Дикий - Догода
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел Д
_________________________________________________________________________
Дикий
Дикий мужичок
Дикинькие мужички
Дикой
Диконький
Дикунки
Дил
Дила
Дитя домового
Дичок
Дию пэрие
Длинный хвост
Дн
Днепр
Доброжил
Доброхот
Добруха
Добрый ветер
Добрыня
Добрыня Никитич
Догода
_________________________________________________________________________

Дикий. Леший; черт; Сатана; персонификация болезни. В некоторых районах России диким именуют и чёрта, Дьявола, Сатану: «Поди-ка ты к дикому!» (Костр.);.

Дикинькие мужички. Это существа небольшого роста с огромной длинной бородой и хвостом, сродни лешим. Бродят по лесу, перекликаясь в глухую полночь страшными голосами, нападают на людей, с хохотом щекочут их по всему телу костяными пальцами, пока они не умирают. (К: См. Русалки).

Дикой. Леший; черт; Сатана; персонификация болезни.

Диконький. Леший; черт; Сатана; персонификация болезни. Диконький — «нечистый дух, вызывающий паралич» (Вятск.).

Дикунки. Черти. «Дикунки и утащили девку-то» (Костр.).

Дил. Маг или Бог лова древних протославян в Европе. В.А. Чудинов именно так прочитал надписи на изображении лошади из пещеры Кастильо. Дил может принимать разные образы животных. На наскальном рисунке из пещеры Нио он изображался в виде бизона. Дила-Коня нельзя было ругать, убивать, только ловить. Само название коня, ДИЛ, было промежуточным между ДИВ и ДЫЙ, и очень близким к названию ДЭВ и ДЕВА. Иными словами, это был земной бог, но существо несколько иной природы, чем БОГ. Поэтому на него можно было охотиться, ловить его, хотя и не убивать. Это был не просто бог, но бог магии, бог-маг, чародей, который был способен даже к перевоплощению в другое животное, например, в бизона. Он же мог одновременно быть и частью, и целым, например, и головой, и всем телом.

Дила. Жена Мага или Бога лова Дила.

Дитя домового. Иногда в разных частях жилья вдруг слышится - и только кому-то одному - плач ребенка. Это плачет дитя домового. В этом случае можно покрыть платком то место, откуда слышится плач (скамью, стол, лавку), и "домовичка", мать, не находя скрытого ребенка, отвечает на задаваемые ей вопросы, лишь бы открыли ей дитятю; спросить у нее тут можно что угодно! Дочерь домового вечно юна. Она живет в детском состоянии до тех пор, пока отец ее не войдет в сношения с человеком; дождавшись этого, она получает возможность любить человека; рано или поздно это обращается в страсть, но предметом этой страсти может быть только человек, живущий под одной крышей со знакомцем ее отца. Если он очаруется красавицею - а дочь домового всегда красавица! - тогда он погиб. Она является к человеку во сне, поддерживая его страсть; потом является явно и тогда начинается между ними страшная для всех мужчин связь, ибо дочь домового ненасытима и ревнива в высшей степени, в своей любви постоянна и неумолима. Она с любовником - даже прилюдно, ибо незрима ни для кого, кроме него, - и ни один шаг его не является для нее тайною. Коли мужчина, наскучив этот страшной любовью, бросит ее, она отомстит ему: безумными сновидениями с ума сведет или доведет до самоубийства того, кто послабее. Ну а если попадется человек твердый, в состоянии противиться прельщениям чародейки, тогда она страдает и ищет себе друга уже между лешими.

Дичок. Существо, которым устрашают детей. «Пугая детей, говорят — дичок-те возьми!» (Астр.).

Дию пэрие. В мифологии казанских татар (дию пэрие), башкир (дейе у пэрейё) низшие духи. Объединяют две их разновидности: дэвов и пери. Согласно мифам казанских татар, Дию пэрие живут под землёй и на дне моря, где имеют свои города и царства, а по земле странствуют, оставаясь невидимыми. Могут, однако, и показаться людям в каком-либо облике, чаще всего человеческом. В облике девицы выходят за людей замуж и живут с ними. Иногда похищают девочек и женятся на них. Завлекают людей в свои владения, заводят в дома и угощают. Однако, если при этом произнести мусульманскую формулу «бисмилла» (араб. — «во имя аллаха»), наваждение исчезнет, а угощение обратится лошадиным помётом. У других народов, принявших ислам, подобный сюжет имеют мифы о джиннах. В мифологии башкир Дию пэрие — царь ветров, повелитель духов — хозяев ветров пярей (пэри). Духи ветров антропоморфны, считалось, что они ведут тот же образ жизни, что и люди. Имелись также представления о Дию пэрие — неуязвимом чудовище, которого можно убить, только поразив в пятку (эпос «Кузы-Курпес и Маян-Хылу»). Образ Дию пэрие известен также казахам.

Длинный хвост. Волк у эстонцеы.

