Брат Змеев - Бус Белояр
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы
_________________________________________________________________________
Брат змеев
Брат названный
Братек
Братец
Брауни
Брахма
Бродницы
Бродяга
Бродячий огонёк
Буван
Бука
Букан
Буканай
Букарица
Букарка
Букентавр
Букусетка
Буньо Солодивый
Буняка
Бур конь
Бурак
Бурдо вал
Буря богатырь
Буря ветер
Буря Яга Золотая нога
Бус
Бус Белояр
__________________________________________________________________________

Брат змеев. Из рыб к гадам относятся змеевидные вьюны, угри, миноги, которых называют “слепой гадиной” или “змеевым братом”. Полагают, что они спариваются со змеями, и считают их змеей в девятом или двенадцатом поколении.

Брат названный. Горыня обещал Велесу стать ему братом названным, когда конь у него стал спотыкаться.

Братек. В Белоруссии до сих пор верят, что каждый мальчик получает при рождении сестрицу — сорку, а каждая девочка — братца, братека, которые остерегают их от несчастий и искушений.

Братец. Братек. В Белоруссии до сих пор верят, что каждый мальчик получает при рождении сестрицу — сорку, а каждая девочка — братца, братека, которые остерегают их от несчастий и искушений.

Брауни. Домовой. Brownie. "Шотландский домовой, хохлик с растрепанной шевелюрой и темно-коричневой кожей, отсюда и название (англ.: "brown" — "коричневый, бурый"). Обычно обитает в горах и лесах, но может жить и в домашних условиях. В последнем случае бывает очень полезен, по крайней мере до тех пор, пока жители дома не забудут оставить ему молока, сметаны и выпечки. Но внимание: чрезмерное количество оставленной пищи брауни воспринимает как личное оскорбление и покидает жилище, так что желательно соблюдать умеренность.

Брахма. Идея индийского Бога Брахмы происходит из тойже идеи, что и русские Боги Род, Сварог, Барма и является их аналогом, как творец Вселенной. Брахма входит в состав Триглава – Брахма, Вишну и Шива. Барма входит в состав славянского Триглава – Барма, Вышний и Сива.

Бродницы. У древних славян относятся к классу Берегинь. Водяные девушки, женские духи охранительницы бродов, миловидные девушки, даже красавицы, с длинными волосами. По преданиям, Бродницы живут вместе с бобрами в тихих заводях. Они охраняют броды, сделанные из хвороста, подправляют их, стерегут. Когда же враг тайком подбирается — Бродницы незаметно разрушают брод, направляя неприятеля в топь или в омут. Они помогали путникам найти брод и следили за детьми, если тем угражала опасность у воды они их спасали. Следует, однако, опасаться теперь этих добрых духов, потому что многие из них стали злыми лобастами, когда люди забыли о Русалиях и перестали следить за чистотой вод. Если же озеро или старое русло становилось болотом, то все водные жители, а ткже и бродницы, переселялись в живые реки и озёра или оставались, становясь при этом болотниками и болотницами. А.М. Ремезов отмечал, что водяные Бродницы, плавая, тихо волновали синие воды и, чаруя глубокие недра, призывали новое из тёмных могил.

Бродяга. Колтун могла наслать ведьма, злой человек, злой дух, черти, бродяги, евреи, существа из чужого мира.

Бродячий огонёк. В английской мифологии это существо является близким родственником одного из фейри – боггарта. В переводе с латыни название этого существа означает «огонёк дураков». У бродячего огонька несколько довольно забавных прозвищ – Уилл Струйка Дыма, Джил Палёный Хвост, Хобби-фонарик, Кийт-со-свечой, Джеки-огонёк. В Каледонии его называют Ловким Парнем и Весёлым Плясуном. Многие полагают, что бродячий огонёк – это скитающаяся по свету человеческая душа, которая никак не может успокоиться. По преданиям, такими огоньками становятся после смерти погибшие от руки убийцы люди. Бродячий огонёк нередко появляется ночью перед усталыми странниками и уводит несчастных с дороги в болото или глухую чащу леса. Эти существа очень злят некоторых фейри, которых по различным причинам не хотят пускать домой.

