Додола - Домовой чужой
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел Д
__________________________________________________________________________
Додола
Додон
Дождич
Долгий
Долгий дядюшка
Долгой
Долгоносик
Долгополый
Доля
Доля женская
Дом
Доманушка
Домаха
Домашние боги
Домашние Божества
Домашние духи
Домашний злой дух
Домихи
Домовая хозяйка
Домоведушка
Домовид
Домовидушко
Домовидый
Домовик
Домовилиха
Домовинка
Домовитель
Домовитушка
Домовиха
Домовица
Домовичка
Домовой
Домовой змей
Домовой хозяин
Домовой чужой
__________________________________________________________________________

Додола. Жена Перуна. Племянница Сварога. Персонаж южнославянской мифологии, богиня дождя, жена громовержца. В магических обрядах вызывания дождя у южных славян ритуальные действия совершают жрицы богини (шесть девушек в возрасте от 12 до 16 лет) — додолицы. Их украшают венка-пи, льют на них воду, подносят им хлеб. При этом додолицы поют, обращаясь к богине с просьбой послать дождь. Додола сродни богине Дидилии. Для додольских песен характерны мотивы отмыкания врат (болг. «Отвори врата, домакина, ой додоле!»), моления о дожде или влаге — росе (серб. «Додоли13,а бога моли: Да ми, боже, ситну росу!»). Додола - Пеперуда у болгар и македонцев, прпоруша у хорват, додала у сербов и македон. Рождение на свет Додолы народная память сохранила следующим образом: Как по морюшку - морю синему одинокая Лебедь плавала. И кружился над ней млад сизой Оpел: - Я настигну тебя, Лебедь белая! Кровь пущу твою в море синее, пух и перья развею по ветру! Кто-то пёрышки собирать начнет? Обернулася Лебедь белая в молодую Диву-додолушку, обернулся тут млад сизой Оpел во Пеpуна бога небесного. Говорил Пеpун Диве-Лебеди: - Помни, Дивушка, слово верное! Как наступит пора – время летнее, за тебя приду, Дива, свататься! Потом Сварог сосватал Додолу за Перуна. Сербские додолы нередко рядились почти исключительно в ветки Вербы и ходили с Вербой или с вербовыми палками в руках. Южнославянская Додола ходит босиком. В южнославянской традиции весенне-летний обряд вызывания дождя, а также центральный персонаж или участник этого обряда. Архаический смысл названий додола, пеперуда, прпоруша связывает их с именами Перуна и его действиями или эпитетами (литов. dundulis буквально «раскаты грома», латыш, dudina perkuonins — «погромыхивает громом»). Додола - центральный персонаж обряда, которого водят по селу, — обычно увитая зеленью девочка-сирота, реже мальчик. В восточной Сербии совместную трапезу устраивали на отмели посреди реки. В восточной и центральной Сербии после обхода села с Додолой топят в реке крест с безымянной могилы. На Балканах ветки бузина (наряду с другими растениями) применялись в обрядах вызывания дождя. Ими украшали с ног до головы додолу, пеперуду, куклу Германа, а по завершении обряда сбрасывали ветки в воду.

Додон. Нескладный человек; мифическое существо, которым пугают детей. «Какой додон-от идет!» (Волог.).

Дождич. Согласно "Влесовой книге", этот бог относится к русскому пантеону языческих богов.

Долгий дядюшка. Нечистый дух; леший; черт.

Долгий. Нечистый дух; леший; черт. «Пошёл, как долгий, и страсть затрещало» (Вятск.); «Наибольшим распространением пользуются рассказы про нечистую силу: про долгого дедюшку, который выше дерева» (Вятск.). «Ругаться по долгому» — браниться с упоминанием чёрта, лешего.

Долгой. Нечистый дух; леший; черт.

Долгоносик.

