Даба - Дану
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел Д
_________________________________________________________________________
Даба
Дабог
Дабъ
Давид
Дагбог
Дагда
Дажбог
Даждьбог
Даждьбоговы внуки
Дайбог
Дана
Данила
Данило Ловчанин
Дану
__________________________________________________________________________

Даба. Имя Дабог близко к имени демона Даба в сербском фольклоре и названию почитавшейся у сербов горы.

Дабог. Мифологизированный образ земного царя в южнославянской мифологии(“цар на земли” в сербской сказке), противопоставляемый Богу на небе. Как и Дажьбог у восточных славян, Дабог — дающий, дарящий. Местом обитания этого бога считалась высокая гора, что подтверждает культ гор у древних славян. Высокие недоступные горы, куда не мог ступить человек, внушали ему ужас и происходящие непонятные явления легче всего было объяснить действиями могучих сил, якобы обитающих на вершинах гор под облаками. Имя Дабог близко к имени демона Даба в сербском фольклоре и названию почитавшейся у сербов горы: название у славян гор именами богов отражало, по-видимому, древний культ гор — ср. Белобог, Чернобог. Имя Дабог, как и вост.-слав. Дажьбог, возводится к сочетанию глагола “давать” с именем “бог” как обозначением доли — достатка.

Дабъ. Даждьбог, Дажьбог, Радегаст (зап. слав), Радигош, Сварожич, по мнению авторов, разные вариации имен одного и того же бога плодородия и солнечного света, живительной силы. Соотносим с Гелиосом, сын Сварога. Дед славян (славяне по тексту «Слова о Полку Игореве»–даждьбожии внуки). Дабы… Через него всё.

Давид. По украинским поверьям, счастливые души пребывают в доме Соломона или Давида, стоящем на земле среди моря. Они непрерывно молятся Богу или пируют за белыми столами, на которых яства не уменьшаются, поскольку души едят только пар. Грешные души мучаются в аду и голодают, так как их кормят золой.

Дагбог. По аналогии с Дажьдьбогом может обозначать дарение.

Дагда. Руна DAG ("день", "свет", "двойной топор", а также "чашу", "сосуд", "котел для ритуальных празднеств") дала имя кельтскому богу Дагда, который в ирландских мифах связан с волшебным котлом, пища в котором не иссякает. Это новогодняя руна. От этого корня развились индоевропейские имена небесного бога - индусское Dyaus, латинское Deos, греческое Theos. К этой же основе восходят немецкое "Tag" ("день") и само русское "день".

Дажбог. По древнему преданию, Сварог повелел Деннице стать светилом дня до окончания веков, чтобы освещать новый мир — Землю, оказывать людям помощь, согревать их сердца, чтоб через это тепло люди почувствовали правду — и в этом было искупление Денницы, породившего зло среди Сварожичей, пока Сварог оставив вместо себя Денницу, отлучился создавать другие миры. Поэтому его стали величать Дажбог, ибо он давал тепло, траву для скота и хлеб для людей, и сами люди, памятуя, что они потомки первых людей, сотворенных Денницей, величали себя Дажбоговы внуки. При деревянном кумире Сварога должен гореть огонь, калиться металл, металлом должен быть обит и сам кумир. На капище Сварога должны быть молот (или железная тяжелая палка-лом) и наковальня. Именно Сварог начал железный век и научил людей пользоваться железными орудиями. Звуки приятны Сварогу - т.к. он первейший покровитель ремесел и всех мастеровитых - удары молоточков, звон цепей да завывание огня. Требы Сварогу приносят или сыром (сырниками) и творогом. Слово "творог" означает - сотворенный, оно однокоренное с именем Сварога, и является символом небесных хлебов. Роль кумира Сварогу может выполнять огромный камень, на котором нанесены символы огня.