Буван. Существо, которым пугают детей; бука. «Спи, спи! А то вот буван придет к окошку... и сволокет тебя к цыганам» (Арх.).

Бузина. Бузина причастна к мифическим протособытиям (грехопадение Адама и Евы, убийство Авеля) и христианской истории (предательство Иуды). В польских и украинских заговорах бузина отождествляется с Адамом; к ней обращаются со словами: «Бузыновый Адаме», «Человек Божий, святой Адам», поясняя это тем, что и бузина, и Адам существуют со времени основания света. На святки девушка шла к кусту Бузины, трясла его и говорила: «Трясу, трясу Бузину, отзовись, пес, с той стороны, где живет мой милый», и слушала, где залают собаки. Считалось, что во время гадания можно увидеть суженого в кусте бузины. В польских и украинских заговорах бузина отождествляется с Адамом; к ней обращаются со словами: «Бузыновый Адаме», «Человек Божий, святой Адам», поясняя это тем, что и бузина, и Адам существуют со времени основания света. Бузина — обиталище домашних духов, приносящих хозяевам добро, опекунов хозяйства и др.

Бука. Персонаж из загробного мира типа кикиморы, фантастическое страшилище, маленькое злобное существо, которым пугают детей; таинственное существо в пустых постройках, в лесной глухомани, в шкафу детской комнаты или под кроватью. Его видят только дети, и дети же от него страдают, так как Бука очень любит по ночам нападать на них - хватать за ноги и тащить под кровать или в шкаф (свое логово). Боится света, от которого может погибнуть и веры взрослых людей. Боится, что взрослые в него поверят. Представления о буке — детском страшилище — распространены повсеместно. Бука — «мнимое пугало, коим разумные воспитатели стращают детей», — писал В. Даль. Описания буки расплывчаты. Это страшилище с растрепанными волосами, с огромным ртом и длинным языком. Ходит только ночью, около домов и дворов; хватает, уносит и пожирает детей. В Архангельской губернии «пугают ребят и просто букою; ее считают черною, оборванною женщиною» (Ефименко). В Олонецкой губернии, когда подросший ребенок никак не желал расставаться с зыбкой, ее уносил вбегавший в избу бука (т.е. кто-то из нарядившихся в вывернутый тулуп домашних). Само слово «бука», особенно адресованное детям, создает образ чего-то не вполне определенного, но опасного, темного и в то же время занятного, завораживающего, пробуждающего творческую фантазию, сродни игре слов: «От стукания пошло буканье, от буканья пошло оханье», и т.п. По некоторым характеристикам бука (и особенно такие его «разновидности», как букан, буканай, букарица) сходен с домовым, дворовым. Подобно им, бука мохнат. В поверьях ряда районов России (особенно Русского Севера и Сибири) образ буки-страшилища слит с обликами домовых, дворовых духов, которые, по общераспространенным представлениям, не только покровительствуют хозяйству, но и персонифицируют судьбу обитателей дома, предвещают и даже приносят несчастья, болезни, смерть. Еще одна грань образа, объединяющего черты буки-морока и буки-домового (покойника, смерти, судьбы), — бука-пожиратель, персонаж страшный, гибельный именно для детей. В. Даль видел в нем сходство с римской ламией. Однако существа, похожие на буку русских поверий, есть у многих народов (у англичан, немцев, норвежцев, латышей). Некоторые исследователи полагают, что наименование «бука» — индоевропейского происхождения (бука — нечто толстое, расплывчатое, уродливое по форме, «букатое») (Черепанова). Названия типа «бука» (возводимые к обширному индоевропейскому гнезду с корнем *b(e)u-, bh(e)u— «надувать, отекать, пухнуть, вздуваться, наполняться») в верованиях многих народов имеют преимущественно домовые духи, а также черти (ирландское phuka, английское puck, нижненемецкое pook, древнешведское puke, древненорвежское puki — «домовой», «черт», и т.п.). Наименование «бука» считают и производным от общеславянского bukati — «реветь, плакать и вообще издавать различные звуки — мычать, реветь, жужжать, бурчать, урчать»; предполагается, что бука — образование в детской речи от междометия «бу». Буки обнаруживаются в поверьях соседствующих с русским народов: по рассказам мордовских крестьян Саратовской губернии, бука — род оборотня, «с виду похожий на копну сена»; появляется он преимущественно ночью, гоняется за прохожими, издавая звуки, «похожие на рычание сердитой собаки»; любит кружить по площади вокруг церкви, а будучи застигнут сбежавшимся народом, проваливается «в землю, в тартар». В поверьях алтайцев, тувинцев бук — также нечто вроде оборотня; он может превращаться в животных, появляется в сумерках, вызывает болезни и ночные кошмары (Дьяконова). В русских поверьях XIX–XX вв. преобладают представления о буке как о детском страшилище. На Новгородчине и в некоторых других районах России бука — таинственное существо, персонификация морока, страха, некоей таинственной силы, которая может проявиться где угодно, чаще — в особо опасных местах (в лесной глухомани, в заброшенном доме), в особо опасное время (ночь). Иногда бука принимает облик мохнатого «хозяина» пустого дома, лесной чащи.

