Девушка в белом - Демон иссушитель
Главная страницы Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел Д
_________________________________________________________________________
Девушка в белом одеянии
Девушка красная
Девушки лебеди
Девы Иродиады
Девы негласные
Девы судьбы
Девы трясовицы
Девятник
Дед
Дед Всевед
Дед непосед
Дед славян
Дедан
Дедис Лада
Дедка
Дедка Дед
Дедки-прадедки
Дедко
Дедко водяной дьявол
Дедко полевой
Дедок
Дедунька
Дедушка
Дедушка безрукий
Дедушка домовой
Дедушко
Дедушко овинный
Дедушко суседушко
Дедушко-полёвушко
Деды
Дедя
Дежа
Демон
Демон болезнетворный
Демон детской бессонницы
Демон иссушитель
_________________________________________________________________________

Девушка в белом одеянии. Предвестница несчастья, смерти; смерть. Жители Смоленской губернии утверждали, что девушка в белом одеянии является человеку в последние минуты жизни (по-видимому, персонифицируя смерть). Похожа на Бабу Белую или Девку.

Девушка красная. Воля у русских виделась Красной девушкой. Она рыдает, сердится, кланяется, молится в церкви, венчается.

Девушка. Болезнь может принимать вид красивой молодой девушки. Они могут быть с длинными руками, когтями, оскаленными зубами, огненными глазами, одноглазые, лохматые, крылатые, легкие как перо или очень тяжелые; иногда имеют некоторые зооморфные черты: клюв, бычью голову, индюшачьи лапы, козьи или коровьи копыта. Красивой длинноволосой девушкой представлялась Вила южным славянам, казалась русалка восточным славянам, виделась богинка западным славянам. Человека превращает в Волколака отвергнутая им девушка.

Девушки лебеди. О русалках и вилах говорили то как о девушках-лебедях, прилетающих с небес, то как о хозяйках колодцев и ручьёв, то как о мавках-утопленницах, то как о полудницах, бегающих в полдень по хлебным полям и придающих силу колосу.

Девы Иродиады. «Сёстры-лихорадки, дщери (дочери) Иродовы». Похожи на Лихорадку.

Девы негласные. Вещие служительницы при неугасимом огне Перуна. Они являются с священными атрибутами судебной власти: с досками правдодатными, на которых начертаны законы, и с мечем-карателем кривды, символом бога-громовника и его разящих молний; они собирают и голоса в народных собраниях; перед ними горит пламя, поведающее правду, и стоит вода очищения, которая смывает всякое неправедное подозрение и очищает невинного от ложных обвинений.

Девы судьбы. Суденицы — воспламеняют таинственный светоч, с которым связана нить жизни новорожденного, и наделяют его своими дарами, т.е. определяют его будущее счастье. Являясь во время родов, девы судьбы принимали ребенка и исполняли обязанности повивальных бабок.

Девы трясовицы. «Девы-лихорадки», «вертимые плясуньи», число которых может варьироваться. Похожи на Лихорадку или Трясавицу.

Девятник. У всех славян считается, что старый петух, проживший три, пять, семь или девять лет, снесет маленькое яйцо. Из этого яйца, может вывестись демоническое существо («хованец - годованец», «огненный змей», «маляк», «василиск», «антипка», «нечистия», «девятник», «осинавець» и др.), принимающее вид огня, искры, кота, маленького человечка, цыпленка. Это существо — нечистое. Оно исполняет желания хозяина, но через три года забирает его душу. Питается этот нечистый молоком и яичницей без соли.

Дед Всевед. Дедо-Господь — солнце, божество весенних гроз. У западных славян было в обычае при начале весны носить Дедка и петь в честь его обрядовые песни; о нем рассказывали, что дедко всю зиму сидит в заключении в хлебных амбарах и поедает сделанные запасы, т.е. в зимний период времени он лишается своей производительной силы, успокаивается от своих обычных трудов и питает род людской старым хлебом. У болгар существует поверье, что Дедо-Господь ходил некогда по земле в образе старца и поучал людей пахать и возделывать поля.

Дед непосед. Домовой. Детушки матушке жаловались, Спать ложитися закаивались: Больно тревожит нас дед-непосед, Зла творит много и мнoжecnwo бед, Ступней топочет, столами ворочит, Душит, навалится, щиплет, щекочет.

Дед славян. Сварожич. Даждьбог, Дажьбог, Дабъ, Радегаст (зап. слав), Радигош, по мнению авторов, разные вариации имен одного и того же бога плодородия и солнечного света, живительной силы. Соотносим с Гелиосом, сын Сварога. Дед славян (славяне по тексту «Слова о Полку Игореве»–даждьбожии внуки).