Даждьбог. Сварожич. Один из сыновей Сварога. Ипостась бога Солнца. Бог солнца, жатвы, муж богини луны. Правит с 22 июня до 22 сентября. Русские - внуки Даждьбога. Празднование дня Даждьбога, возможно, приходится на день Родиона-Ледолома – 10 день ноября. День его — среда или воскресенье. Восьмилучевая звезда - щит Даждьбога. Его освобождение из плена Марены празднуется Колядой. Даждьбог ездит по небу в золотой колеснице, солнечный свет отражается от его щита и попадает на Землю. Культ этого бога был наиболее распространён среди восточных славян, (объединённые вокруг Киева). В мифах — один из первых царей и законодателей, положил начало летоисчислению по солнечному календарю. Красивый, сильный юноша, молодой князь, попечитель пахарей и сеятелей. Наделяет человека физической силой, здоровьем, мудростью, мастерством. В летописях его называют предком русичей. Ещё Дажьбог — хранитель ключей земных. Бог солнца закрывает землю на зиму и отдает ключи птицам, которые уносят их в вырей — летнее царство, страну ушедших душ. Весной птицы возвращают ключи и Дажьбог открывает землю. Один из богов пантеона князя Владимира. Он же, видимо, и Радегаст, Радогост – у западных славян, согласно германским хроникам; Радигощ и Радогощ – у вятичей. Сын Сварога, внук Кръта, бог солнца и явьего Света (также соотносимый с Митрой), по мнению авторов, разные вариации имен одного и того же бога плодородия и солнечного света, живительной силы. Соотносим с Гелиосом. Дед славян (славяне по тексту «Слова о Полку Игореве»–даждьбожии внуки) "Тогда при Олзе Гориславличи сеяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждьбожа внука, в княжих крамолах веци человекомь скратишась". "Въстала обида в силах Даждьбожа внука, вступила девою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синем море у Дону: плещучи, упуди жирня времена". Неизвестные авторы Велесовой Книги относят рождение руссов от Даждьбога. Согласно "Слову Иоанна Злотоуста «...како первое погани веровали в идолы и требы им клали...», бог солнца и живительной силы. Вероятно, Даждьбог мог, вслед за белым Свентовитом, соотноситься с Аполлоном (Таргелием) как бог солнечного света. В поучениях против язычества среди прочих богов упомянут рядом с Артемидой. Металл Даждьбога – золото, его камень – яхонт.

Даждьбоговы внуки. Велесова Книга называет руссов Даждьбоговыми внуками.