Букан. Сказочное страшилище, которым пугают детей, фантастическое существо в доме; домовой; нечистая сила; пугало для детей типа Буки или Домового. «Не плачь: букан съест» (Влад.); «Нишни, деушка, не то букан придет и тебя возьмет» (Твер.); «Вот буканко-то тебя!» (Перм.); «Не шуми, не то буканушко придет» (Свердл.).

Буканай. Фантастическое существо «вроде домового», обитающее в конюшне, на сеновале, в подполье (Ср. Урал). Им пугают детей, так же как и Букой.

Букарица. Мифическое существо в подполье дома; страшилище, которым пугают детей. «Заговорив о суседке, вам расскажут еще о какой-то букарице, которая обитает чуть ли не в том же подполье» (Тобол.). Букарица, очевидно, сходна и с суседкой (духом дома), и с букой. В Забайкалье подобный персонаж именуется букусеткой.

Букарка. Леший на Колыме. . Букачка. Нечистая сила неопределенного облика. «И ветер поднялся, думала, крышу ухватит, то ли водяник поднялся, то ли русалка али букачки» (Лен.).

Букентавр. "Чудовище: получеловек, полубык... Подобно кентавру, это мифическое животное символизирует внутренний дуализм человека, однако, в данном случае, подчеркивается его низшая или животная сторона." По названию близок к русской буке, но, в отличии от буки, он большой, если не сказать – великан.

Букусетка. Букарица. В Забайкалье подобный персонаж именуется букусеткой.

Буньо Солодивый. В Подолии бытовали поверья о некоем Солодивом Буньо, который взглядом уничтожил целый город: его веки, как и у чародея шелудивого Буняки, также поднимались вилами.

Буняка. Чародей шелудивый. В легендах с Волыни упоминается чародей «шелудивый Буняка»; веки его столь длинны, что их поднимают вилами.

Бур конь. Конь Перуна с жемчужным хвостом.

Бурак. Первый стих семнадцатой главы Корана гласит:" Хвала тому, кто перенес ночью своего раба из священного храма в Мекке в храм отдаленный в Иерусалиме, вокруг которого мы благословили, чтобы показать некоторые из наших знамений". Комментаторы объясняют, что восхваляемый - это Бог, что его раб - это Магомет, что священный храм - это мечеть в Мекке, что храм отдаленный - это храм Иерусалимский, и из Иерусалима Пророк был вознесен на седьмое небо. В самых древних версиях легенды Магомета ведет некий человек или ангел; в более поздних ему представлено небесное животное, размером крупнее осла и меньше мула. Это животное -Бурак, чьё имя означает "сияющий". В Индии обычно изображают Бурака с человеческим лицом, ослиными ушами, туловищем лошади и крыльями и хвостом павлина. В одной из исламских легенд говорится, что Бурак, покидая землю, опрокинул наполненный водою кувшин. Пророк был вознесен на седьмое небо и по пути побеседовал на каждом небе с патриархами и ангелами, там обитающими, и пересек Единство, и ощутил холод, от которого его сердце заледенело, но тут Господь положил длань на его плечо. Время людей несоизмеримо временем Бога; возвратившись, Пророк подхватил кувшин, из которого еще не пролилась ни одна капля. Мигель Асин Паласиос, испанский ориенталист двадцатого века, рассказывает об одном мурсийском мистике тринадцатого века, который в аллегории под названием "Книга о ночном путешествии к Величию Благороднейшего" увидел в Бураке символ божественной любви, в другом тексте он говорит о "Бураке сердечной чистоты".