Дмитрий. Покровитель скота. Дмитрий Солунский (день его памяти отмечается православными 26.X/8.XI.). «Пришел к нам святой Дмитрий на белом коне». По болгарскому поверью, в Дмитриев день «дядо Димитър» тряс своей белой бородой и из нее сыпался первый снег. День, следующий за Дмитриев День, назывался во многих местах разпус. Тогда заканчивались сроки долговых обязательств и хозяйственных договоров, наниматели расплачивались за полгода работы со слугами, овчарами, пастухами, после чего заключались новые договоры на следующую половину года. «До Дмитра дивка хитра, а по Дмитри хоч за старця, аби не остаться». У сербов Косова Поля 27.X/9.XI, в день, называемый «слугой святого Димитрия», запрещалось открывать сундуки, чтобы у змей не раскрывались пасти.

Дн. Женский болезнетворный демон. Иконография головы Горюны — характерная черта популярных византийских и древнерусских амулетов — “змеевиков”, где она является изображением дны — болезнетворного демона.

Днепр. Бог реки Днепра, отец русалки Роси. Дед Дажьбога. Прапрадед руссов. Не пропустил Перуна к дочери. Днепр - река в былинах является в виде женщины, под именем Непры Королевичны. Она вступает в богатырский спор на пиру у князя киевского с Доном Ивановичем. В единоборстве она осталась побежденной. Дон убил ее каленой стрелой и сам в отчаянии пал на ножище - кинжалище. Вот от этой-то крови и потекла Непра - река, "во глубину двадцати сажень, в ширину река сорока сажень".

Доброжил. Домовые. Кутной Бог. Скотник. Дворовый. Домашние Божества. Овинник. Жил в доме, обычно в углу за печью, куда надо было бросать мусор, чтобы “домовой не перевёлся”. Доброжилы обитали в хлеву и приглядывали за скотиной; им в жертву оставляли в углу хлева немного хлеба и творога), а также овинник — хранитель запасов зерна и сена. Во главе доброхотов и доброжилов стоял домовой, живший либо в подпечьё, либо в лапте, повешенном для него на печь.

Доброхот. Домовой. Чёрт; Дьявол. «А кто с ним сживется, с доброхотом?» (Калуж.); «Доброхот тебя возьми!» (Орл.). К доброхотам иногда относили также и леших и водяные, а иногода противопоставляли и, даже, ставили в пример. Во главе домашних божеств — доброхотов и доброжилов стоял домовой, живший либо в подпечьё, либо в лапте, повешенном для него на печь. Когда нечистые духи упала на землю, после того, как создатель сверг и сбросил на землю всё непокорную небесную силу, часть её попадала на крыши домов и стала домовыми. Не сделавшись злыми врагами, как водяные, лешие и прочие черти, они как бы переродились: превратились в доброхотов и при этом даже оказались с привычками людей весёлого и шутливого нрава. Большая часть верующих так к ним привыкла, что не согласна признавать домовых за чертей и принимает их в своих представлениях за особую отдельную добрую породу. Доброхот жил в доме, обычно в углу за печью, куда надо было бросать мусор, чтобы “домовой не перевёлся”.

Добруха. Так, ласкательно-приветливыми словами, называли Лихорадку.

Добрый ветер. Характерно деление Ветров на “добрые” (например, такие, как “святой воздух” — благоприятный, попутный Ветер) и на “злые”, наиболее ярким воплощением которых является вихрь.