Дед. Старший в семье, дед, прадед; предок; знахарь, колдун; нечистый дух, черт; домовой; водяной; леший. Дедами, дедушками крестьяне называли старших, почитаемых, умудренных жизнью людей, а также предков и почти всех нечистых духов, которые, по поверьям, обладали особыми знаниями, силами, были как бы «старшими, водяными, лесными родственниками», предками, влияющими на многие стороны бытия крестьян. По мнению крестьян, люди, уведенные или утопленные лесными, водяными духами, попадали к ним «в присягу», сами могли стать водяными, лешими. Согласно обычаям, дедов, родителей, предков поминали, угощали, «грели» (обогревали, разжигая костры) во время больших праздников (особенно таких, как Святки, Пасха). «Даже в христианстве верили, что умершие, как святые, ушедши из этого мира, могут помогать оставшимся живым своими молитвами пред Богом. «В Дмитровскую субботу и в Радовницу (Радуницу) моют накануне пол, на лавки постилают полотно, на тябло вешают чистое полотенце — ночью родители приходят, по полотну походят и утираются полотенцем — слышь, будто бы черный след остается» (Вятск.). Обращение «дед», «дедок», «дедушка», содержащее много оттенков, могло расцениваться как особо уважительное. Дедом называли знахаря, колдуна, «к коему не грешно обращаться, в заговорах коего часто попадается имя Бога и святых» (Смол.). Дедом, а чаще дедушкой во многих районах России именовали домового (дедушко-домовой, дедушко-дворовой, дедушко-соседушко, дедушко-безымянный и т.п.). Т.А. Бернштам полагает, что словами «дед» и «бабка» стариков родственников стали называть лишь в самое позднее время — «в общерусской традиции продолжало сохраняться религиозно-мифологическое значение этих слов, обозначавших существ сверхъестественного мира и посредников между ними и людьми — нечистую силу, предков, колдунов, знахарей». Лесным дедушкой, дедушкой лесовым, дедей лесным, дедей большим с почтением и некоторым страхом называли лешего (также именовали медведя). Дедом, дедушкой именовался и водяной. Дедом (дедком, дедкой) могли называть чёрта, нечистого духа и даже «главного дьявола» (Тульск.), а дедуньками — неопределенного облика нечистую силу.

Дедан. Старший в семье, дед, прадед; предок; знахарь, колдун; нечистый дух, черт; домовой; водяной; леший.

Дедис Лада. Дид-Лада, как звал ее один народ, возникший из кремня. Лада.

Дедка. Дед. Покровитель всех кладов. Глаза его в темноте светятся, как расплавленное золото, отсюда и пошли поверье, что там, где в чистом поле неожиданно виднеется огонь, хранится клад. При этом в народе говорят, что "Дедка горит".

Дедка. Старший в семье, дед, прадед; предок; знахарь, колдун; нечистый дух, черт; домовой; водяной; леший. Дедом (дедком, дедкой) могли называть чёрта, нечистого духа и даже «главного дьявола» (Тульск.),.

Дедки-прадедки. Старший в семье, дед, прадед; предок; знахарь, колдун; нечистый дух, черт; домовой; водяной; леший.

Дедко водяной дьявол. Водяной. Дух, обитающий в воде; «хозяин» воды; черт (Дьявол, бес), живущий в воде.

Дедко полевой.

Дедко. Старший в семье, дед, прадед; предок; знахарь, колдун; нечистый дух, черт; домовой; водяной; леший. «Пойду к дедку ворожить» (Смол.); Дедом (дедком, дедкой) могли называть чёрта, нечистого духа и даже «главного дьявола» (Тульск.),.

Дедок. Старший в семье, дед, прадед; предок; знахарь, колдун; нечистый дух, черт; домовой; водяной; леший. Дедом (дедком, дедкой) могли называть чёрта, нечистого духа и даже «главного дьявола» (Тульск.),.

Дедунька. Старший в семье, дед, прадед; предок; знахарь, колдун; нечистый дух, черт; домовой; водяной; леший. «Дедуньки и утащили девку-то» (Костр.); «Дедуньки и утащили девку-то» (Костр.).

Дедушка безрукий. Вихровой. Дух, находящийся в вихре. Эти духи вредят человеку, причиняют болезни, нервные расстройства. Сильный, разрушительный вихрь, который проносится весной, срывая крыши с домов и амбаров, называется крышенником. В нем во главе с дедушкой безруким переносится с места на место нечистая сила.

Дедушка домовой. К нему у русских близки дворовой и дворовик. На Владимирщине местопребыванием дедушки - домового во дворе является подвешенная сосновая или еловая ветка с густо разросшейся хвоей, именуемая “матка, матошник, матерник, шапка, куриная лапа”, в избе же домовой живет в подвале, клети или подклети. Русские переносили в горшке жар из старого дома, приглашали “дедушку” домового в новую избу там высыпали угли в печь, а сам горшок разбивали и ночью закапывали черепки под передний угол.

