Богородица - Божья девочка
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы
__________________________________________________________________________
Богородица
Богумир
Боденжар
Бодончар
Боженята
Божества Чудовища
Божества языческие
Божественный гость
Божий барашек
Божий Коваль
Божий телёнок
Божич
Божки
Божья девочка
__________________________________________________________________________

Богородица. Богоматерь, Матерь Божья, Дева Мария. В церковной традиции наименования Пресвятой Девы Марии, родившей Иисуса Христа. Имя «Богородица» известно у всех православных славян. Постоянный эпитет Богородицы у православных славян Пресвятая, Пречистая, заменяющий иногда ее имя. Народный культ Богородицы отличается от церковного большей приземленностью. Богородица выступает как защитница от бед, нечистой силы, напастей и страданий. Она - небесная заступница, отзывчивая, милосердная и участливая. Поэтому к ней нередко обращаются в молитвах, заговорах, заклинаниях. Богородица — излюбленный персонаж народных легенд, имеющих нередко книжный апокрифический источник. Богородица считается покровительницей рожениц, что обусловливается мотивом материнства Богородицы (Матери Божьей) и этимологической связью слов «Богородица» и «роды». У сербов при родах обращаются к Богородице с просьбой о помощи или омывают водой икону с изображением Богородица и дают эту воду пить роженице. У болгар сразу после родов повитуха кадит подле роженицы, ребенка и молодок, чтобы они рожали, и затем переламывает обрядовый хлеб. Сербки, страдающие бездетностью, молятся на коленях перед иконой или фреской Богородицы, соскребают с нее краску, растворяют в воде и пьют ее, чтобы зачать. С культом Богородицы у южных славян связаны легенды и ряд запретов в предрождественский период, когда «Богородица мучилась Христом». Поэтому сербы в Боснии в Сочельник не поют, а македонки в р-не Велеса на святки не занимаются женским рукоделием. С Богородицей и рождением Христа связаны и болгарские колядные мотивы и легенды о деревьях, в т.ч. об осине. Богородица искала в лесу чистое место для люльки с новорожденным Христом и нашла золотой граб, благословила его и повесила люльку. Все деревья поклонились Богородице, кроме ясеня, и она его прокляла, как прокляла и осину (болг. «трепетлика») за то, что та продолжала трепетать, когда все деревья замерли. Замерли и все птицы, кроме кукушки, которая тоже была проклята Богородицей. Аналогичные легенды известны в сербском и македонском фольклоре. В русской народной традиции культ Богоматери сближается и сливается с культом матери - земли (см. Земля, Макошь). По северорусским легендам, Богородица на Пасху «ходит по земле»; по белорусским легендам, ее можно увидеть плачущей в предвестье какой-либо беды. Богородица — заступница детей на этом и на том свете. По русским верованиям, мать, «заспавшая» своего ребенка, должна была несколько ночей подряд одна молиться в церкви в очерченном кругу. Тогда в первую ночь Богородица показывала матери ее ребенка, находящегося в крови, во вторую ночь крови становилось меньше и так далее до полного очищения. В восточнославянской, особенно русской традиции ярко выражены празднования дней памяти прославленных икон Богородицы — Казанской (8.07), Смоленской (28.07), Владимирской (23.06), Тихвинской (26.06) и др. Эти праздники относились к «страдной» поре крестьянских летних работ, а Казанская Богородица — к грозовой поре лета, поре окончательного созревания ржаного поля. Многие народные легенды о Богородице связаны с апокрифами. У сербов в Боснии есть поверье, что из свечей, поставленных перед иконой Богородицы за души покойников, Богородица плетет сеть для их извлечения из ада и перемещения в рай. Украинки Галиции в конце 19 в., вытаскивая коноплю из воды, бросали по течению одно перевясло конопли для Богородицы. Из такой конопли Богородица выпрядает нитки и делает сеть, которую затем забрасывает в адское пекло и вытаскивает оттуда не очень грешные души. По одной из болгарских легенд, Божа майка заснула, но затем ее разбудил св. Петр, чтобы показать ей чудо, как спасенные молитвами грешники переходят в рай по тонкому конопляному волокну. Согласно сербской легенде Богородица перед рождением Христа видела сон, как небо переломилось пополам, а потом снова соединилось, а сама Богородица после смерти вознеслась на девятое, высшее небо. В Болгарии верят, что сами Орисницы — это святые или три Орисницы — это Иисус Христос, Богородица и св. Петр. Орисницы живут вечно на краю света (варианты: на небе, вместе с Солнцем, в раю с Богом). В русских заговорах Гора, с одной стороны, — место, где находится Бог, Иисус Христос, Богородица и сакральные объекты (дуб, бел-горюч камень и др.), а с другой — место, где обитает нечисть. В славянской традиции функциями прях, определяющих судьбы, наделяются как высшие персонажи, в том числе Богородица, св. Варвара и Параскева Пятница (ср. Пятница) — покровительницы рожениц и прях. В чешской легенде (Моравия) благоухание цветущего куста Шиповника объясняется тем, что Богородица сушила на нем пеленки маленького Христа. Женщины, прядущие в неурочное время, колют своими Веретенами саму Параскеву Пятницу, св. Варвару или Богородицу, которые являются к ним в истерзанном виде как укор в совершенном грехе. Интересный мотив отмечен на Балканах, в центральной Боснии: Богородица из свечей, зажигаемых за души покойников, плетет большую сеть и забрасывает ее в ад; в аду тот, кто не очень грешен, хватается за эту сеть и, таким образом, выбравшись из ада, отправляется в рай. Рассказывают, что Осина виновна в том, что позволила мучителям Иисуса Христа сделать из своей древесины крест, на котором его распяли, гвозди, которыми он был прибит к кресту; Богородица либо сам Христос прокляли Осину и наказали ее вечным страхом, от которого та трясется по сей день. Ряд южнославянских названий указывает на связь Зверобоя с Богородицей, например, в сказке из юго-восточной Сербии появление пятен на листьях Зверобоя объясняется тем, что Богородица месила хлеб, вымыла руки, и от капелек, которые упали на листья, образовались пятна (ср. южнославянское название Зверобоя «богородицына трава»). По боснийским поверьям, ржаво-красные пятна на листьях — это кровь, оставленная Богородицей во время месячных. Рядом с Дубом или прямо на нем находятся царь, царица, Бог, Богородица и святые, а вокруг Дуба, в его корнях или на листьях, лежит змея. Сербы рассказывают, что Богородицу, спасающуюся с младенцем Христом, застиг в пути дождь, и она попала в хижину пастуха. Чтобы обсушиться, она стала будить пастуха, но он спал мертвым сном. Богородица бросила в пастуха горсть пепла, из которого произошли Вши, чтобы они покусали и разбудили пастуха. Считается, что Богородица велела Повитухе всегда быть готовой к приему новорожденных и никогда не отказывать женщинам в помощи.