Дажьбог. Даждьбог, Дабъ, Радегаст (зап. слав), Радигош, Сварожич, по мнению авторов, разные вариации имен одного и того же бога плодородия и солнечного света, живительной силы. Соотносим с Гелиосом, сын Сварога. Дед славян (славяне по тексту «Слова о Полку Игореве»–даждьбожии внуки). Даждь-бог. Дайбог. Сын (ипостась) Бога солнца Ра. Дажьбог - сын Перуна и Роси русалки. Его время от летнего солнцестояния 21-22 июня до осеннего равноденствия (день равен ночи) 23 сентября. Дажьбога день, или - Овсень большой(?) отмечается 6 мая. Встреча весны. Дата может быть перенесена на воскресенье, либо - пятницу (для почитающих Макошь). Народ отмечает ещё Дажьбога и Марены день 9 декабря, Замещённый "Юрием холодным". Светоносный урожайный Бог дающий всем. Восточно-славянское Дажьбог, возводится к сочетанию глагола “давать” с именем “бог” как обозначением доли — достатка. Бог солнечного света, тепла, времени созревания урожая, плодородия вообще (его имя переводится как «бог жары»). Славяне называли его «Солнце-царь, сын Сварогов», символами этого бога были золото и серебро. Один из древнейших славянских богов, бог всей Вселенной, солнечный бог, сын Перуна и русалки Роси, прародитель русского народа. Согласно Велесовой книге породил русских людей "через корову Земун". Победил Велеса и освободил коров и воды. Победил Кащея и вызвал Всемирный Потоп. Супруг Златогорки, Марены, Живы. Дажьбог - защитник всей Руси. Это покровительство отмечено в «Слове о полку Игореве» как родство – народ и поэт названы внуками богов. Часто упоминался во времена земледельчества и двоеверия. Велесова Книга отмечает, что борусины, сурожцы, скифы, анты, русы, сурожцы - все они кравецы (Коровичи, кровники) – потомки Дажьбога, родившего нас через корову Земун. Несколько столетий одним из самых почитаемых на Руси языческих божеств был Дажьбог. Культ Дажьбога особенно расцвёл на Руси в XI—XII вв., в эпоху государственный раздробленности, сосуществуя с христианством (религия той поры носит название двоеверие). Юный и прекрасный языческий бог, податель всевозможных благ, в сознании древних людей был как бы дополнением, «своим», русским вариантом образа Христа; на ритуальных диадемах древнерусских княгинь в центре изображался или Дажьбог, или Христос. Со временем древнее значение имени Дажьбога забылось, и о нём стали говорить как о Дайбоге, т. е. «боге дающем». Русские люди почитали Дажьбога как своего защитника, называя себя его внуками. О Дажьбоге — Солнце-царе — говорили как о первом правителе, учредителе календарного счёта дней, законодателе. Великого князя киевского Владимира Святого называли Красным Солнышком (примечательно, что князь, принёсший на Русь христианство, получил языческое прозвище, — это говорит о том, что в эпоху двоеверия христианские и языческие символы не разделялись в народном сознании). Дажьбог изображался летящим на колеснице, в которую запряжены грифоны — собаки с птичьими крыльями, спутники богов плодородия; в руках бога — ритуальные жезлы с изображением листьев папоротника. Такие жезлы (тояги) использовали болгарские жрецы во время летних молений о дожде. Дажьбог был богом солнечного света, но отнюдь не самого светила. Его имя образовано из сочетания слов «дать» и «Бог». Идол его стоял на холме в Киеве. Покровитель свадеб. Русские - внуки Дажьбога, а он их родоначальник и покровитель. Дажьбог входил в пантеон Владимира Святославича и составлял языческую триаду Стрибог — Дажьбог — Макошь, которая была сформирована киевскими жрецами как соответствие христианским Богу-Отцу, Христу и Богородице. Этим сопоставлением языческого и христианского пантеонов представители высшего жречества киевские волхвы стремились показать византийцам, что исконная вера славян не уступает христианству. Со временем христианские святые вытеснили языческих богов. Культ и образ Дажьбога слился с Христом. Макошь стала восприниматься как св. Параскева, чьи иконы ставились у источников, прежде посвященных Макоши. В жёны Дажьбога к себе взяла Златогорка. Перун однажды прогуливался по берегу Днепра и услышал, как с той стороны его к себе призывает красна девица русалка по имени Рось. Хотел он переправиться, но Днепр могучий на смог одолеть. Тогда натянул он тетиву своего лука и направил стрелу на камень, рядом с Росью. Сварог три дня камень обтёсывал бил по камню горючему молотом. Так родился Дажьбог Тарх Пеpунович - его ноженьки все серебряные, его рученьки - в красном золоте, во лбу Солнце, в затылке - Месяц, по косицам его звёзды частые, за ушами его - зори ясные. Был Дажьбог великий на возрасте, словно сокол ясный на возлете. Научился узлы он завязывать, научился клубки он прочитывать, и играть на гуслях яровчатых, славить бога Свaрога небесного, и Семаргла, и Рода-Пращура. Однажды пришлось Дажьбогу сразиться с неизвестным ему поединщиком, а это был отец его Перун. В бою у Перуна подвернулась ноженька, вскочил на Перуна Дажьбог, потребовал назвать имя своё. А как услышал, что зовут его Перуном, так вскочил Дажьбог с его белых грудей, брал Пеpуна за белые ручушки: - Ты прости меня за такую вину, что сидел у тебя я на белых грудях! Встань, Пеpун, - ты родимый мой батюшка! Помирились они, побраталися, и вскочили они на буланых коней, и к Роси поехали матушке. Праздник дня Дажьбога (6 мая) наложился на "Юрьев день". Содержание праздника: свадьба Дажьбога и Живы. Радость по поводу прихода весны, возрождения мира после Потопа. Почитание Дажьбога - прародителя русских людей, встреча Живы, почитание Лады, сочетающей браком Дажьбога и Живу. Вспоминают победу Дажьбога над Велесом. Дажьбог на порог Весну приволок. Пришел Дажьбог - Весне не уйти. Дажьбог весну начинает - Перун лето кончает.

