Болотница - Бравлин
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы
__________________________________________________________________________
Болотница
Болотные водяные духи
Болотный
Болотный чёрт
Болотняник
Болото
Болотяник
Большак
Большачонок
Большая Медведица
Большой
Бор
Борей
Борец с градовыми тучами
Боровик
Боровин
Боровички – маленькие старички
Боровуха
Борода
Борона
Борусины
Босорка
Босоркань
Босорканя
Босоркун
Боткий Ширтка
Бочан
Боян
Бравлин
________________________________________________________________________

Болотница. Омутница, лопатница. Дева-утопленница, живущая на болоте. молодая женщина, увлекающая людей в болото. Её чёрные волосы раскинуты по нагим плечам и убраны осокой и незабудками. Растрёпа и нечёса, бледнолицая с зелёными глазами, всегда голая и готовая завлекать людей к себе только для того, чтобы без всякой особой вины защекотать до смерти и потопить их в трясине. Болотницы могут насылать на поля сокрушительные бури, проливные дожди, разрушительный град; похищать у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна. Ей иногда приписывали длинные руки, тело покрыто шерстью, хвост тоже длинный, крючком. Болотница - родная сестра русалкам, тоже водяница, только живет она на болоте, в белоснежном цветке кувшинки с котел величиной. Она неописуемо прекрасна, бесстыдна и прельстительна, а в цветке сидит, чтобы спрятать от человека гусиные свои ноги, вдобавок — с черными перепонками. Завидев человека, болотница начинает горько плакать, так что всякому хочется ее утешить, но стоит сделать к ней хоть шаг по болотине, как злодейка набросится, задушит в объятиях и утащит в топь, в пучину. В поверьях некоторых районов России отмечены болотник и болотница, «специализирующиеся» на затаскивании людей в тресину. Однако сведения о подобных существах немногочисленны. В поверьях Нижегородской губернии коварная болотница «из себя такая красавица, какой не найдешь в крещеном миру», но с гусиными ногами. Зимой приходил Лёд и так сковывал своей силой воду, что водяные и водяницы, омутники и омутницы, болотники и болотницы принуждены были сидеть в своих хороминах на самом дне до весны. В огромном моховом болоте Муромского уезда «неоднократно видят русалок», схожих по облику, действиям и с болотницами, и с водяницами. «Расчесывая свои длинные волосы», русалки «кличут к себе путников на разные голоса и губят оплошавших» (Влад.) (Добрынкина).

Болотные водяные духи. Широко известный в западно - и восточнославянских быличках сюжет о сбившемся в ночное время с пути человеке, которого нечистая сила заводит в непроходимые места, болота, топи, обычно связан с действиями чёрта, а также болотных, водяных или лесных духов, душ умерших, блуждающих огоньков и т.п.

Болотный чёрт. В рассказе из Череповецкого уезда Новгородской губернии действиям болотных чертей приписывается порча леса, предназначаемою для постройки дома (при перевозке его через болото). Болотные черти любят шалить над бревнами, когда их провозят через болото. Болото — типичное место действия рассказов о черте, что отражено и в поговорках «Было бы болото, а черти будут»; «Всякий черт свое болото хвалит»; «Не ходи при болоте — чёрт уши обколотит» (Даль). «В тихом омуте черти водятся, а в лешом болоте плодятся» (Нижегор.).

Болотный. Болотник. Злой дух в болоте, старающийся затащить человека в трясину; род лешего или водяного, живущего в болоте.

Болотняник. Багник. Дух болота, живёт в большом каменном доме с женой и детьми. Жена его — болотница, дева, утопшая в болоте. Болотняник — родич водяного и лешего. В родственных связях с водяным и лешим, Болотняник — седой старик с широким желтоватым лицом. Обернувшись монахом, обходит и заводит путника, завлекает его в трясину. Любит гулять по берегу, пугать идущих через болото резкими звуками, вздохами; выдувая воздух водяными пузырями, громко причмокивает. Болотняник ловко подстраивает ловушки для несведущих: кинет лоскут зеленой травы, или корягу, или бревно — так и манит ступить, а под ним — трясина, глубокая топь! Ну а по ночам выпускает он души детей, утонувших некрещеными, и тогда на болоте перебегают-перемигиваются блудячие синие огоньки.