Богумир. Прародитель ряда славянских племен: русов, северян, полян, кривичей, дреговичей. В те времена, когда ушли русские из Семиречья, был Богумир - муж Славы (Славуня), и имел он троих дочерей и двух сыновей. Они привели скот в степи и там жили среди трав, как и во времена отцов. И были они послушны богам, и имели разум, все схватывающий. Настало время и отправился Богумир по совету Славуни в степь, чтобы найти мужей своим дочерям. У дуба он встретил трёх всадников и вернулся с ними домой. Отсюда пошли три рода. Богумиру же боги давали земные блага, и их мы не имели.Богумир. Этот Богумир сурью сотворил. И были они, и сурья была, когда боги рекли ему хвалу.

Боденжар. Бодончар. В тюркских генеалогиях Чингисхана чудесно-рождённым сыном Алан-гоа (Алангу) оказывается сам Чингисхан, Бодончар же (Боденжар) называется лишь в числе его «земных» старших братьев.

Бодончар. В мифологии монгольских народов предок Чингис-хана, сын праматери рода Чингисхана Алан-гоа. Бодончар родился спустя некоторое время после смерти Добун-мергена, мужа Алан-гоа (в некоторых вариантах — вместе с двумя братьями). Его отцом было небесное (солнечное) божество, которое приходило к Алан-гоа после заката в виде жёлтого человека, а уходило перед восходом в облике жёлтого пса [совмещение двух концепций происхождения героя: небесного (солярного) и тотемического]. В тюркских генеалогиях Чингисхана чудесно-рождённым сыном Алан-гоа (Алангу) оказывается сам Чингисхан, Бодончар же (Боденжар) называется лишь в числе его «земных» старших братьев. Старшие братья обвиняют Бодончара в том, что он незаконнорождённый, и это вынуждает Алан-гоа раскрыть тайну своей связи с небожителем. Тем, что после смерти матери братья лишают Бодончара положенной ему доли наследства, и своим прозвищем Мунгхаг («простак») он напоминает героя волшебной сказки. Отселившись, Бодончар занимается соколиной охотой: с места его стоянки при северо-западном ветре летит птичий пух, подобный снежным хлопьям. Ежедневно он заходит в стойбище соседнего племени. Однажды Бодончар, воспользовавшись помощью разыскавших его братьев, совершает вооружённое нападение на это племя, не имевшее ранее вождя, и становится его главой (ср. Борте-Чино), захватив себе в жёны беременную женщину.