Долгополый. С Василием Пьяницей нередко смешивают двух других Васильев: "Казимировича" и "Долгополого". Вс. Миллер считает необходимым разделять этих трех Васильев: в эпизодическом Василии Долгополом он видит устойчивые черты дьяка, в Василии Казимировиче, которого былина заставляет отвозить дань князя Владимира Батуру - новгородского боярина времен борьбы Москвы и Новгорода, Василия Казимирова.

Доля женская. В родинных обрядах гребень служил символом женской доли. Новорожденному мальчику перерезали пуповину на топоре, а девочке — на гребне, чтобы из нее вышла хорошая пряха.

Доля. Дух-покровитель человека; даёт богатство и удачу. Представляется в облике милого юноши или красной девицы с кудрями золотыми и улыбкой веселой. Добрая богиня счастья и удачи, помощница Макоши, ткёт счастливую судьбу. В славянской мифологии воплощение счастья, удачи, даруемых людям божеством; первоначально само слово бог имело значение «доля». Наряду с доброй Долей как персонификацией счастья в мифологических и позднейших фольклорных текстах выступают злая (несчастная, лихая) Доля, недоля, лихо, горе, злосчастие, беда, нужда, бесталаница, кручина, бессчастье, злыдни как воплощения отсутствия Доли, дурной Доли. Другое персонифицированное воплощение счастья — встреча (др.-рус. устрьча), противопоставляемая невстрече. Доля на месте устоять не может, ходит по свету — преград нету: болото, река, лес, горы — доля вмиг одолеет. Не любит ленивых да нерадивых, выпивох и всяких плохих людей. Хотя поначалу дружбу заводит с каждым — потом разберется и от плохого, злого человека уйдёт. Доля у восточных славян, преимущественно у украинцев, персонификация индивидуальной человеческой судьбы, осмысляемой как часть общего блага, счастья. Подобное понимание судьбы сравнимо с образом хлеба, разделенного на части. Доля появляется у каждого человека при рождении и сопровождает его в течение всей жизни. Долей у украинцев также нередко называют душу умершего предка, который, посещая дом, приносит добро или зло своим живым родственникам. Часто Долей называется только олицетворение счастливой судьбы, а несчастливая Доля осознается как самостоятельный персонаж или группа персонажей (см. Злыдни). О появлении Доли нет однозначных представлений. Доля рождается вместе с человеком; Долю человеку нарекает мать при рождении, или она дается человеку ангелом или Богом. Доля может оставить человека, если он грешит. После смерти человека его Доля умирает вместе с ним; также верят, что Доля умершего сидит на его могиле или посещает дома родственников. Доля представляется двойником человека. По украинским верованьям, она имеет вид здоровой старухи в белой хорошей одежде с костылем в руках, женщины с распущенными волосами, однако ее вид может зависеть от того, кому она принадлежит: Доля счастливого человека ходит в красивой одежде, Доля купца имеет облик красивой девушки, крестьянина — здорового черного мужика. Белорусы представляют Долю в виде красивой нагой девушки, всюду сопровождающей человека. Бедность и богатство человека зависят от трудолюбия его Доли, которая, как и домовой, помогает человеку в выполнении хозяйственных работ. Трудолюбивая Доля крестьянина работает вместе с ним, вяжет в поле снопы и даже ворует для него зерно с соседних полей. Доля может предсказывать человеку перемены в его судьбе, показываясь перед каким-либо событием. У Доли можно узнать, кто из семьи в текущем году умрет. Для этого после ужина в канун Крещения домочадцы оставляют свои ложки в миске от кутьи, а сверху кладут хлеб. Ночью Доля перевернет ложку того, кто должен в этом году умереть. Чтобы жить счастливо и быть богатым, человек должен найти свою Долю и спросить у нее, каково его призвание, в каком деле он найдет удачу. Поступив так, как советует ему Доля, человек обретет свое счастье. Если у человека ленивая Доля, он также должен разыскать ее и побить, тогда Доля начнет работать и помогать своему хозяину. Есть разные способы, чтобы увидеть Долю. В ночь на Пасху нужно пойти в поле и, услышав звон колоколов к заутрене, спросить: «Где моя Доля?» Услышав ответ, нужно идти туда, куда сказано. Вещь, которую Доля даст человеку (например, кусок холста или войлока), нужно беречь, т.к. именно она — источник счастья в доме. В других случаях необходимо на Пасху после обеда выйти на улицу — первый, кто встретится человеку, будет его Доля. Если он в нарядной богатой одежде — это счастливая Доля, если в лохмотьях -- несчастливая (см. Встреча). Украинцы считали, что увидеть свою Долю можно только два раза в жизни — сразу после рождения и за несколько минут перед смертью. Украинской Доле по ряду признаков соответствует сербская Cpeha(среча) (слово означает «счастье» и «встреча» и связано с осмыслением счастья как вовремя произошедшей встречи, счастливого случая). Cpeha выглядит как очень красивая девушка, прядущая золотую нить. Она стережет поля своего хозяина, пасет ему овец, юношам помогает в драках, ребенку приносит сон. Носителем счастья в доме может быть конкретный человек, животное и даже предмет: деньги, кольцо и пр. Доля плачет перед смертью человека или зовет его за собой. По верованиям восточных славян, для - нечистая сила и Пятница прядёт тогда, когда Прялка оставлена на ночь (или на праздник) с неоконченной куделью или без благословения. Доля проникает в дом через печную трубу.