Болото. Болотник. Злой дух в болоте, старающийся затащить человека в трясину; род лешего или водяного, живущего в болоте. В Новгородской Кормчей 13 в. отмечено, что язычники "жроуть (приносят жертвы) бесом, и болотом, и колодязем".

Болотяник. Болотник. Злой дух в болоте, старающийся затащить человека в трясину; род лешего или водяного, живущего в болоте.

Большак. Вежливец. Почётное прозвание колдуна на свадьбе. В Сибири, как и во многих других областях России, дружка, именуемый вежливцем, сторожем, большаком, опасным, был «особенным знатоком всех обрядностей в их принятой последовательности».

Большачонок. По поверьям, змея-помощника выводили из яйца петуха (черного окраса или определенного возраста — пяти, семи лет). Это яйцо носили за пазухой: «Взял еичо-то и положил под пазуху и высидел большачонка» [змея] (Волог.). На Вологодчине такой змей и называется почти как домовой, дворовой — большачонок.

Большая Медведица. Стожары (др. рус. звёзды). В незапамятные времена Небесными Хозяйками Мира были Рожаницы – дочери Рода, которые являлись людям в образе двух крупнейших созвездий: Большой Медведицы (древнерусское название, Лось) и Малой Медведицы. Их обеих так и изображали: полуженщины - полулосихи.

Большой. Леший (Костр.). Костромичи Встлужского уезда уверены, что болезни, происходящие от перехода через след большого (лешего), одни из самых серьезных болезней (Попов).

Бомка. Страшилище, пугающее детей, бука. «Вот посажу тебя в голбец, там тебя бомка схамкает» (Перм.).

Бор. Святобор. Бог лесов, покровитель охоты. Иногда он любит подшутить над человеком — если разозлится — и мучает, сбивает его с пути, пуская по лесу эхо. Лешие — его слуги. Лешие есть в каждом лесу, а Бор один над всеми необозримыми славянскими лесами хозяин! Ростом он выше самой высокой сосны, статью могутнее самого кряжистого дуба, волосы его длиннее березовых кос, борода гуще мха, носит он зеленый плащ из хвои да зеленую шапку. Бор все свои владения враз может обозреть и днем и ночью, поэтому не светляки мелькают в ночной тьме — то светятся огненные очи Бора.

Борей. Северный ветер. Греки не признавали автохтонные варварские имена народов Крайнего Севера, они прозвали их в соответствии с воображаемой границей: «за северным ветром — Бореем», то есть «те, кто живет за Бореем — северным ветром».

Борец с градовыми тучами. От связи змея с женщиной рождаются юнаки и борцы с градовыми тучами.

Боровик. Боровой. Дух бора, "хозяин" бора у славян. Известные нам упоминания о боровых редки. На Вологчине боровики - маленькие старички ростом в четверть аршина. Они "заведуют" грибами (груздями, рыжиками), живут под грибами и питаются ими. Однако чаще всего боровой - это леший, но обитающий в определенном месте леса - в бору, сосновом лесу, возвышенном месте в лесу. Иногда боровой описывается как "младший" лесной дух», подчиненный главному лесовику - лешему. Боровик - почти тоже, что леший, дух бора, рощи. Боровик может иметь вид громадного медведя, но без хвоста, чем и отличается от настоящего зверя. Питается животными, хотя иногда заедает и людей. Когда люди хотят увидеть борового, чтобы сговориться с ним о благополучном выпасе скота, о том, чтобы вернул пропавших в лесу (человека ли, скотину ли, собаку ли), излечил от привязавшейся в бору болезни, — приносят кошку в лес и начинают ее душить. Заслышав кошачьё мяуканье, боровик выходит к человеку и вступает с ним в переговоры. Ему подчинены боровички — маленькие старички, вершка в два, хозяева грибов — груздей, рыжиков; под ними и живут. В украинских поверьях боровик голосит страшным голосом. «По бору ходит боровой, хуже медведя, самый страшный. Борового-то зовут леший» (Арх.); «Уж она [ворожея] луче знат, как звать — боровой, лешак ли» (Арх.); «Боровой-то и есь лешой» (Пск.).

