, несущим смерть. Линия смерти, берёт начало от дерева познания добра и зла и завершается в огненном озере. На линии смерти стояли: Каин, Нимрод, народ Вавеля, Лот, Исав, фараон, Надав и Авиуд и т.д. - вплоть до Антихриста. Древо познания - так почтительно называют на всем Востоке благородное дерево «гингко билоба», столь же высоко ценимое, как, например, оливковое дерево и лавр в Греции, секвойя в США. Ученые-палеоботаники нашли его следы в ископаемых отложениях в некогда теплой Гренландии и на Шпицбергене, не говоря уже о Южной Америке, Африке и Австралии. В Центральной Европе такие находки захватывают пермский период. В наши дни эти деревья произрастают в дикой природе в провинциях Китая Гуандун и Гуанси в заповедниках разных стран. В Китае гингко — символ женского и мужского начал «инь — ян», «древо познания». В Европе оно прославлено и благодаря стихотворению великого художника слова Гете «Дерево Востока», переведенному на многие языки.

Древо смерти. У Мани Древо смерти соответствует югу.

Древо. Ствол дерева олицетворяет настоящее время, нас самих. То, что под землей - корни дерева олицетворяют прошлое время, мир мёртвых, наших предков. Крона олицетворяет будущее время, наших потомков, вначале детей, потом внуков, потом правнуков и т.д. Корни дерева олицетворяют наши корни - вначале это отец с матерью, потом наши дедушки и бабушки, потом прадедушки, прабабушки, потом многие поколения всех наших предков. Всех до единого. Потом среди наших предков все люди кончаются и начинаются животные. Потом и животные кончаются, начинаются растения. Потом идут запахи, звуки. Потом идёт неживая природа - камни, песок, лучи света разных цветов. Потом идут стихии - воздух, вода, огонь, земля, металл! Потом идут духи! Потом идут Боги! И всё это русские предки, и всё это находится внутри каждого из русских, в их генах, в их подсознании, в их душе. Через идею корней, предков раскрывается истоки ствола (собственного Я). Продолжение ствола через ветви раскрывает продолжение собственного Я. Единого нет, есть целое. Но целое - это не единое. Целое - это то, что имеет структуру, части, связанные в общий комплекс.

Дрёма. Вечерний и ночной дух в образе доброй старушки с мягкими ласковыми руками или же в образе маленького человечка с тихим убаюкивающим голосом. Богиня сна, сонных мечтаний. Жена Сна. В сумерках дрёма бродит под окнами, а когда темень сгущается, то просачивается сквозь щели или проскальзывает в дверь. Дрёма приходит к детям, закрывает им глаза, поправляет одеяло, гладит по волосам; со взрослыми этот дух не так нежен и порою навевает кошмары. Дрёма - род трав семейства гвоздичных. Растут на лугах, скалах, сухих склонах и как сорные в огородах, садах, на полях. Некоторые декоративные, кормовые. Иногда дремой называют виды других родов семейства гвоздичных с поникшими цветками. Дрема астраханская - охраняется.

Дриады. В греческой мифологии женские духи-покровительницы деревьев (нимфы). Иногда дриады именовались по названиям деревьев. Считалось, что дриады неотделимы от дерева, с которым связаны, а люди, сажающие деревья и ухаживающие за ними, пользуются особым покровительством древесных нимф. Самые древние из известных нимф - дриады, родившиеся из капель крови Урана и обитающие в ясене, мелиады. Дриады, рождающиеся вместе с деревом и умирающие вместе с ним назывались гамадриадами. Они живут в дереве которое и охраняют и часто гибли вместе с этим деревом. Дриады единственные из нимф которые смертны. Нимфы деревьев неотделимы от дерева, в котором обитают. Считалось, что сажающие деревья и ухаживающие за ним пользуются особым покровительством дриад. Самая известная из дриад - Дриопа.

Дрожуха. Лихорадка.

Дрозд чёрный. В гнезде черного дрозда имеется камень. приносящий счастье.

Дрозд. Змеи и птицы (ворон, дрозд, орел) владеют особым камнем, делающим человека невидимым или способным видеть клады и понимать язык животных.