Дом. В народной культуре средоточие основных жизненных ценностей, счастья, достатка, единства семьи и рода (включая не только живых, но и предков).

Доманушка. Дух дома в образе женщины; жена домового. В севернорусских поверьях упоминается доманушка. В повествовании «О двух доманушках» (записанном на Пинеге) одна из них добрая, другая напоминает Бабу-Ягу: живет в избе, украшенной человеческими руками и ногами, поедает людей и т.п.

Домаха. Дух дома в образе женщины; жена домового. В смоленской быличке домаха ткет в бане; узнав о смерти паляхи, она «как в ладоши хлопает» и уходит в поля, «плача голосом приятным как у кукушечки».

Домашние боги. По сведениям так называемого “Каталога магии Рудольфа” (середина 13 в.), в новых домах закапывали в разных углах дома, в том числе и за печью, горшки, наполненные разными предметами в честь “домашних богов”.

Домашние Божества. Домовые. Кутной Бог. Скотник. Дворовый. Доброжил. Овинник. Духи населяли не только леса и воды. Известно немало домашних божеств — доброхотов и доброжилов, во главе которых стоял домовой, живший либо в подпечьё, либо в лапте, повешенном для него на печь.

Домашние духи. Бузина — обиталище домашних духов, приносящих хозяевам добро, опекунов хозяйства и др. По народным представлениям, в Очаге обитали домашние духи и предки. Согласно славянской мифологии к ним относятся хулиганистые барабашки.

Домашний злой дух. Перебаечник.

Домихи. Домовые.

Домовая хозяйка. Дух дома в образе женщины; жена домового.

Домоведушка. Домовой. Дух дома, «хозяин» двора и дома.

Домовид. Домовой. Дух дома, «хозяин» двора и дома.

Домовидушко. Домовой. Дух дома, «хозяин» двора и дома.

Домовидый. Домовой. Дух дома, «хозяин» двора и дома.

Домовик. Домовой. Дух дома, «хозяин» двора и дома. «Домовой, домовик и маленькие домовятки, сберегите мою скотину в поле, напоите, накормите и домой пригоните» (Смол.).

Домовилиха. Дух дома в образе женщины; жена домового. «Домовилиха тебя забери» (Дон);.

Домовинка. Дух дома в образе женщины; жена домового. «Ночью слышу: домовинка под пологом прядет» (Свердл.). В Свердловской области домовинка (домовиночка) — дочка домового, прядущая по ночам.