Добрыня Никитич. Богатырь-Змееборец русских былин. Здесь Змей является лютым ворогом народа православного, злым похитчиком красных девушек, лукавым обольстителем жен. В былине "Три года Добрынюшка стольничал" ведется сказ про полюбившуюся богатырю Марину Игнатьевну, знавшуюся с Горынычем. Обольстила еретица Марина сердце богатырское, да не пришлось им со Змеем посмеяться над Добрынюшкой: едва ноги унесло от Никитича чудище лютое, а коварной Марине пришлось поплатиться жизнью за свое лиходейство. Былина "Добрыня купался, Змей унес" повествует о том, как вошел гулявший с дружиной хороброю богатырь во Израй - реку, как "поплыл Добрынюшка за перву струю, захотелось молодцу и за другую струю, а две-то струи сам переплыл, а третья струя подхватила молодца, унесла в пещеры белокаменны"... И вот видит неостерегшийся добрый молодец, не внявший словам родимой матушки, предсказывавшей ему это, видит: "ниотколь взялся тут лютой зверь, налетел на Добрынюшку Никитича, а сам-то говорит, Горынчище, а сам он. Змей, приговаривает: "А стары люди пророчили, что быть Змею убитому от молодца Добрынюшки Никитича, а ныне Добрыня у меня сам в руках!" Но торжеству Змея не суждено было исполниться. Не соразмерил Горынчище расстояние, отделявшее его от богатыря, - мимо Никитича пролетел. "А и стали его (Добрыни) ноги резвые, а молода Добрынюшки Никитьевича, - продолжается былинный сказ, - грабится он к желту песку, а выбежал доброй молодец, а молодой Добрынюшка Никитич млад, нагреб он песку желтого, - налетел на его Змей-Горынчище, хочет Добрыню огнем спалить, хоботом ушибить" Но и тут дело вышло не по его, не по Змееву хотенью: На то-то Добрынюшка не робок был, Бросает шляпу земли греческой С теми пески желтыми Ко лютому Змею-Горынчищу: глаза запорошил и два хобота ушиб, Упал Змей-Горынчище Во ту во матушку во Израй-реку; Когда ли Змей исправляется, В то время и во тот же час Схватил Добрыня дубину, Тут убил до смерти; А вытащил Змея на берег, Его повесил на осину на горькую; - Сушися ты, Змей-Горынчище! Неоднократно указывалось на летописного Добрыню, дядю князя Владимира, как на прототип былинного Добрыни. Халанский указывает на рязанского богатыря Добрыню, по прозвищу "Золотой пояс", как на лицо, давшее некоторые черты былинному Добрыне. Ученые старой мифологической школы видят в былинах о Добрыне отзвуки туземного мифа, учёные школы заимствований видят в Добрыне оттенки заносного мифа. Орест Миллер видит в Добрыне туземное солнечное божество, унаследованное от общеарийского периода, и сопоставляет Добрыню с Одином; по Стасову, Добрыня - отражение индийского Кришны, занесенное через посредство тюрков; восточный миф видит в Добрыне и писавший позже Потанин. Эпизод с чудесным рождением Добрыни несколько напоминает рождение Вольги и, по мнению Волльнера, перенесен на Добрыню с Вольги. В некоторых вариантах девственное зачатие Добрыни затемнено появлением отца Добрыни - "рязанского гостя Никиты Романовича" (вероятно, позднее отражение имени популярного боярина, характерное как показатель прихотливых комбинаций, в которых иногда являются в былинах исторические имена). Известен эпизод Добрыне и Марине. Добрыня убивает любовника Марины, Змея- Тугарина, за что Марина обращает Добрыню в тура с золотыми рогами, пока мать Добрыни, оборотившись сорокой, не заставляет ее снять чары. В имени Марины видят отзвуки Марины Мнишек. Бытует также легенда о битве Добрыни со Змеем. Во время купанья Добрыню заносит водой в пещеру Змея Горыныча, которого он убивает и освобождает полоненных им, в числе прочих - племянницу князя Владимира, Забаву Путятишну. Халанский видит в этом эпизоде отражение крещения Новгорода историческим Добрыней, другие - отбитие у кочевников русского полона. В былине о добывании Добрыней невесты князю Владимиру видят отзвуки похода Владимира с Добрыней на Полоцк за Рогнедой, но это может быть также и одна из вариаций очень распространенного былинного мотива: сватовства. Что касается сюжета о Добрыне и Алеше, который сопоставляют с турецким сказанием, легшим в основу лермонтовского "Ашик Кериба". Все эти сюжеты если и заключают в себе исторический элемент, то в весьма поблекшем виде, и образ Добрыни современных былин очень далек как от киевского, так и от рязанского Добрыни. Триадическая схема трёх богатырей )Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович) активно эксплуатируется русским мифотворчеством. Горыня, Дубыня и Усыня выступают вместе, образуя законченную триаду.

Добрыня. В содержании отдельных былин не трудно заметить: разновременные наслоения (тип Алеши Поповича), смешение нескольких первоначально самостоятельных былин в одну (Вольга Святославич или Волх Всеславич), т.е. объединение двух сюжетов, заимствования одной былины у другой (по Вольнеру, начало Былины о Добрыне взято из Былины о Вольге, а конец из Былины о Иване Годиновиче), наращения (былина о Соловье Будимировиче у Кирши), большая или меньшая порча былины (рыбниковская распространенная Былины о Берином сыне, по Веселовскому) и т.п. Добрыня, чьё имя на древнерусском языке означает «самый лучший», приобрёл княжескую родословную, слился с образом своего реально существовавшего тёзки, приходившегося дядей Владимиру Святославичу. Можетбыть еврейского рода, но, скорее, иудейской религии, видимо из Хазарии. Шапка с землёй в былине о битве Добрыни с Змеем в реке была заменена «колпаком земли греческой», т.е. византийским монашеским клобуком, а вся былина превратилась в аллегорию принятия христианства. Своим именем Добрыня напоминает Дубыню, а мотив змееборства Добрыни и его связи с рекой-водой отсылает к образу Усыни.

Догода. Pogoda. Догода. У западных славян - бог изменчивости, вероятно, кроме этого бог ветра, типа Посвиста, но благоприятный, южный или западный. Внук Стрибога. Бог тихого, приятного ветра и ясной погоды, полная противоположность своему свирепому брату, покровителю ветров Позвизду! Румяный, русокудрый юноша в васильковом венке, в серебристо-голубой одежде, с самоцветными крылами за спиной, Догода неспешно пролетает над землею, осеняя ее своей улыбкою, ласковым взором, приветливо помахивая вечно цветущей веткою розовоцветного шиповника. Догода имел свои храмы, но никаких иных жертв, кроме веселых, нежных песен и танцев, принимать не желал.

Hosted by uCoz