Боровин. Народное божество. Говорил, что он силен, и люди его верят словам тем. А иные глупцы изумленные и не верили в это до тех пор, пока не прозрели.

Боровички – маленькие старички. Боровику подчинены боровички — маленькие старички, вершка в два, хозяева грибов — груздей, рыжиков; под ними и живут.

Боровуха. Сверхъестественный персонаж в обличье девушки, женщины, появляющейся в лесу или у воды; лешачиха. В современных поверьях Архангельской области боровухи схожи с лешачихами (иногда подчеркивается, что они «обитают на бору»). Согласно несколько иной версии, боровуха отличается от «растрепанной» лешачихи и гораздо привлекательнее ее. Наряжающаяся как девочка» (девушка, женщина) боровуха способна принять облик жены встреченного ею в лесу человека и погубить его. Сожительство с боровухой (или испуг при виде боровухи) может стать причиной помешательства. «Вот дедушка, он испугался тех боровух и чокнулся потом. Она и обнимать начнет, как муж и жена. Говорят, как сотворишь блуд с боровухой, дак и с ума сойдешь»; Боровуха, как лесная (боровая) хозяйка, способна соблазнить, напугать до потери рассудка, напустить болезнь (подобная «деятельность» может характеризовать «лесовых русалок», а также лесных девок, лесачих, причем сходные представления о лесачихах отмечены в этом же регионе и в начале XX в.). «В лесу леший и боровухи-те»; «Красивой-то боровуха выглядит, а лешачиха некрасивая, волосы растрепанные» (Арх.). «Боровухи — это лешачихи, на бору дак». «У нас один охотник жил в Нюхче. По ворге (болотистой местности) раз пошёл и встретил свою жонку. Они давно не виделись и сотворили, что надь. А это боровуха была, вот и помер он, и как помер-то на кровати, дак меж досками оказался».

Борода. С точки зрения православных обычаев, Борода — деталь образа Божия. Пострижение Бороды и усов в допетровскую эпоху считалось тяжелым грехом и сравнивалось с мужеложеством и прелюбодейством, наказываясь отлучением от церкви. Запрет брить Бороду объяснялся тем, что человек создан по подобию Божию и, следовательно, грешно по своему своеволию чем бы то ни было искажать этот облик.

Борона. Под Новый год трясли борону со словами: «Бароначка, трусися, так ты, курачка, нясися». Борона фигурирует в частушках любовно - эротического содержания: «Уж я шел стороной, Бороновать бороной, Борона железная — Поцелуй, любезная!» В шуточных песнях соседка в ответ на просьбу молодицы одолжить хотя бы на день мужа предлагает взамен мужа борону.

Борусины. Сурожцы, скифы, анты, русы, сурожцы. Все они кравецы (Коровичи, кровники) – потомки Дажьбога, родившего нас через корову Земун.

Босорка. В словацкой быличке босорка, пойманная в виде кошки, человеческим голосом просит ее отпустить.

Босоркань. В венгерской мифологии - ведьма; в народных поверьях Босоркань — безобразная старуха, обладающая способностью летать и превращаться в животных (собаку, кошку, козу, лошадь, свинью). Она может вызвать засуху, наслать порчу на людей (её магии приписывают внезапные болезни и недомогания) и животных (в результате чего молоко коровы, напр., оказывается смешанным с кровью или исчезает вовсе). Босоркань вредят людям преимущественно ночью, время их особой активности — Иванов день (24 июня), день Луцы (13 декабря) и день святого Георгия (24 апреля), покровителя скота (на рассвете которого ведьмы голыми собирают росу, чтобы увеличить удой своей коровы).

Босорканя. Из Двоедушников. Западноукраинский босоркун отнимает у людей здоровье или жизнь. Карпато-украинская босорканя отнимает молоко у чужих коров и портит людей.