Бурдо вал. У них по ночам были видны крылья. Если хозяин ночью хотел подойти к такому коню, он долже был предупредить свистом, чтоб тот спрятал свои крылья. Однажды, рассказывают, хозяин, выпив лишнего, забыл свиснуть, вошел в конюшню без предупреждения, и крылья у бурдо-валов пропали, с тех пор стали они обыкновенными. В начале 19 века Н.Я. Марр записал эту легенду в Прикамье. Надо полагать, что аналогом крылатого коня бурдо-вала являются греческие пегасы.

Буря богатырь. Волот, великан. Буря-богатырь сражался с ветрами, Горыня, или Вертогор, ворочал гигантские горы, Дубыня, или Вертодуб, вырывал с корнем самые могучие дубы, у Бородыни была такая борода, что целую реку накрывала, а усы Усыни на семь верст тянулись. Они были вскормлены лесными зверями, а, повзрослев, победили ужасного змея. У этих великанов были жены - волотки — великанши, богатырки. Баба - Алатырка или Баба - Горынинка, например, ни в чем не уступали мужьям, а разъярившись, даже превзойти их могли.

Буря Ветер. Анзу. Финист, Гагония, Гаруда. "В шумеро-аккадской мифологии огромная птица божественного происхождения, представляемая в виде львиноголового орла (позднее, приблизительно с 14 в. до н.э.— в виде гигантского орла).

Буря Яга Золотая Нога. Усоньша Виевна, дочь Вия подземного. Супруга Велеса, богиня смерти. Хозяйка избушки, стоящей на границе двух миров. Вместе с Велесом победила Дажьбога и приковала его к дубу. Потемнеет вдруг небо синее, закрутятся вихри пыльные, приклонятся все дубравушки - прилетит тут в ступе огненной, за собою путь заметая, в вихре Буря-Яга Золотая Нога - великанша Усоньша Виевна. Подлетит она к избушечке. Стуки-стуки-стуки-стук - на крыльцо! Бряки-бряки-бряки-бряк - за кольцо! - Вы вставайте-ка, Горыня, Дубыня и Усыня, отворяйте ворота! Разводите-ка быстрей в печке жаркий огонь! Накормите меня, напоите меня! А когда братья стали грозить ей, чтоб ушла она, то осерчала Яга – хлеб да брала, била Змeевичей. Била их, лупила, чуть живых под лавку бросала. Справился с ней только Велес грозный. От него она под камушек спряталась. Под камнем был вход в Пекло. Туда спустился Велес, встретил Усоньшу Виевну в богатырские латы одетую. Схватился Велес с Усоньшей, опрокинула она его на Землю Сырую, стала верх брать, но Род задержал её руку с булавою. Тогда Велес стал брать верх, но и его руку с булавою задержал Род. Говорила тут Велесу Виевна: - Ай ты, буйный Велес - могучий бог, сын Земун Коровы небесной! Видно Род решил нас с тобой помирить, ты возьми меня, Велес, в замужество! Я давала зарок: кто меня победит - будет мужем моим любезным. Тут соскакивал Велес с Усоньши Яги, брал ее за рученьки белые, брал за перстни ее золоченые, подымал ее со Сырой Земли, становил на резвые ноженьки. Становил ее супротив себя, целовал он Бурю-Усоньшу в уста, называл женою любимою.

Бус Белояр. Мифологический герой, богатырь, князь Русколани. Реальное существование не отрицается. В краях, где протекала река Белая, где раньше стоял Белый город, где находится Белая гора, которую, жившие там белогорцы, звали Беллина, до недавнего времени стоял величественный монумент великому славяно-русскому герою, потомку белогоров Бусу Белояру. Все названия в этих местах связаны с

Hosted by uCoz