Дайбог. Дажьбог, сын Сварогов. Восточно-славянское Дажьбог, возводится к сочетанию глагола “давать” с именем “бог” как обозначением доли — достатка.

Дана. Леля у украинцев, Дива у славян. Славянская богиня воды. Богиня воды, дочь Поренуты, жена Дуная. Культ этого бога был наиболее распространён среди балтийских славян (арконцы и поляки), западных славян (чехи, поляки, словенцы), а также среди южных славян (сербы, хорваты, болгары). Светлолицая девушка—река, журчащая свою жизнерадостную песню. Она и уставшего путника напоит, и рану воину омоет, и, поднявшись в небо, упадёт благодатным дождём на нивы. Почиталась как светлая и добрая богиня, дающая жизнь всему живому. От имени Дана походит название Днепр (Данаприс), Днестр, Дунай, Двина, Донец. Слово Дана сложное: ДА («вода») плюс НА («неня»), означает «Вода—Мать». Припев песни «Дана, шиди, риди. Дана» — «Дана, она творит, реку творит. Дана». Особые почести этой богине воздавались во время Купальских праздников. Первгсно Леля (Дана) богиня багатьох нapoдiв, в, була жiночим началом Bcecвimу. У слов''ян вона звалась також Дiвою. Вода, начало речей, вiчно прекрасна, вiчно свiжа, вона була девою i одночасно жiткою, дружиною Сонця. У Дiвоградi (нiзн. Магдебург) стояв ii храм.

Данила. К киевскому циклу примыкает старый богатырь Данила и его сын Михайла или Иван Данилович. Данила, состарившись, уходит в монастырь, оставив Владимиру на защиту Киева своего двенадцатилетнего сына. Сын старого богатыря Данила. Приходит в Киев неверный царь Уланище. Михайло избивает силу татарскую, надевает одежду Уланища и встречает Данилу, который спешил ему на помощь. Данила хочет убить его, но узнает по голосу.

Данило Ловчанин. Есть былина, в которой князь Владимир, желая отбить у него жену, дает ему опасное поручение. Данила, видя такое отношение князя, бросается на копье. На том же месте убивает себя жена Данилы. Отмечают сходство былины с эпизодами "Повести о приходе Батыевой рати на Рязань"; но это сходство является очень отдалённым, и если искать книжного источника этого сюжета, то скорее его можно видеть в библейском эпизоде о Давиде и жене Урии.

Дану. Также, как и Балор, Дану явилась со стороны севера из Туле, но они обладали ещё и премудростями друидов. Дану - богиня-мать, дочь Матонви, сестра Мата, жена бога Бели (Беленуса). У нее было множество детей. Дану - божество кельтской (ирландской, валлийской) мифологии мать-прародительница племён Дану, которые правили Ирландией до прихода сыновей Миля. Прекрасное, но гневное племя. Богиню окружали птицы и дети. Племена богини Дану, в ирландской мифологии — основная группа богов, господствовавших над Ирландией до прихода сыновей Миля, предков современных ирландцев. Племена богини Дану пришли с северных островов, где преисполнились друидической мудрости и магических знаний; именно они принесли в Ирландию четыре талисмана: камень Фал, испускавший крик под ногами законного короля; волшебный меч своего предводителя Нуаду, наносивший только смертельные удары; победоносное копье бога солнца Луга, который убил Балора и принес Племенам богини Дану победу над фоморами; неистощимый котел изобилия отца богов Дагда, главного бога ирландской мифологии. Хотя решающий вклад в разгром фоморов во второй битве при Мойтуре внес бог солнца Луг, основная доля почестей досталась Дагда, который продолжал пользоваться величайшим уважением даже после того, как Племена богини Дану были изгнаны сыновьями Миля. Дагда пришлось решать задачу обустройства потерпевших поражение Племен богини Дану в глуби земли. Так же, как фоморы укрылись под водами моря, побежден

Hosted by uCoz