Боженята. Божичи. Младший род славянских богов, состоящий из младших сварожичей, т.е. славян, достигших в посмертии совершенства - боженят, ставших прообразом многих христианских святых, или как их называли в народе - божичей, т.е. Всеобщих Триглавов, являющихся Прародителями славян: Сенич - Житнич - Венич, Зернич – Овсенич - Просич, Студич - Ледич - Лютич, Птичич - Зверинич - Милич, Дождич - Плодич - Ягодинич, Пчелич - Ирестич - Кленич, Озернич – Ветрич - Соломич, Снежич - Странич - Свендич, Радич - Свиетич - Корович, Красич - Травич - Стеблич, Родич – Масленич - Живич, Ведич - Листвич - Цветич, Водич - Звездич - Громич, Семич - Липич - Рыбич, Березич - Зеленич - Горич, Страдич - Спасич - Листверзич, Мыслич - Гостич - Ратич, Стринич - Чурич – Семаргл - Огнебог.

Божества Чудовища. Змей, Ящур у не славян, Ящер у северных славян, Яша, Змей-Горыныч. Могучее враждебное чудовище — встречается в мифологии практически любого народа. Древние представления славян о Змее сохранились в сказках. В них герой сражается с многоголовым чудовищем, как правило, возле реки (Змей связан с подземными водами) или возле моря (на Готском море с греческим Змеем воевали), победив его, освобождает царевну, а былинный герой Добрыня — многочисленных пленников. Со Змеем, обычно борется колдун или народный герой с помощью волшебства или колдовства. Он освобождает пленных. Окончательно Змея повергает только Перун.

Божества языческие. Русские летописи сообщают о поклонении славян языческим божествам на горах. В Древней Руси существовал обычай ставить идолы богов на возвышенности. На Горе (холме) принято было совершать весенние обряды (русское горка — «собрание молодежи весной и летом для хоровода»), зажигать костры в весенние праздники, приносить жертвы, скатывать с гор зажженные колеса. В русских заговорах Гора, с одной стороны, — место, где находится Бог, Иисус Христос, Богородица и сакральные объекты (дуб, бел-горюч камень и др.), а с другой — место, где обитает нечисть.

Божественный гость. См. Полазник.

Божий барашек. Названия типа «(божья) коровка (овечка, барашек, теленок и т.п.)» реализуют общую модель соотнесения насекомых со скотом.

Божий Коваль. Кузьма-Демьян. Божий Коваль заставляет змея, которого послал Бог, пропахать землю до самого Черного моря: там пахарь дает змею напиться, и тот, выпив полморя, распадается на части — превращается в мелких змей.

Божий телёнок. Названия типа «(божья) коровка (овечка, барашек, теленок и т.п.)» реализуют общую модель соотнесения насекомых со скотом.

Божич. Молодой Бог. В Болгарии, в колядках нередки мотивы рождения молодого Бога (Божича). Рождественский персонаж южнославянской мифологии, упоминаемый в колядках. Символ его — златорогий олень, обозначающий начало нового солнечного цикла; также огонь. Умирает в огне Бадняк (старый год) и Божич (новый год) на своих золотых ногах приносит обновлённое солнце, Божич — солнечное божество, предвещающее весеннее возрождение природы, её омоложение.

Божки. Домовники. Шестой род славянских богов составляют Домашние (служебные) божки. Старшим среди Домовиков является Хозяин Домовой, величиной с годовалого ребенка; он возглавляет Сенников, Банников, Овинников, Гумников, Горешников (обитателей «гореща» – чердака), Птичьих, Клунных и Зерновиков (хранящих запасы зерна). Подчиняется Хозяину и Садовник со своими помощниками: Яблонниками, Грушевниками, Вишенниками, Сливовниками, Ягодниками, Травниками, Вяшатами, Вяшками и Вешками (Вешки, величиной с пчелу, живут в стенах дома; а Вяшата, величиной с ладонь - в саду и огороде). Подчинён Хозяину и Огородник со своей командой: Капустниками, Гороховиками, Огуречниками, Картошниками, Кукурузниками, Дынниками, Арбузниками, Цибульниками, Свекольниками и Укропниками. Все домовики - божки весёлые, у них «душа дитячья». Зла они не помнят, и если человек даже обидит их, долго не сердятся. Особенно, если получили «страву» - жертву Домашним божкам.

Божья девочка. Одно из названий Божьей Коровки у болгар.

Hosted by uCoz