Домовитель. Домовой. Дух дома, «хозяин» двора и дома. «Хозяин мой, домовитель мой, покровитель мой, пожалей мою коровушку» (Курск.); У домового — обычно невидимого обитателя, «хозяина» двора и дома — много имен. Некоторые из них указывают на местопребывание домового и на характер и основные занятия (домовой хозяин, домовитель, домовитушко).

Домовитушка. Домовой. Дух дома, «хозяин» двора и дома. «Домовитушко давит во время сна; как шар какой прикатится — и прямо на грудь» (Ворон.).

Домовиха. Дух дома в образе женщины; жена домового. «Дом-домовой, пойдем со мной, веди и домовиху-госпожу, — как умею награжу!» (Влад.); В ряде губерний России домовиха (доможириха) — жена домового. Сведения о ней не очень подробны. Доможириха — как баба: перед несчастьем плачет под полом, перед прибытком хлопочет у кросон (Арх.); Домовиха по своим облику и занятиям сходна с кикиморой; можно предположить, что в своих истоках это самостоятельный мифологический персонаж, «прядущий» людские судьбы и невидимо хозяйствующий в доме: «Бабы утверждают, что в каждом доме есть свой особый домовой, которого будто бы видают оне ночью, сидящим на лавке за прялкою» (Влад.); «Если вечером, когда прядут, да не выпашут — домовой в куделю наплюет» (Новг.).

Домовица. Дух дома в образе женщины; жена домового. «Царь-домовой и царица-домовица, примите нашу хлеб-соль!» (Смол.).

Домовичка. Дух дома в образе женщины; жена домового. Если где-нибудь в избе плачет ребенок домовички (ребенок невидим), то нужно накрыть это место платком — тогда домовичка будет отвечать на вопросы о будущем, пока не откроют ее ребенка (Ушаков). Иногда в разных частях жилья вдруг слышится - и только кому-то одному - плач ребенка. Это плачет дитя домового. В этом случае можно покрыть платком то место, откуда слышится плач (скамью, стол, лавку), и "домовичка", мать, не находя скрытого ребенка, отвечает на задаваемые ей вопросы, лишь бы открыли ей дитятю; спросить у нее тут можно что угодно!.

Домовой змей. Белорусы до сих пор называют домового змея, ужа - чмок. Он носит своему хозяину деньги, делает его нивы плодородными, а коров — дойными.

Домовой хозяин. Домовой. Дух дома, «хозяин» двора и дома. У домового — обычно невидимого обитателя, «хозяина» двора и дома — много имен. Некоторые из них указывают на местопребывание домового и на характер и основные занятия (домовой хозяин, домовитель, домовитушко). Домовой-двойник, возможно, и дух-охранитель, и жизненная сила, и душа, «хозяин» человека: в поверьях русских крестьян душа «телесна», почти в точности повторяет людское обличье. Это соответствует общим для разных народов представлениям о душе не только как о достаточно самостоятельной субстанции, но и как об обладающем независимым бытием «хозяине», двойнике человека. Человек живет потому, что в нем живет особый дух, его двойник. У примитивных народов душа (двойник) так и называется — «хозяин» (Штернберг). Этот «хозяин» может не только обитать внутри человека, но и передвигаться отдельно, вне его, и даже обладать независимым бытием, ср.: «Кто спит с застегнутым воротом рубашки, успит свою душу» (Даль). Старший домовой, «хозяин», дед, предок, по поверьям крестьян, следит и за соблюдением определенных правил поведения (хотя, пожалуй, не столько за ведением хозяйства, сколько за уважительным или неуважительным к себе отношением). В черниговском Полесье при встрече с волком к нему обращаются: "Дамавой хозяин, старани дарогу"- т.е. волк олицетворяет и домашнего покровителя хозяйства и скота.

Домовой чужой. Били Веником о порог дома, прогоняя чужого домового, вредящего хозяйству.

Hosted by uCoz