Босоркун. Витряник. Западноукраинский персонаж. Горный Дух, который поднимает сильный ветер и летает с этим ветром невидимым. У венгров есть похожий мифологический персонаж — босоркань, ведьма, безобразная старуха, обладающая способностью летать и превращаться в животных, которая также вредит посевам, людям и скоту. Босоркун отнимает у людей здоровье или жизнь. Кто его пытается поймать, того он убивает силою ветра. Босоркун вызывает засуху, навевает на людей и скотину болезни — поветрия. Особенно вредят босоркуны людям ночью на Ивана Купалу (7 июля), день Луки (26 декабря) и Святого Георгия, покровителя скота (6 мая). Неизвестно откуда пришедшие Колдуны и косматые ведьмы: «Это шутит над вами болото. Это манит вас тёмная сила». Босоркуны вредят людям преимущественно ночью, время их особой активности — Иванов день (24 июня), день Луцы (13 декабря) а день святого Георгия (24 апреля), покровителя скота.

Боткий Ширтка. В мифологии ингушей культурный герой. Согласно одному из мифов, дал людям плуг, водяную мельницу. В нарт-орст-хойском эпосе Боткий Ширтка наделён сверхъестественным свойством — отправляться в преисподнюю и возвращаться обратно; когда нарт-орстхойцы набрасываются на него, чтобы убить, он тут же исчезает под землёй. Во всех предприятиях нарт-орстхойцев Боткий Ширтка — их советчик, выручающий в критических положениях, они же, использующие его смекалку и ум, постоянно его изводят.

Бочан. Бусел. Стерх. Аист. Особо почитаемая птица, наделяемая в народных представлениях человеческими свойствами.

Боян. Баян. Мифологический поэт-певец древних славян, Упоминается в летописях. От Бояна идёт традиция сложения былин, раннего устного поэтического творчества. Песни Бояна — устная летопись жизни народа. Боян - внук Велеса. Сын Буса Старого. Легендарный поэт-певец, знаток старины, возможно провидец. Был почитаем во времена земледельчества и двоеверия. Автор Боянова Гимна. Всё ведает, обо всем слагает песни "Велесов внук". Он везде успевает, где случаются значительные события, воспевает мудрость князей и подвиги воинов; но в назидание потомкам с мело «бает» о распрях, изменах, неразумной гордыне правителей, что приводит к страшным бедам. Пел он о богах, пел о богатырях, пел и о русских князьях. Его прародитель — бог мудрости Велес, а потому Боян умеет слышать голоса птиц и зверей, а потом перелагать их на язык человеческий. Струны его гуслей — живые, персты его — вещие. Боян один из немногих, кто умеет слышать пророчества птицы Гамаюн, кому навевает сладкие сны Алконост, кто не убоится смертоносных песнопений Сирина. О Бояне позднее вспоминали и в других произведениях Древней Руси, и в XIX веке, но источник у всех был один — «Слово о полку Игореве». Был ли в действительности такой певец-поэт или автор «Слова» его «выдумал», создав поэтический образ, в котором воплотил реальные черты придворных певцов Киевской Руси, — останется навсегда загадкой. Однако же благодаря «Слову» Боян вошел в сознание людей Древней Руси как великий слагатель и исполнитель устных песен во славу князей.

Бравлин. Легендарный князь. Жили мы тогда под готами. В те века мы управлялись родами и князьями. И был князь Бравлин, который отобрал у эллинов берега морские. И после битвы мы пришли туда, и там разводили скотину, и скифам давали попасти скотину в степях. И тогда терпели беду они, потому что греки снова сидели в Голуни, а когда приходили в города - злобствовали на нас. В те времена мы ушли прочь на север, и там были двести лет, и там мы остались с тех пор и доныне. И сейчас мы имеем другого князя Бравлина, правнука своего деда, который говорил: "Идите на юг, на греческую Голунь! Ибо греки между эллинами - племя особое, и продают они нас, поймав в степях, и скотину нашу хотят взять задаром. Это мы имели от них. Стряхните же их в море и гоните в свои края, так как земля та, русская, и там русская кровь лилась вниз на землю, и та пила кровь нашу. На нас надейтесь! И мы будем её защищать во все дни, как и ранее хотели".

Hosted by uCoz