Дедушка. Из домовых. Старший в семье, дед, прадед; предок; знахарь, колдун; нечистый дух, черт; домовой; водяной; леший. Дедами, дедушками крестьяне называли старших, почитаемых, умудренных жизнью людей, а также предков и почти всех нечистых духов, которые, по поверьям, обладали особыми знаниями, силами, были как бы «старшими, водяными, лесными родственниками», предками, влияющими на многие стороны бытия крестьян. Жил в доме, обычно в углу за печью, куда надо было бросать мусор, чтобы “домовой не перевёлся”. По мнению крестьян, люди, уведенные или утопленные лесными, водяными духами, попадали к ним «в присягу», сами могли стать водяными, лешими. Обращение «дед», «дедок», «дедушка», содержащее много оттенков, могло расцениваться как особо уважительное. Дедом, а чаще дедушкой во многих районах России именовали домового (дедушко-домовой, дедушко-дворовой, дедушко-соседушко, дедушко-безымянный и т.п.). Лесным дедушкой, дедушкой лесовым, дедей лесным, дедей большим с почтением и некоторым страхом называли лешего (также именовали медведя).

Дедушко овинный.

Дедушко суседушко.

Дедушко. Лесной дух, «хозяин» леса. Старший в семье, дед, прадед; предок; знахарь, колдун; нечистый дух, черт; домовой; водяной; леший. .); «Дедушко-атаманушко, полюби моего чернеюшка, пой, корми сыто!» (Арх.). Дедом, а чаще дедушкой во многих районах России именовали домового (дедушко-домовой, дедушко-дворовой, дедушко-соседушко, дедушко-безымянный и т.п.).

Дедушко-полёвушко.

Деды. Диды, дзяды. Предки. Общеславянские духи предков. У славян особый обряд почитания дедов совершался весной на радуницу — седьмой день после пасхи (пасха усопших, семуха), или осенью. Угощали дедов и на Рождество, под Новый год. Души умерших родственников приглашали в дом и жертвовали им пищу, выливая её под стол или выставляя за окно. Пищу также относили на кладбище и клали на могилки. Деды изображались в виде «болванов» с лучиной. В Белоруссии во время обряда хозяин трижды обносил зажжённую лучину вокруг стола, совершая окуривание душ умерших. По поверью белорусов, во время поминальной трапезы ложки после каждого приема пищи нужно класть на стол, чтобы ею ели «деды». Деды — поминальные дни в народном календаре белорусов и украинцев, отмечаемые от трех до пяти раз в году. В некоторых местах Полесья сразу после ужина «дедов выпроваживали» из дома: хозяин поливал пол водой и произносил: «Поели-попили, теперь идите домой». Нельзя было оставлять висящей на перекладине одежды; подбеливать печь, «чтобы не замазать глаза дедам».

Дедя. Лесным дедушкой, дедушкой лесовым, дедей лесным, дедей большим с почтением и некоторым страхом называли лешего (также именовали медведя).

Дежа. Квашня — деревянная кадка для заквашивания теста, в традиционной культуре восточных и западных славян — символ богатства и благополучия. В украинских, белорусских и польских поверьях дежа предстает как живое существо — весьма капризное и подверженное сглазу. Она перестает заквашивать хлеб, если отдать ее кому-нибудь в долг или даже просто вынести из дома. В Волынской губернии хозяйка трижды ударяла по дну дежу и грозила, что станет бить еще, если та не “поправится. В Польше говорили, что дежа имеет свои “пристрастия и обычаи”: она приучена стоять в тепле, не любит шума, ее нельзя ударить или поставить на землю. О ней говорили: дежа “говеет”, “исповедуется”, “идет на отдых”, “торгует”, “идет на базар”. Дежа играет наиболее значительную роль в двух эпизодах свадебного обряда: при изготовлении коровая и т.н. посаде — сажании невесты на дежу (лавку в красном углу и т.п.), где ей меняли девичью прическу и головной убор на женские.

Демон болезнетворный. Иконография головы Горюны — характерная чёрта популярных византийских и древнерусских амулетов — “змеевиков”, где она является изображением дны — болезнетворного демона.

Демон детской бессонницы.

Демон иссушитель. В ночь на Ивана Купалу, когда цветёт папоротник, Перун, по древнему представлению, выступал на битву с демоном-иссушителем, останавливающим колесницу Солнца на небесной высоте, разбивал его облачные скалы, отверзал сокрытые в них сокровища и умерял томительный зной дождевыми ливнями.

Hosted by uCoz