Друды. Когда-то на землях Руси жили и иные волшебные народы - лесные друды, великаны-асилки, или волотоманы, также чудь белоглазая, жители пещер паны, псиголовцы, одноглазые орики, женоуправляемые ягыни и другие. Все они - людского племени, часть их смешалась со славянами, часть - с иными народами. А духи их по сию пору бродят по Руси, охраняют древние курганы. Друды происходят от Анта Велесича и Прии Богумировны. Они смешались с актами, к которым относят своих предков некоторые казачьи и черкесские роды.

Дружка. Вежливец. Почётное прозвание колдуна на свадьбе. В Сибири, как и во многих других областях России, дружка, именуемый вежливцем, сторожем, большаком, опасным, был «особенным знатоком всех обрядностей в их принятой последовательности».

Друиды. В первые века нашей эры в жизни многочисленных племен, населявших Северную Европу,— Галлию, Ирландию, Бретань,—особую роль играла каста жрецов-друидов. Друиды были не только священнослужители, но и врачеватели, и летописцы. Друиды обладали тайным знанием, давав шим им власть над людьми. Тайны друидов до сих пор волнуют ученых и специалистов. Эти тайны трудно поддаются научной расшифровке. Чтобы попасть в касту жрецов-друидов, кандидаты проходили испытания одиночеством в лесу. Прошедшие через это испытание жили и обучались 20 лет в священных для кельтов лесах. Многие тайны друидов связаны именно с лесом. В древней Галлии, Ирландии, Бретани знание леса было жизненно важным. К деревьям относились как к одушевленным существам, их наделяли чёртами живых людей, которые, как они заметили, сами чем-то похожи на деревья. Свои обряды друиды исполняли в священных рощах или лесах. Существовало мнение: что там друиды проявля ли свои необыкновенные способности: изменяли погоду, появлялись в облике животных, предсказывали будущее и превращались в невидимок. С помощью "змеиного яйца" или хрустального шара они якобы могли предотвращать смертельные заговоры. Новогодний праздник друидов Саман, когда сверхъестественные силы витают над землей, считается предшественником современного Хеллоуина. А привычка говорить "постучи по дереву", возможно, является отголоском характерного для друидов почитания священных деревьев. Главным святилищем друидов считается древний Стоунхендж, хотя об этом ходит много споров и где истина неизвестно. По представлениям друидов - человек появился на земле значительно позже, чем растения. Он, как и все живое, родствен растительному миру и в своем формировании тоже проходил растительную стадию. Некоторые так и не расстались с растительной душой. Согласно представлениям друидов человек сотворен из деревьев. По воле богов и при их непосредственном участии. Друиды предлагают свою систематизацию рода человеческого (по растениям), ориентированную астрономически на день солнечного равноденствия. Один знак располагается в двух точках года. И в этом существенное различие с известными гороскопами. Каждое растение имеет две существенные точки реализации — цветение и плодоношение; центр зимнего сна и центр максимального летнего пробуждения. Жизнь растений более таинственна и сокровенна, нежели принято думать.

Дуб. Дуб вместе со Снопом называли русские Сварогом – пращуром русских. Сербы говорили о Дубе — цар дрва, русские называли его Царь Дуб; в сакральной практике именно Дуб выполнял ряд культовых функций, в фольклоре и практической магии фигурировал в качестве мирового дерева; согласно поверьям и фольклорным текстам, на Дубе обитал царь птиц орел или птица Кук; в приметах и запретах Дуб сопоставлялся с хозяином дома; в главном календарном обряде южных славян Дуб использовался в качестве бадняка. В заговорах Дуб наделяется именем собственным (например, Карколист, Дорофей); в болгарской легенде рассказывалось о том, как дубовая роща спрятала Бога, убегавшего от Чумы; в благодарность за это Бог сделал так, чтобы листья с Дуба опадали лишь поздней осенью. Символ Перуна – дерево Дуб. Перун – Бог воина. Дух воина - это потенциал силы дуба.

Дубовики. В кельтской мифологии злые волшебные существа, живущие в кронах и стволах дубов. Каждому человеку, проходящему мимо их жилища, они предлагают вкусные кушанья и подарки. Ни в коем случае не следует брать у них еду, а тем более пробовать её на вкус, поскольку пища, приготовленная дубовиками, очень ядовита. По ночам дубовики нередко отправляются на поиски добычи. Следует знать, что проходить мимо недавно срубленного дуба особенно опасно: дубовики, обитавшие в нём, рассержены и могут натворить немало бед.

Hosted by uCoz